"Я работаю гидом, но для меня это не работа, это моя страсть" - интервью с Мингма Галйе Шерпа

Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa). Фото alpinismonline.com
Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa). Фото alpinismonline.com


Гималайский альпинизм, а в особенности его наиболее важная ветвь: восхождения на восьмитысячники в сезоне 2017 года проходил весьма сложно.
На протяжении всего года есть суммарно лишь три-четыре месяца, когда альпинисты могут совершать восхождения не опасаясь за непредсказуемые экстремальные погодные условия, которые не позволяют подняться на вершину.
Сезон 2017 года начался по сути с попытки зимнего восхождения на Эверест испанского (баскского) альпиниста Алекса Тикона (Alex Txikon). И не смотря на то, что Алекс сделал всё возможное и даже невозможное для достижения цели, гора не пустила его к вершине.
Возможно, в сезоне 2018 года мы увидим, справится ли Алекс со своим проектом

Затем наступил традиционный сезон гималайских восхождений, оставив глубокую рану в сердце альпинизма, когда при восхождении на семитысячник Нупцзе недалеко от первого высотного лагеря на Западном склоне горы погиб легендарный швейцарский альпинист, 40 летний Ули Штек (Ueli Steck)

Эверестовский сезон запомнился нам прежде всего успешным восхождением двух украинских альпинистов: Валентина Сипавина (г. Харьков) и Игоря Грушко (Киев / Донецк)

Немногим позже, альпинистский мир снова был шокирован, когда Мариано Галван (Mariano Galvan) из Аргентины и Альберто Зерайн (Alberto Zerain) из Испании погибли при восхождении на восьмитысячник Нангапарбат (Nanga Parbat, 8126 м) - девятый по высоте восьмитысячник мира.

Но не смотря ни на трагедии ни на успехи, гималайский альпинизм как продолжался так и будет продолжаться, разве что с каждым годом в горах будет появляться всё больше и больше альпинистов.
И хотя трагедии и случаются ежегодно, становясь по сути чем-то неотъемлемым для высотного альпинизма, они становятся причиной изменения альпинизма и обращают внимание на смысл их главных героев.

Но больше всего, конечно, в историю альпинизма вносят свою роль именно успешные восхождения. В этом смысле сезон 2017 года стал знаменательным для одного конкретного альпиниста, который полагаясь на свой богатый опыт и работу в горах смог побывать шесть раз на отметках выше 8000 метров, поднявшись при этом на 4 восьмитысячника.

Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa) 30 апреля 2017 года поднялся на вершину Дхаулагири, 11 мая на вершину Макалу, 10 июня на Нангапарбат (это восхождение считается сомнительным), 28 июня на вершину К2, 4 августа на вершину Броуд Пик (это восхождение считается сомнительным) и снова на вершину Нангапарбат 2 октября

Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa) и команда Pakistan 2017. Фото Mingma G.
Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa) и команда Pakistan 2017. Фото Mingma G.


Недавно Мингма дал интервью, в котором рассказал не только о своих восхождениях на восьмитысячники, но и о чем-то более важном: о своей жизни и жизни людей народности шерп, живущих у подножия высочайших вершин мира.
И эту историю рассказывает нам очень скромный, простой и всегда предрассудительный человек, о котором мы многое узнали из небольшого интервью.


Для шерп восхождение на вершины это образ жизни. В Вашем случае, помимо финансового интереса, что еще заставляет заниматься альпинизмом?


Мои родители были связаны с альпинизмом, мой отец работал гидом в коммерческих экспедициях. В 1983 году от обморожения он потерял 8 пальцев, помогая японскому альпинисту на Эвересте, находясь в "зоне смерти" на высоте более 8000 метров.
Но не смотря на тяжелую травму, он продолжил заниматься своей профессией и никогда не терял к горам интереса, ведь это наша природная среда.
И я тоже вырос в этой среде, я всегда ходил рядом с высочайшими горами мира и мечтал, что однажды смогу и сам попробовать подняться на эти вершины.
В 2006 году, когда я закончил учебу, я впервые присоединился к экспедиции в которой работал мой дядя. Экспедиция планировала подняться на восьмитысячник Манаслу.
Лично мне очень понравилось это первое восхождение, хотя я конечно не был альпинистом, а работал как наёмный персонал для японской команды.
Позже я работал в команде на восьмитысячнике Лхоцзе и совершил восхождение на Эверест в 2007 году (от ред: к концу 2017 года на счету Мингмы уже 5 успешных восхождений на Эверест.)
А через год я уже получил право работать высотным шерпой, поскольку у меня уже был большой горный опыт. Многие другие гиды присылали свои предложения что бы я работал в их команде.
Но, по правде говоря, я вовсе не собирался работать в этой области, хотя полностью был увлечен ею. Я даже пытался бросить работу, но так и не смог.
Поэтому с 2010 года я начал усиленно тренироваться и прошел курс по альпинизму, получив диплом международной федерации ассоциаций горных гидов (UIAGM / IFMGA). Теперь я мог воспринимать альпинизм не только как работу,но и как свою страсть.
Я не только работаю горным гидом, но и сам занимаюсь альпинизмом!
Я совершал сольные восхождения, поднимался на ранее непокоренные вершины, ища своё место в альпинизме. И я был счастлив, поднимаясь на вершины.
Когда я иду на гору, мне не нужно сидеть в офисе и отвечать на телефонные звонки, это совершенно разные миры! Совершенно разная жизнь! И это то, что не дает мне бросить альпинизм.

Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa) и Ама-Даблам. Фото Mingma G.
Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa) и Ама-Даблам. Фото Mingma G.


Что Вы думаете о своем успехе в альпинизме?

Каждый раз, когда я поднимаюсь на вершину, один или с группой, я делаю это ради собственного удовольствия. Я работаю гидом, но для меня это не работа, это моя страсть. Я думаю, что не смотря на то, что добиваюсь успеха в горах, я не считаю себя настоящим альпинистом, мне еще предстоит пройти долгий путь

На территории Непала и Пакистана еще так много непокоренных горных вершин. Хотели ли бы Вы подняться на них? Или же Вы сейчас заняты восьмитысячниками?

Я родился в долине Роллвалинг на высоте 4000 метров, там не было ни школ ни электричества ни транспорта ни средств связи ни медицины... ничего что есть в цивилизованном мир; это очень отдаленный район.
В окрестных горах было множество вершин, на которые еще не ступала нога человека.
С 2010 года мы проходили по одному новому горному пику, и теперь уже нет мест, куда бы не дошел альпинист.
Наши старейшины говорят, что если Вы хотите что-то изменить, делайте что-то для себя и своей семьи; и именно это мы и делали.
Теперь в Роллвалинге развивается даже ледолазание, не говоря уже о скалолазании и высотном альпинизме. Сейчас в долине можно видеть все больше и больше туристов. И мы рады что были одними из тех, кто открыл нашу долину миру.
Конечно я рад буду пройти оставшиеся мне два восьмитысячника (от ред: речь идет о завершении программы "14х8000"), но я также повторю восхождение на спорный мой восьмитысячник, на этот раз как гид в коммерческой команде.

Второй высотный лагерь на Ама-Даблам. Фото Mingma G.
Второй высотный лагерь на Ама-Даблам. Фото Mingma G.


Какая из гор в ближайшее время, по Вашему мнению, будет испытывать на себе "бум" альпинизма?

Если говорить о восьмитысячниках, то это будет Манаслу в Непале, Гашербрум II и Нангапарбат в Пакистане.

Манаслу уже и так переполнен альпинистами , и в будущем вероятно на этой горе будет еще больше людей.

Если правительство Пакистана проведет реформу в сфере альпинизма, обучит своих альпинистов и упростит процесс выдачи пермитов и виз, поверьте, Гашербрум и Нангапарбат будут переполнены как Эверест.
Многие люди боятся приходить в эти горы из-за возможного терроризма. Но когда вы в действительности приходите в Пакистан, Вы не находите эту угрозу. Местные люди очень дружелюбны, как и мы, у них есть закон защищающий всех; Вы вернетесь домой с множеством приятных впечатлений как о стране так и о горных вершинах.
В экономическом плане альпинизм в Пакистане намного дешевле. И если люди почувствуют, что Пакистан безопасен для экспедиций, то да, Нангапарбат ждут большие перемены, она будет переполнена.
Мы поднимались на Нангапарбат в сентябре 2017 года и погода и условия на горе были идеальными.
Это было одно из самых красивых восхождений в моей жизни.

На восьмитысячнике Броуд-Пик. Фото Mingma G. (от ред: в последствии окажется что это фото было сделано не на вершине горы)
На восьмитысячнике Броуд-Пик. Фото Mingma G. (от ред: в последствии окажется что это фото было сделано не на вершине горы)


Расскажите о нынешнем положении шерп? Считаете ли Вы, что условия труда улучшились и что шерпы становятся более профессиональными в своей работе?

Сейчас всё больше и больше образованных шерп приходят в альпинизм. Они работают для лучшего своего будущего, и конечно становятся профессионалами своего дела. Раньше шерпа работал на горе а после окончания экспедиции возвращался домой, принося заработанные деньги, при этом не особо заботясь о своей технической подготовке или получении новых знаний.
В настоящее время много шерп уже используют интернет, путешествуют по различным странам что бы научится новому. По этой причине многие иностранные компании теперь нанимают шерп как высотных горных гидов в своих странах.
Это отличное достижение.
Однако, ценовая конкуренция и неудовлетворительное регулирование альпинизма со стороны правительства сейчас являются основными моментами, которые влияют на нас.
Если шерпа, работающий на горе, погибает, то его семья получает от правительства Непала компенсацию в размере 15 000 долларов США, что в настоящее время практически никак не помогает. Заработная плата и бонусы на рынке ценовой конкуренции слишком низки.

Если у нас не будет сильных правительственных правил и положений, мы не сможем ожидать повышение профессионализма шерп. Но всё же в современном мире ситуация очень сильно изменилась и требования к шерпам растут.

На восьмитысячнике нангапарбат. Фото Mingma G. (от ред: в последствии окажется что это фото было сделано не на вершине горы)
На восьмитысячнике нангапарбат. Фото Mingma G. (от ред: в последствии окажется что это фото было сделано не на вершине горы)


Этот год для Вас был весьма успешным - вы поднялись на вершины пяти восьмитысячников. Этот год был важным для Вас?

В моей карьере 2015 год был очень важным. Это был год, когда я совершил сольное первопрохождение по ранее непокоренной Западной стене горы Чобутце (Chobutse) . Никто из моей родной деревни не ожидал, что кто-то вообще сможет пройти эту стену. Когда я был маленьким, я спрашивал у отца, сможет ли он пройти эту стену, но он ответил, что никто в мире никогда не сможет её преодолеть.
Мой отец, Дорджи скончался в июле 2015 года, и в тот же год я совершил это прохождение, назвав свой маршрут "DORJEE" в честь своего отца.

Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa). Фото Mingma G.
Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa). Фото Mingma G.


Что вы думаете о аварии произошедшей в мае месяце с Давой Санже Шерпой (Dawa Sange Sherpa)?

Этот инцидент произошел из-за небрежного отношения к восхождению. У нас в Непале нет строгого регулирования альпинистской деятельности - любой желающий может подняться на любую разрешенную вершину. Если бы правительство ввело правила о минимальном альпинистском опыте пред восхождением на Эверест, что сперва нужно подняться хотя бы на один семитысячник, то трагедии бы не произошло.

Наша самая большая проблема заключается в увеличении количества туроператоров и ценовой конкуренции, которую эти операторы предлагают. Все больше и больше экспедиций организовывают компании и это привлекает все больше и больше клиентов; пр этом компании демпенгуют цены на рынке, но качество услуг при этом снижается.
Что бы обеспечить хороший сервис и предоставить квалифицированных шерп, клиент должен платить много.

Я ничего не знаю о Даве, но прочитав некоторые статьи, я понял, что это был его первый раз на Эвересте и он работал гидом для пакистанского альпиниста. Судя по всему оба и клиент и шерпа не смотря ни на что хотели взойти на вершину, но оба не рассчитали запас кислорода в баллонах, силы и время на возвращение.
Это доказывает, что они оба были неопытными в высотном альпинизме: гид не мог принять правильное решение а клиент не решался давать свои советы.
Слава богу что оба они вернулись домой живыми, хоть и заработав обморожения. Жаль что они не достигли вершины, но я надеюсь это станет и для них и для других уроком.

Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa)  танцует на вершине восьмитысячника Нанагапарбат (Nanga Parbat, 8126 м), июль 2017 года
Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa) танцует на вершине восьмитысячника Нанагапарбат (Nanga Parbat, 8126 м), июль 2017 года



Расскажите о самой сложной ситуации в горах, которую Вам приходилось пережить?

Это был мой 11-й год работы в альпинизме. Я был гидом в Эверестовской экспедиции в 2015 году и тогда на горе я потерял 5 членов команды! Люди погибли в лавине, вызванной землетрясением в Непале. Лавина, сошедшая со склонов горы Пумори, прокатилась по базовому лагерю Эвереста. Всего в этой лавине погибли 18 человек, и к сожалению 5 из них были из моей команды. Более 100 человек получили ранения.
Это был кровавый базовый лагерь: мертвые, раненные, крики повсюду, плач и беготня за помощью. Вспоминая этот день на мои глаза наворачиваются слезы.

Сколько восьмитысячников Вам осталось до завершения задачи программы "14х8000"?

Остались 13 и 14 по высоте горы: Гашербрум II и Шишапангма. У меня на самом деле не было планов проходить задачу "14х8000", но поднявшись на вершины Канченджанга и К2 в 2013 и 2014 годах, я уже начал планировать и остальные восьмитысячники.
У нас, непальцев в крови долгая история альпинизма, но никто еще из нас не смог пройти все восьмитысячники без использования кислородных баллонов, поэтому я планирую представить нашу страну в этом элитарном клубе!

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Теги: Мингма Галйе Шерпа, Mingma Gyalje Sherpa, альпинизм, Гималаи, восхождение, Непал
Автор: https://alpinismonline.com
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ