"Читерство" в скалолазании: этическая проблема использования наколенников

Эду Марин в Флатанжере. Фото Esteban Lahoz
Эду Марин в Флатанжере. Фото Esteban Lahoz


На днях ведущий испанский скалолаз Эду Марин (Edu Marin) поднял в своем боге не простой вопрос: использование приспособлений, облегчающих лазание по скалам это "читерство" или логическая эволюция спортивного скалолазания?
Прежде всего эта проблема касается использование наколенников, для облегчения заклинивания колена в сложных движениях, обеспечивая скалолазам отдых на маршруте.

Неписанные этические правила скалолазания на природном рельефе, создаваемые ведущими легендарными скалолазами годами, кажется, сталкиваются с эпохой технического прогресса, который в наше время набирает обороты и в скалолазании.
На самом деле использование высокотехнологического снаряжения или продвинутой техники лазания не считается чем-то запрещенным в скалолазании, но и как в любом другом виде деятельности, здесь важно сохранить здравый смысл.

Так, например "удочка" для провешивания оттяжек сегодня уже считается нормой, как и специальные очки для страхующих, не говоря уже о карабинах, веревках и страховочных устройствах.
Эти средства позволяют повысить безопасность на скалах и дать возможность скалолазу насладиться лазанием, не отвлекаясь на другие аспекты безопасности.
Однако эти приспособления и снаряжение никак на прямую не связаны с самим процессом лазания, чего нельзя сказать о наколенниках.

Наколенники - в наше время это не только средство, предотвращающее травму кожи и коленного сустава,, зачастую в них просто легче преодолеть маршрут (конечно, если Вы знаете, как использовать наколенники).
И в таком случае возникает логичный вопрос: как оценивать маршруты, открытые или повторенные с помощью наколенников?

Эду Марин, которого журналист из журнала Desnivel спросил о том, является ли наколенник "читерством" или, скорее, логическим развитием нашего спорта, говорит:

"Лично для меня это больше похоже на эволюцию снаряжения, как в других скалолазных приспособлениях.
Конечно, каждый скалолаз подходит к использованию защиты индивидуально.
Есть люди, которые категорически отказываются использовать наколенники, а есть те, кто использует их только в крайних случаях, а есть и те, для которых наколенники это обязательное снаряжение, как магнезия или страховка.
Проблема заключается не только в использовании наколенников, но в том, как при этом оценивается категория пройденного маршрута."


Далее, уже в своем блоге, Эду пишет:

"Когда в 2006 году я проходил свой первый маршрут категории 9а+ "La Rambla", у нас еще не было наколенников, на скалах мы использовали лишь руки и ноги.
Сейчас многое изменилось. Технологические достижения в снаряжении произвели революцию в скалолазании.
Лично я проходил сложные маршруты с использованием наколенников, например, Chilam Balam 9a+/b, впрочем, я думаю, что они и были открыты с использованием наколенников.
Я также являюсь амбассадором бренда Send Climbing, который являтся производителем наколенников для скалолазов.
Проблема в том, что они очень массово используются сегодня, и на самом деле категории маршрутов с одинаковыми цифрами уже становятся не одинаковыми.

Сегодня наколенники используются даже для прохождения сложностей 9a+.
Это явный сигнал для меня, например если взять маршрут "Catxasa", прохождение его без защиты это сложность 9а+, прохождение с наколенниками это уже сложность 9а
Первое восхождение по этому маршруту было сделано Крисом Шарма и для прохождения ключа ему надо было сделать дино на одном пальце....С наколенником этот ключ превращается в обычный пассив, когда Вы заклиниваете колено в ключе.
Это полностью меняет сложность маршрута.

Или если взять классический "The Nose" на Эль-Капитане . Я уверен, что Лин Хилл не использовала наколенники на ключах.

Поэтому я думаю, что если все скалолазы будут использовать наколенники, то в какой-то момент нам придется пересмотреть категории сложностей всех маршрутов , поскольку они были открыты без использования подобного снаряжения.

Или есть и второй вариант: указать при пролазе использование наколенников, например обозначать маршрут как "Catxasa" 9a (KP) - используется наколенник.

Третий вариант, и, на мой взгляд, самый правильный, заключается в уважении сложности пройденных маршрутов. Если маршрут был открыт и назначен категорией без наколенника, то и повторять его следует также, чтобы сохранить первоначальную категорию.

Я думаю, что дальше нельзя игнорировать подобную проблему, ведь эта ситуация революционизирует скалолазание."



Себастьян Буин (Sébastien Bouin) на маршруте "Catxasa" 9а+. Фото Victor Rastas
Себастьян Буин (Sébastien Bouin) на маршруте "Catxasa" 9а+. Фото Victor Rastas


В то же время, сильнейший французский скалолаз Себастьян Буин (Sébastien Bouin), который недавно и прошел маршрут Catxasa с использованием наколенников, сказал: "Я считаю, что наколенники являются частью эволюции скалолазания. Они уже стали частью нашего спорта.
Например, маршрут "La Rage d'Adam" невозможно пройти без наколенников.
А самый сложный в мире маршрут "Silence" 9с будет еще сложнее.
Маршрут "Valhalla" был бы адской пыткой без наколенников.

Скалолазы должны быть честными и не приписывать изначальную сложность маршрута своему пролазу в наколенниках. Например я прошел "Catxasa" в наколенниках, но считаю категорию как 9a/a+."


По сути получается, что проблема не в том, использовать наколенники или нет, а в том, какое влияние оказывают «приспособления для скалолазания» на сложности маршрутов.

Эду Марин выступает за то, чтобы уважать маршруты и их авторов и повторять пролаз в том-же стиле как и при первопроходе, иначе следует понизить категорию пролаза.
Впрочем Буин придерживается подобной точки зрения.

Вопрос в том, способны ли скалолаза пойти на такой компромисс?

Теги: скалолазание, наколенники
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://wspinanie.pl/, https://www.desnivel.com/, Edu Marin
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ