25 октября 2018 года знаменитый австрийский альпинист Давид Лама (David Lama) совершил первое в истории восхождение на непокоренную вершину Лунаг Ри (Lunag Ri) известную также под именем Лунаг I (Lunag I).
Восхождение было совершено соло с выходом из базового лагеря 23 октября. После двух холодных биваков в 10:00 по местному времени он стоял на вершине горы прежде чем начать быстрый спуск в базовый лагерь.
Давид описал свои три дня восхождения и спуска как одни из самых сложных в своей карьере; в прочем важность этого успеха для 28-летнего австрийца не стоит недооценивать.
Об этом историческом событии мы сообщали на нашем сайте со ссылкой на его давнего напарника, американского альпиниста Конрада Анкера (Conrad Anker), с которым Давид ранее пытался совершить восхождение на эту гору. В этом году Конрад не участвовал в экспедиции Давида.
Подробный отчет Давида и видео, снятое с дрона Вы можете посмотреть в статье: ДАВИД ЛАМА: ПОДРОБНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРВОГО ВОСХОЖДЕНИЯ НА НЕПАЛЬСКУЮ ВЕРШИНУ ЛУНАГ РИ (LUNAG RI)
Давид, все мы видели Ваше видео с восхождения, оно выглядит потрясающе!
Да, это было очень сложное восхождение. Я очень счастлив теперь
было такое ощущение, что стоя на вершине Вы плакали от радости
Нет, на самом деле я не плакал от счастья. Глаза у меня слезились от того, что до самых последних метров перед вершиной я поднимался в тени горы и не одевал очки. А на самой вершине кроме солнца был еще и ветер, поэтому мои глаза и заслезились.
Так что нет, я не могу сказать что это слезы радости, но тем не менее мне было очень приятно находиться на вершине горы.
Но в то же время я знал что нужно спускаться как можно скорее.
Это была твоя третья попытка подняться на эту гору. Расскажите вкратце как все происходило?
Я использовал аналогичную стратегию, также как в моей сольной попытке еще в 2016 году, когда я ставил первый бивак на отметке 6400 метров.
23 октября, незадолго после полуночи, я вышел из базового лагеря и поднимался по маршруту всю оставшуюся ночь. Нижняя часть маршрута очень нестабильна на солнце, поэтому я хотел подняться по ней как можно выше пока она скована холодом ночи.
Восхождение шло даже гораздо лучше чем я планировал; я добрался до бивака вскоре после рассвета, а затем, до следующей ночи я провел остаток дня в палатке.
Лучше чем планировали? Как это?
В этом году на горе было мало снега, поэтому я решил, что мне предстоит пройти по микстовому участку. Несмотря на темноту, мне удалось пройти этот сложный участок очень быстро, всё благодаря тому, что я вспомнил как проходил эту местность в 2015 и 2016 годах
Как долго Вы оставались в палатке на биваке?
Я отдыхал в палатке весь день и планировал продолжить восхождение в 5 утра следующего дня. Я завёл будильник на 4:00, но проснувшись увидел, что ветер сильно уж разбушевался. Поэтому я прождал еще один час.
Получив прогноз от Карла Габла , в котором говорилось, что ветер будет порывами до 80 км/ч в мой первый день восхождения, а затем снизится до 40-60 км/ч в последующие дни а в день восхождения на вершину стихнет еще больше, я решил отложить выход до 6:00 утра. Тем более что гораздо комфортней было подниматься при свете солнца, ведь температура воздуха была -30°C.
Как проходил штурм?
Наибольшей проблемой был сильный холод, но я продолжал подниматься весь день и, в коне концов, вышел на отметку, на которой я застрял два года тому назад. Я был на 6800 метрах, где дважды ставил бивак..
И продолжили восхождение на следующий день
Да, я поднялся на ранее никем не покоренную вершину. Вышел на неё в 10:00, а затем быстро спустился на второй бивак,а затем быстро продолжил спуск в базовый лагерь.
Во второй половине дня я дошел до того места где останавливался на первую ночевку и снова поставил там свою палатку, отдохнул в ней, пока солнце не ушло со стены. Затем уже в темноте я спустился в базовый лагерь и был там около полуночи.
Судя по Вашим словам все прошло гладко и спокойно...
Ну, вы же понимаете, как обстоят дела с такими сложными и большими проектами. Когда все окончательно становится на свои места, то в итоге звучит просто. И наоборот, когда Вы терпите неудачу, чувствуется что всё проходило не так как надо и Вы сами были на грани своего предела.
Теперешнее восхождение не ощущалось настолько тяжелым как в 2016 году, но на самом деле мне трудно сравнивать, поскольку оба восхождения были очень разными.
Самой большой разницей в том, что в 2016 году я вовсе не планировал подниматься соло. Тогда мой напарник Конрад перенес инсульт и был экстренно эвакуирован в больницу; в его отсутствии я решил попробовать взойти на маршрут соло; но умом я не был достаточно подготовлен к этому проекту как сейчас.
Чтобы ответить на Ваш вопрос: в этом году восхождение было куда более приятным. Но всё-же, как и раньше было не просто.
Что было самым сложным?
Самой сложной была работа с холодом. Окно хорошей погоды, которое было предсказано заранее, менялось день ото дня, и, хотя я уже сложил свой рюкзак, я все продолжал и продолжал откладывать выход. В конце концов, положившись на удачу, я использовал свой последний погодный шанс.
Условия на маршруте варьировались от идеала до восхождения на холоде, особенно в последний штурмовой день.
Некоторые из микстовых участков были в техническом плане довольно сложны и подниматься по ним с заиндевевшими от холода пальцами было не так уж и просто.
А что на счет вершины?
Это тоже было не просто. Я поднимался на ранее совершенно неразведанный участок, никто до меня там не был. И мне совершенно не было ясно какое из выбранных ной направлений приведет к вершине. Но, как я уже сказал ранее, более всего меня беспокоил холод.
Последние метры перед вершиной выглядят довольно крутыми...
Возможно они выглядят так эффектно с камеры дрона, чем на самом деле. Я никогда не думал о том, чтобы подняться в лоб на них, тем более что веревкой ниже была куда более опасная местность. А последние метров перед вершиной мне казались прямым участком.
Как Вы оцениваете это восхождение?
Вы меня знаете, я не тот человек, кто любит громкие эпитеты; это восхождение, даже оглядываясь на мой опыт очень сложно оценить, ведь все мои подъемы в горах разные.
Серро Торре был конечно же эпохальным событием для меня, я выкорчевал старые шлямбура со стены, поскольку хотел подняться по маршруту "Компрессор" (Compressor route) в свободном стиле.
Также и Лунаг Ри был очень важным проектом для меня, ведь я хотел взойти на вершину из-за того, что случилось с Конрадом.
Но сравнение этих проектов мне кажется невозможным да и по сути не справедливым.
Я имею ввиду, что это восхождение безусловно очень важный проект для меня и его завершение это большая глава в моей альпинистской жизни.
Вы поднялись на вершину горы соло. Вы когда-нибудь рассматривали возможность восхождения на эту гору с кем нибудь другим, кроме Конрада?
Да, у меня появлялись такие мысли, но не долго. Для меня вопрос стоял не в том, можно ли совершить восхождение на Лунаг Ри а в том,
как бы я хотел совершить это восхождение.
Восхождение на эту гору в паре с другим компаньоном было бы проще, но я знал, что с моим опытом в попытке 2016 года, да с небольшой удачей и правильными погодными условиями я вполне могу справиться с горой и в одиночку.
Когда Конрад сказал мне что однозначно не хочет возвращаться к этой горе, и он лучше поищет другой проект, я решил пойти один.
Несколько лет тому назад я и Конрад вместе начали это дело, и я решил, что мой сольный выход станет прекрасным завершением проекта.