Более двух лет прошло с тех пор, как Давидом Ламой (David Lama) и Питером Ортнером (Peter Ortner) было совершено историческое первое восхождение в свободном стиле по легендарному маршруту "Компрессор" (Compressor route on Cerro Torre) на Патагонскую вершину Серро Торре.
Но альпинистское сообщество только сейчас начинает постигать в полной мере то, что случилось с 20 по 21 января 2012 года.
Более глубокое понимание этих событий представлено в фильме, который на днях вышел на широкий экран. Как Вы знаете, создание фильма финансировалось компанией Red Bull, и этих средств хватило для съемок эпичного видео.
Лама готовился к этому прохождению еще в 2010 году, когда он оставив на маршруте болты, снял все оттяжки - тогда на него обрушилась огромная критика за такое поведение с маршрутом.
В 2011 году сложные погодные условия не позволили провести свободное восхождение. И только хорошая погода зимой 2012 года наконец дала шанс альпинистам провести историческое восхождение.
Здесь стоит отметить, что Лама и Ортнер провели свое восхождение спустя лишь несколько дней, после того, как двойка других альпинистов: Джейсон Крук и Хайден Кеннеди срезали с маршрута более ста болтов, чем вызвали настоящий шок у одних и полную поддержку у других альпинистов. Причем сделали это после прохождения своего собственного маршрута "by fair means", на спуске с вершины.
"Для меня это первое восхождение свободным лазанием ... думаю что этим я закрыл свою мечту, я пережил величайшее приключение в своей жизни", пишет Давид в своем блоге.
Отметим, что за это восхождение Давид Лама и Питер Ортнер (David Lama, Peter Ortner) были удостоены награды "специальное упоминание жюри" на самой престижной в мире альпинизма премии Золой Ледоруб (Piolets d'Or 2013)
В прошлом месяце, журналистам сайта Planetmountain посчастливилось быть приглашенными на премьеру этого фильма в Инсбруке, и они конечно же воспользовались этим моментом и взяли у Давида ламы небольшое интервью.
Также, отмечается, что недавно презентированный фильм "Вероятность снега в Аду" - это совершенно другое видео, не имеющее ничего общего с фильмом от Red Bull.
Давид, давайте начнем с самого тяжелого, в чем была техническая сложность маршрута?
Ключевой участок был действительно в моем стиле: техничные вертикальные линии и лишь с изредка нависающие элементы. Сначала необходимо было преодолеть трещины Salvaterra, затем сместиться от них левее и выйти на гладкую плиту. Но самым ключевым участком была трещина "crack peters"
Что Вы сейчас можете вспомнить о том времени, проведенном ключах?
Все. Я при каждой возможности размещал в трещинах закладки, но эти трещины были так малы... Стена Серро Торре - гранитная с крошечными вкраплениями кристаллов кварца, которые дают для зацепов лишь несколько миллиметров.... Я помню эти зацепы, я помню насколько важно было доверять своим ногам, нащупывающим малейшую возможность для опоры. Вы на этой стене лишь капля.... а вершина висит над вами в 1000 метрах выше....
Почему Вы прошли левее вокруг вершины?
Я подозревал, что трещина Salvaterra была не проходима в свободном лазании, поэтому я принял решение сместиться левее, а после нее уже снова вернулся правее
А затем?
Затем я пытался пройти онсайтом на вершину, но мне это не удалось. В итоге я три или четыре раза срывался, пока мне в конце концов не удалось подняться через этот, казалось бы непроходимый участок. На нем совершенно не было возможности закрепиться и помочь вытянуть себя на верх, так что в любом случае этот участок, как бы я того не хотел, должен был пройден в свободном восхождении.
После "репетиции" прохождения, Питер спустил меня обратно к станции, и со второй попытки я его прошел.
Насколько этот участок был труден? Это может быть скальная сложность 8а?
Да, я оценил этот участок как 8а, но как я уже говорил ранее - он был полностью в моем стиле. Поэтому я нисколько не удивлюсь если окажется, что он должен оцениваться труднее. Тем более, следует принимать во внимание тот факт, что поставить станции на нем практически негде. Вот поэтому мне было бы очень интересно, что о этом ключе скажут другие команды, например британцы, которые уехали в Патагонию несколько месяцев тому назад.
К сожалению у них была ужасная погода и они не смогли взойти на вершину
Погода там играет главную роль...
Да, конечно, для успешного прохождения должна быть хорошая погода. Я был в Патагонии пять раз и только лишь сезон 2012 года был благоприятным, это был для нас уникальный шанс что бы попытаться пройти маршрут. Мы знали что ко времени погодного окна у нас должно было быть все готово, и мы воспользовались этим шансом. Но такая погода очень тяжело давит психологически: ведь если не получиться в этот раз, возможно следующий раз придется ждать пять лет...
Прохождение ключа стало открытой дверью к вершине
Да, после того как ключ прошел Питер, я вышел лидером на следующие четыре веревки, так мы вышли на Iced Towers, где разбили бивуак, а уже затем, на следующий день, поднялись на вершину.
Расскажите нам о этом дне
Мы поднялись на Iced Towers примерно за два часа, а затем перешли бастион, это заняло леще четыре часа, поэтому на вершине горы мы стояли около полудня.
Так рано
Да, мы поднялись довольно быстро, потому что не хотели оставлять прохождение бастиона на вторую половину дня по двум причинам: во-первых, мы знали что обычно после обеда идет дождь и не хотели промокнуть, а во вторых мы считали что эти дожди сделают скалы еще менее проходимыми
Глупый вопрос: насколько красив маршрут?
Хотя само по себе восхождение не выглядит красивым, в целом маршрут потрясающий. Пройти без болтов до Iced Towers было действительно здорово, а предвершинная зона была прекрасна, и одновременно довольно серьезна в ее преодолении
Что бы вы посоветовали тем, кто хочет повторить маршрут ?
Я думаю, то, что отличает меня от многих других альпинистов это мой стиль. Я не являюсь классическим альпинстом в строгом понимании этого слова. У меня довольно богатый опыт спортивного скалолазания, я и начинал как спортсмен на стенде.
В соревнованиях Вы должны выжать из себя 100% за одно мгновение, и Вы никогда не получаете шанс попробовать проблему снова и снова, сколько Вам вздумается. Именно поэтому я полагаю что добился успеха на Серро Торре.
Если Вы действительно хотите пройти в свободном лазании эту гору, Вы должны сделать восхождени по этим стенам своим родным стилем. А затем, когда у Вас будет шанс от погоды, Вы должны быть готовы к восхождению и не совершать ни единой ошибки.
Давид, маршрут дал вам много взлетов, но и много падений. На Вас обрушилось много критики за время этого проекта, в том числе и за чистку маршрута от оставшихся болтов для съемок фильма, спустя год после прохождения
Да, это верно. Я вдруг попал под перекрестный огонь. Для меня это было гораздо больше чем просто шквал критики, я чувствовал что смог сделать что-то важное на Серро Торре и от этого зависела моя репутация альпиниста. Трудно было понять что смог совершить серьезное восхождение и в то же время осознать, что что-то пошло не так.
Я сказал лишь одно: вся грязь была в интернете. Много было опубликовано, но многое было ложью.
А дальше что?
Тогда я понял что пере до мной два варианта: вообще не обращать никакого внимания на критику в целом или же попытаться понять в чем суть дела.
Многие люди интерпретировали мое молчание в течении нескольких месяцев как первый вариант, но я могу заверить вас, что это было не так. Я пытался понять... хотел понять.
Проблема в том, что веревки не должны были провешиваться для съемочной группы, и болты не должны были забиваться снова. Но поскольку съемочная группа находилась там только лишь из-за меня, это была полностью моя ответственность.
На протяжении всех этих лет кажется что Серро Торре пленил Вас
Да, вся эта история повлияла на мой стиль лазания. Теперь я знаю кто я и что хочу сделать, и то, как я теперь поднимаюсь на скалах - это заслуга Серро Торре.
Это может показаться странным, но я бы не хотел обойтись без критики
Эти три года были полны неожиданных поворотов. Вы довольны тем, как получился фильм?
Да, я очень доволен результатом. Я не продюсер, я не режиссер, но я часто был в монтажной комнате, и мне разрешили давать советы и идеи по фильму. Так что в итоге у нас получился очень сложный документальный фильм снятый вообще без каких либо спецэффектов.
Я думаю, многие будут удивлены результатом.
Последний вопрос Давиду: Что ты подумал, когда узнал что с маршрута были сняты болты?
(смеется) А о этом Вы можете узнать из фильма
От редакции: Из истории маршрута "Компрессор"
В 1952 году, после того, как Лионель Террай (Lionel Terray) совместно с Гвидо Маньоне (Guido Magnone) совершил первое восхождение на соседнюю вершину Фиц-Рой, он описал Cerro Torre как "невозможная гора», это выражение полностью применимо к этой ледяной, высотой в милю гранитной игле.
Он видел, невозможность восхождения по ее стенам, потому что понял, что для этого альпинизму потребуется серьезная эволюция, и прежде всего необходима готовность каждого альпиниста измениться самому и перейти на более высокий уровень лазания.
Итальянский альпинист Чезаре Маестри (Cesare Maestri) с гордостью объявил о своем историческом восхождении в 1959 году.
Однако, он был единственным, кто мог подтвердить этот факт, его напарник, Тони Эггер трагически погиб при спуске с горы, и в месте с ним в пропасть улетела фотокамера с фотопленкой на которой было запечатлено восхождение.
Даже к 1970 году, многие альпинисты продолжали сомневаться в успехе Чезаре, который был настолько разгневан обвинениями в свой адрес, что вернулся на Серро Торре в том же 1970 году, что бы повторить свое восхождение 1959 года.
Тогда он просто "надругался" над скалой, забив более 300 болтов на Юго-Восточном хребте, размечая дорогу под новый маршрут "Compressor", который навсегда изменил характер этого до селе дикого пика.
Но даже это, повторное восхождение стало предлогом для критики, ведь оказалось что и в этот раз Чезаре не был на вершине пика.
И только годы спустя Чезаре признался что он всю жизнь хотел подняться на вершину Серро Торре, но так никогда на ней и не был....
В январе 2012 года Хайден Кеннеди и Джейсон Крук поднялись по Юго-Восточному хребту проходя по линии "Compressor" по своему, так называемому маршруту "by fair means", честным путем, без использования старых болтов, а спускаясь в низ они выкрутили со стены большую часть из них, тем самым сделав первый шаг к восстановлению естественного вида горы.
Через несколько дней Давид Лама и Питер Ортнер впервые смогли пройти маршрут "Compressor" свободным стилем, что однозначно указывает на преодоление очень сложной природной проблемы.