Симоне Моро (Simone Moro) - самый авторитетный альпинист по зимним восхождениям на восьмитысячники. Фото The North Face
21 декабря - официальное начало календарной зимы. В этом сезоне, одной из самых привлекательных экспедиций станет Национальная польская команда, целью которой станет первое зимнее восхождение на восьмитысячник К2.
От Редакции:
Напомним, что зимой 2017/2018 года польская национальная команда альпинистов попытается совершить первое в истории восхождения на восьмитысячник К2 (Чогори / K2, Chogori) высотой 8611 метров в зимний период.
Восьмитысячник К2 - единственный из 14 восьмитысячников мира, который еще не был пройден в зимний период!
Подробней о этом читайте в нашей статье: ИСТОРИЯ ЗИМНИХ ВОСХОЖДЕНИЙ НА ВТОРОЙ ПО ВЫСОТЕ ВОСЬМИТЫСЯЧНИК МИРА - К2
Все новости о экспедиции Вы можете прочитать в нашей спецтеме: К2 ЗИМОЙ 2017/2018 ПОЛЬСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В этом интервью знаменитый итальянский альпинист Симоне Моро (Simone Moro), автор четырех зимних первовосхождений на восьмитысячники делится своим мнением о трудностях с которыми предстоит столкнутся польской команде и о сложности их экспедиции.
Удаленная высокая гора, открытая со всех сторон сильным ветрам, К2 (Чогори) является последним восьмитысячником в мире, на который в зимний сезоне еще не ступала нога человека.
Однако неутомимый Кшиштоф Велицкий (Krzysztof Wielicki), благодаря финансовой помощи правительства Польши, намерен намерен исправить эту ситуацию, вписав новую страницу истории не только польского но и мирового альпинизма.
Уже вскоре после католического рождества команда планирует прибыть в базовый лагерь, где, после разведки маршрута на местности, выберет для восхождения либо маршрут Чезена либо стандартный маршрут восхождения по ребру Абруццкого.
К2. Красной линией отмечен маршрут Чезена, желтой линией - стандартный маршрут восхождения по ребру Абруццкого
Симоне Моро, признанный эксперт зимних восхождений, первый человек в мире, который смог подняться на 4 восьмитысячника зимой, лично знает многих участников польской национальной экспедиции, с которыми он ранее поднимался на вершины гор.
Симоне, расскажите, почему экстремальный холод является такой проблемой на большой высоте зимой?
Слишком много людей сегодня говорят о зимнем альпинизме, даже те, кто ни разу его еще не пробовал, и соответственно они совершенно ничего не знают что значит зимняя экспедиция.
Я в своей жизни провел уже 15 зимних экспедиций и могу точно сказать, что это совершенно другое дело, чем организовывать восхождения весной, летом или осенью.
Холодные температуры зачастую сочетаются с сильными ветрами а все вместе очень сильно усложняет восхождение. Даже создать базовый лагерь или ожидать погодного окна это уже становится большим испытанием.
В одном из предыдущих интервью Вы сказали о том, что прохождение нового маршрута в летний период это техническое восхождение, но проделать то-же самое зимой это еще и вызов психологической и физической выносливости, находясь несколько недель на грани человеческих возможностей.
Как можно подготовится к такому умственно и физически?
Это скорее психологическая подготовка чем физические тренировки. Альпинисту нужно будет уметь ждать. Ждать, ждать и еще раз ждать. Иногда эти ожидания затягиваются на недели или даже годы, перед тем, как наконец-то наступит хорошее погодное окно или подходящая по условиям зима.
Меняет Вас пережитый опыт как человека?
Мне повезло и я достаточно храбр, что бы реализовывать свои мечты. Чтобы иметь возможность взойти на восьмитысячник зимой, альпинист должен поставить для себя цель, сравнимую с карьерной или жизненной.
Мне невероятно повезло , что я вообще даже не получил обморожения в своих восхождениях на восьмитысячники, и по прежнему остаюсь с мотивацией зимних восхождений!
По Вашему мнению, какой маршрут Вы бы выбрали для зимнего восхождения на К2?
Велицкий, также как и Ежи Кукучка являются для меня настоящими авторитетами в горах, поэтому я никогда не буду обсуждать или спорить о вариантах выбора их маршрутов которые они проходили в прошлом, или которые Кшиштоф будет проходить в будущем.
Велицкий очень опытный альпинист, я верю в его стратегию.
То что лично я люблю это небольшие командные экспедиции. Польская же команда - большая, но я все равно уважаю их работу.
Я понимаю что это национальная экспедиция, финансируемая польским правительством, соответственно они должны придерживаться ряда правил, избегать даже малейших неудач, конечно, насколько это возможно.
Как сказал Велицкий: К2 по-прежнему опасна зимой на любом маршруте, поэтому тот, кто попытается её пройти, волен в выборе своего стля, и я уважаю решение Велицкого в этом вопросе.
Он очень хороший мой друг и я до сих пор восхищаюсь им.
Кшиштоф Велицкий (Krzysztof Wielicki) и Януш Майер (Janusz Majer) обсуждают стратегию восхождения на зимний восьмитысячник К2. Фото Reuters
Судя по всему базовый лагерь команды будет расположен по большей части в тени горы. Соответственно альпинисты проведут в "холодном аду" месяцы. Но есть ли в зимних восхождениях хоть какие-то плюсы по сравнению с летними? Может быть меньше лавин или камнепадов?
Риск камнепадов будет по сути таким-же, из-за сильны ветров, и часто, зимой гора сухая, с небольшим количеством снега . Базовый лагерь не будет находится в "вечной тени", хотя солнце его будет освещать лишь пару часов в сутки.
Я был там дважды в 2007 и 2008 годах, будучи в базовом лагере соседнего восьмитысячника Броуд Пик я приходил к базовому лагерю К2.
Наверняка там будет очень холодно и ветрено.
У Вас долгие отношения с Денисом Урубко, членом польской национальной экспедиции на К2. Вместе Вы прошли зимние восьмитысячники Макалу, Гашербрум II, можете ли вы описать его как альпиниста?
К сожалению, наши отношения ухудшились. Я думаю что он изменил свое отношение. Я конечно же помню те чудесные моменты, которые мы провели вместе и великолепные восхождения которые мы сделали с 1999 по 2012 годы.
У Дениса российский военный менталитет.
Было очень важно, что я принимал это во внимание и это работало. Денис очень силен и у него нет страха, это отличные качества, но ни должны должным образом контролироваться, что бы не было глупых или смертельных рисков.
Мы в паре всегда прекрасно работали и его лидерство в восхождении было безупречным. Таким образом Денис - подходящий альпинист для успеха на К2, но для этого Велицкий должен продемонстрировать сильное лидерство и быть как "генерал в армии" со своей командой, а в особенности с Денисом.
Но то, что я никак не могу принять, это слова Дениса, по поводу того, что зимне восхождения польских альпинистов на Броуд Пик и Гашербрум I не являются как таковыми зимними, поскольку на вершине альпинисты были в первых числах марта.
Это очень неуважительно по отношению к тем, кто дал Денису польское гражданство , кто пригласил его в команду и оплатил его место в экспедиции на К2; и по отношению к Мачею Бербека (Maciej Berbeka) и Томашу Ковальскому (Tomasz Kowalski), которые трагически погибли 5 марта 2013 года при первом в истории зимнем восхождении на Броуд Пик, а также Артуру Хайзеру (Artur Hajzer) погибшему на Гашербрум I в 2013 году.
Календарная (астрономическая) зима начинается 21 декабря и заканчивается 21 марта, Денис может узнать об этом просто погуглив!
Весь альпинистский мир принимает это утверждение, и Денис сам придерживался такого правила, пока поднимался вместе со мной. Но теперь он решает отменить зимние восхождения своих польских друзей и вычеркнуть Броуд Пик и Гашербрум I из списка польских побед!
Это очень глупо!
Кшиштоф Велицкий предпочитает держаться вдалеке от СМИ. Что Ввы можете рассказать нам о нем как о человеке и руководителе экспедиции?
Он замечательный и чуткий человек, очень дружелюбный парень. Он чрезвычайно харизматичен, и это качество может быть полезно во время экспедиции K2. Мне он таким нравится. Я провел с ним многие дни и принимал в гостях его прекрасную семью.
Он всегда был великодушен в своих комплиментах и оценке моих зимних попыток и восхождений. Он джентльмен и был дальновидным альпинистом.
Какие факторы будут определять их успех? Что вы думаете о своих шансах, если бы Вы пошли на К2?
Зимой на К2 у Вас есть лишь 25% шансов подняться, даже если работать большой сильной командой. Для успеха нужно бы повезло не только с людьми, но еще и с погодой.
Любой вид внутренних конфликтов в команде может разрушить экспедицию. Велицкий должен быть дружелюбным, но также очень однозначным и даже сильным, говоря, что нужно сделать, чтобы все члены команды уважали правила и егорешение
Вы общались с командой? Каковы их чувства в преддверии отъезда?
Совсем недавно я встретил Велицкого, рассказал о их экспедиции своему спонсору компании The North Face, который теперь предоставит палатки и некоторое снаряжение для команды. Я лично знаком с несколькими участниками экспедиции, и я уверен что они смогут взойти на вершину.
Для меня нет никаких сомнений в том, что Броуд Пик и Гашербрум I были полными зимними восхождениями. Я сам поднимался на четыре зимних восьмитысячника в январе и феврале месяцах и не сомневаюсь в том, что если восхождение на К2 произойдет 20 марта, то все равно это можно будет считать зимним восхождением!
Если кто-то считает что март месяц теплый и менее ветреный то придите сами и посмотрите, сможете ли вы вообще выжить в таких условиях!
Опишите "стандартный" зимний день на высотах выше 7000 метров
Солнечный свет короткий, постоянный ветер со скоростями от 30 до 120 км/ч. Поэтому остается лишь быстро установить палатку и прыгнуть внутрь, это главное что нужно сделать. Растапливание снега и приготовление пищи превращается в сложную задачу, потому что Вам вообще не хочется не то что вылазить а и даже шевелиться в спальном мешке, сохраняя как можно больше тепла.
Не смотря на то, что солнечные дни были весьма коротки, практически невозможно начать восхождение на вершину ночью: слишком холодно, слишком опасно и слишком ветрено.
Таким образом штурмовое восхождение нудно начинать с восходом солнца, зная при этом что у Вас в запасе куда меньше времени на возвращение, чем если ыб Вы поднимались летом и ночью.
Вы являетесь самым авторитетным альпинистом по зимним восхождениям на восьмитысячники. Можете ли Вы дать три наиболее важных совета для успешной экспедиции полков?
Прежде всего нужно оставить дома все переживания или соревновательное отношение к восхождению. Зимой у Вас должна быть одна задача - выжить, не конкурировать и не бросать вызов природе или своим товарищам.
Во-вторых, нужно быть очень терпеливым в ожидании окна хорошей погоды. Восхождение летом совершенно не такие как восхождения зимой.
В-третьих, постоянно сверяйтесь с прогнозом погоды. Я в своих восхождениях постоянно работал с "гуру погоды" австрийцем Карлом "Чарли" Габлом (Karl “Charly” Gabl)
В завершении интервью я хотел бы пожелать всего наилучшего для всех участников зимних восхождений, в том числе и для моего друга Алекса Тикона (Alex Txikon) который вместе с Мухаммадом Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara") планируют зимнее восхождение на Эверест
От Редакции:
Сам Симоне Моро в зимнем сезоне 2018 года объявил о своей экспедиции по первому в истории зимнему восхождению на вершину горы Пабеда в Сибири!
В составе команды: Тамара Лунгер (Tamara Lunger), Маттео Занга (Matteo Zanga), Филиппо Валоти Алебарди (Filippo Valoti Alebardi)
Начало экспедиции - 22 января 2018 года!
На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!