Обвинение и оправдание: кто виновен в гибели Атанаса Скатова на восьмитысячнике К2?

Атанас Скатов (Atanas Skatov)
Атанас Скатов (Atanas Skatov)


После трагической гибели альпиниста Атанаса Скатова (Atanas Skatov) на восьмитысячнике К2 (K2 / Chogori, 8611м) - второй по высоте горе мира, на его родине, в Болгарии, некоторые СМИ подняли вопрос о виновности в трагическом исходе непальскую компанию Seven Summit Treks, которая была инициатором и организатором одной из зимних экспедиций на К2 в которой и участвовал Атанас на правах коммерческого клиента.

Подробней о ходе всех экспедиций на К2 мы сообщаем в спецтеме: ЗИМНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА К2 СЕЗОНА 2020/2021

Источником, послужившим данным обвинениям стали предварительные итоги расследования трагедии, сделанные канадским оператором-постановщиком и альпинистом Элиа Сайкли (Elia Saikaly)
По мнению Элиа, который в этот момент был на горе неподалёку от самого Атанаса, болгарский альпинист из-за обрыва верёвки, которую до этого на маршруте провешивали непальские шерпы команды SST.
Канадец утверждал, что за падающим вниз болгарским альпинистом тянулся шлейф из обрывка верёвки.

В то же время представители компании SST настаивали на том, что Атанас на перестёжке на станции допустил ошибку (вероятней всего из-за накопившейся большой усталости после попытки восхождения) что привело к срыву и гибели.

Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что многие, в том числе и американец Колин О'Брейди (Colin O'Brady), разговаривавший и фотографировавший Атанаса за час до трагедии, отмечали, что болгарин находился в хорошем самочувствии и не показывал признаков сильной физической усталости.

Также о аварии вследствие обрыва веревки заявили и официальные власти провинции Гилгит-Балтистан, выписавшие официальное уведомление о гибели альпиниста.



Однако вчера, 9 февраля болгарская телекомпания Nova Televisia транслировала интервью с греческим альпинистом Антониосом Сикарисом (Antonios Sykaris), еще одним участником экспедиции SST, который также был на спуске вместе с Атанасом.
На момент этого репортажа Антониос находился в госпитале в Скарду, куда его эвакуировали с обморожениями третьей степени, которые он получил ан спуске с третьего лагеря К2

Антониос сказал. что и у него и у Атанаса в этой попытке восхождения был персональный непальский гид-шерпа.

"Мы встретились с ним уже в третьем высотном лагере. Там мы узнали о проблеме: мест в палатках на всех альпинистов не хватило. Нам сказали, что наши палатки промаркированы и мы сами должны найти их. Но наши палатки мы так и не нашли. Температура на горе в то время была -40 градусов Цельсия. Было очень холодно.
Мы оказались "за бортом" третьего лагеря. Я попытался залезть в ближайшую палатку, но мне ясно дали понять, что мест в ней нет.
Атанас попытался поместиться в другой палатке.
Кое-как мы всё-же уместились в палатках.
Затем я с ним разговаривал уже утром. Он сказал, что спускается вниз со своим шерпой.

Я же продолжал готовится к попытке восхождения, и если бы вышел на неё, то остался бы на горе навсегда, как пропавшая без вести тройка Джон Снорри Сигурджонссон (John Snorri Sigurjónsson), Хуан Пабло Мор Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto), Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara") с которыми грек и планировал дальнейший путь.

Грань между жизнью и смертью провело одно решение: я выбрал спуск вниз.

В итоге, я вышел из треть го лагеря на спуск сразу за Атанасом и его шерпой.

Антониос Сикарис (Antonios Sykaris) после спуска в базовый лагерь. 6 февраля 2021 года
Антониос Сикарис (Antonios Sykaris) после спуска в базовый лагерь. 6 февраля 2021 года


Я хорошо помню как спускался Атанас.
Сразу за третьим лагерем, в начале спуска нам предстояло преодолеть довольно крутой участок, причем веревок на нем не было.
При этом я видел ,что Атанас спускается без ледорубов. Я знал, что он очень опытный и подготовленный к вызовам больших гор альпинист. Мне же тяжело было спускаться без ледоруба.
Я все время видел в поел зрения Атанаса, потому что мы спускались бок о бок: впереди спускался шерпа Скатова, потом он сам, потом я и замыкал группу мой шерпа.
Внезапно... я не могу забыть этот момент ... в один миг я осознал, что на склоне горы не вижу Атанаса. Шерпа поворачивается ко мне, смотрит и кричит: "Атанас упал, это конец."
"Что случилось?" - закричал я в ответ
- "Мы потеряли его, он сорвался" - ответил мне шерпа.

Атанас был очень сильным альпинистом, техничным, опытными, что самое главное, обладал превосходным характером.
Проблема была в перилах, но не в том, что они порвались, их не было вообще на том участке; и проблема была в зиме.
При -40 градусах, на горе на большой высоте ты даже не понимаешь насколько сконцентрированным ты являешься. Речь идет не столько в физической усталости, я говорю о снижении концентрации и внимания из-за сильного холода.
Добавьте к этому жажду, голод, влияние большой высоты и постоянными физическими нагрузками.
Ошибиться так легко...».


Интервью Антониоса Сикариса (Antonios Sykaris) смотрите здесь >>>>



Теги: К2, альпинизм, Гималаи, зима в Гималаях, восхождения зимой в Гималаях, альпинизм, К2 зимой, зимняя экспедиция на К2, K2 winter expedition 2020/2021, K2 winter expedition
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам http://alpinistiemontagne.gazzetta.it/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ