Эверест Райнхольда Месснера: тогда и сейчас

Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) во время международного горного саммита в 2012 году. Фото Darío Rodríguez/DESNIVEL
Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) во время международного горного саммита в 2012 году. Фото Darío Rodríguez/DESNIVEL


20 августа 1980 года великий итальянский альпинист Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) совершил невозможное: он поднялся в абсолютном соло и без использования кислородных баллонов на вершину Эвереста.

Это восхождение, по сути стало поворотным моментом во всем гималайском альпинизме: "Я думал, что уже лет через 10 никто не станет подниматься на Эверест и даже на К2 с использованием кислородных баллонов" - говорил Месснер... Однако прошло уже 38 лет с этого исторического события и реальность оказалась слишком далека от мечтаний итальянца.

К примеру, в этом сезоне на вершину Эвереста поднялись немногим больше 800 альпинистов и ни один из них не поднимался без кислородных баллонов!

Всего же, по летописи альпинизма на вершине мира с момента первовосхождения уже побывали 9108 человек, однако стоит учесть что это цифра с повторными восхождениями, ведь множество альпинистов поднимаются на Эверест не один раз.
И из этого огромного числа восхождений лишь немногим более 200 человек поднимались на вершину мира без использования кислородных баллонов!

Очевидно, что мечта Месснера о повальном восхождении на Эверест без кислородных баллонов так и осталась мечтой. Именно поэтому с еще большим уважением стоит помнить о исторической дате 20 августа 1980 года, когда итальянский альпинист поднялся на Эверест без какой либо сторонней помощи и без кислородных баллонов.

Сегодня, когда альпинисты говорят о соловосхождениях, особенно на восьмитысячниках, они "забывают" сказать, что при этом пользуются заранее провешенными перилами, пусть даже сделанными и не для их восхождения, а для других коммерческих команд.
Восхождение Месснера всецело отражает саму суть соловосхождений, такими, которыми они и должны быть: абсолютно одинокий человек на большой горе, поднимающийся в чистом альпийском стиле, означающем что до штурмового восхождения не бло установлено никаких высотных лагерей по маршруту.

А что бы еще больше проникнуться невероятным подвигом Месснера стоит упомянуть что это восхождение он совершил в мусонный период, специально, что бы обезопасить себя от каких либо других альпинистских экспедиций на горе.

Маршрут соловосхождения Райнхольда Месснера, 1980 год. Фото National Geographic
Маршрут соловосхождения Райнхольда Месснера, 1980 год. Фото National Geographic


Месснер выбрал северную сторону, поднялся по северо-западному гребню, откуда вышел на северный кулуар (кулуар Хорнбейна),став тем самым первым человеком прошедшим именно такой маршрут.
Решение свернуть с гребня было сделано Месснером на лету, уже во время самого штурма, с учетом образовавшихся условий на горе.

Это был второй раз, когда на вершину Эвереста поднимался человек без применения кислородных баллонов, ведь двумя годами ранее, 8 мая 1978 года Месснер и Питер Хабелер поднялись по юго-восточному гребню, став первыми в мире людьми, совершившими бескислородное восхождение на Эверест.
До этого момента люди, и даже врачи и ученые считали такой подвиг невозможным.

Отметим, что восхождение Месснера на Эверест, случившееся 38 лет тому назад, во многом воспринимаются современными альпинистами по цитатам из его книг "Моя жизнь на пределе" (Mein Leben am Limit / My Life at the Limit) и "Остаться в живых"

"Более шестидесяти лет тому назад Эдмунд Хиллари впервые поднялся на вершину Эвереста. Однажды он сам сказал мне, что спуск в низ был куда более важной частью экспедиции чем само восхождение". С тех пор высочайшая вершина мира стала другой, она уже отличалась от той горы, которая была раньше; с каждым годом все меньше и меньше тайн остается на Эвересте.
Не смотря на это год о года все больше и больше альпинистов приходят к этой горе. Люди, которые не хотят брать на себя никакой ответственности, оставляя все решения за шерпами.
В отличие от Хиллари, у них нет никакого другого события, кроме как объявить с вершины что они добрались до своей цели, победили гору. Как будто они сражались с самим собой и с горой одновременно, для воплощение своей мечты.

«Когда мне удалось подняться на Эверест без кислорода, мне стало ясно, что все вершины мира могут быть взяты человеком в том самом стиле, которым я и поднимался: с минимальным снаряжением, с ограниченными средствами, с абсолютной отдачей и большим риском; учитывая огромный опыт и скорость восхождения»,

Когда Месснер поднимался в паре с другими альпинистами, он не рассказывал им о своих планах. Он верил, что идея потеряет силу, если о ней рассказывать во всеуслышанье. Однако, такое табу можно разрушить настойчивостью.
С другой стороны, для того что бы подготовиться к такой задаче как Эверест никак не обойтись без предварительных разведок, оценок, подготовки и тренировок.


"Именно поэтому я максимально как только мог готовился к своей следующей большой цели: Эвересту.
Летом 1980 года я хотел сделать последний шаг, подняться на самую высокую гору на Земле в муссонное время по новому маршруту и в соловосхождении. И, естественно, без кислорода. И также без помощника.
Я смог планировать эту задачу без зацикливания на ней как сумасшедший, но только потому, что ранее я уже несколько раз ломал свои привычки, своё табу.
Я знал и понимал что ждет меня на горе, и я решил что никто не захочет разделить со мной эту участь. основной проблемой для меня была длительность экспедиции, одиночество на горе и большая накопленная усталость, ведь вся экспедиция ложилась на мои плечи.
Но та энергия, которую я накопил за два года подготовки вместе с терпением и знанием того, как поймать подходящий момент, заставила меня преодолеть все кризисные ситуации.

После того, как я провалился в ледовую трещину на восхождении, одиночество придало мне сил, свело на нет всю мою мелочность. Все мои чувства были сосредоточены на одной цели. Практически ничто не связывало меня с землёй, которую я оставил далеко внизу.
Когда я достиг вершины, гордость и всякие табу растворились в бесконечном истощении.

Я вернулся в свою нормальную жизнь и поездка назад казалась для меня своего рода перерождением. Понимание того, что я не смогу сделать ничего более великого, было своего рода освобождением от оков".


Там, между небом и землёй, где обычный человек не сможет выжить из-за отсутствия навыков, в нас проявляется не только животный инстинкт выживания но и элемент творчества... Что именно делает альпиниста творческим человеком? Это изобретательность, которая зачастую возникает из-за нехватки необходимых знаний.
Именно это заставляет человека двигаться вперед, ведь в критических, опасных для жизни ситуациях мы преодолеваем свои границы и совершаем казалось бы невозможные вещи. Человеческая цивилизация медленно пробивает себе путь силой и ловкостью.

Современный человек, опираясь на помощь машин намного превосходит человека, в котором живет дух приключений, но это только в повседневной жизни.
Но те, кто обладает необходимыми навыками, оказываясь сами по себе в ситуации без помощи сторонних средств, вполне могут выжить, даже когда технические средства не помогают.
Способность выжить заключается в уверенности в себе. Чем больше мы зависим от технических средств, тем меньше наша уверенность в себе.

Уверовав в то, что альпинизм будет развиваться только в том случае, если он откажется от технических средств в восхождении, я не мог себе подумать, что классический альпинизм станет с одной стороны спортом (спортивное скалолазание) а с другой стороны превратиться в туризм (коммерческие восхождения на Эверест).
Еще в начале тысячелетия я думал, что в будущем, лет так через десять никто не станет подниматься на Эверест или даже на К2 с применением кислородных баллонов; я полагал что человек сможет справиться с этой проблемой своими лёгкими и будет полагаться на свои собственные сильные стороны.

Я был уверен, что альпинизм в Гималаях будет продолжать развиваться, что бы кто-то смог пройти южную стену Лхоцзе, спуститься на южное седло а затем пройти на вершину Эвереста.
В то время нечто подобное казалось невозможным, но я полагал, что лет через 10 эту задачу выполнят.

Как я ошибался!

Сегодня большинство тех, кто стремится взойти на вершину Эвереста, приходят туда в составе коммерческих экспедиций, шерпы которых поднимают туристов на крышу мира по полностью подготовленному маршруту.
Это не катастрофа, но мне очень жаль, что большинство из таких туристов вернулись с Эвереста переполненные высокомерием, считая себя полноценными альпинистами из-за того, что они поднялись на врешину.
Однако они полностью обязаны своим успехом шерпам и пионерам альпинизма. С самого начала я выступал за идею поставить гору в центре усилий альпиниста, выделить её ценность как дикую природу. Это очень важно для сохранения мотивации.
Потенциал гор заключается в их величии, их опасности их превосходстве над человеком.
Горы заставляют человека учится подчиняться, быть творческой личностью, знать что такое одиночество, ждать, искать другие возможности, контролировать своё высокомерие, когда мы сталкиваемся с дикой природой.

Только благодаря тому, что в долгосрочной перспективе, при правильном подходе к горам, у человека будет расти уверенность в себе, мы сможем гарантировать сохранность горного мира.


Теги: Райнхольд Месснер, Reinhold Messner, Эверест, альпинизм, горы
Автор: http://www.desnivel.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ