Сергей Бершов: "Для того чтобы ходить в горы безопасно нужно постоянно тренироваться и развиваться"

Сергей Бершов
Сергей Бершов


В ночь с 4 на 5 мая 1982 года харьковчанин Сергей Бершов и уроженец Львовской области, альпинист из Донецка Михаил Туркевич были первыми украинцами, совершившими восхождение на Эверест в составе первой советской гималайской экспедиции, став при этом первыми в мире альпинистами, которые взошли на вершину мира ночью по новому маршруту по Юго-Западной стене.

Подробней о ходе первой советской экспедиции на Эверест читайте в статье: 30-И ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА

Сегодня, в 36-ю годовщину легендарного восхождения, мы публикуем интервью с Сергеем Бершовым, которого нам посчастливилось встретить во время мартовской поездки в Харьков.
Первопроходец "маршрута XXI века", Южной стены Лхоцзе (1990 год, в связке с Владимиром Каратаевым), и еще более 20 сложнейших маршрутов, многократный чемпион СССР и Украины, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер Украины, "Снежный барс", - послужной список Сергея Игоревича огромный, и самое главное - в свои 71 он не теряет спортивного задора и не останавливается на достигнутом. Сейчас он с Александром Настенко находится в экспедиции на Шишабангму (8027 м), и мы желаем им легкого и успешного восхождения.

- Сергей Игоревич, как Вы думаете, возможно ли когда нибудь повторение Вашего легендарного восхождения на Южную стену Лхоцзе без кислорода?

Японцы пытались подняться, корейцы тоже. Было уже три или четыре попытки пройти, но не по нашему маршруту. Идут правее по так называемому славянском пути, по которому начинал Кукучка в 1989 году. На счет того, чтобы пройти в одиночку или в двойке, как сейчас пытаются, - я считаю, что это будет нескоро.
У нас в 1990 году была отобрана команда из трех советских экспедиций - на Эверест, Канченджангу и Лхоцзе. Это была наиболее подготовленная команда, вернее - наиболее универсальная. В команде были скалолазы высокого уровня, технари, которые ходили очень сложные стены, и высотники. Получился такой себе конгломерат, очень сильная команда. Результат с 1990 года еще никто не улучшил.

С.И. Бершов и М.М. Туркевич после восхождения на Эверест в 1982 году
С.И. Бершов и М.М. Туркевич после восхождения на Эверест в 1982 году


- Та же ситуация и с Юго-Западной стеной Эвереста, которую Вы прошли в экспедиции 1982?

Да, этот маршрут до сих пор не повторили. Так же не пройден траверс четырех вершин Канченджанги, который мы осуществили во время второй советской гималайской экспедиции. Можно так сказать, что это альпинистские рекорды, может и не олимпийские, но альпинистские.

Если бы альпинизм входил в перечень Олимпийских видов, можно было бы сказать, что Ваш "олимпийский" рекорд остается не побитым.

Да, альпинизм был на Олимпийских играх в Германии в 1936 году и ранее. Пока наш "олимпийский" рекорд держится.

- Какие главные достижения харьковских спортсменов-альпинистов в последнее время Вы бы отметили?

Это вариант нового маршрута по Юго-Западной стене Макалу, который прошла украинская команда в 2010 году, и в ней были харьковчане Александр Заколодний и Андрей Кийко.
Очень сильно у нас развивается ледолазание. В мире этот спорт имеет уже достаточно высокий статус, регулярно проводятся кубки и чемпионаты мира. В Украине пока что этого нет. Инициатива исходит от Валентина Сипавина, в Харькове прошло уже 7 чемпионатов Украины. Я уверен, что мы добьемся того, что ледолазание станет популярным видом спорта.

- Какие у Вас ближайшие планы на будущее, если не секрет? Поговаривали, что Вы собираетесь в очередную гималайскую экспедицию

В этом году собираемся на Шишабангму, 10 апреля вылет. Заявились по классическому маршруту со стороны Тибета.

- Вы там уже были в 1998 году?

Да, был. Но на этот раз я веду товарища, который очень хочет взойти на эту вершину.

Участники советской экспедиции на Лхоцзе. 1990 год
Участники советской экспедиции на Лхоцзе. 1990 год



Что Вы думаете о зимних восхождения на восьмитысячники? Обоснована ли такая повышенная соревновательность вокруг этих восхождений?


Давайте посмотрим, как развивался альпинизм. Сначала проходили вершины по простым, наиболее безопасным, классическим маршрутам. Далее маршруты усложнялись, спортсмены шли по стенам. Куда идти дальше? Далее появились зимние маршруты. Альпинизм развивается по мере усложнения маршрутов.
Поэтому зимние восхождения имеют право на жизнь, но это довольно серьезные погодные условия, требования к альпинистам чрезвычайно высоки. Это касается не только гималайских вершин, но и технически сложных вершин в тех же Альпах, на Кавказе, в других горных системах мира. Это совсем другой подход к альпинизму. Альпинисты, которые осуществляют зимние восхождения - это альпинисты высочайшего класса.

Как Вы думаете, покорят украинцы в ближайшее время "корону Земли"? Вы сейчас находитесь близко к этой отметке. Когда появится следующий (после Владислава Терзыула) украинец на всех восьмитысячниках?

Все зависит только от финансирования. Мы шутили с Мишей Туркевичем еще после первого восхождения на Эверест в 82-м, что, если будет финансирование, то мы зайдем на все 14 восьмитысячников за 2 года. Когда мы пришли на Эверест, мы поняли, что с нашим уровнем подготовки это возможно. Сейчас хватает и подготовки, и опытных людей, которые хотели бы это сделать. Но это недешевое мероприятие. Все упирается в финансирование.

- Возможно, стоит пробовать это делать в составе международных экспедиций?

Чисто спортивных международных экспедиций не существует, это коммерческие мероприятия. Те же поляки проводят коммерческие экспедиции. Поляки были зачинателями зимних восхождений в Гималаях. Они шутили: летом зарабатываем деньги на высотных работах, а зимой осуществляем зимние экспедиции.
Финансирование международных экспедиций происходит или за счет участников или за счет спонсоров. Государство ничего не выделяет, даже на олимпийские виды спорта очень трудно найти финансирование, а о неолимпийских - вообще речь не идет.
Альпинизм, как и туризм - это неолимпийские виды спорта, основанные на самоорганизации, это было еще со времен СССР. Мы всегда зарабатывали деньги где-то на высотных работах, покраске стен, чтобы иметь возможность ездить на сборы, соревнования, восхождения.
Когда выходили на уровень сборных команд республики или страны, там уже было какое-то финансирование.

Сергей Бершов во время восхождения на восьмитысячник Чо-Ойю, 2004 год
Сергей Бершов во время восхождения на восьмитысячник Чо-Ойю, 2004 год


То есть база есть, подготовка - на уровне, не хватает только финансирования. И коммерческий альпинизм, по сути, не является негативным явлением?

Я думаю, что нет. Если у людей среднего класса, которые уже побывали на различных курортах, морях, проявляется интерес к экстриму - в этом нет ничего плохого. Люди приходят в горы и остаются в альпинизме, начинают заниматься спортивным альпинизмом. Я считаю, что, прежде всего, надо развивать студенческий спорт.
Харьков - город студентов, еще в советские времена альпинисты и скалолазы выходили из числа студентов. Сперва скалолазание на естественных скалах, в Крыму, в частности, позволяло дальше с начальной подготовкой заниматься альпинизмом. Сейчас из стендов практически нет прихода в альпинизм.

То есть коммерческий альпинизм может способствовать развитию спортивного альпинизма?

Многие альпинисты пошли в коммерцию, потому что нет финансирования. Люди приняли участие в чемпионате, порадовали свое самолюбие, но надо же еще на что-то жить. Наши гиды имеют высокий уровень подготовки, они все инструкторы альпинизма. Сейчас школы проводятся гораздо реже, ранее ежегодно проводились две всесоюзные школы инструкторов альпинизма. Выпускали по две смены инструкторов, на это был спрос, потому что по функционировало 22 спортивных альпинистских лагеря.

Все развивается по законам природы - подъемы и спады. Я думаю, что скоро должен быть подъем. Наши деды, которые начинали заниматься туризмом и альпинизмом, вели очень правильную политику: чтобы получить финансирование от государства, они приписали к этим занятиям "прикладной вид спорта".
Приложить его можно к народному хозяйству, военной подготовке. Исходя из этого, профсоюзам поручили спортивные лагеря. Путевка на 20 дней, где обеспечивали всем, стоила студенческую стипендию. Когда я впервые поехал в альплагерь, путевка стоила 17 рублей. Но мне дали бесплатную, я победил на соревнованиях по скалолазанию. Сейчас поездка на Памир или Тянь-Шань - это уже по стоимости половина гималайской экспедиции. Но по-прежнему продвинуться дальше было не так просто. Мы работали, разгружали вагоны, красили трубы, высотные сооружения. Зарабатывали деньги и ездили в горы.

Сергей Бершов во время восхождения на Аконкагуа. 2017 год
Сергей Бершов во время восхождения на Аконкагуа. 2017 год


Сейчас часто возникает проблема того, что сочетание разрядной спортивной составляющей с коммерческой приводит к несовпадению уровня подготовки и требований участников.

Инструктор должен объяснить участникам, что безопасность - это самое главное. Если есть опасность для жизни, мы никуда не пойдем. Горы стояли и будут стоять, а мы вернемся. Даже у меня бывали такие моменты, когда я приезжал на 20 дней на сборы, по плану мы должны были сходить 6-7 восхождений на 2-й разряд, но не было погоды, я сходил одну вершину, и год был потерян. Это особенности нашего вида спорта, нашего образа жизни. Так же я объясняю и клиентам, что жизнь - это самое дорогое.

Как Вы относитесь к соло-восхождениям и решению сильнейших спортсменов отделиться от команды ради спортивного достижения?

Соло-схождения имеют право на жизнь. Но мы - воспитанники отечественного альпинизма, который предусматривал, что альпинизм - это коллективный вид спорта. В СССР было запрещено ходить в двойках, минимум - 4 человека. Сейчас двойки разрешены, одиночных восхождений в правилах нет. Лично я пробовал делать одиночное восхождение, уже имея достаточно высокую квалификацию. Я сходил сам на Пик Коммунизма, понял, что мне это не интересно. Во-первых, это вопрос безопасности. Во-вторых, надо с кем-то просто поговорить. Мы пришли в альпинизм не в последнюю очередь потому, что это коллективный вид спорта, где люди развиваются и общаются.

В.Сипавин, С.Бершов, А.Настенко в Гималаях, 2018 год. Фото Валентин Сипавин
В.Сипавин, С.Бершов, А.Настенко в Гималаях, 2018 год. Фото Валентин Сипавин


Вы отмечали, что Владимир Дмитриевич Моногаров был вашим учителем? Применяли Вы его исследования о системе подготовки к восхождениям в жизни?

Дело в том, что я учился в Киевском институте физкультуры у В.Д. Моногарова, мы ходили вместе в горы, ездили на чемпионаты Украины и Союза. Поэтому я считаю, что он мой учитель в рамках спортивного вуза и как альпинист высокого класса, многолетний организатор украинского альпинизма, более 30 лет - председатель Федерации альпинизма Украины. Очень интересный человек.

Как, по Вашему мнению, мотивировать новых людей приходить в спортивный альпинизм?

Начинать можно с того же скалолазания. Это очень хорошая подготовка, техническая подготовка, общая физическая подготовка серьезная. И надо вывозить людей в горы, показывать, что такое горы. То, что по телевизору показывают, или рассказы о том, как прекрасно в горах - это одно, а пребывание в горах - это совсем другое. Я это все испытал на себе, когда меня агитировали.
Я лазил на руинах зданий, по деревьям, занимался скалолазанием.
Приехал в Крым, мне уже стало интересно. Но когда я впервые попал на Кавказ, в Приэльбрусье, когда я увидел красоту гор, отношения между альпинистами, я понял, что хочу заниматься альпинизмом, лазить на самые высокие горы.

Во время встречи с Сергеем Бершовым, скалодром Вертикаль, Харьков, 2018 год
Во время встречи с Сергеем Бершовым, скалодром Вертикаль, Харьков, 2018 год


- Что Вы думаете о горном туризме? Он Вас не заинтересовал в своё время?

С туризма пришло много серьезных харьковских и украинских альпинистов. Люди занимались даже не горным туризмом, а спортивным туризмом. В спортивном туризме есть 8 видов туризма. Люди занимались лыжным туризмом, водным, вело, а затем переходили в альпинизм.
В 30-х годах, когда еще не было разделения, было Общество пролетарского туризма, которое объединяло любителей гор, походов, спелеологии, а затем произошло разделение на альпинизм, горный туризм, пешеходный туризм, и тому подобное. Объединить назад все это вряд ли получится, потому что специализация слишком узкая.
Если брать, например, высокий уровень водных, спелеологический походов, горных походов - это совершенно разные виды спорта, со своими правилами. С того же альпинизма выделились ледолазание, скалолазание, по туризму - спортивное ориентирование, водный слалом - олимпийский вид спорта. Ориентированием занимаются миллионы людей, я удивляюсь, почему этот спорт до сих пор не олимпийский.

Что Вы пожелаете людям, которые приходят в альпинизм?

Легких рюкзаков и новых вершин, что же еще можно пожелать. "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал", - как говорил классик. А для того, чтобы ходить в горы и получать от этого удовольствие, ходить безопасно, а это главное, нужно постоянно тренироваться и развиваться. И еще одно главное пожелание - любви и путешествий.


Теги: Сергей Бершов, альпинизм, харьковские альпинисты, альпинисты Харькова, альпинисты Украины, украинские альпинисты
Автор: Алиса Покровская, Команда МКС, www.facebook.com/mksua/posts/1800762796648552
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ