Знаменитый чешский скалолаз Адам Ондра (Adam Ondra) , автор бесчисленного множества маршрутов, открывший миру категории 9b+ и 9с в своем очередном видеоролике рассуждает о принципах оценивания скалолазных маршрутов
Во всем мире нет скалолазов, имеющих подобный как у Адама опыт прохождения и открытия маршрутов (в категориях от 9а+ до 9с Адам прошел более 60 линий!, в то время как его ближайший "соперник" в 3 раза меньше!).
С таким багажом опыта Адам, бесспорно, является авторитетом в оценках категорий маршрутов.
В этом видео Адам говорит о оценке маршрутов, приводя примеры таких линий "Bohemian Rhapsody", "Coup d'etat", "Qui" , "Silence" и "La Rambla":
******************
Категории маршрутов - это именно то, о чем больше всего говорят скалолазы.
Однако категории не устанавливаются судьями или арбитрами, они не подчиняются строгим математическим вычислениям, формулам, в которых бы учитывались коэффициенты длины маршрута, состояние скалы, размер зацеп и расстоянием между ними, трение на зацепах.
Всё дело в чисто субъективных ощущениях самого скалолаза во время первого пролаза трассы или переоценка категории во время последующих повторений.
Оценка категории маршрутов основана прежде всего на сравнении прошлых пройденных линий или даже тех, которые пробовал пройти.
Тем не менее, если Вы попытаетесь взглянуть на это с наиболее научной точки зрения, то окажется, что существует несколько факторов, которые следует принять во внимание.
Лично я стараюсь учитывать, подходит ли стиль на маршруте моим сильным или слабым сторонам, сколько времени мне потребовалось на пролаз, чувствую ли я себя комфортно на линии а также состояние трассы. Я принимаю во внимание все эти факторы а потом стараюсь высказать свое честное мнение о категории.
*********
С моей точки зрения, и я знаю, что это может быть спорным моментом, категория маршрута оценивает только лишь физические трудности но никак не умственную работу. Если маршрут труден или боулдеринговая проблема слишком сложна, умственная работа не должна добавлять ничего к категории маршрута.
Категория также должна основываться на максимально простой последовательности движений. Следовательно, оценка должна базироваться на прохождении редпоинтом а не он-сайтом (от ред: «рэдпоинтом» называется достаточно сложный маршрут, пройденный с нижней страховкой без зависаний на страховочной веревке и не с первого раза; Онсайт (onsigh) - это чистое прохождение маршрута, с первого раза. Цель онсайта – пройти маршрут снизу вверх в лучшем стиле), поскольку крайне мало случаев, когда более элегантное решение пролаза маршрута можно отыскать он-сайтом.
Категория маршрута также должна учитывать среднестатистические показатели скалолазов, а это означает, что иногда она будет весьма не корректной для очень низких или же для очень высоких клаймеров.
**************
Категории маршрутов могут меняться со временем. Они могут измениться, потому что меняется сам маршрут. Часто поломка одной зацепы сильно усложняет пролаз, хотя иногда бывает и обратное, когда обрушается зацепа, то создается новая, куда более лучшая, что облегчает пролаз. Хотя следует отметить, что не каждый раз, когда зацепа ломается и маршрут становится более сложным, это означает, что повысить его категорию становится сложнее.
Второй сценарий - это использование инновационных технологий, которые упрощают лазание. Некоторые маршруты проходятся значительно легче, если, например, использовать наколенники.
Но, тот кто открывал маршрут, возможно, не использовал наколенники, поскольку это приспособление вошло в моду лишь совсем недавно. Это означает, что в подобных пролазах, многие старые маршруты придется переоценивать.
***********
Скальная обувь (скальники) также могут быть ответом на вопрос о том, почему все старые вертикальные маршруты сегодня такие сложные. а ответ кроется в том, что в восьмидесятые годы скалолазная обувь была уже очень хорошо проработана для мизерных зацепов. С другой стороны, когда дело доходит до других типов зацеп, то скалолазная обувь в восьмидесятые годы очень плохо держала зацепы для пальцев ног или пяток. По этой причине немногочисленные наклонные маршруты восьмидесятых годов сегодня кажутся намного проще, чем вертикальные или слегка наклоненные.
Очень часто при пролазе обнаруживаешь новую последовательность перехватов. Хуже всего когда маршрут оценен с использованием той же последовательности перехватов и той же технологии.
****************
Категорирование маршрутов всегда будут предметом для споров в скалолазной среде. Некоторым скалолазам они никогда "не придутся по душе", поскольку они считают, что подобные оценки нивелируют истинную красоту линии.
Я же считаю, что категории это всего лишь инструмент, который мы можем использовать правильно, а можем и не правильно.
С моей точки зрения, категория может быть хорошим индикатором для выбора правильного личного испытания или наиболее подходящего маршрута для разминки.
Прежде всего, хочу сказать, что скалолазание без категорий маршрутов не было бы спортом.
Мой совет - не относиться к категориям слишком серьезно и помнить, что это всего лишь числа, предложенные кем-то, которые помогают получить еще больше удовольствия от лазания. И не забывайте, что самое главное в скалолазании - это получать удовольствие!
Во всем мире нет скалолазов, имеющих подобный как у Адама опыт прохождения и открытия маршрутов (в категориях от 9а+ до 9с Адам прошел более 60 линий!, в то время как его ближайший "соперник" в 3 раза меньше!).
С таким багажом опыта Адам, бесспорно, является авторитетом в оценках категорий маршрутов.
В этом видео Адам говорит о оценке маршрутов, приводя примеры таких линий "Bohemian Rhapsody", "Coup d'etat", "Qui" , "Silence" и "La Rambla":
******************
Категории маршрутов - это именно то, о чем больше всего говорят скалолазы.
Однако категории не устанавливаются судьями или арбитрами, они не подчиняются строгим математическим вычислениям, формулам, в которых бы учитывались коэффициенты длины маршрута, состояние скалы, размер зацеп и расстоянием между ними, трение на зацепах.
Всё дело в чисто субъективных ощущениях самого скалолаза во время первого пролаза трассы или переоценка категории во время последующих повторений.
Оценка категории маршрутов основана прежде всего на сравнении прошлых пройденных линий или даже тех, которые пробовал пройти.
Тем не менее, если Вы попытаетесь взглянуть на это с наиболее научной точки зрения, то окажется, что существует несколько факторов, которые следует принять во внимание.
Лично я стараюсь учитывать, подходит ли стиль на маршруте моим сильным или слабым сторонам, сколько времени мне потребовалось на пролаз, чувствую ли я себя комфортно на линии а также состояние трассы. Я принимаю во внимание все эти факторы а потом стараюсь высказать свое честное мнение о категории.
*********
С моей точки зрения, и я знаю, что это может быть спорным моментом, категория маршрута оценивает только лишь физические трудности но никак не умственную работу. Если маршрут труден или боулдеринговая проблема слишком сложна, умственная работа не должна добавлять ничего к категории маршрута.
Категория также должна основываться на максимально простой последовательности движений. Следовательно, оценка должна базироваться на прохождении редпоинтом а не он-сайтом (от ред: «рэдпоинтом» называется достаточно сложный маршрут, пройденный с нижней страховкой без зависаний на страховочной веревке и не с первого раза; Онсайт (onsigh) - это чистое прохождение маршрута, с первого раза. Цель онсайта – пройти маршрут снизу вверх в лучшем стиле), поскольку крайне мало случаев, когда более элегантное решение пролаза маршрута можно отыскать он-сайтом.
Категория маршрута также должна учитывать среднестатистические показатели скалолазов, а это означает, что иногда она будет весьма не корректной для очень низких или же для очень высоких клаймеров.
**************
Категории маршрутов могут меняться со временем. Они могут измениться, потому что меняется сам маршрут. Часто поломка одной зацепы сильно усложняет пролаз, хотя иногда бывает и обратное, когда обрушается зацепа, то создается новая, куда более лучшая, что облегчает пролаз. Хотя следует отметить, что не каждый раз, когда зацепа ломается и маршрут становится более сложным, это означает, что повысить его категорию становится сложнее.
Второй сценарий - это использование инновационных технологий, которые упрощают лазание. Некоторые маршруты проходятся значительно легче, если, например, использовать наколенники.
Но, тот кто открывал маршрут, возможно, не использовал наколенники, поскольку это приспособление вошло в моду лишь совсем недавно. Это означает, что в подобных пролазах, многие старые маршруты придется переоценивать.
***********
Скальная обувь (скальники) также могут быть ответом на вопрос о том, почему все старые вертикальные маршруты сегодня такие сложные. а ответ кроется в том, что в восьмидесятые годы скалолазная обувь была уже очень хорошо проработана для мизерных зацепов. С другой стороны, когда дело доходит до других типов зацеп, то скалолазная обувь в восьмидесятые годы очень плохо держала зацепы для пальцев ног или пяток. По этой причине немногочисленные наклонные маршруты восьмидесятых годов сегодня кажутся намного проще, чем вертикальные или слегка наклоненные.
Очень часто при пролазе обнаруживаешь новую последовательность перехватов. Хуже всего когда маршрут оценен с использованием той же последовательности перехватов и той же технологии.
****************
Категорирование маршрутов всегда будут предметом для споров в скалолазной среде. Некоторым скалолазам они никогда "не придутся по душе", поскольку они считают, что подобные оценки нивелируют истинную красоту линии.
Я же считаю, что категории это всего лишь инструмент, который мы можем использовать правильно, а можем и не правильно.
С моей точки зрения, категория может быть хорошим индикатором для выбора правильного личного испытания или наиболее подходящего маршрута для разминки.
Прежде всего, хочу сказать, что скалолазание без категорий маршрутов не было бы спортом.
Мой совет - не относиться к категориям слишком серьезно и помнить, что это всего лишь числа, предложенные кем-то, которые помогают получить еще больше удовольствия от лазания. И не забывайте, что самое главное в скалолазании - это получать удовольствие!