Антуан Ле Менестрель: "Я чувствовал себя миссионером этики свободного лазания"

Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel) на La Rosa y el Vampiro, 8b
Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel) на La Rosa y el Vampiro, 8b


В 80-х годах минувшего столетия на скалах Франции блистали две звезды: братья-скалолазы Марк и Антуан Ле Менестрель (Marc Le Menestrel, Antoine Le Menestrel).
Их "лабораторией" скалолазания стал регион Бюу (Buoux) в департаменте Воклюз региона Прованс — Альпы — Лазурный Берег.
Альпинистский талант Марка позволил ему в 1983 году, в возрасте 15 лет пройти маршрут Reve d'un Papilon (8a/5.13b), конечно, сегодня категория маршрута 8а мало кого удивляет, но на то время это была верхняя категория которую покорили скалолазы!
Его старший брат Антуан, чтобы не отстать от него, вскоре поднялся на Chouca (8а+/5.13c): 30-и метровый маршрут с большими расстояниями между зацепами. Схватиться за несколько зацепов было настолько трудно, что Антуан для их прохождения придумал специальную технику впоследствии названную «Figure Four».
В 1986 году Антуан, оттачивая свою гибкость, применил свою "артистичность" для более элегантного прохождения своего шедевра La Rose et la Vampire (8b/5.13d).

Сегодня, движение названное Антуаном "Rose move" является частью повседневной лексики скалолазов.
Антуан Ле Менестрель был в первую очередь художником и танцором, и в то время как большинство из скалолазов сейчас осуждают его тактику прохождения маршрутов, он, несомненно, остается одним из самых талантливых и дальновидных скалолазов.
В 1985 году он отправился в Англию, чтобы проверить свои навыки, и не нашел ни одного маршрута достойного его таланта. Тогда Антуан продемонстрировал что соло возможно не только на «простых» маршрутах и прошел Revelations (8a+) на скалах Raven Tor, в то время самого сложного маршрута в Англии.
Это прохождение остается одним из самых возмутительных подвигов скалолазания в 80-х годах.

Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel) - движение "Rose move"
Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel) - движение "Rose move"


Антуан, скажите, как Вы в 80-ые годы понимали стиль свободного восхождения?

Во многих странах это называют просто: скалолазание или спортивное скалолазание. Во Франции свободное лазание сделало возможным несколько важных вещей:

  • Скалолазы освобождались от "обязательств" подниматься на саму вершину скалы, имея возможность закончить маршрут посреди утеса
  • открыть маршрут, спустившись с ТОПа на спусковом устройстве
  • подготовить скалу, очистив её от растительности, смягчив острые края зацепов, разместить точи страховки в наиболее удобных местах.
  • изучить новые рельефы, такие как например выпуклые болулдеринговые участки
  • развить жестовый репертуар
  • лазать без специального снаряжения (не считая конечно скальников, веревки и магнезии)
  • внести свой вклад в эволюцию снаряжения: с новыми динамическими веревками срыв с маршрута становится обязательной частью практики скалолазания; более технологичные скальники позволяют учитывать такие мизерные зацепы, которые ранее даже не рассматривались как точка опоры; отказ от каски во время восхождения говорит о том, что в современном мире скалолаазние становится все более и более безопасным видом спорта


В дополнение к этому подобный подход к восхождению сделало возможным:

  • открытие новых категорий в скалолазании
  • повышение мотивации за счет продвижения границ возможного на скалах
  • давать более поэтичные названия маршрутам, как например La Rose et la Vampire
  • ввести эстетику на скалы: скалолазы одевались весьма не ординарно: повязка в волосах, на лбу, флуоресцентные, цветастые тайсы
  • понимание того, что боулдеринг и скалолазание не являются лишь тренировочными упражнениями для альпинистских восхождений на вершины гор, а приобретают свою, уникальную специфику.
  • демократизировать практику.
  • распространить скалолазание по всему миру
  • создание новой французской федерации скалолазания, а затем ее слияние с федерацией альпинизма и в итоге образование единой Французской федерации альпинизма и скалолазания FFME (French Federation of Mountaineering and Climbing / Fédération française de la montagne et de l'escalade)
  • понимание того, что спонсорство доступно и для новичков
  • появление соревнований по скалолазанию (в дисциплине трудность)
  • появление искусственных скалодромов.
  • появление на скалах "профессии" пробивщика трасс
  • появление таких новых профессий, как инструктор по скалолазанию, тренеров, рут-сеттеров и т. д.
  • появление новых практик: танцевальное скалолазание и вертикальный танец, лазание по деревьям


На самом деле в каждой стране была своя этика скалолазания. Под влиянием Жан-Клода Дройе (Jean-Claude Droyer) свободное скалолазание вошло в обиход с конца 1970-х годов, но этические правила еще не были определены.
Я был одним из тех скалолазов, кто внёс вклад в эту эволюцию: мы много обсуждали это лазание, мечтали и действовали.
Я чувствовал себя миссионером этики свободного лазания. Я строго придерживался установленного нами взгляда на новую этику, и я понимал, что это и есть лучший вид лазания.
Ранее я практиковал ИТО, лазил по немецкой и англосаксонской технике и этике.... Но именно свободное лазание позволило каждому из нас оставлять на скалах свою уникальную подпись. Это была практика, которая делала из нас скалолазов с открытыми, свободными взглядами.
Скалолазание - это практика, которая развивается со временем. Это культурная практика. Свободное скалолазание преобладало над всей остальной этикой, существовавшей в то время в мире.
Свободное скалолазание стандартизировало этику, принятую во всем мире на скалах. Теперь сравнение сложности маршрутов стало проще.

Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)
Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)


Обязательно ли было лазить именно в свободном стиле?

Нет, на самом деле просто нам это нравилось и я освободился от каких либо ограничений. Я получал удовольствие от единения с природной скалой. Поднимаюсь до тех пор, пока мой разум начинает парить над скалой. Моё тело становится гибким а разум чистым.
Я совершенно свободен на скале. Я превращаюсь лишь в движение.
Кроме того даже со временем я сохранил дух открытости и дух актера в придуманной мной практике. Это творческое состояние ума все еще мотивирует меня заниматься скалолазанием и ежедневно тренироваться; и в этом процессе меня сопровождает творчество

Что Вы думаете о современном скалолазании?

Сейчас пришло время нового этапа. Появляются новые возможности, становится больше места для разнообразия. Это контекст, который заставляет развиваться.
С тех пор как я начал заниматься скалолазанием, я попробовал очень многое: ИТО, свободное лазание, спортивное скалолазание, открытие маршрутов, DWS, танцевальное скалолазание, поэтическое скалолазание, городское скалолазание, хайповое скалолазание... все эти практики только лишь составляющие бесконечно огромного понятия "Скалолазание".
Возможно ли, что эти виды будут взаимодействовать между собой? Экологичны ли наши отношения с природой? Хотим ли мы разнообразия видов лазания?

Мы делимся своими скалолазными приключениями с нашими напарниками по веревке, без ограничений по возрасту, полу, морфологии, уровню, опыту и этике.
Скалолазание уникально и прекрасно

Что Вам больше всего запомнилось?

Прохождение сперва свободным лазанием а затем и соло маршрута "Revelations" в 1985 году.
В то время категория 8а была максимальной во всей Великобритании. Сейчас же этому маршруту присуждена категория 8b.

Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)
Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)


Чего бы Вы хотели добиться в скалолазании?

Я участник большого коллектива Grimpe Oudoor, и мы организовываем Генеральную ассамблею скалолазов на природном рельефе. Моя цель - наладить сотрудничество между скалолазами, чтобы в будущем мы, скалолазы могли бы действовать автономно и ответственно. Социальные трудности подавляют разнообразие скалолазания. Сегодня наша деятельность развивается с учетом экономических, страховых и конкурентных соображений.
Сегодня ни одна организация не имеет законного права представлять скалолазание на природном рельефе.
Мы должны рисковать и развивать дух веревки. Скалолазание - это способность адаптироваться. Давайте мечтать, чтобы всё скалолазное сообщество создавало новые маршруты совместно.

Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)
Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)


Завоевание - одна из основных ценностей нашей цивилизации. Наш язык и наша мифология построены на переоценке Высшего. Поднимаясь, мы несем символическую ответственность. Скалолазание помогает развивать это воображение роста. Но скалолазание ведет на вершину исходя из желания и возвращает нас обратно исходя из необходимости.
Скалолазы не должны забывать про спуск.
Был бы скалолаз настоящим скалолазом, если бы он не рисковал? Мы любим рисковать. Однако опасность заключается в слишком большом риске или в окружении, которое ждет от нас слишком многого.
У каждого из нас свои пределы возможного.
В скалолазании мы разделяем риск. Мы связаны веревкой и воодушевлением и несем совместную ответственность. Однако мы не несем ответственности за риск, как это делают страховые компании.

Можем ли мы рассматривать свободное восхождение как реализацию манифеста 35-летней давности?

Да. В 1985 году я был одним из автором «Le Manifeste des 19», в качестве акции протеста против появления соревнований во Франции.
Некоторые виды спорта существуют только в виде соревнований, что является их единственным смыслом существования. Но суть скалолазания в другом. Его целью является и таким и должен оставаться, поиск технических трудностей и поиск все более амбициозной цели...
Скалолазание - это прежде всего личный поиск. Но конечно, будут и те, кто продолжит практиковать настоящую скалолазную жизнь: хранители определенной сущности и определенной этики лазания. Сегодня я все еще горжусь тем, что подписал этот манифест.
Я был молодым студентом, жил на обочине общества, и защищал с «бандой парижан» и многими другими практику свободного скалолазания, не подчиняющуюся системе медиа-финансовой конкуренции.
Я был идеалистом, я не хотел другого мира.
Мы боялись потерять свободу и душевное равновесие и просили других подумать над этим. Мы все были любителями-одиночками и не имели никакого финансового отношения к скалолазанию.
Лишь немногие скалолазы, такие как Патрик Эдлинже (Patrick Edlinger) и Патрик Берхо, зарабатывали на жизнь скалолазанием.

Соревновательное скалолазание - это не скалолазание. Турниры по скалолазанию имеют лишь одну маргинальную цель - поиск лучшего. Да, это зрелище. Соревновательный дух ценит сильнейших. Этот дух следует доминирующей идеологии сильнейших в ущерб ценностям солидарности. Он развивает и пропагандирует сравнение между людьми и является источником страданий: в соревнованиях есть один победитель и все остальные - разочарованные. Всё делается в ущерб развитию скалолазания, развития практики, защите наших природных игровых площадок, развитию других неконкурентоспособных ценностей.

В сегодняшнем мире конкуренция неизбежна, она объединяет большое количество скалолазов, но поглощает другие аспекты скалолазания, отодвигая в тень поэтическое, созерцательное и созерцательное измерение скалолазания.
Меня привлекает дух соревнования, когда другой скалолаз помогает мне становиться лучше. Истинный соревновательный дух иной, он дает энергию, чтобы стать лучше других.
В этом есть большая разница, которую многие не понимают, но которая порождает совсем другое поведение.
Когда пришли соревнования, я не захотел вкладывать в них всю свою энергию и творческий потенциал, это казалось мне неуместным.
Помню, я стоял перед дилеммой: либо адаптироваться к соревнованиям, либо прекратить лазание. Если я буду придерживаться идеи о чистоте лазания, я останусь ни с чем. Мне нужно было найти способ адаптироваться, проявить творческий подход в системе.

В это время было изобретено свободное лазание, и я мог продолжить свой творческий порыв. Я предпочел поставить себя на службу идее за пределами моего движения, которая могла бы создать образ скалолазания, которым я мог бы гордиться. Я хотел, чтобы соревнования, если они уж стали частью нашей жизни, были максимально интересными. Я придумал жесты для своих друзей-скалолазов, которые собирались участвовать в соревнованиях.

Всегда найдутся те, кто занимается скалолазанием ради удовольствия, уважения к другим и природе, творчества, ради открытия собственного пути.

Сейчас мне 55 лет, и мое безграничное желание скалолазания выражено в моем теле, пределы которого не бесконечны. Мое тело - мой первый компаньон по веревке.

Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)
Антуан Ле Менестрель (Antoine Le Menestrel)

Теги: Антуан Ле Менестрель, Antoine Le Menestrel, скалолазание
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://fanatic-climbing.com/
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ