Сто лет тому назад телеграмма из самого сердца Азии изменила историю альпинизма.
Эту телеграмму прислал из Лхасы, столицы Тибета Сэр Чарльз Альфред Белл (Charles Alfred Bell) - англо-индийский тибетолог, представитель Британской Индии при дворе Далай-ламы.
Сообщение было принято на другом конце телеграфного провода, в Нью-Дели. Затем уже новая телеграмма, подписанная вице-королем Фредериком Тезигером, виконтом Челмсфорда, отправилась в Лондон
«Белл телеграфирует, что он представил Далай-ламе план и необходимость пересечь территорию Тибета и получил на то его одобрение » - писалось в телеграмме.
Сэр Чарльз Альфред Белл (Charles Alfred Bell) и Далай-лама, в центре - махараджа Сиккима
К тому времени, когда разрешение на проход по Тибету было окончательно выдано, идея подняться на высочайшую вершину мира, Эверест витала в умах самых отчаянных путешественников уже не один десяток лет.
Подробней о истории высочайшей вершины мира читайте в статье: КАК БЫЛ ОБНАРУЖЕН ЭВЕРЕСТ
О восхождении на Эверест размышлял и Дуглас Фрешфилд (Douglas Freshfield), который в 1899 году совершил треккинговый, разведывательный поход вокруг восьмитысячника Канченджанга (Kangchenjunga, 8586 м) в Непале, третьей по высоте горы мира; в состав его экспедиции входил и выдающийся итальянский горный фотограф Витторио Селла (Vittorio Sella).
Подробней о этой станице в истории альпинизма читайте в статье: СЛЕДЫ ИТАЛЬЯНСКОГО АЛЬПИНИЗМА В ИНДИЙСКИХ ГИМАЛАЯХ И КАРАКОРУМЕ
Перед тем путешествием, в 1885 году, доктор и альпинист Клинтон Дент (Clinton Dent), совершивший первое восхождение на пик Пти Дрю на Монблане, написал в своей книге «Над линией снега» строки о Эвересте: «Я не думаю, что стоит совершать это восхождение, но я верю, что это предприятие возможно для человека. И я уверен, что уже в наши дни это утверждение будет продемонстрировано на практике».
В период между девятнадцатым и двадцатым веками великие вершины Гималаев начинают открывать свои двери и не только для британцев.
В 1895 году Альберт Фредерик Маммери (Albert Frederick Mummery) приходит к Нангапарбат и исчезает (вместе с двумя товарищами по связке) на стороне Диамир.
Затем, в 1902 и 1905 годах, Алистер Кроули (Aleister Crowley) организовал две экспедиции к восьмитысячникам К2 и Канченджанге.
В 1909 году итальянская экспедиция Людвига Амадеуса Сабатского, аристократа, князя Абруццкого (Luigi Amedeo di Savoia-Aosta) открывает путь для восхождения на вершину К2, и поднимается на отметку 6250 метров.
Незадолго до этого, в 1907 году, двое других профессионалов, родившихся у подножия итальянской стороны Монблана, братья Анри и Алексис Брошерели, сопровождали Тома Лонгстаффа, поднявшись на вершину горы Трисул (Trisul) высотой 7120 метров, отметка, которая на долгие годы осталась высочайшей, когда либо достигнутой человеком в горах
Однако настоящим отцом первых экспедиций на Эверест является Фрэнсис Янгхазбенд (Francis Younghusband).
В 1887 году, будучи лейтенантом Королевской драгунской гвардии, он совершил уникальное путешествие через пустыню Гоби и 5376-метровый перевал Музтаг и был первым европейцем, который увидел склон восьмитысячника К2 вблизи.
Двадцать два года спустя, в 1919 году, он стал президентом Королевского географического общества и одним из первых его заявлений стало намерение организовать экспедицию к Эвересту, что должно было стать центральным элементом его президентства в Королевском географическом обществе.
Естественно, он надеялся, что вершина будет пройдена британской экспедицией, и что первым, кто взойдет на нее, будет «англичанин или, по крайней мере, шотландец".
Между экспедициями Янгхазбенда, Маммери, Фрешфилд мир потрясли два конфликта.
Первый - это, конечно, Великая война, которая поглотила всю Европу, унеся около десяти миллионов жизней. Это число значительно возрастает, если учесть жертв Русской революции, спровоцированной мировым конфликтом и продолжающейся долгой и кровопролитной гражданской войной.
Однако борьба британцев за Эверест - это та "война", о которой мало кто слышал в континентальной Европе.
В 1904 году лорд Керзон, вице-король Индии, организовал «военную экспедицию», небольшое "вторжение в Тибет". В колонну солдат, вступающих в страну Далай-ламы, входит и Фрэнсис Янгхазбенд, получивший чин полковника и отвечающий за политическую сторону предприятия.
Британские и индийские военные, вооруженные магазинными винтовками и пулеметами, разбивают тибетских ополченцев, которые пытаются отразить их наступление с помощью конных отрядов, мечей и старых аркебуз.
В столкновениях, и в частности в битве при Чумике Шенко, погибло более пяти тысяч тибетцев. Чтобы остановить резню, Тубтен Гьяцо, тринадцатый Далай-лама, подписывает мирный договор с Британской Индией и Лондоном. Он соглашается с тем, что Лхаса, его столица, должна будет связана телеграфным кабелем с Калькуттой, и соглашается с присутствием в Лхасе британского политического офицера.
Тубтен Гьяцо, тринадцатый Далай-лама
По той же причине в 1920 году правитель Тибета дает разрешение на первую экспедицию к Эвересту.
« Я не знаю, как все прошло на самом деле, но возможно, что это было последствиями фактического подчинения Великобритании, но это помогло полвека спустя убедить Китай захватить Тибет », - объяснял эту страницу истории Фоско Мараини, альпинист и эксперт по Азии.
Остальная история Эвереста уже более известна широкой аудитории.
Весной 1920 года, будучи президентом Королевского географического общества, Фрэнсис Янгхазбенд отправил подполковника Чарльза Ховарда-Бери в Индию, Сикким и Тибет.
В Ятунге, тибетском городе, ближайшем к границе Сиккима, офицер встречается с политическим офицером Чарльзом Беллом, который затем сообщает о просьбе Далай-ламе.
В январе 1921 года, после телеграммы, Географическое общество и Альпийский клуб приступили к организации экспедиции, сбору средств (около 4000 фунтов ) и отбору участников.
18 мая, под проливным дождем, в начале муссонного сезона альпинисты, геодезисты и длинный караван вьючных животных и носильщиков покидают Дарджилинг и направляются в Сикким, к Тибету и Эвересту.
Эта экспедиция, конечно же, прежде всего была исследовательским предприятием.
Вместе с подполковником Ховардом-Бери, который руководит командой, в состав группы входят несколько геодезистов и ученых и всего четыре альпиниста. Один из них, Александр Келлас (Alexander Kellas), опытнейший альпинист, на счету которого было несколько ранее никем не покоренных вершин Сиккима, почти сразу умирает от высотной болезни.
Другой, Гарольд Реберн (Harold Raeburn), заболел и практически ничем не помогает команде.
Двое других альпинистов, Гай Баллок (Guy Bullock) и Джордж Ли Мэллори (George Leigh Mallory), проводят уникальное исследование долин Харта и Ронгбука, смотрят на Непал с 6006-метровой высоты перевала Лхо-Ла, а затем открывают возможный путь к вершине Эвереста и даже поднимаются по нему на вершину Северного Седла, достигнув отметки в 7000 метров.
Именно по этому пути пойдут следующие шесть британских экспедиций 1920-1930-х годов.
И рядом с британскими альпинистами, начиная с 1921 года идут шерпы - этнические жители Тибета, родом из непальских долин Кхумбу, известные своей устойчивостью к влиянию больших высот Гималайских вершин.
Именно Чарьлз Белл, на встрече с подполковником Ховардом-Бери в 1920 году, которая состоялась в Ятунге, настоятельно советовал взять в экспедицию работников высокогорных чайных плантаций Дарджилинга. По словам Белла, "эти люди гораздо более дисциплинированы чем тибетцы".
Подробней о работе шерп в гималайских экспедициях читайте в статье: ОДНОРАЗОВЫЕ ЛЮДИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ШЕРП РАБОТАЮЩИХ НА ЭВЕРЕСТЕ