Стартовал крупномасштабный проект по изучению пещер Киргизии "SPELEOZISTAN-2017"



"Ливанская" экспедиция. Почему «Ливанская»? Цикл спелеоэкспедиций, проводимых Фондом "Сохранение и исследование пещер", получил необыкновенную популярность. В настоящее время участие в исследовательском «многоборье» заявили участники (частные лица – профессиональные спелеологи, и исследовательские институты, спелеологические сообщества) из десятков стран. Экспедиции были условно названы по группам спелеологов из государств, первыми заявившими об участии в той или иной части "спелеомарафона".



В составе «Ливанской» международной экспедиции на сегодняшний день принимают участие спелеологи Ливана, Франции и Киргизии. Район исследований расположен в 500 км от Бишкека, вблизи киргизско-китайской границы в самой южной области Тянь-Шаня.
В советское время и в более поздний период район был практически закрыт как для научных исследований, так и для туристов. Поэтому в спелеологическом отношении привлекательность района на сегодня весьма очевидна.
Основная цель экспедиции - поиск новых, ранее не изученных пещер, ряд спелеологических исследований как в новых, так и в уже известных пещерах.



Горный хребет Кокшаал-Тоо, давно привлекал внимание спелеологов. Но из-за его отдаленности и труднодоступности, исследования здесь откладывались на перспективу. Проведение спелеологических исследований в этом карстовом районе требует как значительных средств, так и разработки серьезной экспедиционной тактики. Немаловажную роль играют погодные условия, которые благоприятствуют для подобных экспедиций только в июле-августе. Труднодоступность отдельных участков обусловлена отсутствием автодорог для обычного транспорта, а непроходимость заболоченных оттаявших к лету участков делает эти места практически недосягаемыми. Поэтому использование оставшейся в регионе советской военной техники остаётся сегодня единственной возможностью для полноценной результативной экспедиции.



В последнее время данный район становится привлекателен и для туристов. Здесь отсутствуют населенные пункты, это малопосещаемые места с девственной, почти не тронутой человеком природой, величественной горной грядой Кокшаал, расположенной в широтном направлении и удивительно красивым озером Кол-Суу, зажатым в узком каньоне, рассекающем горный хребет Сары-Белес. На севере карстовый район ограничивается Ак-Сайской долиной, абсолютная высота тальвега которой составляет около 3000 м. Интервал абсолютных высот района исследований колеблется от 3200 до 4000 м.

В задачи экспедиции входит поиск и исследование пещер южнее озера Кол-Суу, куда ещё «не ступала нога спелеолога».



Завершилась первая экспедиции крупномасштабного проекта по изучению пещер Киргизии. «SPELEOZISTAN-2017. Команда спелеологов из Ливана, Киргизии и Франции провела рекогносцировочные исследования в районах Кокшаал-Тоо и каньона Кок-Джерты на реке Сон-куль. В результате поисковых работ было выявлено 22 пещеры различной протяжённости. Наиболее значительной оказалась пещера Кел-Су (250 м), расположенная на правом борту каньона, занятого одноименным озером. После детальной дискуссии, анализа геологических карт и фактического материала, геолог группы Марк Метни сделал вывод, что район каньонов реки Кок-Кыя является весьма интересным и перспективным.
Это обусловлено тем, что каменоугольные известняки и прорывающие их граниты должны были создать благоприятные условия для образования глубоких пещер гидротермокарстового происхождения, где горячие флюиды формируют протяжённые пещеры.



Кроме того, данный участок известняков раздроблен тектоническими разломами, по которым горячие и агрессивные растворы должны были выработать значительные полости.

23.06. мы покинули Сары-Белес и переехали к месту второго базового лагеря, в урочище Чатыр-Таш, откуда было удобно добираться до каньонов реки Кок-Кыя. Легкодоступные участки были сложены небольшими формами гранитов, которые и создавали обманку карстующихся пород. Но на контакте последних с известняками, было множество гротов. В последний день работы в районе каньонов установился солнечный день, и группа из четырёх спелеологов: Чади Чакера, Стефани Либаки, Элиаса Либаки и Алексея Дудашвили обнаружили вход в пещеру на противоположном, правом, берегу каньона. Попытка перейти реку была безуспешной, сильный поток воды не позволил даже приблизиться к входу в пещеру.



Казалось бы, удача близко, всего лишь в 15 метрах, - вертикальный узкий вход в пещеру в виде бутылки высотой около метра, у вертикальной многообещающей трещины, которая рассекала известняковый массив от самого плато до основания, где находился вход. Но группа не стала рисковать. Как только погода наладилась, к поискам пещер приступили с помощью беспилотника. Впервые с помощью летающей видеокамеры мы увидели фантастические, величественные каньоны с вертикальными стенами более чем по 200, если не по 300 метров и зигзаги реки Кок-Кыя, которые и обуславливали труднодоступность этих мест. Узость каньонов не позволяла заглянуть в расположенные на вертикальных стенах гроты и оценить реальные возможности доступа к ним. Оставалась четыре дня экспедиции и мы с Чади решили перебазировать экспедицию в карстовый район реки Сон-Куль, примыкающей к границам Каратал-Джапарыкского заповедника.



Лагерь развернули на левом берегу реки, среди нескольких известняковых массивов с привлекательными каньонами. Здесь оказалось множество классических карстовых форм, глаз радовали красивые пейзажи и великолепный хвойный лес, закрепившийся на вертикалях известняковых стен. Обилие атмосферных осадков и трещиноватость массивных известняков - важный фактор для образования пещер. В первый день поисков провели рекогносцировку и опрос местных жителей, наметили участки работы. Настроение команды было оптимистичным. Разделившись на небольшие группы, сформировали поисковые отряды и в результате поисков обнаружили 18 полостей различной глубины и длины.



В отличие от Кокшаал-Тоо, здесь - среднегорье, более мягкий и тёплый климат, более молодые в геологическом смысле известняки. Словом в какой - то мере географическое расположение гарантировало более успешные поиски карстовых пещер.

Наш ЗИЛ доставил Алексея, Чади, Элиаса и Стефани в заповедник, где, по словам местных жителей, были пещеры. Остальные члены команды выбрали для исследований каньоны в окрестностях лагеря, при этом активно использовался дрон. В первый же день, на относительной высоте более 400 метров, Патрик Льеф, пилот дрона, обнаружил воклюз, считавшийся ранее просто водопадом. Всё дело в том, что водный поток вырывался из отвесной скалы под скальным козырьком, нависающим над отверстием воклюза, что снизу создаёт иллюзию водопада. Безусловно, это было открытие, но как добраться и исследовать пещеру - это вопрос, вероятно, будущих экспедиций. Сейчас мы настроены потратить время на более доступные пещеры, входы в которые скрыты в зарослях кустарника и хвойных чащах. Открытия не заставили себя ждать.



Вскоре в зарослях кустарника одной из террас мы обнаружили полость длиной около 30 метров. Другая группа под руководством Патрика Льефа, работающая в каньонах вблизи лагеря, обнаруживает несколько полостей на разных высотах. Ливанские коллеги в растерянности и не знают, за какой грот взяться. Каждый требует немало времени и усилий на организацию безопасного штурма с использованием специального снаряжения. Надеяться на дрон? Но он не может приблизиться вплотную к полостям, поэтому выбираем наиболее объёмные из них. За два дня удалось обследовать с десяток гротов различной протяжённости.



Вечером за топо-картой решаем идти выше в лес, на высоту зоны кустарников и далее, вниз по каньону «Разбойников». Так называют каньон местные жители из-за лесных дебрей, неприступностью стен и закрытости каньона, который видно только с высоты склонов более чем 2500 метров.

Ливанские коллеги были в восторге, когда увидели множество гротов, приуроченных к горизонтальным трещинам в отвесных стенах канона. Переодевшись в комбинезоны и каски прямо у входа в каньон, спелеологи обследовали гроты и пещеры длинной до 100 метров. Это хороший результат для непродолжительной по времени экспедиции.

В одной из пещер спелеологи обнаружили довольно объёмную камеру с кристаллами горного хрусталя. Элиас и Стеф кричали и звали меня, что бы я смог оценить находку, как геолог. Но уникальная пещера оказалась в значительно степени разграблена. Как нам рассказали местные охотники, пещеру неоднократно навещали люди из больших городов: Бишкека, Алма-Аты и даже из Москвы. Ну что тут скажешь? Хватает еще в нашем мире негодяев.



Уже вечером, когда смеркалось, к лагерю подъехала белая «Нива». За рулём - человек в зелёной пятнистой форме с красной коркой в кармане и с ружьём наперевес. Оказалось, заместитель директора заповедника. Но приехал не с проверкой, не за разрешением на исследования, не за штрафами, а за помощью и советом. Решил посоветоваться с профессионалами, «что делать с беспределом разграбления и уничтожения уникальных пещер». Поговорили. Но в Ливане и других азиатских странах такие же проблемы. По словам нашего гостя, в районе есть ещё несколько пещер с кристаллами горного хрусталя солидных размеров. В итоге разговора, смирились с тем, что лучший способ сохранить уникальные пещеры, - хранить молчание о местонахождении пещер и не давать в прессе и экспедиционных отчётах каких-либо точных географических привязок.



И вот - последний вечер. Догорел экспедиционный костер, две недели пролетели, как одно мгновение. Но это не конец, а всего лишь начало проекта «SPELEOZISTAN-2017». Впереди нас ждут не менее интересные события и конечно, в чем я глубоко убежден, открытия.






Теги: SPELEOZISTAN-2017, Ливанская экспедиция, Спелеоэкспедиция, Кокшаал-Тоо, пещеры, спелеология
Автор: http://planetguide.ru
Опубліковано в спелеологія

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ