Как спастись на Эвересте

21 мая спасательный вертолет эвакуировал альпиниста с высоты 7800, немного ниже Лагеря 4 на Южном седле Эвереста.
21 мая спасательный вертолет эвакуировал альпиниста с высоты 7800, немного ниже Лагеря 4 на Южном седле Эвереста.


Общий вопрос, который волнует всех альпинистов, приходящих к Эвересту, это вопрос о возможной эвакуации с маршрута в случае травм, аварий или других каких либо непредвиденных ситуаций.

Забегая наперед скажем, что, да, спасвертолеты летают над склонами Эвереста и на маршрут восхождения выходит пешком спаскоманда, но все эти мероприятия связаны с огромными рисками.

Данная статья была написана в рамках подготовки к экспедициям сезона 2014 года на Эвересте.

В сегодняшнем мире мобильной и радио связи, следить за альпинистами можно даже с вершины Эвереста, так 18 мая 2013 года Британский альпинист Дэниэл Хагс (Daniel Hughes) впервые провел первую прямую трансляцию с вершины Эвереста для новостного канала BBC News 24, для чего на канале был организован специальный выпуск новостей. О этом восхождении мы подробней писали ранее

Также напомним, что в 2013 году ведущий Китайский оператор мобильной связи "China Mobile" закончил установку ретрансляционной станции сотовой связи четвёртого поколения (4G) по технологии LTE на склоне Эвереста. Оборудование сотовой связи было предоставлено компанией Huawei. Станция установлена у Базовго лагеря Эвереста с Китайской стороны на высоте 5200 метров.

Эти факты дают прежде всего ошибочное представление в мире о том, что в любой момент времени, в практически он-лайн режиме альпинисты могут связаться со спаскомандой и получить необходимую помощь

Но это сегодня далеко от истины...


Когда альпинист нуждается в помощи, у него по сути есть три варианта: спустится самому, принять помощь других альпинистов или спаскоманды и возможность быть эвакуированным на вертолете.

Конечно, в 90% случаях альпинисты полагаются на помощь своих шерп и напарников в команде. Иногда на помощь приходят также альпинисты с соседних экспедиций.

Давайте разберемся со всеми возможными вариантами спасработ на Эвересте.


Спасработы на маршруте с помощью альпинистов

Я лично видел альпинистов, которые пострадали от снежной слепоты, которых спускали в низ по веревке шерпы. Они часто используют подобный метод, когда пострадавшего альпиниста цепляют в связку с зади или с переди от шерпы, который и доставляет его в безопасное место в базовом лагере. При этом, пострадавший альпинист по сути имеет возможность передвигаться самостоятельно, но все же нуждается в посторонней помощи.
Этот метод эвакуации громоздок и медленен.

Я также видел пострадавшего альпиниста, которого спускали в низ в спальном мешке или в полозьях в горизонтальном положении. Но опять же этот метод требует огромных физических затрат, что бы перенести пострадавшего через все сложные участки маршрута, такие как вертикальные спуски или лестницы на ледопаде Кхумбу, и если спаскоманда ошибется и потеряет страховку с пострадавшим альпинистом, это может привести к еще большим травмам или даже гибели альпиниста.

В таких вариантах спасработ требуется участие от 5 до 10 шерп.

Один из примеров – извлечение тела канадской альпинистки Шрия Шах-Клорфин. Она родилась в Непале и всегда мечтала покорить Эверест, но 19 мая 2012 года она погибла, спускаясь с горы. В тот же день погибли и трое ее спутников. Альпинистам хорошо известна опасность того, что можно погибнуть на Эвересте, и тело при этом не найдут, поэтому многие альпинисты подписывают специальный документ, выбирая, нужно ли оставить их тело на Эвересте или извлекать его (эта услуга стоит около 30000 долларов).

Шрия Шах-Клорфин погибла недалеко от вершины, на высоте 8000 метров. Это сильно затрудняло поиски тела. Сначала, команда из 6-8 шерп должны были взобраться, чтобы найти тело – само по себе страшно. Теперь настоящая опасность. Единственный способ спустить тело с такой высоты – это поместить его на специальные сани, в то время как шерпа медленно и осторожно будут спускать его под углом 60 градусов, это называется контролируемый слайд. Им также пришлось бы поднимать тело и на руках проносить над любыми расщелинами, находившимися на пути спуска. Это может занять целый день, к тому же крутые ледяные склоны очень опасны. Один неверный шаг – и может погибнуть вся команда. Основная цель – спустить тело до уровня второго лагеря (6500 метров), это высочайшая точка на горе, где может приземлиться вертолет. 29 мая 2012 года тело Шрии Шах-Клорфин было благополучно доставлено к вертолету.


Спасение с помощью вертолетов

Спасение вертолетом конечно доступно на Эвересте, однако не на всех высотных лагерях, кроме того, на Северной стороне Эвереста (с Китайско-Тибетской) стороны полеты вертолетов для спасения альпинистов не предусмотрены, они по сути даже запрещены правительством Китая

До 2008 года спасвертолеты для пострадавших альпинистов предоставляла армия Непала. Это было опасно, сложно и дорого, для того что бы организовать вертолетную спаскоманду, экспедиции нужно было очень много времени потратить на бюрократические проблемы.

В настоящее время в Непале уже функционирует частная компания "Fishtail Air", которая нанимает как Непальских гражданских пилотов, так и иностранных для осуществления спасработ в Гималаях.
За три-четыре полноценных года работы "Fishtail Air" на Эвересте, ее пилоты уже могут безопасно эвакуировать пострадавших альпинистов со второго высотного лагеря Camp II, расположенного на высоте 6400 метров.

В крайних случаях, как это было в 2013 году, вертолеты могут спасать людей и с более высоких отметок:


Отметим, что в зависимости от места проведения спасработ с помощью вертолетов, для пострадавшего альписниста (или экспедиции) эти услуги обойдутся ценой от 4000 USD $ до 20000 $ за один вылет, в зависимости от погодных условий.

Конечно, большинство альпинстов имеют страховку на случай спасработ, однако множество страховых компаний, отказываются страховать альпинистов в случае аварий, идущих на Эверест из-за большой вероятности попадания в такие аварии.

Спасательный вертолет в Гималаях. Фото из архива Симоне Моро
Спасательный вертолет в Гималаях. Фото из архива Симоне Моро


Спасработы 1996 года

Спасработы вертолетами на Эвересте оказались в центре внимания всего мира, когда в мае 1996 года произошла самая масштабная трагедия на Эвересте.

За весь сезон 1996 года при восхождении на гору погибли 15 человек, что навсегда вписало этот год как один из самых трагических в историю покорения Джомолунгмы. Майская трагедия получила широкую огласку в прессе и альпинистском сообществе, поставив под сомнение целесообразность и нравственные аспекты коммерциализации Джомолунгмы.

Выжившие участники событий предложили свои версии случившегося каждый.

В частности, журналист Джон Кракауэр (англ. Jon Krakauer) описал трагедию в своей книге «В разрежённом воздухе» (англ. Into Thin Air), ставшей национальным бестселлером в США.

Отметим, что противоположную точку зрения изложил казахстанский альпинист русского происхождения Анатолий Букреев в своей книге «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте» (англ. The Climb), написанной в соавторстве с Уэстоном ДеУолтом (англ. G. Weston DeWalt).

Тогда, пилот вертолета, армейский капитан вооруженных сил Непала, KC Madan, стал настоящим героем, проведя эвакуацию двух пострадавших альпинистов Бека Уэзерса и Макалу Гау на вертолете B-2 Squirrel A-Star Ecuriel, которым он управлял в крайне разряженном воздухе, балансируя на грани опасности собственной жизни.

Сегодня, вертолеты, участвующие в спасработах, гораздо более технически приспособлены для полетов на такой большой высоте. Компания "Fishtail Air" активно сотрудничает с Швейцарской спаскомандой Air Zermatt, у которой есть огромнейший опыт вертолетных полетов в горной местности и спасательных операций.

Справедливости ради, стоит отметить, что современные вертолеты могут подниматься на высоты, сопоставимые, а иногда даже и более высокие чем высота Эвереста в 8848 метров, но, для полноценной спасработы, такие вертолеты должны иметь возможность приземления на горный склона на этих высотах, что сейчас пока еще невозможно осуществить на отметках выше второго высотного лагеря CAMP II (6400 метров)

Хотя, в 2005 году, компания Eurocopter провела экспериментальную посадку вертолета на вершину Эвереста. Пилотом этого вертолета (серийного Ecureuil / AStar AS 350 B3) был летчик-испытатель Дидье Дельсалль. Тогда, компания Eurocopter заявила, что ей удалось посадить вертолет в течении двух минут на вершину Эвереста, прежде чем он взял курс на Луклу.

Сегодня, согласно интервью Симоне Моро, вертолеты компании Fishtail рассчитаны на полеты на высотах до 7000 метров, хотя в крайних случаях и могут летать на высоте 7400 метров.

Симоне Моро за штурвалом спасательного вертолета
Симоне Моро за штурвалом спасательного вертолета


Ошибки

Зачастую, спасработы, проводимые вертолетами, являются наиболее быстрым и удобным видом спасработ, однако и они подвержены непредвиденным авариям.
В ноябре 2010 года во время выполнения спасработ на соседней с Эверестом вершине Ама Даблам (6812м) разбился один из вертолетов компании Fishtail Air. Тогда, на склоне горы, о помощи запросили два альпиниста, один из них был успешно эвакуирован со склона, а когда вертолет уже возвращался обратно за вторым альпинистом, он разбился.

В 1973 году вертолет итальянской армии разбился на высоте 6300 метров на Эвересте. Обломки этой катастрофы были вывезены со склона Эвереста окончательно лишь в 2011 году, после того, как ледопад Кхумбу отошел на более низкие отметки.

В 1997, 2003, 2005 и 2007 годах были аварии вертолетов в базовом лагере Эвереста, которые в нескольких авариях привели к гибели людей.

В 2013 году разбился во время одного из полетов, вертолет который привез в "Fishtail Air" Симоне Моро

Обратим внимание также на то, что в 2014 году министерство туризма и гражданской авиации Непала запретило все туристические полеты в базовый лагерь Эвереста, оставив возможность полетов только для спасработ или чрезвычайных ситуаций.


Теги: Эверест, спасение на Эвересте, спасработы на Эвересте, вертолеты на Эвересте, вертолет на Эвересте
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам http://www.alanarnette.com/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ