"Это были ночевки на самых потрясающих в мире горных вершинах"

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) и Алекс Хоннольд (Alex Honnold) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) и Алекс Хоннольд (Alex Honnold) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Интервью с американскими альпинистами Алексом Хоннольдом (Alex Honnold) и Томми Колдвеллом (Tommy Caldwell), которые с 12 по 16 февраля 2014 года впервые в истории прошли траверс горного хребта Фицрой в Патагонии.

О этом прохождении более подробней читайте в нашей статье: Томми Колдвелл и Алекс Хоннольд впервые в истории прошли полный траверс хребта Фицрой в Патагонии

Но прежде чем мы перейдем к интервью, сделаем небольшое вступление: это прохождение совершили два ведущих альпиниста в мире: Алекс Хоннольд (Alex Honnold) и Томми Колдвелл (Tommy Caldwell); восхождение прошло по пятикилометровому маршруту с 4000 метрами вертикального восхождения по вершинам Aguja Guillaumet, Aguja Mermoz, Cerro Fitz Roy, Aguja Poincenot, Aguja Rafael Juárez, Aguja Saint-Exúpery и Aguja de l'S.
Практически весь маршрут альпинисты прошли параллельно в одновременном восхождении, с четырьмя бивуаками по маршруту.
"Это были ночевки на самых удивительных вершинах мира" - сказал Хоннольд в этом интервью, но его ирония скорей всего скрывает все трудности и неопределенности восхождения такого масштаба, а также невероятную подготовку к осуществлению этого проекта.

И теперь, после исторического прохождения, возвращаясь на большие стены родной для них долины Йосемити в США, альпинисты готовы поделится своим опытом.

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Прежде чем говорить о историческом прохождении, скажите как Вы узнали о гибели Чада Келлогга, который погиб при спуске с вершины Фицрой во время Вашего прохождения траверса?

Алекс Хоннольд: Наши команды были там одновременно во время одного и того же погодного окна. Я услышал о этой трагедии во второй половине дня по нашему возвращению. Мы с Томми, дойдя до хижины свалились с ног от усталости, пытаясь заснуть, но вскоре к нам в гости пришли друзья, точнее ворвались с ужасной новостью....
Я сам встречался с Чадом в нашей поездке по Патагонии, но и не только я, вся альпинистская община Фицроя хорошо знала Чада на протяжении многих лет, поэтому для них эта новость также была ужасна. Пожалуй это самое страшное событие в моей жизни. Его смерть настоящая трагедия для всего альпинистского сообщества, которая отрезвила многих из нас, напомнив, насколько опасным делом мы занимаемся в горах

Разница с траверсом Фицроя и недавним Вашим прохождением соло маршрута "El Sendero Luminoso" в Мексике конечно на лицо, но как Вы бы оценили свое новое испытание?

Алекс Хоннольд: Конечно, разница в стилях прохождения существенна, но глядя в суть проектов, можно увидеть что суть этих обоих прохождений - это восхождение на огромные каменные стены. Все время перед проектом траверса Фицрой я был в Потреро, работая над восхождением на El Sendero Luminoso, и думал что этот проект будет как нельзя лучшей подготовкой перед Патагонскими восхождениями.
За время работы над El Sendero Luminoso мы поднялись на него около 8 или 9 раз, что бы очистить и приготовить маршрут к соловосхождению, и провести видеосъемку. На самом деле, если смотреть в целом, работа над El Sendero Luminoso по своей физической напряженности очень похожа на 5 дней проведенных на патагонском горном хребте


Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Как вообще возникла идея пройти траверс Фицрой? Это был, как зачастую случается, Ваш экспромт?

Томми Колдвелл: Мы пришли к этому проекту, отобрав множество других вариантов. Прежде всего мы надеялись лишь подняться на те вершины, на которые нам бы хватило сил, особенно в связи с довольно влажным и холодным патагонским летним сезоном, когда вершины были покрыты инеем и изморозью.
Траверс казался нам относительно хорошим вариантом, поскольку подавляющее большинство восхождений проводятся альпинистами по северной стене Фицрой, по маршрутам, которые считаются наиболее быстрыми на пути к вершине.
Погодное окно также было подходящей длительности и мы решились на прохождение траверса. Мне нравятся большие восхождения, и траверс Фицроя был именно таким каким мы его хотели видеть.
Алекс Хоннольд: Томми упомянул про траверс Фицроя прямо перед нашим отъездом в Патагонию, и как мне показалось, этот проект наиболее лучше подходил нам из всех остальных вариантов. Но, конечно, мы продолжали рассматривать и другие варианты, и были готовы пройти что либо другое, если так сложатся обстоятельства, и как повернется погода. К счастью погодное окно было довльно продолжительным для нас, поэтому был смысл попробовать пройти полный траверс.

Все были под впечатлением от Вашего прохождения траверса, но как я знаю, у Вас не богатый опыт в ледолазной технике. Расскажите, как все прошло.

Алекс Хоннольд: Да, Вы правы, у меня нет опыта ледолазания или прохождения снежных склонов, я вообще никогда ранее не поднимался по льду. Но это был конек Томми! А та часть маршрута что была скальным массивом, не представляла для меня особого труда. Но те несколько участков, когда пришлось проходить по снегу и льду я считаю самыми страшными для себя на этом маршруте.

траверс массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
траверс массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Томми, Вы волновались за Алекса во время прохождения этих участков?

Томми Колдвелл: Если бы я не имел опыта ледолазания я никогда бы не вышел на этот маршрут, но поскольку я обладаю этим опытом, то смог обезопасить нашу связку, и сделать прохождение не очень сложным. В горах Патагонии, если Вы готовы немного пострадать от физического напряжения и вернуться в низ только в случае крайней необходимости, то Вам открываются многие из казавшихся невероятных маршрутов.

Ты всегда поднимался с большой скоростью, и тратил на восхождение минимум времени, скажи, что такое восхождение в течении пяти дней?

Томми Колдвелл: Это было просто невероятно большое восхождение, какой-то огромный проект, один из тех который я проходил в прошлом, но растянутый на пять дней. К тому же у нас за плечами был тяжелый груз, который не давал развить привычную мне скорость. Но наша способность к одновременному восхождению по сложным микстовым участкам была ключом к успеху.
Алекс Хоннольд: Мне все это казалось наравне с однодневными восхождениями, но которые я совершаю на протяжении пяти дней подряд. Это было настоящим безумием - пойти на пять дней в траверс, даже с учетом того, что мы двигались как можно быстро, по сравнению с обычным альпинистским восхождением, казалось что мы ползем как черепахи. Этот маршрут был таким длинным...

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Что было самым сложным на маршруте? Все ли шло по плану?

Томми Колдвелл: Наш план был довольно прост, мы спаковали снаряжение на четыре полных дней восхождения. Да собственно говоря у нас не было опыта подобных траверсов ранее, поэтому изначально мы лишь собирались попробовать свои силы, а в итоге вышло что мы пошли на полное прохождение

Какая была погода, как и условия на горе?

Алекс Хоннольд: Погода была великолепна. Мы не могли бы и желать лучшего. Идеально спокойная погода как в базовом лагере так и на вершинах. А вот условия на маршруте постоянно менялись, нам приходилось постоянно импровизировать, пытаясь пройти ледовые трещины, мокрые скальники и обдумывать после восхождения каждый такой участок.
Вообще я полагаю что за весь альпинистский сезон в Патагонии это было самое хорошее погодное окно, но все же в горах оставалось очень много слежавшегося снега и изморози на скалах. Не то, что бы я знал все это, ведь я не знаток Патагонии, я же не был здесь ранее.

Только лишь один спальник на двоих.... как же Вы ночевали?

Томми Колдвелл: Мы разворачивали мешок на колышках, делая его достаточно большим для двух человек, хотя полностью выспаться конечно не удавалось, в среднем по крайней мере я спал около 3-4 часов. Да, и у нас была одна палатка Firstlight, что добавляло комфорта в нашем восхождении.
Алекс Хоннольд: Да, растяжки разворачивали спальный мешок по максимуму, хотя в следующий раз я предпочту брать вместо одного большого спальника два легких. В этот раз у меня с собой не было такого легкого спальника, поскольку я ранее не имел опыта альпинизма, а вообще мы не спали слишком много, поэтому дискомфорт особо не успели ощутить.

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на траверсе массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Алекс, мы знаем, Вы любите читать. У вас читать любые книги о Патагонии, читали ли Вы о ней ранее, и увидели ли Вы то что ожидали увидеть?

Алекс Хоннольд: В основном я читал книги по экологии, я предпочитаю читать о мире в целом, знать, что твориться за пределами скалолазания. А в целом, Патагония оказалась гораздо более впечатляющей по сравнению с моими ожиданиями.


Мы видели Ваш небольшой список снаряжения. жалели ли Вы о том, что что то не взяли с собой? или наоборот, жалели ли Вы что взяли лишнее?

Томми Колдвелл: Я взял бы больше оттяжек и крем для рук: влажные, холодные перчатки довольно сильно вытягивали тепло с тела.
Алекс Хоннольд: Мы взяли куда больше еды чем нам хватило, но это в отчасти хорошо, в противном случае мы бы пожалуй экономили бы на еде. Томми хотел взять крем для кожи, поскольку его сухая кожа подвержена раздражениям.
Но в целом список снаряжения был идеален. Мое любимое изречение в скалолазании это: "Если у Вас нет этого элемента снаряжения, значит Вы без него обойдетесь"

Как бы вы описали это восхождение с точки зрения альпинизма, можете ли Вы сравнить его со своими другими восхождениями?

Томми Колдвелл: Очень трудно сравнить этот траверс с чем либо еще. На самом деле я не альпинист, поэтому не могу адекватно оценивать прохождения с этой точки зрения. Я могу сказать что нам пришлось иметь дело с большим числом ледовых трещин и нависаний, особенно после прохождения северной стены Фицрой, при этом я чувствовал себя немного за пределами своей "зоны комфорта"
Алекс Хоннольд: Я бы сравнил это прохождение с своим Большим Траверсом в Тетонс (Grand Traverse Tetons) но сделанном на стероидах, или сравнил бы с каким нибудь огромным траверсом в Сьерра-Невада. Я действительно никогда ранее не проходил ничего подобного, поскольку это прохождение включает в себя как скальное лазание так и прохождение снежных и ледовых участков, прохождение по горному хребту, здесь было все и сразу. Я бы сказал что это были 5 дней техничного альпинизма, или для более опытных альпинистов это были бы 4 дня.
Это было чрезвычайно живописное прохождение, с кемпингами на самых удивительных вершинах мира.

Алекс, как вообще оказался этот траверс в долгой истории Вашего сольного скалолазания? Почему до сих пор этот вид отсутствавл в Вашем списке задач?

Алекс Хоннольд: Этот траверс очень сильно отличается от соло. Мы в основном занимались восхождением в альпинистском стиле: с перчатками и горной обувью, с рюкзаками за плечами. Для меня, привыкшему к свободному соловосхождению, это было несколько забавно, но с точки зрения жизненного опыта, это прохождение стоит дороже чем любое маленькое соловосхождение. Мы, в течении полных пяти дней всецело отдались этому проекту. Даже самые большие солопроекты для меня не длились более чем несколько часов, так что данный опыт был невероятно полезен для меня.

траверс массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)
траверс массива Фицрой (Fitz Traverse / Fitz Roy Traverse)


Как Вам было подниматься в паре? назовите положительные и отрицательные аспекты?

Алекс Хоннольд: Я даже не знаю с кем бы я смог пройти по этому хребту если не с Томми. Для таких восхождений очень важно полностью довериться своему партнеру, и я знал что он очень опытен на таких горных проблемах, к тому же ранее, я с Томии уже поднимался по маршрутам не один раз, и знал что для такого проекта это для меня идеальный партнер.
Томми Колдвелл: Восхождение с Алексом в паре это было что то невероятное. Я также не могу себе представить на его месте со мной кого либо другого. Мы все время смеялись, у нас было отличное настроене и моральный настрой, и будучи в связке с величайшим солоскалолазом, я мог быть уверен в безопасности и двигаться еще быстрее.

Скажите прошли бы Вы еще раз этот маршрут? если да, то по какой причине?

Томми Колдвелл: Вероятней всего, я больше не буду его планировать снова. Все таки этот траверс отыгрался на моем теле. Только лишь спустя пять дней по возвращению с маршрута я начал приходить в себя.
Алекс Хоннольд: Да, я тоже не знаю, захотел бы я пройти это снова.... я скорее бы всего предпочел пройти какой либо новый траверс. Например траверс вершин Церро Торре (Cerro Torre Traverse ) выглядит потрясающим...


Что бы Вы хотели сказать напоследок?

Алекс Хоннольд: Я бы хотел сказать большое спасибо Роландо Гариботти и Колину Хейли, которые помогали нам в планировании прохождения, одолжили нам кошки и воду на маршруте. Они поддерживали наш проект, хотя и сами в течении долгого времени хотели его пройти.

Теги: Алекс Хоннольд, Alex Honnold, Томми Колдвелл, Tommy Caldwell, Фицрой, Фитц-Рой, Fitz Traverse, Fitz Roy Traverse
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам http://www.planetmountain.com/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ