Зимняя экспедиция Мингмы Шерпы на К2 была аферой?



Зимой сезона 2019/2020 года одной из экспедиций, которая планировала подняться на единственный еще не пройденный в зимний период восьмитысячник К2 (K2 / Chogori, 8611 м), была команда под руководством непальского альпиниста - шерпы Мингма Галйе Шерпа (Mingma Gyalje Sherpa)

Подробней о экспедициях на К2 текущего зимнего сезона мы сообщали в спецтеме: ЗИМНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА К2 СЕЗОНА 2019/2020

Экспедиция Мингмы Шерпы была закончена 5 февраля 2020 года. Причина - неготовность участков команды к зимним условиям на К2. Максимальная достигнутая высота - 6600 метров.

Спустя пару недель после отмены экспедиции, один из её участников Томаж Ротар (Tomaz Rotar) обвинил руководителя экспедиции в афёре...

В интервью, опубликованном авторитетным словенским изданием «Дело», Томаж обвиняет руководителя экспедиции.
Он считает, что вся организация экспедиции была мошенничеством а не настоящей альпинистской командой; и что у руководителя экспедиции не было намерения подниматься на вершину горы.

Мингма Шерпа - опытнейший непальский альпинист, являющийся сертифицированным IFMGA / UIAGM горным гидом, который начал свою альпинистскую карьеру в 2006 году со своей первой попытки на горе Манаслу.
За последние 14 лет Мингма поднялся на: Эверест, Канченджунгу, Лхоцзе, Макалу, Чо-Ойю, Дхаулагири, Манаслу, Нангапарбат, Аннапурну, Гашербрум I, Броуд-Пик и Гашербрум-II.
Для прохождения списка 14х8000 ему не хватает лишь восьмитысячника Шишабангма.
Кроме того в его активе множество первовсхождений и одиночных, соловвосхождений.

Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)
Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)


Если посмотреть на ход экспедиции со стороны, то непременно в глаза бросятся подозрительные факты: начало экспедиции было отложено на месяц по причине нехватки финансирования, треккинг к базовому лагерю был отложен на 5 дней, это чрезмерно много, даже если учесть зимнюю погоду на маршруте а работа на горе не принесла ощутимых результатов: за две недели в базовом лагере альпинисты не смогли подняться даже ко второму высотному лагерю.

И это на фоне того, что стоимость участия в команде, по крайней мере для словенского альпиниста была 40 000 Евро

Основное обвинение Томажа в адрес Мингмы Шерпы (лидера и организатора экспедиции) заключается в том, что, по мнению Томажа, у руководителя изначально не было в планах восхождение на К2, вся организация проводилась исключительно с коммерческой стороны.

Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)
Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)


«Я всегда отделял альпинизм от спорта, принимал его как исследование неизвестного мира. Это не коммерческое событие, которое, в отличие от других видов спорта, позволяет оценить успех лишь с этической и моральной стороны. Другие правила оценок не могут быть применены в условиях отдаленного от общества высокогорья.
В этой экспедиции я понял, что, к сожалению, «альпинисты» сами были глубоко завязаны на коммерческие вопросы»
- отмечает Томаж.

Далее в статье Томаж критикует пять дней задержки в течение которых Мингма принял решение остановиться в Скарду из-за плохих погодных условий, в то время, как обычно экспедиции не задерживаются в этом месте более чем на сутки.
Кроме того, на самом треккинге Томажу и исландцу Джону Снорри Сигурджонссону (John Snorri Sigurjónsson) пришлось работать погонщиками лошадей носильщиков в течение девяти дней треккинга в базовый лагерь .

Кроме того, словенец говорит о том, что «Несмотря на наши протесты, Мингма решил установить базовый лагерь намного ниже, примерно в шести километрах от обычного места расположения базового лагеря у подножия горы.
Безусловно, с точки зрения стратегии, более близкая к горе база была бы гораздо более удобней»
.

Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)
Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)


Согласно показаниям Томажа, по сути на маршруте работали лишь он и Джон Снорри. Им двоим удалось достичь основания отметки "Дымоход" на высоте 6600 метров.
Всё шло хорошо, и в следующее погодное окно двойка запланировала восхождение к второму лагерю и ночевку в нем а на следующий день - работу к третьему лагерю.
Однако в этот момент, внезапно, Мингма объявил, что экспедиция завершается.... из-за его плохого самочувствия.
По сведениям Томажа в это время у Мингмы был лишь небольшой сухой кашель, его состояние было полностью удовлетворительным.
У него было нормальное насыщение крови кислородом и нормальная температура тела.

"Его решение стало для нас полной неожиданностью и шоком. Мингма был тем человеком, на которого мы, участники, возлагали большие надежды, тем более, что перед экспедицией он не однократно заявлял, что планирует подняться на вершину без использования кислородных баллонов " - сказал Томаж.

ниже средней насыщенность и нормальная температура тела. «Тогда это решение потрясло основы экспедиции, поскольку лидер шерпа был в то же время человеком, на которого мы возлагали большие надежды. Перед экспедицией он объявил, что намерен подниматься даже без дополнительного кислорода ».

Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)
Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)


Не смотря на объявленную отмену экспедиции Томаж и Джон решили продолжить работу на горе, поскольку считали, что имеют поддержку как минимум трёх шерп из команды, в прочем последние весьма скептически относились к идее Томажа и Джона.

Тем не менее, в следующее погодное окно Тамтинг Шерпа (Tamting Sherpa), Пасанг Шерпа Намжел (Pasang Sherpa Namgel), Кили Пемпа Шерпа (Kili Pempa Sherpa) вышли на маршрут, за ними вышли и Томаж с Джоном.
Однако вскоре тройка шерп вернулась в базовый лагерь из-за травмы одного из них.

Однако Томаж считает, что травма ноги шерпы была мелочной, и она не могла бы стать причиной отмены восхождения в нормальной экспедиции.

Принимая во внимание, что теперь из всей экспедиции на горе остались лишь два альпиниста, Томаж и Джон приняли единственно правильное решение в данной ситуации: покинуть гору .

Еще одна причина, по которой Томаж Ротар обвиняет Мингму, заключается в том, что срок действия виз для непальских альпинистов истекал в конце февраля. Поэтому, чтобы покинуть Пакистан вовремя, им пришлось демонтировать Базовый лагерь до 15 февраля.

Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)
Зимняя экспедиция на K2 сезона 2019/2020. Фото Томаж Ротар (Tomaz Rotar)


Словенский альпинист пришел к выводу, что экспедиция была организована как имиджевая кампания лично для Мингмы Гьялже Шерпы и как способ получить финансовую выгоду непальцами.
Он рассказал, что каждый участник должен был заплатить за участие в экспедиции 40 000 евро: «Возможно, Мингма намеревался использовать эту экспедицию для своей собственной рекламы, чтобы повысить ценность самой идеи восхождения на зимний К2, когда соберется придти к горе во второй раз.
Во второй раз это будет легче сделать, ведь запасы снаряжения, экспедиционные грузы, купленные в том числе и за счет иностранных средств останутся у горы для следующей экспедиции»
.

В прочем, сам Мингма Шерпа уже заявил, что не планирует возвращаться к зимнему К2 в следующем сезоне.

Команда в базовом лагере К2
Команда в базовом лагере К2



Сам Мингма в письме от 14 февраля к знаменитому американскому альпинистскому блогеру Алану Арнетте писал:

"По сравнению с прошлым сезоном в этому году у нас была более лучшая погода. Наш прогресс на горе был хорошим. Но мы начали очень поздно, нам пришлось столкнуться с глубоким снегом на треккинге.

Более позднее начало экспедиции это основная ошибка.

Нам потребовалось аж 11 дней чтобы дойти от Асколе до базового лагеря

Все мы, 4 непальца, поднимались на восьмитысячники, и мы чувствовали в себе силы для восхождения на К2, но зима в Каракоруме резко отличается от зимы в Непале.

Наш базовый лагерь был полностью засыпан снегом и это при температурах воздуха в -30 градусов! А в высотных лагерях по маршруту было еще холоднее.
Но даже в такой ситуации мы продолжали работать.

Второй ошибкой, которую мы допустили при подготовке к этой экспедиции была той, что мы не пригласили в команду шерпу из прошлогодней зимней экспедиции к К2. Тогда бы у нас была возможность подготовиться к подобным условиям куда лучше

Мы пришли в базовый лагерь 22 января а уже 24 января начали работу на маршруте. Первый высотный лагерь мы поставили 25 января, 26 числа я, Сирбаз Хан и Гао Ли начали работу над маршрутом выше первого лагеря. Но было очень ветрено и холодно. Температура упала до -40 или -50 градусов. Было бы сумасшествием продолжать работу в таких условиях, когда риск обморожения был на грани реальности.
29 января наши шерпы, Томаж и Джон перешли в первый лагерь и начали работу над участком маршрута ко второму лагерю.
Шерпы дошли до отметки в 500 метров выше первого лагеря и спустились в базовый лагерь. Джон и Томаж решили остаться на горе и продолжать работу на следующий день.
31 января они провесили веревки еще на 200 метров выше и таким образом наш путь ко второму лагерю был практически сделан за 4 дня работы.
Затем все вернулись в базовый лагерь.
Нам пришлось ждать еще несколько дней хорошей погоды

К этому времени новости о коронавирусе в Китае дошли и до нас. Гао Ли, наш китайский товарищ сильно переживал по этому поводу. К сожалению у нас не было интернет-связи и не имея общения с родственниками, Гао Ли решил покинуть команду и отправиться домой

Кроме того я сам простудился и каждый день сильно кашлял, поэтому принял решение вернуться домой с Гао Ли.

По прибытии в Непал я прошел обследование в больнице и мне поставили диагноз: воспаление легких, поэтому я был прав, спешно покидая экспедицию.

3 шерпы, Джон, Томаж и Сирбах всё еще оставались на горе. Они решили продолжить работу. с 6 на 7 февраля ожидалось погодное окно, поэтому они решили проложить перила выше второго лагеря.
В этом выходе один из шерп получил травму ноги при падении в трещину на уровне передового базового лагеря.
Травма была сильной, нога опухла. Они вернулись в базовый лагерь.

Томаж, врач по профессии, осмотрев травму сказал, что шерпе необходимо лечь в больницу. Поэтому был вызван вертолет в базовый лагерь.
После этого оставшиеся члены команды решили завершить экспедицию поскольку уже не оставалось времени для работы на горе. Тем более, что до 14 февраля прогноз погоды показывал сильный ветер.

Оставшиеся 2 недели зимнего периода были весьма не предсказуемыми по прогнозу погоды и к тому же оставшиеся альпинсты должны были переносить сами большой объем грузов в высотные лагеря.

Таким образом, объективно говоря не было вероятности завершить работу в оставшиеся дни"


Теги: альпинизм, К2 зимой, зимняя экспедиция на К2, K2 winter expedition, Мингма Галйе Шерпа, Mingma Gyalje Sherpa
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://www.delo.si/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ