Американец Конрад Анкер (Conrad Anker) - один из величайших и продуктивных альпинистов 90-х годов минувшего столетия, также известный миру своей находкой на Эвересте в 1999 году тела Джорджа Мэллори (George Mallory), который пропал без вести при попытке восхождения на вершину в 1924 году.
Впервые Конрад пришел в Непал в 1990 году, когда он поднялся на вершину Ама-Даблам (Ama Dablam, 6813 метров).
На его счету также прохождение юго-западного хребта Чолатце (Cholatse, 6440 м), три восхождения на Эверест (один раз без использования кислородных баллонов и один раз прохождение Второй ступени свободным лазанием).
В 2011 году он с командой открыл новый маршрут "Shark's Fin" на вершину горы Меру (Meru Central, 6630 м).
В 2016 году, 54-летний Конрад проводил в паре с австрийцем Давидом Ламой (David Lama) попытку восхождения на вершину Лунаг-Ри (Lunag Ri, 6895 метров ) в Непале. В этой попытке Конрад был сражен сердечным приступом и его напарнику, 26-летнему Давиду пришлось эвакуировать его с горы.
В 2003 году Анкер вместе со своей женой основал Центр скалолазания Кхумбу с целью повышения навыков альпинизма среди непальских шерп, работающих на больших высотах.
В этом интервью интернет-порталу Onlinekhabar Конрад рассказывает о непальских шерпах, их историческое восхождении на вершину К2 зимой, Центре альпинизма Кхумбу и о том, как эволюционировал альпинизм в Непале.
Что привело вас в Непал?
Я здесь, чтобы поддержать Центр альпинизма Кхумбу и несколько других проектов, о которых я не хочу сейчас говорить. Пусть это будет сюрпризом для всех, как здесь, в Непале, так и за рубежом.
Как давно Вы здесь? Как изменился регион Кхумбу с момента Вашего первого визита?
Я приезжаю сюда с 1990 года, когда впервые поднялся на вершину Ама Даблам. С тех пор я регулярно приезжаю в Непал с различными проектами.
В 2003 году я вместе с женой основал альпинистский центр Кхумбу, чтобы помочь непальскому сообществу, и это одна из причин, по которой я продолжаю возвращаться сюда.
Если говорить об изменениях, то здесь с того времени изменилось многое.
Сейчас количество туристов выросло в разы и также улучшилась инфраструктура туризма, включая чайные домики. Еще одно важное изменение - это доступ к электричеству, который значительно упростил жизнь местных жителей.
Но лучшим, на мой взгляд, является сотовая технология, о которой многие люди даже не мечтали. На проводку стационарных телефонов потребовались бы десятилетия, но с развитием технологии мобильной связи телефония регионов развивалась семимильными шагами, что стало благом для всех, кто туда приезжал.
Вы давно знаете и работаете с непальскими альпинистами. Как они изменились с тех пор, как Вы впервые с ними поднимались в горы?
За последние три десятилетия они сильно изменились. В качестве примера можно привести Нирмала Пуржу (Nirmal Purja). Тот факт, что непальский альпинист впервые смог подняться на 14 восьмитысячников менее чем за семь месяцев, а затем последовал недавний успех на К2 зимой, показывает, на что они способны.
Что мне нравится в шерпах, так это то, что после того, как они сопровождали западных альпинистов на протяжении полвека, теперь, они поднимаются на вершины гор для себя, ради удовольствия, и это самое главное.
Поскольку Вы упомянули Нимса, скажите, по Вашему мнению, насколько велика роль, которую он и ему подобные играют в продвижении непальских альпинистов?
Он был как глоток свежего воздуха. Я познакомился с ними относительно недавно, но знаю, что все шерпы замечательные люди. У Нирмала отличные лидерские качества, и как личность он тоже довольно интересный человек. Своей энергией и уверенностью он в некотором роде воодушевил всех, и это приятно видеть. Его подготовка и его происхождение делают его таким, какой он есть, и я думаю, что это здорово для Непала и его альпинистской индустрии.
Как Вы думаете, насколько большим достижением было первое зимнее восхождение на К2?
То, что они смогли сделать, было поразительно. Да к тому же сделать это так быстро, как они, - настоящее достижение.
Это доказывает, что шерпы лучшие альпинисты в высотных восхождениях. Я думаю, миру нужно было это увидеть. Отрадно видеть прогресс, которого они достигли.
Вернемся к Вашему проекту. Центр альпинизма Кхумбу существует уже 18 лет. Удалось ли Вам достичь того, о чем Вы мечтали много лет назад?
Целью альпцентра было обучение альпинизмом жителей Кхумбу. Кроме того, мы хотели, чтобы местные жители приобщились к альпинистской культуре.
Мы предлагали всем желающим пройти обучение восхождениям на большие вершины, узнать базовые навыки работы в горах. И, я думаю, нам это удалось.
Речь идет не о том, чтобы шерпы работали носильщиками или высотными проводниками, а том, чтобы обучились выживанию в горах.
Мы хотим, чтобы люди получали удовольствие от альпинизма, восходя на любой рельеф: от камней до льда и высоких вершин. Кроме того это хорошее место для встреч с единомышленниками. Я считаю это большим наследием, ведь этот центр изменит и повлияет на жизнь многих людей.
С Вами связано много первых восхождений и новых маршрутов, в том числе и в Гималаях. Что побуждает Вас к альпинизму?
Что меня мотивирует в альпинизме, так это возможность быть первым на вершине. Вот и все. Это прекрасная возможность быть единственным человеком на новом маршруте.
Многие скажут, что одно только восхождение на вершину - здорово, но это еще не всё.
Ощущение счастья от того, что ты первый побывал на вершине - не передать словами.
За время работы в компании The North Face Вы также стали ментором многих альпинистов. Как Вы выбирали своих подопечных?
Ну, это зависит от того, насколько сам альпинист заинтересован в наставничестве. Насколько он / она страстно увлечены альпинизмом и насколько многому они хотят научиться. Это первый шаг.
Даже здесь, в Непале, мы находим множество людей, которых мы наставляем через наш альпцентр.
Янгзум Дава Шерпа (Dawa Yangzum Sherpa), которая стала первой женщиной из Непала (и первая в Азии), профессиональным горным гидом, получив сертификат Международной ассоциации горных гидов (IFMGA) в Непале при Национальной ассоциации горных гидов Непала (NNMGA) и Пасанг Лхама Шерпа Акита (Pasang Lhamu Sherpa Akita) - непальская женщина, шерпа, одна из самых знаменитых в своей стране скалолазок и альпинисток - это лишь одни из многих альпинистов, которых мы наставляем в альпценте.
За свою карьеру Вы столкнулись с множеством аварий, таких как лавина на Шишабангме и сердечный приступ на Лунаг Ри. Как Вы выходили с этих ситуаций? Как подняться и подготовиться к новому приключению?
Дело просто: в один момент Вы просыпаетесь целеустремленным и счастливым. Вот как всё и происходит. Всё должно происходить естественно. Авария это ужасный момент, и на какое-то время вы испытываете сильный страх. Но это всего лишь мгновение, и оно постепенно утихает со временем.
В чем разница между восхождением здесь, в Гималаях, и в других горах мира?
Размер гор здесь важен, это наибольшая разница. С точки зрения геологии Гималаи огромный и активный массив. Но что мне нравится в альпинизме в Непале, так это люди. Здесь Вы можете встретить так много замечательных людей и многому научиться.
Когда я приезжаю сюда и поднимаюсь в горы, я чувствую себя счастливым.
Есть что-то удивительное в Непале и его людях.