Зимний восьмитысячник К2 не дня начинающих альпинистов

Асгар Али Порик (Asghar Ali Porik), - глава пакистанского турагентства Jasmine Trekking Tours Expeditions
Асгар Али Порик (Asghar Ali Porik), - глава пакистанского турагентства Jasmine Trekking Tours Expeditions


Сайт alpinismonline.com опубликовал небольшое интервью с длинное интервью с Асгар Али Пориком (Asghar Ali Porik), - главой пакистанского турагентства Jasmine Trekking Tours Expeditions, базирующейся в Исламабаде .
Эта компания организовывала, в частности, зимнюю экспедицию на восьмитысячник К2 исландско-пакистанской группы в составе Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara"), Джона Снорри Сигурджонссона (John Snorri Sigurjónsson) и Саджида Али (Sajid Ali Sadpara), которые первыми среди всех других экспедиций пришли в базовый лагерь в начале декабря 2020 года

Подробней о ходе всех экспедиций на К2 мы сообщаем в спецтеме: ЗИМНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА К2 СЕЗОНА 2020/2021

И, как мы все сейчас знаем, эта экспедиция закончилась огромной трагедией: Джон Снорри, Мухаммад Али и присоединившийся к ним Хуан Пабло Мор погибли при попытке восхождения на вершину 5 февраля 2021 года

Перед тем, как Вы прочитаете интервью, следует отметить несколько важных моментов


  • Не секрет, что между пакистанскими и непальскими турагенстрвами существует жесткая конкуренция, в особенности при организации альпинистских восхождений на восьмитысячники.
    На практике такие агентства, как Seven Summit Treks (самое крупное и наиболее известное в Непале) полагаются на пакистанских туроператоров в вопросах логистики вплоть до базового лагеря; выше базового лагеря всё в свои руки берут непальские шерпы, занимаясь наиболее доходной частью экспедиции, которая к тому же дает наибольший вклад в популярной компании.
    Этой зимой на восьмитысячнике К2 было задействовано сразу три непальских турагентства: помимо компании SST было еще агентство Нирмала Пурджи, Elite Himalayan Adventures и агентство Мингмы Гьялже Шерпы, Imagine Nepal, которое упоминается в интервью ниже в связи с экспедицией 2019 года в которой также участвовал Джон Снорри, который теперь выбрал пакистанское турагентство.

    Противостояние между пакистанскими и непальскими агентствами касается и еще одного важного момента, в отличие от непальских шерп, которых западные альпинисты уже научились считать высотными гидами - профессиональными альпинистами, непальские гиды по-прежнему воспринимаются исключительно как носильщики, однако их работа на горе ничем не отличается от непальских шерп.
    Подробней о пакистанцах в альпинистских экспедициях читайте в статье: СКРЫТЫЕ ГЕРОИ ПАКИСТАНА
    Отчасти такая ситуация сложилась не столько из-за того, что непальские шерпы гораздо более известны в мире как горный народ, а из-за того простого факта, что великие горы Каракорума очень далеки от любых населенных мест (требуется 4-6-дневный поход, чтобы добраться до базового лагеря K2), в то время как горы Непала находятся всего в нескольких часах ходьбы от места проживания шерпов.

  • О вышеупомянутом соперничестве можно вскользь прочитать в интервью ниже. В частности, стоит обратить внимание на заявлении, о том, что над "Бутылочным горлышком" не было провешенных перил, в то время как непальцы говорили о том, что они провесили перила на предвершинном участке, когда поднимались на неё 16 января.
    Это могли бы однозначно подтвердить только трое пропавших без вести альпинистов: Мухаммад Али , Джон Снорри и Хуан Пабло Мор, которые, как предполагается, преодолели этот сложный участок.
    При этом Асгар Али Порик утверждает, что они смогли подняться на вершину, однако этот факт может быть подтвержден (или опровергнут) только после обнаружения тел пропавших альпинистов.
    Напомним, что в последний раз троих альпинистов на горе видел Саджид Садпара, сын Мухаммада Али Садпара. Это было 5 февраля на отметке примерно 7800 - 8000 метров, когда они собирались проходить "Бутылочное горлышко".
    В то время тройка альпинистов были на горе уже около 12 часов и им предстояло еще набрать более трети пути, стартуя с третьего высотного лагеря.

  • Асгар Али Порик абсолютно прав, говоря, что многие из альпинистов, поднявшиеся в третий высотный лагерь не должны были туда подниматься. И не только потому, что у них не было достаточного опыта, чтобы справиться с горой К2 зимой, это очень экстремальная задача, - но и потому, что им не хватило акклиматизации для попытки восхождения на вершину.
    Только лишь Хуан Пабло Мор провел акклиматизационную ночевку в третьем лагере. Даже Джон Снорри не акклиматизировался на такой высоте до этого трагичного выхода.
    А с момента последнего выхода на маршрут прошло больше двух недель ...


Базовый лагерь на восьмитысячнике К2
Базовый лагерь на восьмитысячнике К2


Интервью с Асгар Али Пориком (Asghar Ali Porik)


Как Вы думаете, что могло случиться с Садпара, Снорри и Мором?

По моему мнению, уже на обратном пути с вершины они могли попасть в аварию из-за большой накопленной усталости: в ночь накануне восхождения они практически не спали, кроме того, на бутылочном горлышке и выше к вершине не было провешенных перил, которые по моему пониманию (исходя из договоренностей между командами) должны были быть провешены шерпами: Команда Джона Снорри обязывалась провесить перила до третьего лагеря, а выше до вершины перила должны были провешивать шерпы.

Как у Jasmine Tours возникла идея организовать экспедицию на на зимний K2?

Зимний K2 всегда был мечтой альпинистов всего мира, это последняя возможность вписать свое имя в историю первопрохождений зимних восьмитысячников. В сезоне 2019 года Джон Снорри поехал к горе в составе непальского турагентства, но, как потом оказалось, эта экспедиция прошла далеко не гладко, включая плохую менеджерскую работу и работу с клиентами
В том же, прошлом году, мы также организовывали зимнюю экспедицию, обеспечивая её до базового лагеря; и наши услуги превосходили услуги непальского турагентства и поэтому в этом сезоне Джон Снорри выбрал нашу компанию.

Предвидела ли Ваша компания Jasmine Tours такие нестандартные моменты на К2 как огромное число альпинистов в базовом лагере?

В самом начале, когда мы планировали зимнюю экспедицию на К2 и устанавливали наш зимний базовый лагерь, который мы готовили еще задолго до зимы, никаких других экспедиций объявлено не было.
Внезапно команда SST начала расти как снежный ком, становится все больше и больше.
Компания SST, в том числе как организаторы логистики базового лагеря продолжали принимать всё больше и больше заявок... И даже будучи самыми опытными в организации гималайских экспедиций, они не могли в полной мере обеспечить хорошую еду и условия проживания для своих клиентов в базовом лагере. Конечно, это нас тоже беспокоило, ведь зимнее восхождение на К2 требует очень организованной и спланированной тактики, и многое пошло не так, как мы рассчитывали, что в конечном итоге привело к трагедии.

Что Вы можете рассказать нам об Али Садпара в отношении того, как он подошел к этому проекту, учитывая Ваше с ним близкое знакомство?

Али Садпара - один из лучших альпинистов в Пакистане, на счету которого было 12 восхождений на восьмитысячники, включая первое в истории зимнее восхождение на Нангапарбат (в 2016 году).
Джон Снорри искал сильного напарника в свою экспедицию на К2 в этом сезоне и тогда мы предложили ему Мухаммада Али, и Джону это предложение очень понравилось, ведь Али был бы лучшим выбором для любого альпиниста в горах Пакистана и в том числе для зимнего К2.
Позже к команде присоединился 21-летний Саджид Садпара, сын Мухаммада Али, которого Али взял в команду прежде всего в качестве высотного помощника.

Восьмитысячник К2: место пропажи без вести и место где последний раз альпинистов видел Саджид Али
Восьмитысячник К2: место пропажи без вести и место где последний раз альпинистов видел Саджид Али


Кто входит в команду Jasmine Tours? Как она появилась?

Jasmine Tours была основана в 1995 году и с тех пор пользуется хорошей репутацией среди альпинистов всего мира. У нас в команде лучшие пакистанские альпинисты, и если Вам понадобится помощь в восхождении в Пакистане, мы воспользуемся помощью непальских шерп. Кроме того, у нас есть очень хорошая наземная команда, которая занимается логистикой, что делает Ваше приключение еще более комфортным и запоминающимся.

Существовала бы зимняя экспедиция на К2, если бы не было пандемии COVID-19? Прошла бы она также?

Да, мы ожидали гораздо большего количества туристических и альпинистских групп, если бы не COVID-19.
C другой стороны, усилия Пакистана по борьбе с коронавирусом высоко оценены во всем мире, и это вселяет уверенность среди иностранных туристов, что проведение экспедиций в Пакистане безопасны.

Как складывались отношения между Вашей группой и самой загруженной непальской командой SST? Согласились ли они на совместное сотрудничество?

Джон Снорри не хотел сотрудничать или присоединяться к команде Мингмы Шерпы из-за своего негативного отношения к его экспедиции в прошлом году. Все остальные группы плодотворно сотрудничали с нашей командой.

Двое из пропавших без вести альпинистов были участниками Вашей компании: Джон Снорри и Мухаммад Али Садпара. Консультировались ли они с Вашей компанией по поводу штурма вершины? Где проходило разграничение ответственности между Jasmine Tours и альпинистами?

На большой высоте наши услуги не предполагали принятия какого-либо решения, наши услуги - это услуги базового лагеря, поэтому, как правило, с нами консультируются посредством нашего офицера связи - капитана Хариса, с которым есть связь по спутниковому телефону в базовом лагере.

Считаете ли вы, что Jasmine Tours в какой-то мере несут ответственность за все, что произошло на горе с ее альпинистами?
Как Вы считаете, что нужно исправить, чтобы такого больше не повторилось?


Наш договор об оказании услуг действовал до базового лагеря, не выше; в этом смысле мы не несем ответственности ни за какие экспедиционные действия выше базового лагеря. Нас больше беспокоит то, что произошло наверху: использование палатки нашей команды другой командой в третьем высотном лагере и проблемы с веревкой над базовым лагерем.
Мы должны проработать эти моменты, чтобы в будущем избежать подобных аварий

И Вы, и Ваши альпинисты знали, что наверху не хватит места в палатках для стольких людей?

Да, наши альпинисты и я были в курсе, но мы сделали свою часть работы, чтобы обеспечить себе место для ночевки в лагерях на большой высоте

Как происходило дело с кислородными баллонами? Мы знаем, что по крайней мере Али Садпара поднимался без кислорода, были ли на верху запасы кислородных баллонов на случай чрезвычайной ситуации?

Аварийный кислород нужен всегда, даже тем, кто может себе позволить подниматься без него и чувствует себя в безопасности на большой высоте. У нашей команды также был запасной кислород.

Погибшие на восьмитысячнике К2 альпинисты в зимнем сезоне 2021 года
Погибшие на восьмитысячнике К2 альпинисты в зимнем сезоне 2021 года


Как долго команда Jasmine Tours оставалась в базовом лагере?

Мы остановились до последнего дня, чтобы убедиться, есть ли у них шанс на возвращение с вершины, оставались до тех пор, пока правительство не объявило их погибшими.
Сейчас наша команда всё еще на пути в цивилизацию, покинув базовый лагерь 19 февраля.

Как Вы думаете, некоторые альпинисты, я говорю в целом, независимо от того, с какой компанией они работали, не могли точно измерить масштаб этой задачи? Как вы думаете, там были люди, которых не должно было быть?

Да, среди сильных скалолазов другой команды компании появилось много новых лиц. Зимний К2 не для новичков без предыдущего зимнего опыта. Их там быть не должно, это сильно загружает горы и оказывает давление на профессиональных альпинистов.

После всего этого Вы бы взялись за организацию еще одной зимней экспедиции на К2?

Jasmine Tours, как и другие компании, не организовывала зимнюю экспедицию сама по себе, а предоставляла по запросу наземные услуги для экспедиций, как зимой так летом.

Этот опыт K2 дает вам какие-то знания? Внесли ли бы Вы какие-нибудь изменения в организацию экспедиций?

Если мы снова увидим такую ​​многочисленную зиму на К2, мы предупредим наших клиентов о возможных опасностях и мерах безопасности, а также предпримем дополнительные меры, чтобы этот инцидент не повторился снова.

вечер памяти в Скарду посвященный тройке пропавших альпинистов на восьмитысячнике К2
вечер памяти в Скарду посвященный тройке пропавших альпинистов на восьмитысячнике К2


Теги: К2, альпинизм, Гималаи, зима в Гималаях, восхождения зимой в Гималаях, альпинизм, К2 зимой, зимняя экспедиция на К2, K2 winter expedition 2020/2021, K2 winter expedition
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://alpinismonline.com/, http://alpinistiemontagne.gazzetta.it/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ