История альпинизма в лицах: Аллен Стек (Allen Steck)

Мы продолжаем публикацию статей История альпинизма в лицах >>>> , в этой статье мы расскажем о:

Аллен Стек (Allen Steck)

7 мая 1926 года, Окленд, Калифорния. США - 22 февраля 2023 года

Аллен Стек (Allen Steck): легенда американского альпинизма, начавший свою карьеру в долине Йосемити в 1947 году, где научился прокладывать маршруты методом проб и ошибок.

Стек начинал заниматься альпинизмом вместе со своим братом Джорджем. В 1940 году, когда Аллену было 14 лет, они вдвоём совершили первое восхождение на северо-западный гребень горы Маклур (Mount Maclure, 3928 м).
Во время Второй Мировой Войны Аллен служил в ВМС США.
Демобилизовавшись в 1946 году, он присоединился к секции скалолазания клуба Сьерра (Sierra Club) и начал лазать по скалам Беркли, таким как Индиан-Рок и Крагмонт.
В Беркли он поступил в Калифорнийский университет на специальность немецкий язык.

В 1949 году он стал первым американцем, который прошел маршрут Комичи по северной стене Чима Гранде в Доломитовых Альпах. Это восхождение он провел в паре со своим австрийским товарищем Карлом Лугмайером (Karl Lugmayer).

С 30 июня по 4 июля 1950 года вместе с Джоном Салате (John Salathé) открыл новый маршрут "Steck-Salathé Route" на 490-метровой северной стене скалы Sentinel Rock в Йосемити.
Своё восхождение Стек описал в бюллетене Sierra Club Bulletin за 1951 год: "Восхождение на эту гору было, пожалуй, самым сложным из всех моих восхождений, которые совершались ранее или даже которые я задумывал сделать.
И хотя Джону было 51 а мне 24, восхождение казалось нисколько не отразилось на его выносливости и только лишь к концу третьего дня он начал подавать признаки усталости; но уже тогда мы оба готовы были просто наслаждаться треккингом по сельской местности. Это было чертовски жарко"

В 1952 году Аллен пошел работать в магазин лыжного, альпинистского и туристического снаряжения в Беркли под названием The Ski Hut, а затем работал в Trailwise - их подразделении по производству снаряжения. Он специализировался на дизайне спальных мешков.

Весной 1954 года Стек участвовал в попытке совершить первое восхождение на восьмитысячник Макалу будучи в составе американской группы под руководством Уильяма Сири. Это была первая крупная американская альпинистская экспедиция в Гималаи.
Они попытались подняться по юго-восточному гребню, но на высоте в 7100 метров вынуждены были отступить из-за непогоды а также нехватки провизии и кислородных баллонов.

6 августа 1965 года он совершил первое восхождение на хребет Колибри на горе Логан (Mount Logan, 6050 м) - высочайшей точке Канады, расположенной на границе Юкона и Аляски. Экспедиция длилась 35 дней и в её составе участвовали: Аллен Стек, Дик Лонг (Dick Long), Джон Эванс (John Evans), Джим Уилсон (Jim Wilson), Фрэнк Коул (Frank Coale) и Пол Бэкон (Paul Bacon).
С того времени, не смотря на многочисленные попытки, маршрут Аллена еще не был никем повторен и по этой причине считается одним из самых сложных маршрутов в истории альпинизма.

на хребет Колибри на горе Логан (Mount Logan, 6050 м) - высочайшей точке Канады демонстрирует необъятность восхождения, начинающегося со скалистых утесов в правом нижнем углу до вершины в 5600 метрах пути и в 4000 метрах по вертикали. Фото: Roy Johnson Jr.

Ниже мы приводим отрывок из книги Аллена "Жизнь альпиниста" (A Mountaineer’s Life) о восхождении на гору Логан:

"Лагерь II был местом отчаяния и страха. Мы провели там семь дней в ужасную непогоду. Мы не могли выйти из палаток, не пристегиваясь к перилам а смотреть на провисающий карниз позади нас было еще ужасней.
Мы были не намного ближе к вершине, чем если бы находились в базовом лагере, и мы раздумывали стоит ли продолжать восхождение или спуститься вниз?. По мере того как нас блокировала буря, мы становились все более и более подавленными. Однажды вечером Лонг лежал в задней части палатки, на его лице отражалась глубокая печаль: «Что нужно, чтобы подняться на этот гребень?» - тихо пробормотал он.

Некоторые из нас хотели начать спуск вниз немедля, но в конце концов мы согласились продолжить восхождение к Снежному куполу с условием, что вернемся в базовый лагерь, если не перейдем через траверс до 2 августа.
Эта часть маршрута, которая была названа Лопаточным траверсом (Shovel Traverse), представляла собой неприступный горизонтальный гребень высотой почти 1000 метров, увенчанный невероятным множеством двойных карнизов, которые вели от Снежного купола к вершине.

Пессимизм был настолько большим, что уже каждый из нас продумывал действия при отступлении. У Коула был безумный план - связать все наши веревки, в одну огромную бухту на спуске, на тот случай, если возникнет необходимость в экстренной эвакуации. В принципе, этого можно было ожидать от его энергичного инженерного ума.
Во втором лагере он продемонстрировал прекрасный позитивный и бесстрашный дух.

Глядя вверх по маршруту «Shovel Traverse», Вы можете различить всех пятерых участников восхождения. Команда двигалась из лагеря IV в лагерь V, двое альпинистов остановились в лагере V, а трое других преодолели крутой гребень. Фото: Allen Steck

Бэкон демонстрировал высокую производительность на маршруте, учитывая его недавнее восстановление после падения в каньоне Эльдорадо недалеко от Боулдера (штат Колорадо).
Он был новичком в экспедициях. Однажды он, Эванс и я были заняты десятичасовой перевозкой груза, когда я услышал звук, похожий на падающий камень, и инстинктивно спрятался, прислонившись к стене. Но камень не упал. Я огляделся и увидел, что над моим красным рюкзаком парила колибри, явно ища чем бы оживиться. Через мгновение она улетела.
«Мой маленький друг, мы с тобой вторглись на этот безжизненный гребень», - подумал я, - "Теперь мы оба ведем борьбу с природой, хотя мое положение кажется еще более абсурдным.
Однако, может быть это городская суета - абсурд, а жизнь в горах абсолютно реальна. Интересно, кто из нас лучше подготовлен к предстоящим испытаниям. Я буду думать о тебе. Благодаря тебе у нас есть название для нашего маршрута"

Уилсон, философ и повар экспедиции, объявил лагерь II безопасным, заявив, что карниз в случае его обрушения не унесет с собой палатки и находящихся в них людей.
Он был сторонником «страдания» в альпинизме, причем удовольствие от этого вида спорта прямо пропорционально полученному страданию.
Еще одна вещь приходит на ум. когда я вспоминаю экспедицию. Вскоре после нашего возвращения домой, моя тетя, психолог по профессии , удивленно спросила меня: «Вы хотите сказать, что вы не мылись тридцать три дня?» Ей хорошо были известны мотивации альпинистов и их стремление к горным вершинам, но находится в горах месяц без возможности принять ванну - этого она никак не могла понять.

Я искренне рекомендую провести неделю в лагере II, всем кто желает пережить нечто не ординарное.
Вид из лагеря II был самым спокойным, пока глаза были закрыты. Тогда Вы могли бы представить такие умиротворяющие образы, как пышные обширные зеленые луга, тропические папоротники, мягкие листья, вдавленные в мох. А открыв глаза Вы наблюдали риск. опасность и непогоду.
Как однажды написал Уилфред Нойс: «Посмотрите на это бескрайнее ледниковое пространство: ни одного живого существа… единственное, что здесь живет - это ветер, ласка солнца и ужасная сокрушительная сила движущегося льда». Уилсон, закрыв глаза, просто сказал: «Я бы предпочел вернуться в Ливермор".

Вид назад на 900-метровый участок «Shovel Traverse» хребта Колибри на горе Логан с высоты 170 метров. Фото: Allen Steck

Посредством ритуала демократического дискурса мы пришли к временному решению проблем лагеря II, отказавшись от них в пользу других проблем. которые мы могли бы найти в следующем. третьем лагере.
Снежный купол стал нашей основной целью.
Теперь главной проблемой была наша провизия. К тому времени, когда мы прибыли в Лагерь III, мы были на штурме уже 21 день, наша провизия истощалась а желание наесться становилось всё больше.

Лагерь II был ненадежным. Лагерь III был еще более уязвим, хотя и без опасного карниза, который, к слову сказать, всё таки обрушился в день нашего отхода. Погода испортилась окончательно во время нашего перехода в лагерь IV на Снежном куполе.
Мы с Лонгом думали спуститься, чтобы собрать перила ниже лагеря IV, но решили не делать этого, поскольку были уверены, что спуск начнется на следующий день. Вы можете представить себе нашу радость, когда на следующее утро шторм чудесным образом утих, и мы увидели невероятный траверс в ярком солнечном свете.
Было 31 июля, и внезапно вершина показалась такой достижимой...."

В 1969 году Аллен вместе с Лео ЛеБонном (Leo LeBon) стал соучредителем компании Mountain Travel. Сейчас компания известна как Mountain Travel Sobek.

В июле 1970 года Стек и Даг Робинсон (Doug Robinson) совершили первое восхождение по маршруту «Doors of Perception» на вершину North Palisade, являющуюся третьей по высоте в горах Сьерра Невада. Этот маршрут был описан как "самый впечатляющий маршрут на северо-восточном склоне горы и одна из самых эстетичных линий в Сьерре - Невада".]

Вместе со Стивом Ропером (Steve Roper) Аллен долгое время был редактором альпинистского журнала Ascent , который первоначально издавался альпклубом Сьерра (Sierra Club), а затем - Американским альпийским клубом (American Alpine Club).
Стек и Ропер также написали книгу «Пятьдесят классических маршрутов Северной Америки», впервые опубликованную в 1979 году.

Аллен Стек умер в возрасте 97 лет в феврале 2023 года

Видео от Американского альпийского клуба (American Alpine Club / AAC) о Алелне Стеке: