Крис Шарма: Чему я научился в жизни

Крис Шарма (Chris Sharma)
Крис Шарма (Chris Sharma)


Знаменитый американский скалолаз Крис Шарма (Chris Sharma), призер Чемпионата и Кубков мира по скалолазанию, владелец собственных скалодромов в Испании и США, был первым в мире скалолазом, которому покорился маршрут сложностью 9b, им 11 сентября 2008 года стал маршрут "Jumbo Love".
А в 2013 году Крис стал вторым в мире человеком которому удалось пройти сложность 9b+ (на сегодняшний день эту категорию прошли 5 скалолазов в мире).
Будучи в это время на карантине в связи с пандемией Covid-19 в Барселоне, дал небольшое интервью популярному американскому журналу Rock and Ice.
Крис живет со своей семьёй (женой, 3-летней дочерью и 1-летним сыном) в Барселоне.


Находясь в полной изоляции в Барселоне мы не можем никуда выйти даже на час. Мы буквально в заточении в своей квартире. Раз в неделю мы выходим в супермаркет… в полном боевом снаряжении.

Кажется, что эти меры чрезмерны, но всё может быть намного хуже, и от этого становится очень страшно. Наши дети переболели коронавирусом, у них были все симптомы заболевания. У Аланы была температура в 40,5 градусов по Цельсию. На следующий день у нее начался сухой кашель. Мы не тестировали их на вирус, но видели, что все симптомы подходят под описание болезни.
Будучи родителем ты начинаешь чувствовать себя таким уязвимым... и в это время лучше не ходить к врачу по мелочам, поскольку все они и так перегружены работой.

Это очень катастрофическая ситуация для общества в целом, когда остановилась всё... и Вы видите, что Ваш ребенок болен и Вы сами напуганы...
Мне было так много неясного, но ничего из этого не имело значение, когда дети больны. В эти моменты Вы отчетливо видите, что имеет наибольший приоритет

Некоторые скалолазы говорят, что никогда не видели Криса Шарму, который бы злился и кричал на скалах . Я бы не сказал что это всегда так и есть. Я стараюсь сохранять самообладание на том уровне, на котором могу. Это довольно сложно сделать, когда ты изо всех сил стараешься добиться успеха, выкладываешься на все 100%, но ничего не выходит.

Частично залог успеха зависит и от того, как Вы можете справится с разочарованием. Чтобы пройти сложный маршрут как можно лучше, у Вас должен быть хороший настрой, но в то же время должно оставаться и то, что Вас беспокоит, то, что в итоге дает мотивацию и приводит к созданию шедевров на скалах.

Когда я проходил La Dura Dura, маршрут категории 9b+, я проходил через такие состояния, когда нужно было разозлиться, что бы заставить себя выложиться еще больше.

Всё, что у меня есть сейчас, появилось благодаря скалолазанию. Сейчас я всецело занимаюсь открытием скалодромов и агитацией занятиями скалолазанием среди детей.
Зачастую, современные скалолазы и альпинисты приходят в горы и на скалы благодаря тому, что их родители занимались этим экстримом. Ноу мен яне было такой стартовой точки. Мой папа был серфером. Скалолазание в нашей семье было чем-то особенным. И благодаря скалодрому я и пришел в скалолазный спорт

В 14 лет в 1995 году я выиграл национальный чемпионат по скалолазанию среди взрослых. Это был удивительный момент. Я чувствовал, что у меня получилось сделать то, что раньше не получалось. Думаю, что в то время я понял, что способен быть таким же классным скалолазом как и все.

Со следующего года скалолазание стало моим жизненным путем. Это было осенью 1995 года, когда я выиграл национальный чемпионат по боулдерингу (Bouldering Nationals).
Через год он стан первым человеком, который смог пройти сложность, и ранней весной 1997 года, когда я совершил первое восхождение на самый слжный в США маршрут "Necessary Evil" в Virgin River Gorge (штат Юта), став первым в США скалолазом, прошедшим сложность 5.14с (8с+).
Я путешествовал в Hueco с Оби Каррионом (Obe Carrion) и Томми Колдвеллом (Tommy Caldwell). За три недели я пролез семь маршрутов восьмой категории, пройдя все самые сложные маршруты в Штатах.
Это произошло очень быстро, и я думаю, что скалолазание казалось для меня слишком легким…
В свои 17 лет я получил серьёзную травму: разрыв передней крестообразной связки. Это быстро спустило меня на землю.

Внезапно я остался в стороне от скал и это вынудило меня взглянуть на вещи совсем с другой стороны.. Прежде всего это сделало меня смиренным.
Я углубился в восточную философию и медитацию и сделал несколько шагов назад от скалолазания. Я понял, насколько мимолетным это всё было. Тогда я выбрал другой курс движения для себя.
Я ста больше внимания обращать на эстетику, творчество процесса лазания и видения новых маршрутов, вместо того чтобы гоняться на сложными пролазами и призовыми местами на соревнованиях.

Я увлекся духовной частью процесса скалолазания. Именно тогда мне удалось пройти маршрут Realization (Biographie), в 2001 году этот маршрут считали первым 9а+ в мире. Я вернулся к нему более чем через два года, путешествуя по Индии в промежутке времени и не сильно обращая внимание на скалолазание.
Я совмещал любовь к скалам с другими вещами, которые не имели никакого отношения к скалолазанию.

Именно тогда я отправился на Мальорку, в одиночку и поднялся на маршрут Es Pontas (Mega Arch), который был оценен сложностью 9а+/b. Это дало мне новый толчок в мотивации, открыло второе дыхание на скалах, где я хотел заниматься лазанием для себя.
Благодаря этому маршруту мне снова стало любопытно заниматься спортивным скалолазанием… интересно, что я мог бы сделать, если бы действительно раскрыл свой потенциал.
Именно тогда я обнаружил проект Jumbo Love [9b?, скалы Clark Mountain, штат Невада, США] и ряд других проектов на скалах Испании.

Сейчас мне трудно пролезть такие сложности. Я просто прихожу на скалы и пролажу что смогу. Сейчас все мое внимание сосредоточено на детях, такова жизнь.
Пролаз сверхсложных маршрутов настолько трудоемко для меня, что окажет совершенно ненужное давление на мою семью.
Возможно, вскоре я смогу вернуться к своим старым проектам, но помимо этого, нам нужно пережить это не легкое время пандемии.

Поскольку скалолазание становится все более регламентированным и структурированным, учитывая принятие скалолазание в Олимпийские Игры, я думаю, важно что не стоит слишком уж увлекаться рейтингами маршрутов.
Реальное скалолазание намного больше чем цифры на маршруте. Это личное путешествие, и конечно, она тесно связано с развитием личности, как скалолаза, это очень важно.
Идея состоит в том, чтобы продолжать прогрессировать и находить новые маршруты для собственного развития. Это сложнее сделать с возрастом, когда мы становимся старше.

Хорошо, я сделал 9а+, давайте я попробую 9b, 9b+ и т.д. В некотором смысле этот цикл повторяется.
Однако прогресс проявляется больше тогда, когда мы открываем в себе что-то новое.
Иногда скалолазание и жизнь переплетаются. Весьма проблематично застрять в Барселоне, наблюдать за бизнесом и заботиться о детях, но это часть моей жизни. Скалолазание может способствовать обучению и личному прогрессу.

Я занимаюсь скалолазанием более 25 лет и до сих пор увлечен этим спортом.
Я даже горжусь этим.
Скалолазание похоже на старого близкого друга, зону комфорта, в которую можно вернуться. ...
Я гораздо лучший скалолаз, чем бизнесмен, но круто, что мне представляются и эти, другие возможности, для личного роста.
Мы все учимся чему то новому в жизни.
Иногда мы терпим неудачу, но в такой момент важно уметь подняться и попытаться снова найти новый путь


Теги: Крис Шарма, Chris Sharma, скалолазание
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://rockandice.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ