Оксана Литинская: "Первое, что подумала на вершине Эвереста, - неужели я смогла это сделать? "

Оксана Литинская на Эвересте. 22 мая 2019 года. Фото Оксана Литинская
Оксана Литинская на Эвересте. 22 мая 2019 года. Фото Оксана Литинская


Наша собеседница - альпинистка Оксана Литинская - дочь выдающейся львовской шахматистки Марты Литинской и сестра известного защитника украинского языка Святослава Литинского.
Менее чем две недели тому назад, 22 мая, 43-летняя уроженка Львова стала третьей среди украинок, которые поднялись на высочайшую вершину планеты - гору Эверест.

Хронику восхождений украинских альпинистов Вы можете прочитать в нашей сецтеме: УКРАИНСКИЕ КОМАНДЫ НА ВОСЬМИТЫСЯЧНИКАХ ГИМАЛАЕВ: ВЕСЕННИЙ СЕЗОН 2019 ГОДА

В экспедиции она участвовала вместе со своим мужем Денисом Угриным, однако он вынужден был прекратить восхождение из-за проблем со здоровьем. По возвращении в Лондон, где львовские супруги проживают более 20 лет, и кратковременного отдыха Оксана нашла время и силы ответить на вопросы корреспондента Leopolis.news.

Оксана, поздравляю с успешным восхождением на вершину и возвращением! Как себя чувствуете? Осознали ли, что сделали?

Спасибо за поздравления! Я всё еще чувствую себя очень измученной (разговор происходил в субботу, 1 июня - авт.), Поэтому просила некоторое время, чтобы немного отдохнуть перед тем, как давать интервью. Из того, что я читала и понимала, нужно несколько месяцев, чтобы отойти от восхождения на Эверест.

Мне довольно трудно поверить и я себе сама не давала возможности верить, что смогу выйти на Эверест, пока не достигла "балкона" (от ред: Balkony - отметка на стандартном маршруте на высоте ~8300 метров) в нашем штурмовом восхождении на вершину. Поэтому думаю, что, пожалуй, только со временем осознаю, что смогла это сделать. Сейчас это осознание еще не на все 100%.

Вы всего лишь третья украинка в истории, совершившая успешное восхождение на Эверест. Гордишься этим достижением?

Да конечно. Очень мне приятно было поднять флаг Украины на Эвересте. Несмотря на это, должна сказать, что сейчас восхождения на Эверест не такие, какими они были когда-то - 20-30 лет назад. Сейчас на вершину провешиваются перила, которые и представляют собой огромную разницу. Нынешние восхождения сложно сравнить с теми, которые были без помощи шерп и перил.

От Редакции:
На вершине Эвереста, за всю её историю, побывало 28 украинцев (включая трпёх женщин)
Подробней Вы можете прочитать в статье: УКРАИНЦЫ НА ЭВЕРЕСТЕ: СТАТИСТИКА ВОСХОЖДЕНИЙ




Когда родилась идея взойти на Эверест? Сколько времени продолжалась подготовка к восхождению и именно покорение вершины?

Лет шесть назад раздумывали с мужем: нам скоро будет 40 и надо что-то сделать, пока мы еще активны и можем делать какие-то физически сложные вещи. Обсуждали идею пойти на Северный или Южный полюс. Но мой муж сказал, что так как мы "пластуны" (скауты), то должны идти вверх, а не просто по равнине.
Тогда мы прогуглили, какая самая высокая гора, на которую можно подняться не имея большого багажа специальных знаний. Нашли гору Аконкагуа (высшая точка Южной Америки - 6962 м), о которой ничего не знали, и начали серьезно готовиться.
Это был 2013 год.
Готовились в Альпах: как ходить с ледорубами, в связке, в бесетке. И начали восхождение. Со временем возникла идея подняться на все семь высочайших вершин на каждом континенте, в частности на Эверест.
Это было два-три года назад.
Техническая подготовка продолжалась еще с 2013 года. А физическую подготовку непосредственно к восхождению на Эверест я начала с февраля прошлого года. Начинала с восьми часов физической подготовки в неделю и довела до 15-20.

Оксана Литинская на Эвересте. 22 мая 2019 года. Фото Оксана Литинская
Оксана Литинская на Эвересте. 22 мая 2019 года. Фото Оксана Литинская


Неподготовленному человеку нереально взойти на Эверест?

В принципе, да. Думаю, что все, кто идет на Эверест должны к нему подготовиться, в меньшей или больше степени. Я шла со своим мужем, а он немного больше чем я. Понимала, что мне нужно больше тренироваться, чтобы быть готовой помочь ему в определенных ситуациях.

По поводу, сколько времени заняло восхождение, то мы прилетели в Катманду 31 марта.
До 12 апреля добирались до базового лагеря, на высоте 5300 метров, переходя пешком из одного села в другое, ночевали в гостиницах. Они не были, конечно, гостиничного уровня, но приспособлены для туристов, путешествующих в этом регионе.
Так проходили акклиматизацию, потому что набирали высоту постепенно. Было очень интересно наблюдать за местной культурой, как люди живут, их быт.
В Непале очень приятные, доброжелательные, терпеливые люди.

12 апреля мы добрались до базового лагеря, а на Эверест взошли 22 мая. То есть больше месяца проводили акклиматизацию: ходили в первый лагерь - возвращались обратно в базовый лагерь, поднимались во второй лагерь - потом снова в базовый, потом шли в третий лагерь и возвращались обратно. У нас было три ротации акклиматизации перед тем, как идти на вершину.

Эти три ротации - общепринятые для всех групп?

Да, хотя некоторые группы делают только два этапа акклиматизации. Мы провели три. Это общепринятая практика, потому что нужно время, чтобы тело произвело достаточно эритроцитов в крови. Это занимает несколько недель. А что побуждает тело вырабатывать красные тельца? Восхождение на высоту и спуск вниз. Когда поднимаешься, телу нужно больше красных телец чтобы потреблять кислород, а когда возвращаешься вниз, оно имеет больший запас энергии, чтобы их выработать. Поэтому после определенной высоты фактически очень тяжело восстанавливаться и отдыхать. Значит, надо спускаться в базовый лагерь для этого.

Что было самым сложным во время восхождения? Возникали ли какие-то неожиданные моменты, к которым Вы не были готовы?

Труднее всего было, когда решили, что Денис должен прекратить восхождение. Мы предполагали, что один из нас может заболеть или что-то может случиться, но никогда не знаешь, какие могут возникнуть обстоятельства. Конечно, если партнеру нужна помощь, то оба идут вниз.
В базовом лагере волонтеры-врачи диагностировали у Дениса глазные кровоизлияния, и мы вместе приняли решение: он поедет домой, а я пойду на гору сама. Для меня это было очень тяжело морально, потому что мы на все вершины поднимались вместе. А других неожиданностей не было: я много читала, исследовала эту тему перед восхождением.
 
Было ли настолько сложно, что появлялись мысли прекратить восхождение?

Только из-за Дениса: будет ли правильно, если я пойду, а он останется. А не потому, что было настолько тяжело или необычно.

И еще о сложности. Труднее было подняться на вершину или спуститься с нее, когда сил уже мало?

(Смеется) во время ротаций постоянно поднимаешься и спускаешься, ты знаешь, как это делать. Возможно, мне было немножко тяжелее спуститься из-за того, что очки замерзли изнутри и было плохо видно. Но тяжело спуститься только с вершины. На следующий день уже было не так тяжело. С вершины мы спустились в четвертый лагерь, там переночевали, после чего было еще несколько дней спуска.

Оксана Литинская на Эвересте. 22 мая 2019 года. Фото Оксана Литинская
Оксана Литинская на Эвересте. 22 мая 2019 года. Фото Оксана Литинская


Этой весной на Эвересте погибло 11 альпинистов. Даже на пути к вершине, пишут, лежали тела погибших. Жутко было от такого?

Да, я видела тело, кажется, болгарина, который умер, когда спустился с Лхоцзе. Мне кажется, он шел без кислорода и без помощи шерп. Было тяжело, конечно, смотреть на его тело. Но каждый, кто собирается на Эверест, понимает, на что идет и каждый год там умирают люди. Поэтому стараешься для себя уменьшить риски.
 
В большинстве случаев альпинисты погибают во время спуска с вершины. Почему так происходит? Возможно они потратили все силы для того, чтобы подняться?

На Эвересте умерло очень много людей, которые поднимались без кислорода. Те, кто шел с кислородом, возможно им его не хватило. Запас кислорода нужен как для восхождения так и для спуска.
Нужны опытные гиды, которые могут рассчитать потребление кислорода, чтобы оставить запас.
Много людей думают, что взойти на вершину это вся задача альпиниста, а вниз уже как нибудь спустятся. Я не расслаблялась до того момента пока мы не спустились в базовый лагерь. Только тогда можно праздновать восхождение..

А с Денисом вы когда встретились?

В Лондоне. Ему нельзя было находиться на высоте, он должен был вернуться домой.

Читая воспоминания тех, кто взошел на Эверест узнаешь о том, что некоторые говорят, что это самое страшное, что приходилось испытывать в жизни. Действительно ли там было так страшно?

Когда мы решили подняться на Эверест, то думали, что должны иметь определенный опыт в горах. И если проанализировать историю восхождения на эту вершину, то множество "оттенков Эвереста" можно пережить и на других вершинах. Если ты раньше поднимался в горах по отвесным стенам, ледовым поверхностям, то уже не так страшно на Эвересте. Ты начинаешь лучше понимать риски и можешь их контролировать.
Я думаю, что для людей, у которых не было большого горного опыта, на Эвересте могло быть страшно.

Что для вас Эверест? Это больше географическая вершина или психологическая?

Думаю, что это вместе. Географическая, физическая и психологическая (смеется). Многие делят жизнь на «до» и «после» Эвереста. Я не думаю, что у меня так будет. Для меня горы не только Эверест, они помогают в обычной жизни быть уверенным в том, что можно побороть трудности.
Находясь в горах я доказываю, прежде всего самой себе, что способна сделать большее в обычный жизни (смеется).

Сколько времени были на самой вершине? Как чувствовали себя на ней? Какие мысли были в тот момент?

Вчера только смогла посмотреть фотографии, сделанные на вершине. Я брала с собой айфон, а он на вершине не работал. Подумала, неужели я останусь без единой фотографии с Эвереста. К счастью мой гид-шерпа снимал на «Самсунг», который работал и теперь у меня есть фотографии!
В базовом лагере я не смогла перебросить фото на свой смартфон, поэтому сделала снимок экрана "Самсунга" и выложила такую фотку в Фейсбук. И только вчера я получила фотографии!
Судя по ним, мы были на вершине в 5:15 утра, именно тогда была сделана первая фотография на вершине. Последняя фотография была сделана в 5:33, поэтому, судя по фото, я пробыла на вершине около 20 минут.

Ощущения, конечно, невероятное. Первое, что думаешь: неужели я это смогла сделать? Я никогда не переоцениваю своих сил и возможностей. Красота там невероятная. Эта вершина - одна из тех вещей, которая тянет тебя еще раз подняться и еще раз на это посмотреть. Но, конечно, была мысль в подсознании, что это только пол работы. Теперь надо безопасно спуститься вниз (смеется). Что еще? Может, было пол слезы (смеется).

Денис Угрин и Оксана Литинская на вершине Денали. Фото с страницы facebook Оксана Литинская
Денис Угрин и Оксана Литинская на вершине Денали. Фото с страницы facebook Оксана Литинская


Физически как Вы себя чувствовали на вершине?

Хорошо. У нас был опытный шерп, который видел, что будет хороший день. А если погода хорошая, то это значит, что в этот день на вершину пойдет очень много людей, и он начал обгонять другие группы еще с самого низа.
Тогда я поняла, насколько полезны были тренировки с тяжелым рюкзаком в зале, потому что смогла с ним очень быстро идти. Мы обогнали пятьдесят человек на пути вверх. И я была счастлива, что в тот момент благодаря гиду мы смогли «разогнаться» немного и поэтому не стояли в той огромной очереди на пути вверх, а только на пути вниз. Это означает, что мы смогли сохранить кислород и получили резервное время, если бы что-то случилось.

Скажу, что шерпы - суперлюди! Если бы они становились спортсменами, то другим было бы нечего делать на Олимпийских играх (смеется). Они несли запасные кислородные баллоны, а ведь только один весит 4-5 кг. Каждый, кто поднимается, имеет три кислородных баллона: один несешь сам, а два несет шерп. Плюс он несет еще два своих.

Сколько веса потеряли за время подъема?

Не так уж много - около 5 кг.

Какова стоимость участия в экспедиции на Эверест? Я читал, что она колеблется от 30 до 150 000 долларов - в зависимости от того, есть ли в группе врач, насколько комфортна и безопасна организация. Как у вас?

Преимущественно высокие цены ставят американские организации. Они предоставляют клиенту большой комфорт. Что самое дорогое в этом восхождении? Первое, это 11 000 долларов, которые надо заплатить непальскому правительству за разрешение. Очень много бюрократических оплат. До 15, а то и больше тысяч. Два месяца живешь в горах, тебя кормят, дают кров. То есть 30000 - это минимальная сумма, в которую можно уложиться.
 
У английской компании, с которой мы пошли, за плечами десятки лет опыта в высотных восхождениях. Мы больше учитывали опыт, а не насколько удобно в спать в палатке. На их сайте есть все цены. В этом году стоимость была от 40 до 45 000 фунтов стерлингов. Эта компания одна из лоу-кост, но в то же время она заботится о безопасности людей. Это самое важное.

Оксана, есть еще блок вопросов от моей сотрудницы Божены Малицкой, которая очень интересуется этой темой, следила за вашим восхождением на Эверест.

Как распознать горную болезнь?


Горная болезнь у каждого может проявляться по-разному. Но есть много общих симптомов, такие как начало с головной боли, рвоты, затрудненному дыханию. Очень важно распознать начальную стадию, чтобы не дойти до следующих, когда нужно уже эвакуировать человека, когда возникает отек мозга или легких.

Почему в этом году было аномально большое количество альпинистов на «ступени Хиллари»? Как вы ее преодолели?

Нам повезло, потому что в этом году было много снега, а чем больше снега, тем безопаснее. «Ступень Хиллари» очень узкая - на одного человека. И нет возможности её обойти, альпинист должен пройти вверх и вниз по одной веревке. В этом году было всего пять хороших дней для восхождения на Эверест. Для сравнения, в прошлом году таких дней было одиннадцать. И, конечно, сконцентрировалось много людей, которые хотели выйти именно в те несколько хороших дней. Поэтому было больше чем обычно альпинистов.

Для меня самый большой фактор, почему там было столько людей, это потому, что в восхождении участвовало очень много не опытных альпинистов. Они считают, что для их славы нужно взойти на Эверест, и готовы заплатить, чтобы их поднимали шерпы. К сожалению, многие операторы просто хотят заработать деньги и не знают как следует обезопасить клиента. Если бы было больше опытных людей, то очередь была бы не столь длинная.

Как я говорила ранее, мой гид-шерп знал, что надо спешить, поэтому мы не стояли в очереди вверх, и были одни из первых. Ждали только в очереди вниз где-то около двух часов. По «ступени Хиллари» пройти, конечно, очень непросто. Нужно фактически почти что обниматься с каждым человеком, чтобы за нее пройти (смеется). Там все становятся очень близки друг к другу.

Как подняться на вершину Эвереста, чтобы остались силы еще на спуск? Ваши три важнейшие правила, которые нужно соблюдать.

Правило №1 - иметь моральные силы повернуть вниз, когда чувствуешь, что не хватит сил на возвращение вниз. Очень мало людей может сказать: «Нет, я не иду вверх, иду вниз сейчас». Иметь нравственную силу сказать это очень тяжело, потому что заплатил очень много денег, долго готовился, всем рассказал, а потом не поднялся. Но жизнь важнее, чем восхождение на вершину.

Правило №2 - надо хорошо знать и понимать, какие там есть риски, пытаться каждый из них как-то минимизировать. Например, то, что я очень много тренировалась, дало мне силы обогнать многих людей и это уменьшило риск того, что нам не хватит кислорода на обратный путь.

Правило №3 - физическая и техническая подготовки очень важны в этом деле.

Все эти три вещи объединены, им нужно посвятить как можно больше времени.

Денис Угрин и Оксана Литинская. Фото Оксана Литинская
Денис Угрин и Оксана Литинская. Фото Оксана Литинская


Перед Эверестом вы поднялись на высочайшие вершины других континентов. Какие восхождение вас особенно поразили?

Гора Денали, что когда-то называлась Мак-Кинли на Аляске нас очень впечатлила. Это был совсем другой мир, там было столько разных цветов от солнца. Аляска вообще нас очень впечатлила. Говорят, что подобное в Антарктиде, хотим поехать и туда.

У Вас ест конкретные планы после Эвереста на следующие восхождения, или они еще в разработке?

В разработке. Надо посмотреть, что будет с Денисовыми глазами. Хотим завершить программу "7 Вершин". Еще только Антарктида осталась. Будем думать о ней, но только где-то через год-два.

И напоследок расскажите нашим читателям о себе. Знаю, вы - пластунка (скаут)

Кстати, после этого интервью я еду на Праздник весны лондонской станицы Пласта. Его решили назвать «Мой Эверест», поэтому я должна там быть (смеется). В Пласт я пришла в 1990 или 1991 году. Там я и познакомилась с Денисом. Конечно, в Пласте конкретного альпинизма не было, мы больше занимались туризмом, ходили по Карпатам, как и большинство молодых людей. Мне это очень нравилось. А альпинизмом начали заниматься с 2013 года, чтобы подготовиться к тем восхождениям, которые мы планировали.

Живем в Лондоне, есть дочка. Работа очень стрессовая, ответственная, работаю финансовым директором банка CIB International.

Думаем вернуться в Украину, возможно, через несколько лет и что делать на Родине.

Теги: Эверест, горы, альпинизм, Денис Угрин, Оксана Литинская
Автор: Василий Танкевич, для http://leopolis.news
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ