Алекс Тикон: "Мы не будем добиваться вершины К2 любой ценой"

Алекс Тикон (Alex Txikon) с костюмом, в котором он планирует подняться на вершину К2 зимой 2019 года. Фото Alex Txikon
Алекс Тикон (Alex Txikon) с костюмом, в котором он планирует подняться на вершину К2 зимой 2019 года. Фото Alex Txikon


Зимой сезона 2019 года к второй по высоте вершине мира - восьмитысячнику К2 (Чогори / K2, Chogori) высотой 8611 метров, что расположен на границе Пакистана и Китая отправляется испанская (баскская) экспедиция во главе с Алексом Тиконом (Alex Txikon).

О ходе этой экспедиции мы будем сообщать в нашей спецтеме: К2 ЗИМОЙ 2019. ЭКСПЕДИЦИЯ АЛЕКСА ТИКОНА

"Да, это правда, я очень горжусь и рад этому", - говорит Алекс Тикон в специальном интервью польскому каналу RMF FM и подтверждает, что в следующей зимней экспедиции на К2 будет участвовать ка минимум один польский альпинист - Павел Дунай (Paweł Dunaj).

Алекс также пригласил в команду и Марка Клоновского (Mark Klonowski), однако его участие еще под вопросом: "Я надеюсь, что он сможет найти средства для участия в команде" - говорит Алекс.

Напомним, что и Павел и Марк уже знакомы с зимними восьмитысячниками. Так, Марк Клоновски ранее дважды пытался зимой взойти на вершину восьмитысячника Нангапарбат - один раз во время совместной экспедиции с Томашем Мацкевичем (Tomasz Mackiewicz) в зимнем сезоне 2010-2011 года и второй раз организовав собственную команду из пакистанских и польских альпинистов в 2016 году. Эти экспедиции неизменно носили название "Nanga Dream – Justice for All ".

Павел Дунай (Paweł Dunaj) был участником польской экспедиции "Nanga Dream – Justice for All" в зимнем сезоне 2013-2014 года.
Тогда, 8 марта польские альпинисты еще раз предприняли попытку штурма, которая оборвалась, когда в лавине пропали Павел Дунай и Михал Обрыцки в районе первого высотного лагеря. К счастью, альпинисты отделались лишь травмами.
В течении двух дней, спасательный вертолет не мог приземлиться в базовом лагере из-за непогоды, поэтому травмированных альпинистов товарищи пронесли на носилках в ближайшую пастушью деревушку, откуда уже их забрали в больницу Скарду на вертолете.

В этом сезоне Алекс Тикон со своей командой планирует придти в Пакистан в самом начале января месяца и добраться до базового лагеря у восьмитысячника К2 не позднее 14 января.

От Редакции:
К2. Чогори - Великая гора
К2. Чогори - Великая гора

Напомним, что восьмитысячник К2 - единственный из 14 восьмитысячников мира, который еще не был пройден в зимний период!

Из минувших шести экспедиций наиболее высокой отметки достигла польская команда в 2003 году: 7650 метров.
Подробней о этом читайте в нашей статье: ИСТОРИЯ ЗИМНИХ ВОСХОЖДЕНИЙ НА ВТОРОЙ ПО ВЫСОТЕ ВОСЬМИТЫСЯЧНИК МИРА - К2


В этом интервью Алекс рассказывает о подробностях своего плана

Мы говорили с Павлом Дунаем и Мареком Клоновски. Павел подтвердил участие в Вашей команде. Расскажите о польских альпинистах в команде

Да, это правда. Я раньше не сообщал об этом, поскольку у Марка были некоторые сомнения. Павел же был уверен на все 100%, но я не хотел анонсировать два раза участие польских альпинистов. Я всё-же надеюсь, что Марек найдет деньги и сможет присоединиться к нам.

Я очень горжусь что польские альпинисты согласились присоединиться к нам и счастлив от этого. Я из знаю обоих, поскольку встречался с ними ранее в Польше и трижды на горном фестивале в Лёндек-Здруй , каждый год я приезжаю в Польшу, был в стране уже много раз. Мне очень нравится работа польских альпинистов, их атмосфера, философия и гармония, которые я чувствую, когда мы путешествуем вместе.
Мой хороший друг - Мачей Соколовски (Maciej Sokołowski), директор фестиваля в Лёндек-Здруй, благодаря этой дружбе я навел мосты, установил отношения с польскими альпинистами, и я счастлив что сейчас всё так сложилось.

Когда я встретил Марека, он был в команде Томаша Мацкевича. К сожалению, Томек навсегда остался на Нангапарбате, но философия Марека очень подходит мне. Может быть у Вас есть больше информации чем у меня....

Пока что нет, когда мы разговаривали с ними, Павел сказал что его поездка уже определилась, а Марек говорил что Вы его сильно мотивировали, но он еще ищет средства на поездку

Передайте ему, я буду очень счастлив, если он сможет присоединиться к нам. Я надеюсь что он найдет спонсоров или другие люди пожертвуют деньги.

Я пытаюсь организовать лучшую команду, которую можно собрать. Иногда в СМИ появляются статьи с темой, что Алекс Тикон идет на К2 с шерпами. Я хотел бы отметить, что это не просто шерпы, это люди у которых есть имена!
Разница между шерпами и пакистанскими альпинистами, носильщиками и другими наёмными рабочими заключается лишь в том, что первые родились в Непале, а вторые в Пакистане.
Непальские шерпы намного сильнее, лучше знают технику альпинизма, даже по сравнению с многими известными европейскими альпинистами.
Для меня нет разницы европеец или непалец, Так что же их отличает от других членов команды? Ничего!

Некоторые говорят что шерпы не настоящие альпинисты, но большинство шерп знают альпинизм куда лучше чем люди из других развитых стран. Я был очень счастлив, когда минувшей зимой в моей экспедиции на Эверест со мной в команде были шерпы. Иногда я слышу от журналистов: "Нет, шерп не достаточно, чтобы подняться на восьмитысячник зимой да еще и без использования кислородных баллонов". Я отвечаю на это: "Эй, а какой по Вашему мнению группы достаточно?". И потом выясняется, что люди вообще не понимают что такое восьмитысячник зимой. И во-вторых, никто не имеет права критиковать альпинистов, которых даже не видел в работе на горе.

Единственная разница между нами в том, что, как я уже сказал, мы родились в разных местах. Для шерп родина - Непал, для пакистанских альпинистов - Пакистан. Поиск различий в данном случае это плохой момент.
СМИ, как и европейские альпинисты должны знать имена этих героев, как непальцев так и пакистанцев. Их - тысячи, тысячи опытных альпинистов, которых никто не знает. Это страны с многомиллионным населением. Альпинисты из этих стран имеют богатый опыт восхождений на высочайшие вершины мира.

От Редакции:

О непальских шерпах Вы можете прочитать в статье: ОДНОРАЗОВЫЕ ЛЮДИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ШЕРП РАБОТАЮЩИХ НА ЭВЕРЕСТЕ

О пакистанских альпинистах читайте в статье: СКРЫТЫЕ ГЕРОИ ПАКИСТАНА



С самого начала, когда я был в команде с Мухаммадом Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara"), мы пытались совершить первое зимнее восхождение на Нангапарбат и тогда я говорил всем: "Не называйте его портером! Его зовут Али Садпара", но тем не менее от других альпинистов я часто слышал слова: "пакистанский портер, пакистанский носильщик". Теперь всё по-другому, все знают как зовут этого величайшего альпиниста.

В 2017 году после 20 дней работы в команде, мы поднялись на отметку 7950 метров на зимнем Эвересте. В начале 2018 года, во время моей второй зимней экспедиции на Эверест мы поднялись на этот же уровень уже за 10 дней! 10 дней работы шестерых альпинистов!
К тому же мы вчетвером поднялись еще и на вершину Пумори (7161м).
Мы проделали огромную работу, хоть и попали на вершину Эвереста. так бывает очень часто, но для СМИ и многих людей, если команда не поднялась на вершину, то они ничего и не достигли, но это не так.

Пример - последняя польская зимняя экспедиция на К2. Она многому нас научила. Польская команда проделала отличную работу. Я хочу сказать, что первое в истории восхождение зимой на восьмитысячник К2 не случится ни с первой ни со второй попытки, это потребует, судя по всему, еще много лет попыток.
Поляки боролись, пытались победить гору по маршруту Чесена, но позже отказались от своей стратегии. Это было сложным решением. И не стоит забывать что при этом он провели удивительную спасательную операцию на восьмитысячнике Нангапарбат, за которой следил весь мир.
Мы все, альпинисты которые прибудут к К2 в этом году благодарны польской команде, теперь мы знаем, что маршрут Чесена не тот маршрут, по которому стоит подниматься зимой.
Каждая неудачная экспедиция приносит новые знания о горе, дает нам важную информацию. Мы, в данном случае, говорим о тех вызовах, с которыми еще никто никогда не сталкивался.
Мы должны делать правильные выводы из каждой поездки и попытаться найти правильный путь

Алекс Тикон (Alex Txikon) с командой, во время презентации экспедиции на вершину К2 зимой 2019 года. Фото Alex Txikon
Алекс Тикон (Alex Txikon) с командой, во время презентации экспедиции на вершину К2 зимой 2019 года. Фото Alex Txikon


А что насчёт Али Садпара? Вы ранее были вместе в попытке подняться на Нагапарбат зимой и на Эверест дважды. Почему его не будет в этот раз в команде? у него другие планы?

Нет, мне грустно, что его не будет с нами в этот раз. У него много семейных обязанностей, он отец четверых детей, отец и муж. Его жена говорила ему: "Али, не нужно идти снова зимой на восьмитысячник". Я думаю, что его длительное отсутствие дома и стало причиной не участия в команде в этом году. Кроме того в минувшем году он плохо перенёс акклиматизацию на Эвересте с самого начала экспедиции. И у него возникло много сомнений, хотя поднявшись на Пумори 20 января, он почувствовал себя намного лучше.

Временами полезно остановиться и подумать обо всём. У Али теперь появились и другие обязанности, другие приоритеты; но это не изменило нашу дружбу, мы остаемся прекрасными товарищами и знаем, что можем рассчитывать на помощь друг другу. Он мне как брат.

Кто в таком случае участвует в Вашей команде?

Непальские шерпы: Чхепал Шерпа (Chhepal Sherpa), Гельжен Шерпа (Geljen Sherpa), Халлунг Шерпа (Hallung Sherpa), Пасанг Шерпа (Pasang Sherpa) - эти пятеро были со мной в команде на Эвересте. Феликс Криадо (Felix Criado) - шестой и я - седьмой.
Теперь Павел Дунай - восьмой и, я надеюсь, что Марек Клоновски - девятый. Но в конечном итоге, я надеюсь что нас будет 10.
Состав из 10 альпинистов был бы великолепен.

В базовом лагере и нижних высотных лагерях нам будет помогать Игнасио (Ignacio), он наш менеджер базового лагеря

Можешь рассказать что-нибудь о нем?

Игнасио Суолага (Ignacio de Zuloaga) - координатор экспедиции. На самом деле в группе поддержки больше людей: там еще будет Бруно Баррилеро (Bruno Barrilero) - оператор дрона, который поможет нам записать фильм и несколько моих друзей, которые останутся в базовом лагере.
Игнасио был с нами в экспедиции к Эвересту и поднимался во второй высотный лагерь. У него огромный горный опыт, он сильный и я ему доверяю. И на этот раз он поднимется в первые высотные лагеря, поможет занести нам снаряжение.

Расскажите нам больше об организации экспедиций и оборудовании лагерей на нижних высотах

Мы планируем построить иглу, которое убережет нас от сильного ветра и базовый лагерь будет в безопасности. Самое главное при этом, что Вы сможете нормально отдохнуть и восстановить силы. Температура в иглу может колебаться около 0 градусов по Цельсию, но также может подниматься и до 4 градусов. Всё зависит от количества людей, которые поместятся внутри.
Конечно, Вы знаете, насколько низкая температура была в базовом лагере во время прошлогодней попытки поляков.

Мы осуществим наш план по постройке иглу, конечно, в том случае, если найдем достаточно много снега. Это очень важно, ведь под воздействием большой высоты мышцы устают гораздо больше и быстрее. Но уже как только температура становится более теплее, организм уже легче переносит большую высоту. Комфорт в лагерях безусловно очень важный залог успеха в экспедиции, так же как и погода и питание. Также как и стратегия восхождения в нижних лагерях. Мы никогда не оставляем палатки на верху. Мы всегда упаковываем их и носим с собой, а затем снова ставим.
Мы будем счастливы, если на горе будет много свежего снега.
Постройка иглу может занять от 2 до 3 часов, с учетом погоды это может быть и 4 часа. Если мы сможем построить убежище в первом лагере, это будет хорошей стартовой точкой для штурма.
Этот план нечто удивительное и беспрецедентное, когда речь заходит о зимних восхождениях. Обычно альпинисты поднимаются в гору, ставят там палатку, ночуют в ней, спускаются вниз налегке, а затем снова поднимаются в лагерь

Когда Вы планируете прибыть в Исламабад? Это будет 2 января?

Да, мы будем в Исламабаде 2-3 января. Я думаю, что это скорее 3 января. По моему опыту Эвереста, штурм горы должен начаться в конце января - феврале месяце, но не раньше марта. Мы планируем подняться на К2 к концу февраля.

Выходит, что экспедиция заканчивается в начале марта, планируете ли Вы ждать штурма до самого конца?

Да.

А когда Вы планируете прийти в базовый лагерь? Это будет 11-12 января?

Мы не собираемся проделывать спринт. мы будем двигаться медленно и уверенно. Планируем прийти в базовый лагерь 14 января. У меня всё еще есть сомнения в том, что касается выбора стратегии восхождения, но для того чтобы ответить однозначно на этот вопрос мы должны установить четвертый, штурмовой лагерь. Этот участок к вершине должен быть действительно безопасным, чтобы мы вышли на штурм. Здесь нет места для шуток и импровизации.
Основой успеха является хорошая стратегия и планирование, и конечно же удача. Удача очень сильно поможет нам в штурме. наша первоначальная цель это установить четвертый высотный лагерь. А позже мы увидим, возможен ли штурм вершины. Если мы будем уверены в шансе - мы выйдем на вершину. Но если шансов не будет или он будет сомнительный, мы не будем добиваться вершины любой ценой, чтобы стать первыми в истории альпинизма на вершине К2 зимой. Дело не в рекорде. СМИ зачастую так и преподносят эти экспедиции , но это фарс. На мой взгляд рекорды ничего не значат.

Невозможно подняться зимой на К2 в чистом альпийском стиле. На маршруте висит масса старых перил, которые нужно срезать. Мы должны сделать тоже самое что и на Нагапарабте в сезоне 2015 / 2016 годах, когда мы поднялись на вершину. Мы прошли её в альпийском стиле.
Точно также мы поднялись прошлой зимой на Пумори. Мы перенесли снаряжение во второй высотный лагерь, а оттуда поднялись в альпийском стиле на вершину. С вершины Пумори в базовый лагерь Эвереста мы спустились за 6 часов.

На К2 мы должны действовать мудро. Прежде всего, как сказал Кшиштоф Велицкий (Krzysztof Wielicki), лидер польской национальной экспедиции: сперва кто-то должен подняться на вершину К2 в осадном стиле, а уже после этого придут команды, которые будут улучшать стиль восхождения. Так происходит всегда...

Как и в случае с Эверестом, на который впервые в истории, в зимний период поднялись поляки, пройдя маршрут с использованием кислородным баллоном

Альпинизм и скалолазание постоянно развиваются.

Этой зимой на К2 будет и другая команда, в состав которой вошли альпинисты из России, Казахстана и Киргизии. Что Вы оней расскажете?

Это очень сильная команда. Я знаю некоторых из этих альпинистов. Некоторые из них мои хорошие друзья ...

Это, к примеру Артём Браун, организатор этой экспедиции...

Да, но также и Василий Пивцов. Мы пользуемся услугами одного и того же турагенства - Jasmine Tours, и именно благодаря этому мы узнали, что они также организовывают экспедицию на К2.
Я долго думал о том, что делать этой зимой - снова вернуться к Эвересту или выбрать Канченджангу... Я пытался получить пермит на восхождение на Эверест зимой с северной, Тибетской стороны. В конце концов я выбрал К2, но всё-же я отправил заявки на восхождение и в Непал и в Пакистан, что бы было время выбрать вариант Б, если что-то произойдет с первым вариантом.
В конечном счете, Асгар из Jasmine Tours проделал отличную работу.
Сейчас наш экспедиционный груз отправлен в базовый лагерь вместе с грузом российско-кирзиско-казахстанской команды.

Когда я разговаривал с Артёмом, он, кстати, немного переживал, что на горе они будут работать одни. В итоге, месяц тому назад оказалось что из моей экспедиции на Эверест этой зимой ничего не выйдет. Я понял, что мне нужно больше времени для организации экспедиции на К2, это не тоже самое что организовать экспедицию на Эверест с юга

Вы говорите о коммерческой экспедиции...

Да. Возвращаясь к Артему, он переживал, но я сказал ему: "Артём, мы ведь друзья". Я связался с турагенством, подтвердил свое участие в экспедиции на К2 и попросил его организовать еще одну большую палатку в базовом лагере, эта палатка будет кухней и столовой для наших обеих команд. Мы не будем ставить две разные кухни.
Сотрудничество обеих команд в базовом лагере даст нам больше сил и уверенности; если что-то случиться, мы сможем помочь друг другу. Я думаю Вы понимаете о чем я говорю. Когда у одной команде, к примеру сядет генератор, они могут воспользоваться генератором другой команды. Я принял такое решение и попросил туркомпанию передать это российской команде.
Даже если мы выберем для восхождения различные маршруты, у нас должен быть один базовый лагерь.
Я не разговаривал с Артёмом несколько недель, я еще не определился с маршрутом восхождения.

Мы недавно говорили с ними о планах и Артём сказал, что сперва выбрали другой вариант маршрута, но в итоге решили остановится на стандартном маршруте по хребту Абруцци (Abruzzi Spur route)

Да, мы тоже думали о этом маршруте, но у меня всё-же есть некоторые сомнения. В 1978 году на гору по Северо-Восточному ребру поднимались американцы, я изучаю варианты восхождения по этому маршруту

К2. Желтым цветом отмечен стандартный маршрут 1954 года. Красным цветом - маршрут 1978 года
К2. Желтым цветом отмечен стандартный маршрут 1954 года. Красным цветом - маршрут 1978 года


Но, в принципе, Вы готовы к сотрудничеству?

Конечно, все члены нашей команды и члены базового лагеря готовы и открыты для взаимопомощи и можем работать одной командой.
Иногда СМИ и люди, болеющие за экспедиции жаждут накала страстей.
На Нангапарбат в 1016 году я пригласил Симоне Моро и Тамару Лунгер в свою команду, в самом начале я то-же самое предлагал и Томеку Мацкевичу, Элизабет Ривол и другим.
Я говорил: "У меня есть веревки, почему бы нам не подняться вместе по маршруту Кинсхофера?"

Это не будет гонкой на соревнованиях?

Точно нет. Мы не должны разрушать, мы должны созидать, строить

Копирование данного материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта 4sport.ua!

Теги: Алекс Тикон, Alex Txikon, Алекс Чикон, , альпинизм, К2 зимой, зимняя экспедиция на К2, K2 winter expedition
Автор: Михал Родак, https://www.rmf24.pl/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ