Александр Мегос: "Скалолазание это мой выбор жить своей мечтой"

Александр Мегос (Alexander Megos)
Александр Мегос (Alexander Megos)


Похоже, что есть люди, которым под силу преодолеть законы гравитации. Александр Мегос (Alexander Megos) - один из них.
25-летний немецкий скалолаз, родом из города Эрланген - один из сильнейших клаймеров мира. В возрасте 19 лет он первым в мире смог пройти он-сайт маршрута категории 9а "Estado Critical" в Испанском регионе Сиурана. Эта трудность соответствует 11 категории по версии классической шкалы трудностей в UIAA.
Для сравнения: легендарный Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) в свои лучшие дни поднялся лишь на 7 категорию.
А он-сайт означает, что Алекс прошел маршрут с первого раза, не имея никаких подсказок и тестовых пролазов перед штурмом. Это событие открыло двери Алексу в мир спортивного скалолазания.
Уже к 2014 году Мегос "попирал" мировые стандарты. Он удивил всех, когда за один день и три попытки пролез маршрут Криса Шармы Realization (9a+). За 12 месяцев он пролез и повторил маршруты и боулдеринги почти предельной сложности по всему миру, включая Flat Mountain (9a/a+), непревзойденный маршрут Юджи Хироямы в Японии, Thor's Hummer (9а+) в пещере Флатангер в Норвегии и его недавнее самое тяжелое прохождение на домашних скалах во Франкенюре - Supernova (9a+/b).

А в 2015 году он открыл для себя первую в карьере сложность 9b, когда в последние минуты уходящего года ему удалось пройти маршрут "First round, first minute".

Весной 2018 года Алекс стал лишь третьим скалолазом в мире, который смог пройти категорию 9b+. Более того, он совершил прохождение на своем проекте, открыв тем самым новый маршрут "Perfecto mundo" на скалах испанского региона Маргалеф.



Напомним, что на сегодняшний момент лишь один маршрут во всем мире считается сложнее чем категория 9b+!
Подробней об этом Вы можете прочитать в статье: САМЫЕ СЛОЖНЫЕ СКАЛОЛАЗНЫЕ МАРШРУТЫ В МИРЕ

Ну а финал скалолазного сезона 2018 года для Алекса ознаменовался участием в Чемпионате Мира в Инсбруке , где он завоевал бронзовую медаль в дисциплине трудность

Александр Мегос (Alexander Megos). Фото Stefan Nestler
Александр Мегос (Alexander Megos). Фото Stefan Nestler


Это интервью Алекс дал во время 10-го Международного горного саммита (IMS) в Бриксене (Южный Тироль), в котором легендарные личности мира гор принимали участие в течение многих лет.

Алекс, Вы один из трех скалолазов в мире, которые смогли пройти маршрут категории 9b+. То есть Вы находитесь на "переднем крае" развития скалолазания. Что Вы чувствуете?

Это конечно здорово, но на самом деле я не пытаюсь стать знаменитым; это всё благодаря тому, что скалолазание это мой вид спорта и я хочу знать, насколько сложные маршруты я способен пройти; насколько далеко я могу подтолкнуть свой предел.

Пожалуйста, объясните не специалисту, что такое маршрут 9b+?

Это означает, что много тяжелых участков идут друг за другом на вертикальной и частично нависающей скале. Например, если взяться за верхний плинтус дверной рамы шириной в 2 сантиметра, то я могу повиснуть на ней одной рукой. По сути, висеть на раме не сложно, но вот 9b+ это очень сложно. (смеется)

Как Вы тренируетесь?

Я тренируюсь ежедневно. В среднем пять дней в неделю я прихожу на скалодром а в остальное время занимаюсь растяжкой и другими упражнениями на кольцах, грифе и других снарядах ОФП.

Адам Ондра, который открыл самый сложный маршрут категории 9с использует помощь физиотерапевта, который помогает ему интегрировать новые движения, открытые на тренировках, на скале. У Вас тоже есть такие консультанты?

У меня нет собственного физиотерапевта, но у меня есть два тренера: Патрик Матрос (Patrick Matros) и Дики (Людвиг) Корб (Dicki (Ludwig) Korb), с которыми я работаю вместе уже двенадцать лет.
Мы вместе анализируем каждую ситуацию, разбираем возможности, где я могу выдать больше силы; работаем над улучшением тренировок, изобретаем новые упражнения.
По сравнению с бегом или велоспортом, скалолазание по-прежнему остается очень молодым видом спорта, но я думаю, что он намного сложнее.
Вы применяете весьма разнообразные движения, которые никогда не повторяются в точности. Вот почему так много разных скалолазов имеют мировую популярность. Один из них может быть полтора метра ростом и весить 50 килограмм, другой же может быть ростом в 1,85 метра и весить 80 килограмм. Оба из них - суперсильные скалолазы но каждый в своём стиле лазания. Вот почему для меня скалолазание столь привлекательный вид спорта. Вам просто нужно найти свои сильные и слабые стороны, а затем работать над улучшением своих скалолазных навыков.

Когда Вы поднимаетесь на сложные маршруты, вокруг Вас всегда будт мелькать одни и те же имена: Крис Шарма, Стефано Гизольфи, Адам Ондра. Это небольшая каста элитарного клуба?

Да, так и есть. Мы хорошо знаем друг друга в скалолазном мире, как на природном рельефе, так и на соревнованиях. Проведя два дня здесь, на IMS, я поеду в Арко, чтобы встретиться с Стефано Гизольфи и полазить вместе с ним.
Мы знакомы друг с другом, мы навещаем друг друга и лазим вместе. Это действительно небольшая каста.

Открытый Вами маршрут 9b+ на самом деле был проектом Криса Шармы, который он и пробил несколько лет тому назад. Сам он так и не смог пройти свой проект. Как Вы думаете этот факт беспокоит его?

Я думаю что он уже не в том возрасте чтобы беспокоится по такому поводу (смеется).
Он начал работу над проектом лет десять тому назад, пробовал пройти его в течение нескольких лет и снова и снова срывался... Затем он переключился на другой проект - маршрут "La Dura Dura", который четыре года назад стал первым в мире маршрутом категории 9b+. Этот маршрут первым прошел Адам Ондра, но и Крис с ним затем также справился. В это время ему было уже 33 года. Вскоре он стал отцом, открыл свой собственный скалодром и на пролазы у него оставалось все меньше и меньше времени. Когда я и Стефано пробовали пройти маршрут в Маргалефе, его это сильно мотивировало и он снова попробовал пройти свой старый проект

Вам сейчас 25 лет. Чувствуете ли Вы себя в зените своей скалолазной карьеры?

Нет, я не чувствую что достиг своего предела. Я нащупал в себе столько потенциальных возможностей, что над ними мне еще предстоит работать годами чтобы я мог пройти еще более сложные маршруты.

Александр Мегос (Alexander Megos)
Александр Мегос (Alexander Megos)


Сейчас в скалолазном мире существует маршрут "Silence" категории 9с, что был открыт Адамом Ондрой в норвежском регионе Флатанжер на своде пещеры Ханшеллерен (Hanshelleren Cave) в 2017 году. Вас привлекает этот чрезвычайно тяжелый маршрут?

Я не думаю что этот маршрут подходит под мой стиль лазания. Меня не сильно тянет его повторить. Мои сильные стороны в другом стиле. Если же я хочу подняться на пределах своих возможностей, я должен найти линию, которая была бы идеально подходящей для меня. Только так я смогу пройти маршрут более сложной категории.

Адам Ондра в интервью сказал: "Если кто-то и сможет повторить маршрут, то это Алекс Мегос"

Но для этого Вам потребуется потратить на него уйму времени. Не так уж и много в мире скалолазов у которых есть во-первых необходимый уровень лазания и во-вторых желание уделить маршруту очень много времени.
Я бы предпочел потратить время на что-то более подходящее для меня

На природный рельеф Вы пришли из спортивного скалолазния, из соревнований

Будучи подростком я очень много времени уделял соревнованиям; до тех пор, пока мне не исполнилось 18 лет. Затем я полностью отошел от соревнований на 6 лет и только в конце 2017 года вернулся в соревнования и выиграл свой первый этап Кубка Мира в Бриансоне.
Я бы хотел и дальше продолжать принимать участие в соревнованиях.

С целью принять участие в первых в истории скалолазания Олимпийских Играх которые пройдут в Токио в 2020 году?

Конечно, это сложная задача. Но я должен относится к ней с большой осторожностью, ведь в последние горы вообще не соревновался. Поэтому я немного отстаю от других спортсменов.
Формат, который будет представлен на Олимпиаде - комбинация из трех дисциплин боулдеринга, трудности и скорости - мне не подходит, ведь до сих пор я вообще не обращал внимание на дисциплину скорость.
Но и даже в боулдеринге я не настолько хорош как кажется: мне здесь также не хватает практики соревнований. Поэтому я задумываюсь: стоит ли потратить два года для тренировок в скорости и боулдеринге для того чтобы иметь шанс выступить на Олимпиаде? Или же я лучше потрачу это время для своих проектов на скалах?

Александр Мегос (Alexander Megos)
Александр Мегос (Alexander Megos)


В скалолазном сообществе разгорелись споры по поводу решения МОК объединить три дисциплины лазания в один вид соревнований на Олимпийских Играх. Что Вы думаете об этом?

Я весьма критично отношусь к подобному формату. В конечном итоге 20 лучших многоборцев примут участие в Олимпийских Играх. Это не означает что будут лучшие представители в дисциплине скорость или боулдеринге или трудности. Сильнейшие скоростники, например, вообще не имеют шанса выбить для себя путевку на Олимпийские Игры, ведь результаты в скорости не смогут компенсировать низкие рейтинги в двух других дисциплинах.
Лучшие перспективы у специалистов по боулдерингу и трудности; но они не смогут показать хороший результат в скорости. Я не знаю какое впечатление это произведет на широкую аудиторию.
На самом деле многие из нас хотели бы представить скалоолазание совершенно по другому.

Каким образом многоборье в скалолазании на Олимпийских Играх привнесет выгоду в традиционное скалолазание?

Скалолазание получит гораздо больше средств на развитие; возрастет популярность этого вида спорта и многие молодые спортсмены захотят связать с ним свою карьеру. Конечно это в идеальном варианте. Сегодня редко кто говорит о себе как о профессиональном скалолазе, который зарабатывает на жизнь ничем другим кроме как лазанием.

Вы начали заниматься скалолазанием с малых лет. Это было словно наркотик? Могли бы вы представить свою жизнь без скалолазания?

Нет. Я не могу представить свою жизнь без лазания.
И да, скалолазание для меня превратилось в своего рода наркоманию.
Я начал заниматься скалолазанием, когда мне было пять или шесть лет. Это было весьма веселое времяпрепровождение для меня. Со временем это затягивало меня всё больше и больше. Я уже не мог уйти от лазания. И до сих пор оно меня не отпускает (смеется)

Александр Мегос (Alexander Megos)
Александр Мегос (Alexander Megos)


Вы висите на этих непреступных скалах, поднимаетесь на сложнейшие маршруты, которые кажутся остальным невозможными. Что Вы чувствуете при этом?

Я думаю, что в конечном счете для меня, это просто поиск своих пределов. У каждого есть своя изюминка, в которой он чувствует себя специалистом и хочет знать, насколько хорошим специалистом он может стать. Для меня такая изюминка - скалолазание. Это мой способ выпустить энергию и жить своей мечтой

Вы действительно хороший скалолаз?

Нет, мне нравится, когда холодно и не комфортно. (смеется)

Крис Шарма однажды сказал, что предпочитает лазить на скалах, освещенных солнцем. Поэтому высокие горы - не для него

Очень высокие горы и не для меня также. Если на улице -20 градусов и идет снег, то о каком лазании может идти речь? Но это не значит что я жду идеальную погоду. Я выхожу на скалы и в дождь и когда пасмурно

Братья Хубер: Томас и Александр также сперва были скалолазами - спортсменами, но в один момент ушли в высокие горы став высококлассными альпинистами. Считаете ли Вы подобный шаг перспективой для себя?

В данный момент я не могу представить себя среди восьмитысячников. Хотя это не значит что такого не может произойти никогда. Но, по крайней мере, на данный момент, я планирую остаться в скалолазании


Теги: Александр Мегос, Alexander Megos, скалолазание, Алекс Мегос, Александр Мегос, Alex Megos
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам Штефан Нестлер, https://blogs.dw.com/
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ