Кинематографист Себастьен Монта-Россе (Sébastien Montaz-Rosset) снимает потрясающие, трогательные, поэтичные документальные фильмы об экстремалах.
Среди его героев – альпинист и скайраннер Килиан Жорнет (Kilian Jornet Burgada), друзья-хайлайнеры Жюльен Мийо и Танкред Меле, горнолыжник Вивиан Брюше, специализирующийся на спусках по крутым неподготовленным склонам, и даже клоуны и канатоходцы, зарабатывающие на жизнь цирковыми выступлениями.
Живая авторская интонация Себастьена узнается с первых кадров: он говорит, что его интересуют в первую очередь люди и уже потом – их спортивные достижения.
“Я родился в Лез Арке, но живу в Шамони уже около 15 лет. Переехал, потому что хотел стать горным гидом, а для этого нет места лучше, чем Шамони. 12 лет я работал гидом, посвящая этому все свое время. А потом понял, что если я хочу снимать фильмы, мне нужно сделать выбор. Я оставил себе 20 дней работы гидом в год и сфокусировался на кино.
Я всегда снимал видео, фотографировал клиентов. Так и набрался опыта в том, как строить кадр, как рассказывать историю. Последнее – самое важное. Рассказывать об обычном человека, который приехал покататься в Альпы, – примерно то же самое, что рассказывать о Килиане Жорнете.
Нужно быть щедрым, уметь наблюдать за людьми и делать из этого истории. В наши дни многие снимают видео, качественного контента достаточно. Но если на него взглянуть внимательно –там акцент на перформансе, а не на людях. Редко кто снимает о том, что выходит за рамки спорта. А я пытаюсь трогать сердца зрителей рассказом о слабых и сильных сторонах спортсменов, а не только о том, почему они хороши.
Сейчас я зарабатываю на жизнь исключительно тем, что снимаю видео. Половину времени трачу на рекламные ролики. В прошлом году моими клиентами были 12 горнолыжных курортов: вся долина Аоста, Валь Торанс и другие. Я берусь за любые темы, если они связаны с горами: гастрономия, размещение. Недавно сделал ролик для бренда Paul Smith, рекламирующий нижнее белье. Оно демонстрировалось во время хайлайна на фоне массива Монблан…
От Редакции:
(Хайлайн – разновидность слэклайна. Слэклайн – хождение по слабо натянутым стропам, закрепленным между станциями. Хайлайнеры натягивают стропы высоко над землей).
Остальное – личные проекты, такие как Summits of my life Килиана Жорнета. Мы с ним познакомились, когда я снимал рекламный ролик для Salomon, а он представлял эту марку. Потом Килиан попросил меня помочь ему сделать Summits of my life.
Он занимается скайраннингом (бег по горам) и планирует покорить все высочайшие пики континентов. Фильм A Fine Line посвящен Альпам, в Déjame Vivir речь идет, в частности, об Эльбрусе. Сейчас он планирует экспедиции на Аляску, Аконкагуа и Эверест, и я буду его сопровождать.
Килиан вырос в горном приюте в каталонских Пиренеях. Его отец гид, а мать хозяйка этого приюта. Килиана рано заметили: он вошел в национальную сборную по ски-альпинизму и стал одиннадцатикратным чемпионом мира в этой дисциплине.
Позже – в возрасте 19 лет – Килиан начал бегать. В 20 лет он принял участие в горном ультрамарафоне Ultra-Trail du Mont-Blanc и выиграл, причем с таким результатом, что никто не верил, что это вообще возможно сделать в таком юном возрасте. Однако Килиан был таким быстрым и выносливым с детства. Я об этом рассказываю в фильме.
Когда ему было полтора года, он уже совершал горные прогулки с родителями и их друзьями. Мог идти 5-7 часов. Друзья спрашивали: «Это нормально, что ваш ребенок столько ходит?»
Еще одна моя работа – фильм Downside Up о местном лыжнике Вивьене Брюше, очень талантливом. Это портрет лыжника и одновременно рассказ о такой дисциплине, как экстремальный спуск (steep skiing). Я нашел всякие старые съемки, они использованы в фильме. И я катался вместе с Вивианом. Я не летаю, я не занимаюсь бейс-джампингом. Но я вырос на горнолыжном курорте, мне нравится кататься, и я могу угнаться за опытными лыжниками.
Я стараюсь показывать не только мастерство спортсменов, но и красоту природы. В фильме Petit Bus Rouge есть очень красивая сцена хайлайна на высоте 3500 метров на пике Грепон, снятая с вертолета. Я два дня провел с ребятами, чтобы почувствовать себя ближе к ним. Я люблю снимать то, что происходит, так, как оно происходит. Когда никто не работает на камеру, и ты не влияешь на происходящее. Отсюда успех моего первого полнометражного документального фильма I Believe I Can Fly, сделанного три года назад: зрители чувствовали, что они были среди спортсменов, когда принимались решения – правильные или неправильные. Я никогда не пишу сценарий заранее. Я просто снимаю, и этот отснятый материал – как палитра художника. Я должен рассказать историю, используя эти краски. Я пытаюсь увидеть мостики и связки между тем, что я отснял.
Petit Bus Rouge мне очень нравится, но телевидение не хочет его покупать, потому что в нем нет структуры и нет развязки, понятной зрителям. Но я и не хотел, чтобы она была. У того, чем занимаются эти клоуны, нет никакой цели. Быть клоуном не значит стремиться к чему-то. Это не про покорение Эвереста, это их повседневная жизнь. Я просто показал несколько моментов один за другим. Другое дело, что жизнь у них не самая классическая. Но какими вы их видите, такие они и есть. Они не притворяются. Это цирковые артисты, зарабатывающие на жизнь клоунадой. История создания этого фильма такова: на съемках I Believe I Can Fly клоун Анисет Леон встретил бейс-джамперов, альпинистов и хайлайнеров. Они провели вместе некоторое время. Хайлайнеры очень заинтересовались цирком. И я вернулся два года спустя, чтобы показать микс этих двух миров.
Мои родители из От-Морьен, мои предки столетиями жили в горах, но я не могу назвать себя шамоньяром. Что мне по-настоящему нравится в Шамони, если честно, – не город и не люди, а вертикальное измерение. Здесь за 20 минут можно подняться с тысячи метров на три тысячи восемьсот. Больше такого нет нигде. Вот из-за чего я выбрал Шамони. Но я не хочу жить в самой долине под гнетом окружающих ее гор. Я каждый день гуляю по ледникам, мне не надо под ними спать. Поэтому я живу в Ле Файе.
Мои ближайшие планы – вернуться к альпинизму и горным лыжам. Последние четыре года я снимал по три-четыре полнометражных фильма в год. Это много. И сейчас я хочу взять перерыв, чтобы снова почувствовать связь с природой и в итоге стать лучше как режиссер.”