Максут Жумаев: Мой 15-й Эверест – это семья

Альпиниста, покорившего все четырнадцать восьмитысячников мира, да еще и без кислорода, в жизни я представляла совсем другим. С бородой, в толстом свитере, с сурово сдвинутыми бровями.
А мне на встречу вышел улыбчивый молодой человек, и не один, а со всей своей семьей – супругой и двумя детьми. Встречу Максут Жумаев, заслуженный мастер спорта по альпинизму, назначил на ледовой арене, где шла тренировка по хоккею его сынишки. Так что наша беседа то и дело прерывалась : «Исатай, , давай, забивай!».

Максут Жумаев
Максут Жумаев


- Вы детей с ранних лет тоже приобщаете к спорту?

- У нас в семье главное - спорт, это наша база для развития личности. Моя жена в прошлом альпинистка, ее родители известные спортсмены, мои - тоже. Для нас медаль не просто кусок метала, а большой труд. Мы прививаем детям мысль, что любая цель — прежде всего, труд. Сын понимает, что нельзя купить хорошее катание или взять взаймы хороший бросок... А дочка - творческий ребенок, у нее хорошие интеллектуальные задатки, она степенная рассудительная девочка. Пошла в маму, а сын в меня, такой же невменяемый, все хочет увидеть и потрогать своими руками

- Когда вы пошли на спорт?

- Началось все класса с пятого, когда записался в секцию туризма у себя на родине, в Чапаевском районе Западно-Казахстанской области. В 1993 году впервые приехал в Алматы в гости к сестре и увидел горы, мы поднялись на Медеу. Через три года снова приехал в Алматы, меня пригласили тогда в поход на Большое Алматинское озеро. Это был мой самый первый поход в горы вообще. Мои спутники посоветовали купить хороший рюкзак, чтобы ходить в горы по-настоящему. Рюкзаки тогда очень дорого стоили - 99 долларов. У меня не было таких денег, и в одном спортивном магазине мне предложили их заработать - сводить в горы французов. В том походе я познакомился с Василием Пивцовым, с которым сейчас вместе ходим на восьмитысячники. Но в то время, в 1996 году эти люди для меня были старшеразрядниками, я даже представления не имел о том, что такое горы и альпинизм, в частности. Никто не верил, что я дойду...

- Вы, действительно, рисковый. Я читала, вы стали единственным покорителем Шишуи Пангма, который не имел опыта восхождений на шести-семитысячники. В 2006 году на Аннапурне вас ударила молния. На Манаслу в 2008 году получили травму бедра. Прежде чем покорить К2, совершили пять неудачных подъемов. Зачем все это?

- Альпинизм – тяжелый труд. Каждый день тренировки, ранние подъемы, каждодневный дискомфорт... Но нужно научиться получать от этого удовольствие. Это не шахматы — тут нельзя ничего предугадать. Каждую минуту может случиться неожиданное.

Максут Жумаев
Максут Жумаев


- Не страшно? Ну чисто по человечески...

- Если страшно, я всегда поворачиваю назад. Но иногда слово «надо» стирает этот страх. Последнее восхождение на К2 было очень страшным. Однако бояться можно лишь до момента, пока не принято решение. После уже поздно бояться - нужно действовать.

От редакции:
Тогда, на вершину К2 Максут поднимался в компании таких альпинистов как: Василий Пивцов (Казахстан), Дарек Залуский (Польша) и легендарной австрийки Герлинде Кальтербруннер (которая с этим восхождением, также как и Максут, завершила программу 14х8000 став при этом первой женщиной в мире которая смогла пройти все восьмитысячники мира без кислородных баллонов).


- Как к этому относятся родные? Для меня удивительно, что у вас есть семья.

- На самом деле для альпинистов семья — это горы, мужская команда. Большой спорт — серьезный выбор, невозможно быть великим спортсменом и быть хорошим семьянином. Альпинистов сравнивают с капитанами дальнего плавания. Ушел в море на три месяца, а дома семья, которую надо кормить: жена, дети. Но я поступил иначе, я завел семью на спаде своей спортивной карьеры.

Максут Жумаев
Максут Жумаев


-И как справляетесь?

- Для меня семья - пятнадцатый Эверест. Безусловно, все не просто, но сколько счастья и удовлетворения!.. Семья не позволяет останавливаться, вдохновляет на новые подвиги. Альпинизм позволяет спокойно смотреть на бытовые вещи, а тут все по другому... Горы стояли и будут стоять, а дети ждать не могут. Быть хорошим отцом гораздо сложнее, чем быть выдающимся спортсменом. Там ты борешься с соперниками или с обстоятельствами, но это ограниченно — временным промежутком, а здесь 24 часа в сутки работаешь, даже 25... Думаешь не о том, чтобы завоевать очередную награду, а о том, как вызвать улыбку на лице ребенка.

- Что же для этого нужно?

- В первую очередь надо быть самим собой. Мы стараемся быть коммуникабельными и открытыми, быть по-настоящими близкими друг для друга людьми. Сын похож на папу, дочь - на маму, они ведь нас копируют во всем. Это дисциплинирует, по неволе становишься сдержанным. Хотелось бы, чтобы в будущем дети жили в счастье в своих семьях. Мы закладываем в них некий стандарт взаимоотношений уже сейчас. Вообще, взаимоотношения папы и сына — мне вполне понятны, а вот с дочкой - тяжело общаться. Она любит меня как папу, просто потому что я — папа. Очень хочу, чтобы она встретила достойного мужчину. Приходится быть лучше, чем я есть... чтобы она видела пример.

Максут Жумаев
Максут Жумаев


- Чем вы будете заниматься, когда оставите горы?

- Совсем я их не оставлю, это невозможно. В альпинизме много проблем, мало мест, где можно тренироваться, нет государственной организации, которая была бы заинтересована в альпинизме. Мы пытаемся поднять этот вопрос, и определенное понимание у чиновников уже есть. Кроме того, хочу создавать карты альпинистских маршрутов, систематизировать информацию о горах, заняться обустройством туристической инфраструктуры, проводить инструктаж, экскурсии. Часто приглашают читать лекции. Бизнесу любопытен наш опыт восхождения на вершины.

Вдруг интервью прерывается свистком об окончании тренировки. Максута извиняется и мчится в раздевалку поздравлять своего юного игрока. Пока мы общались, мальчик забил шайбу в ворота соперников: ну какое тут может быть интервью?..

Теги: Максут Жумаев, 7 Вершин, альпинисты Казахстана
Автор: www.megagorod.kz/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ