Первое в мире восхождение на Kunyang Chhish East (Пакистан). Интервью с покорителями горы

Горный массив Kunyang Chhish с главной вершиной высотой 7852м

Как мы сообщали ранее: 19 июля 2013 года тройкой альпинистов: австрийскими братьями Хансйоргом Ауэром (Hansjörg Auer) и Маттиасом Ауэром (Matthias Auer) а также швейцарцем Симоном Антхамматеном (Simon Anthamatten) был впервые в истории покорен пик Куньянг Чиш Восточный (Kunyang Chhish East, 7400м, Пакистан).
Эта вершина находится в горном регионе Hispar Muztagh в Каракоруме, Пакистан.

Здесь представлено интервью с Хансйоргом Ауэром (Hansjörg Auer) и Симоном Антхамматеном (Simon Anthamatten) после покорения вершины

Прежде всего, примите наши поздравления по поводу реализации этого важного в истории альпинизма восхождения. И первый вопрос: почему Вашей целью стала именно эта гора?

Хансйорг Мы просто хотели выбрать себе сложную цель, на которой мы могли бы испытать свои силы. Кроме того, мы хотели быть как можно больше в изоляции, когда рядом нет толп других экспедиций.
В декабре прошлого года, когда я встретил Стива Хауса (Steve House) в Кракове, именно он вдохновил меня закончить этот многолетний мировой проект.

(От ред: Американский альпинист Стив Хаус в 2006 году был награжден самой престижной наградой в альпинизме: "Золотой ледоруб" (The Piolets d’Or) за восхождение в 2005 году: первопрохождение в альпийском стиле Рупальской стены Нанга-Парбат (central pillar of Nangat Parbat (8125m) Pakistan, on the Rupal side), Гималаи, кроме того, в сентябре 2006 года четвертую попытку прохождения горы Kunyang Chhish East предприняла американская двойка: Стив Хаус и Винс Андерсон (Steve House и Vince Anderson). После двух недель борьбы с маршрутом команда остановилась всего в 300 метрах от вершины.)

Тогда он сказал, что было бы здорово, если бы в конце то концов альпинисты взошли на непокоренную до сих пор вершину Куньянг Чиш Восточный (Kunyang Chhish East, 7400м, Пакистан).
После, когда я начал обсуждать свои планы с Симоном Антхамматеном, Куньянг Чиш Восточный был уже на первых местах в списке проектов 2013 года, более того, Симон также уже догое время вынашивал планы восхождения на эту вершину.

Симон Да, будучи несколько раз в Непале и Индии, я давно уже мечтал сделать восхождения в Пакистане. Стоит отметить что многие из наиболее "диких" гор расположены именно в Каракоруме, и этот факт также был еще одним плюсом в пользу восхождения на
Куньянг Чиш Восточный.
Я давно загрузил на свой компьютер фото этой горы с одной из первых экспедиций к ней - польской экспедиции 2003 года.

Непокоренный семитысячник, восхождение на который по любой из его сторон ставит перед альпинистами труднейшие задачи, да и спуск с вершины также очень сложен; что еще можно желать на сегодняшний день? Это мечта любого альпиниста!

маршрут первопрохождения по Юго-Западной стене на  Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)
маршрут первопрохождения по Юго-Западной стене на Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

И для Вас она была мечтой?

Хансйорг Я бы сказал что эта вершина одна из самых красивых в Каракоруме. У нее прекрасная форма и огромное Юго-Западная стена. Когда я впервые увидел ее, я по настоящему испугался восхождения по этой стене, чувствуя себя ничтожно малым существом по сравнению с этим гигантом

Симон Если сравнить этот массив с другими высочайшими вершинами, то окажется, что весь массив Куньянг Чиш Восточный, включающий в себя пять второстепенных пиков имеет площадь в четыре раза больше площади массива восьмитысячника К2!
А Юго-Западная стена включает в себя перепад высот в 2500 метров от бергшрунда к вершине.
Здесь все было гигантским. И ко всему этому необходимо также добавить влияние непредсказуемой погоды, не всегда адекватную работу носильщиков и политическую нестабильность в стране.
Все эти факторы, в купе с альпинистскими проблемами только лишь добавляют сложности этому массиву, все они вместе стали причинами многочисленных неудач экспедиций которые пытались пройти эту вершину ранее

(От ред: На вершину Kunyang Chhish Восточная пять раз предпринимались попытки восхождения (первая из которых была в 2003 году), но до сих пор она оставалась непокоренной. Более подробней о истории покорения Куньянг Чиш Восточный читайте в нашей статье >>>>)

Юго-Западная стена  Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный). Маттиас Ауэр (Matthias Auer) в штурмовой день
Юго-Западная стена Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный). Маттиас Ауэр (Matthias Auer) в штурмовой день

Расскажите о Вашем маршруте

Симон Наш пройденный маршрут является самым простым на этой гранитной стене. Конечно, с технической точки зрения на маршруте нет очень сложных участков, но основная трудность заключается именно в правильном выборе линии и момента восхождения.
Вы должны в полной мере воспользоваться коротким окном хорошей погоды, при этом нельзя стартовать как слишком рано так и поздно, восхождение должно быть проведено четко в пределах погодного окна. Восхождение займет от 4 до 6 дней с спуском в низ.

Хансйорг Наш маршрут был самой логичной линией к вершине. И самой простой, но это лишь из-за того, что мы прежде всего хотели взойти на эту вершину. Восхождение было совершено в "чистой форме" альпинизма: мы подошли к непокоренной вершине, на стенах которой не было пройдено до конца ни одного маршрута, и выбор правильной линии был для нас мучительно сложным моментом экспедиции. Да собственно говоря чего еще можно желать альпинисту?

Юго-Западная стена  Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный). Симон Антхамматен (Simon Anthamatten) у отметки 7000 метров
Юго-Западная стена Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный). Симон Антхамматен (Simon Anthamatten) у отметки 7000 метров

Оглядываясь на Вашу экспедицию, кажется что все прошло гладко. Но при этом у Вас был очень тяжелый старт...

Симон Да, у нас было тяжелое начало. У меня были проблемы с визой, иногда такие случаи происходят, но все решилось буквально за один час. Наш товарищ, Маттиас перед экспедицией повредил палец, и в старте нашей группы не смог принять участие, это немного поубавило наш энтузиазм...
А во время нашей первой попытки прохождения, которая оказалась удачной, нам нужно было лишь пол дня штурмового времени что бы добраться до вершины. Мы поднимались уже в самое закрытие погодного окна, которое длилось в общей сложности 9 дней. И если бы мы хоть на один день отложили наш старт, неизвестно к чему привело бы наше столкновение с бурей . Но в конце концов все обошлось и закончилось благополучно.

Хансйорг Для нас, травма Матиаса была настоящим ударом, мы не знали сможет ли он вообще присоединиться к нашей команде, и было ясно, что даже если он нас догонит, он не сможет успеть выполнить акклиматизационную программу перед восхождением.

Хансйорг Ауэр (Hansjörg Auer) у вершины Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

Поэтому для Вашей команды, оставшейся без Маттиаса, было необходимо не смотря на то, что он все же решил приехать к нам, начать акклиматизацию.

Симон И все же наша первая попытка восхождения на вершину оказалась успешной. Мы разбили штурмовой лагерь на высоте 7000 метров, и были на 100% уверены в покорении вершины на следующий день.
Однако, за ночь погода ухудшилась, и именно тогда мы поняли, что попали в затруднительное положение.

Хансйорг Действительно, наша первая же попытка оказалась удачной. Мы чувствовали в себе силы, необходимые для продолжения восхождения и были уверенными в успехе. Но потом пришла страшная буря.
Честно говоря, в штурмовом лагере мы были уже основательно вымотаны физически, а с бурей мы были угнетены еще и психологически, ведь выходить из бури на высоте 7000 метров это малоприятное занятие.
Но наш Маттиас, который следил на нашим восхождением из Базового лагеря мог вздохнуть спокойно, увидев нас через 14 часов, когда мы уже спускались по склону.

Наша вторая попытка покорения вершины была прервана на высоте 5600 метров из-за частых сходов лавин и большого количества свежего снега на склоне горы.

А ведь, для реализации такого проекта как этот, все должно складываться идеально для того что бы можно было бы взойти на вершину, ведь малейшая ошибка или просчет может обойтись очень дорого.

у вершины Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

Никто из Вашей команды раньше никогда не поднимался на такие высокие горы?

Симон Да, лично для меня даже процесс акклиматизации был чрезвычайно труден. Это была настоящая пытка, и я не мог вообще себе представить как я могу взойти на 7400 метров. Для этого альпинисту нужно много терпения, а для меня это было в новинку, участие в полноценной экспедиции, ведь до этого, даже на проектах, я сразу с ходу бросался на штурмовые восхождения.
Стоит отметить, что наш пик Ice Cake Peak (5.200 м) не совсем подходил под акклиматизационную программу, ведь покоряемая вершина в акклиматизации должна быть легкой. Даже, если я и считаю что мое тело хорошо приспосабливается к высоте, я не могу знать как оно поведет себя в реальном восхождении, и это был первый раз в моей жизни. когда я поднимался на такую большую высоту.

Хансйорг Ауэр (Hansjörg Auer); Маттиас Ауэр (Matthias Auer); Симон Антхамматен (Simon Anthamatten) на вершине Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

После двух неудачных попыток Вы все же смогли провести окончательный штурм

Хансйорг Мы вынуждены были ожидать в течении двух дней, сидя на отметке 6700 метров, когда же наконец утихнут ветра и дальнейшее восхождение станет безопасным. К счастью мы обнаружили большую трещину на склоне, которая укрывала нас от ветра, иначе мы бы не смогли долго высидеть в ожидании погоды. Затем, погода улучшилась, но штурмовой день дался нам непросто.
Мы начали подниматься в 6:00 утра, и такой казалось бы поздний выход был выбран из-за того, что бы должны были дождаться восхода солнца, что бы в восхождении быть согретыми его лучами. И в то время как я и Симон чувствовали себя удовлетворительно, Маттиас испытывал на себе влияние большой высоты, ведь он так и не успел закончить акклиматизационную программу в том объеме как прошли ее мы.
Но при этом я могу с уверенностью сказать, что Маттиас, не смотря ни на что, работал очень усердно, и отдавал горе все свои силы.
Прохождение ранним утром в штурмовой день первых микстовых участков было сложным моментом, но предвершинный гребень оказался гораздо легче проходим, чем мы предполагали.

Хансйорг Ауэр (Hansjörg Auer); Симон Антхамматен (Simon Anthamatten); Маттиас Ауэр (Matthias Auer);  уставшие но счастливые после восхождения на Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)
Хансйорг Ауэр (Hansjörg Auer); Симон Антхамматен (Simon Anthamatten); Маттиас Ауэр (Matthias Auer); уставшие но счастливые после восхождения на Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

А что Вы скажете о вершине?

Симон Находиться на вершине ранее непокоренной горы потрясающее чувство. Ярко светило солнце и только высочайшие вершины Каракорума: К2, Гашербрум, Чоголиса, Машербрум, Орге, Ракапоши и Нанга Парбат выглядывали из плотного одеяла облаков. На этой высоте мы уже не беспокоились о восхождении ,поскольку выбрались за верхний край бури, пройдя отметку 7000 метров.

Хансйорг На вершине мы были в не себя от радости, мы плакали и обнимались. Только к 18:00 вечера мы спустились к нашей палатке штурмового лагеря на отметке 6700 метров, и на следующий день спустились еще ниже. Как оказалось, из-за потепления, нижние участки стены теперь были значительно более опасными, потому что постоянно обрушивались большие куски льда и снега.

Около 18:00 следующего дня мы наконец-то увидели Базовый лагерь и нашего пакистанского повара и гида, который вышел к нам навстречу с пакетом печенья и кока-колой.

Что было самым трудным моментом?

Хансйорг Сам маршрут не был сложен, но сочетание большой стены и высоты горы делают восхождение выматывающим. Также нелегко далось прохождение микстового участка на 7000 метров, и это было причиной того что более 10 лет эта вершина оставалась непокоренной.

Симон Самым сложным в экспедиции было то, что наша отличная первая попытка восхождения, когда мы на 100% были уверены в успехе ,оборвалась из-за погоды.... А вторая попытка вообще закончилась еще до 6000 метров... Это все равно что если Вы например в скалолазании, не доходите до конца маршрута одно движение и срываетесь в низ, тогда вы начинаете чувствовать что сдаетесь...
Через три недели после первой попытки, погодное окно все отодвигалось дальше и дальше по календарю... и мы начали нервничать. Но наконец-то мы получили прогноз. показывающий, что ожидается 5 дней хорошей погоды..
Но после двух дней восхождения мы вынуждены были разбить бивуак на 6600 метров из-за сильных ветров и снегопадов.
На следующий день нам удалось подняться еще на 100 метров вверх, и разбили нашу палатку в большой трещине, укрываясь от ветра.
В ней мы переждали 48 часов бури. Физически это было тяжелым моментом.
Мы решили выйти после второй ночи ожидания, и если погода будет хорошей, мы продолжим восхождение, если по прежнему будет бушевать буря, мы спустимся в низ.
Но погода была хорошей, и наше заточение закончилось.

акклиматизация на Ice Cake Peak (6400 м)

А что было самым впечатляющим в экспедиции?

Хансйорг тот факт что Маттиас все же смог подняться на нее.

Симон лучший момент на маршруте для меня был момент, когда я стоял в 200 метрах от вершины, и понимал что теперь меня уже ничто не остановит, мы по настоящему могли насладиться этими последними метрами к вершине не смотря на нашу усталость.
Задача первого восхождения на вершину заключается в неопределенности восхождения, и только на вершине становиться ясен весь расклад маршрута.

Маттиас Ауэр (Matthias Auer) и  Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)
Маттиас Ауэр (Matthias Auer) и Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

Симон, можете ли Вы сравнить это восхождение с Вашим подъемом на вершину Jasemba (7350м) в 2009 году (маршрут "Hook or Crook" (VI, 1550m, 90°, M5.

Симон Тогда, на Jasemba в нашем восхождении были два тяжелых участка сложностью М5. Без сомнения, это были самые сложные участки в моей жизни, на которые я когда либо поднимался. Куньянг Чиш Восточный технически проще, сложности примерно М4/М5, в целом напоминающие сложности на Северной стене Маттерхорна. Но если принимать во внимание все сопутствующие восхождению факторы, то Куньянг Чиш Восточный для меня сейчас самое сложное восхождение.
Конечно, в Гималаях я проходил и более сложные стены, так на Тенгкангпоче (Tengkangpoche) с Ули Штеком мы проходили несколько участков сложности М7. Но тогда первым номером шел Ули, тратя около 90 минут на каждую веревку на высоте 5500 метров, и я не думаю что сейчас кто либо способен пройти онсайтом сложность М6 на высоте 7000 метров, по крайней мере я не могу.

одна из попыток восхождения на  Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)
одна из попыток восхождения на Kunyang Chhish East (Куньянг Чиш Восточный)

Последний вопрос: вы были в Пакистане во время расстрела альпинистов у Нангапарбат. Как Вы узнанли о этой трагедии и какой была Ваше реакция?

Симон Эта новость наш шокировала и заставила задуматься о продолжении экспедиции. Мы сочувствовали жертвам и их семьям. Казалось невероятным, что подобная трагедия произошла всего в 120 километрах от нас. Еще более трудным эта новость была для наших семей, которые узнали о расстреле из новостных телеканалов, к тому же мы с самого начала говорили им что едем в неспокойный регион.
На обратном пути мы совершили перелет из Гилгита в Исламабад, что бы не ехать машинами по опасному региону у Нангапарбат.

Хансйорг Новость нас невероятно поразила. В аэропорту Исламабада, еще в начале нашей экспедиции мы встретили альпинистов, румынскую команду, которые планировали восхождение на Нангапарбат, и как же мы были счастливы увидеть их снова, живыми на обратном пути, а мы то их считали погибшими в этом расстреле...
Очевидно, что эта проблема непроста, и не может быть так легко решена, даже когда найдены убийцы , эта проблема имеет долгую историю конфликтов, но мы все же надеемся что в будущем любой желающий сможет безопасно находиться в Пакистане и такие события больше не повторяться

перед бурей на отметке 7000 метров в первой попытке восхождения

по материалам http://www.planetmountain.com/

Теги: Kunyang Chhish East, Kunyang Chhish Восточная, Хансйорг Ауэр, Hansjorg Auer, Маттиас Ауэр, Matthias Auer, Симон Антхамматен, Simon Anthamatten, Куньянг Чиш Восточный, Hansjörg Auer, First Ascent of Kunyang Chhish East, South West Face Kunyang Chhish East, first ascent Kunyang Chhish East