Подробное описание гибели Артура Хайзера (Artur Hajzer) на восьмитысячнике Гашербрум I

Оговоримся сразу: пока еще слишком рано для точного скурпулезного анализа трагедии повлекшей за собой гибель выдающегося польского альпиниста Артура Хайзера (Artur Hajzer), но давайте попробуем разобраться, что произошло.

 Артур Хайзер (Artur Hajzer) и Марчин Качкан (Marcin Kaczkan) в Базовом лагере Гашербрума. июнь 2013
Артур Хайзер (Artur Hajzer) и Марчин Качкан (Marcin Kaczkan) в Базовом лагере Гашербрума. июнь 2013


Итак, польская экспедиция в составе двух альпинистов Артура Хайзера (Artur Hajzer) и Марчина Качкана (Marcin Kaczkan) планировали восхождение на два Пакистанских восьмитысячника Гашербрум I (8080 м) и Гашербрум II (8034 м). Оба этих пика относятся к так называемым низким восьмитысячникам.

Это восхождение должно было пройти за оду экспедицию и в легком альпийском стиле, который подразумевает восхождение без кислородных баллонов. Причем их восхождение должно было проходить без промежуточного возвращения в Базовый лагерь.
Не раз эти вершины были пройдены другими экспедициями также без возвращения в Базовый лагерь, но только все они спускались к высотному лагерю Camp1.
Поляки же планировали пройти обе вершины с бивуаком установленным на седловине - на отметке 6511 метров.

Планируемый маршрут Артура Хайзера (Artur Hajzer) и Марчина Качкана (Marcin Kaczkan) на Гашербрум I (8080 м) отмечен белым текстом. Красный трек - стандартный маршрут восхождения
Планируемый маршрут Артура Хайзера (Artur Hajzer) и Марчина Качкана (Marcin Kaczkan) на Гашербрум I (8080 м) отмечен белым текстом. Красный трек - стандартный маршрут восхождения


 Планируемый маршрут Артура Хайзера (Artur Hajzer) и Марчина Качкана (Marcin Kaczkan) на Гашербрум II (8080 м) отмечен белым текстом. Красный трек - стандартный маршрут восхождения
Планируемый маршрут Артура Хайзера (Artur Hajzer) и Марчина Качкана (Marcin Kaczkan) на Гашербрум II (8080 м) отмечен белым текстом. Красный трек - стандартный маршрут восхождения


Еще до экспедиции, Артур полагал что прохождение этих двух вершин с лагерем на седловине будет в будущем признано как "стандартный" маршрут для максимального плана любых других экспедиций, которые ставили своими целями траверс Гашербрумов.

Эта польская экспедиция была организована без поддержки правительства Польши, и без субсидирования Польской ассоциации альпинизма. Она была организована на счет собственных средств Артура и Марчина и спонсорских вложений.

С Польши двойка альпинистов вылетела в Пакистан 8 июня, а 19 июня, после двухдневной задержки они добрались до ледника Абруцци (5000 м).
Эта задержка возникла на Каракорумском шоссе из-за поломки машины. А достать места в самолет на рейс Исламабад-Скарду было невозможно, поскольку по этому маршруту летают лишь небольшие максимум 40 местные самолеты, места на которые выкупаются задолго до рейса.

Оказалось, что Артур и Марчин пришли к Базовому лагерю Гашербрума первыми из всех международных команд, которые собирались также подниматься на его вершину. Только через несколько дней к горе подошли несколько экспедиций:
- Немецкая экспедиция "Gasherbrum I&II Expedition 2013" под руководством 47 летнего немецкого альпиниста Thomas Lammle. В планах экспедиции покорение обоих Гашербрумов и
- Российская экспедиция "Russian Gasherbrum-II Expedition 2013" под руководством 29 летней российской альпинистки Сухановой Ольги. По планам эта экспедиция стартует 18 июня. В планах экспедиции восхождение на Гашербрум 2 (Gasherbrum II, 8034 м).

высота 6000 метров. Впереди - Гашербрум II
высота 6000 метров. Впереди - Гашербрум II


Артур и Марчин решили начать свое восхождение с Гашербрум I, на склонах которого они работали одни, поскольку все другие экспедиции либо ставили в планы восхождение лишь Гашербрум II либо поднимались на оба пика, но Гашербрум I был для них завершающим, ведь общепризнанно, что покорение Гашербрум II гораздо легче и проще чем Гашербрум I.

И в подавляющем большинстве экспедиций Гашербрум I покоряли вторым после восхождения на Гашербрум II.

Таким образом польская двойка была на склоне Гашербрум I одна.

Thomas Laemmle, Артур Хайзер (Artur Hajzer) и Марчин Качкан (Marcin Kaczkan) в Базовом лагере Немецкой экспедиции на Гашербрум. июнь 2013
Thomas Laemmle, Артур Хайзер (Artur Hajzer) и Марчин Качкан (Marcin Kaczkan) в Базовом лагере Немецкой экспедиции на Гашербрум. июнь 2013


22 июня Артур и Марчин отметили трасерами маршрут через опасный ледопад, который расположен на пути из Базового лагеря к первому высотному лагерю Camp I на отметке (6000 м).

 снежное плато выше Camp I на Гашебрум I
снежное плато выше Camp I на Гашебрум I


Три дня спустя, после ночи в Camp I, они уже были готовы перейти через снежное плато и второй ледопад Гашербрума с выходом на седловину, где они провели еще одну ночь, разбив второй высотный лагерь Camp II на отметке 6511 м.
27 июня началась их работа по преодолению сложного кулуара, который называют "японский кулуар".

Японский кулуар на Гашербрум I начинается выше Camp2 и выходит к вершине
Японский кулуар на Гашербрум I начинается выше Camp2 и выходит к вершине



При восхождении на маршруте у них имелась своя веревка 200 метров длинной, еще один кусок веревки, 50 метров длинной, они нашли и использовали на перевале: эту веревку оставила одна из прошлых команд и 100 метров новой, неиспользованной ранее веревки они провесили в кулуаре.
Причем в кулуаре они также нашли много старых, закрепленных веревок, которые они откапывали из под снега. некоторые из этих веревок были, по их мнению в прекрасном состоянии, и были провешены правильно.

среди сераков на Гашебрум I. июнь 2012
среди сераков на Гашебрум I. июнь 2012


К вечеру этого дня двойка альпинистов вышла к отметке 7000 метров по японскому кулуару и вернулись обратно в лагерь Camp II на отметке 6511 м.

Весь следующий день они отдыхали в палатке, кроме того, погода испортилась - пришли метели, так что в любом случае работать на маршруте или спуститься в низ было невозможно.

29 июня погода немного успокоилась, но все равно отыскать проход через ледопад к лагерю Camp I было очень сложно. Артур даже провалился в ледниковую воду по середину бедра, тем самым вымочив свою одежду.

Уже темнело, и, хотя они видели вдалеке свет Базового лагеря, они не могли отыскать свой Camp I. Поэтому они обратились за помощью.
Руководитель немецкой экспедиции Томас Ламмле (Thomas Laemmle) и три пакистанца - гида вышли к ним навстречу, и помогли найти верный маршрут вниз.
К 22:00 ночи все альпинисты вернулись в Базовый лагерь.
На этом закончилась акклиматизационная программа для Артура и Марчина. Теперь они нуждались лишь в хорошей погоде для начала восхождения на два Гашебрума

5 июля Артур и Марчин вновь поднялись Camp II (6511 м) и на следующий день, 6 июля начали восхождение по японскому кулуару.
Следующий высотный лагерь Camp III они разбили на отметке 7160 м.
7 июля они предприняли попытку штурма вершины Гашербрум I, но погода снова испортилась, что вынудило альпинистов вернуться обратно с высоты 7600 метров. При этом они сообщили в Базовый лагерь по рации что с ними все хорошо и они спускаются.

Вскоре после этого, 11:00 дня по Польскому времени (14:00 по Пакистанскому времени) Изабела Хайзер (Izabela Hajzer) получила от своего мужа Артура Хайзера текстовое сообщение, в котором он писал: "Marcin Kaczkan сорвался в "японский кулуар".
С этого момента, попытки связаться с Артуром Хайзером не увенчались успехом.
Сразу после этого была организована поисковая операция, руководство которой взял на себя альпинист и руководитель Немецкой экспедиции на Гашербрум - Thomas Laemmle.

Утром 9 июля, группа русских альпинистов из команды из команды Ольги Сухановой встретила на склоне Гашебрума Марчина Качкана, который шел один. Марчин им сообщил что Артур Хайзер погиб.

Только когда Марчин, 10 июля спустился в Базовый лагерь, он смог рассказать в интервью Кшиштофу Величко (Krzysztof Wielicki) подробности трагедии:

- Мы начали спускаться. Я шел первым. Артур за мной следом. В какой то момент времени я заметил что Артур не идет за мной, а начинает падать, это произошло при спуске с третьего во второй высотный лагерь на так называемом "японском кулуаре". К сожалению, Артур пролетел весь этот огромный 500 метровый кулуар... у него не было никаких шансов выжить... Я как можно быстрее спустился к подножию кулуара, но Артур был мертв...

При этом, информация, которая была распространена в первый день трагедии, о том, что Марчин упал в Японский кулуар не подтвердилась. Даже сам Марчин был удивлен содержанием сообщения, которое получила жена Артура.
Марчин сказал, что он вообще не падал. Когда Артур упал в низ, Марчин спустился, обнаружил его тело и там ожидал помощи.

Кшиштоф Величко (Krzysztof Wielicki) попытался объяснить, что могло бы произойти во время спуска:

"Артур пытался позвонить жене, но дул сильный ветер. Наверное, Артур потерял из виду Марчина, и ошибочно подумал что то тсорвался в кулуар. Это произошло по вине плохой видимости. А поскольку Артур не опроверг это сообщение, то можно предположить что он сам сорвался в кулуар сразу после телефонного сообщения.
Можно предположить, что когда Артур ошибочно подумал что Марчин сорвался со склона, он поспешил ему на помощь, но в условиях плохой видимости и сильных ветров, он в спешке сделал ряд ошибок и сам сорвался с маршрута.

Вынос тела погибшего Артура Хайзера это очень сложная операция, она требует по меньшей мере участие восьми альпинистов, которые должны будет нести тело. Я не думаю, что тело Артура можно будет забрать с Гашербрума вертолетом, поскольку там нет таких опытных пилотов.
Наиболее вероятным остается то, что тело Артура останется на месте его гибели. Но, конечно, окончательное решение примет его семья"


По материалам http://www.pza.org.pl/, off.sport.pl

Теги: погиб Артур Хайзер, Artur Hajzer, трагедия на Гашербрум I, Марчин Качкан, Marcin Kaczkan
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ