Hayden Kennedy и Kyle Dempster: отчет о новом маршруте на вершину Ogre (Baintha Brakk)

маршрут на вершину Ogre (Baintha Brakk, 7285 метров, Каракорум) по новому маршруту на Южной стене

Напомним, что знаменитые американские альпинисты Хайден Кеннеди и Кайл Демпстер (Hayden Kennedy и Kyle Dempster) сделали третье восхождение на вершину Ogre (Baintha Brakk, 7285 метров, Каракорум) по новому маршруту на Южной стене >>>>>.

Вершина Ogre (Байнта Брак / Baintha Brakk 7285 метров), чье имя буквально означает "людоед" до настоящего времени была пройдена лишь 2 раза! и оба раза только с южной стороны.
Эта вершина расположена в Центральном Каракоруме в районе Pammah Muztagh, она расположена рядом с гораздо более знаменитой вершиной Латок.

Первое восхождение на вершину Ogre было совершено в 1977 году альпинистами Chris Boninghton и Doug Scott- звезда мирового альпинизма, которому в 2011 году на церемонии "Золотой Ледоруб" вручили приз "За достижения в течении жизни".

Второе прохождение южного склона было совершено только в 2001 году сильнейшей сборной командой немецких и австрийских альпинистов (Thomas Huber, Iwan Wolf и Urs Stöcker).
До них по этому маршруту было предпринято более 20 неудачных попыток. American Alpine Journal назвал их восхождение наиболее значительным достижением сезона 2001 года.

Слева - Южный Палец Ogre, в центре - Ogre, справа - Ogre III
Далее из отчета экспедиции со слов Кайла Демпстера:

Снова вернувшись в Скарду, Хайден, и я попрощались на время с нашим другом Урбаном Новаком (Urban Novak) с которым мы в 2012 году впервые покорили восточную стену пика K7 (6935m) >>>>>, мы провожали его взглядом, когда он проходил предпосадочные проверки в большом пакистанском аэропорту. Расставаться с ним нам было грустно, но у Урбана (в отличии от меня и Хайдена) есть еще и другие таланты и увлечения помимо альпинизма и скалолазания, и он вынужден был вернуться к своей работе.
Наша тройка провела удивительное неповторимое время на К7 и те уроки которые мы получили в этом восхождении непременно пойдут на пользу в нашей задаче на стене Ogre.

Hayden Kennedy и Kyle Dempster на пути к деревне Askoli. путь преграждает разрушенный мост
В это время и у меня и у Хайдена были другие дела. За две недели до нашей экспедиции, когда мы были еще в долине Charakusa, мы получили по спутниковому телефону сообщение, о том, что партнер нашего друга Джоша Вартона (Josh Wharton) попал в беду и проходила спасоперация.
Джош ждал нас в базовом лагере Choktoi.
Когда мы прибыли, мы были уже психологически готовы к восхождению и изучению огромных пиков у ледника Choktoi. Джош, поскольку лишился напарника, был принят в нашу компанию.

Что делать альпинисту когда на горе плохая погода? Оказывается в журналах интересные статьи!
Носильщики под под северной стеной Латок 1 -  вблизи от базового лагеря
Носильщики под под северной стеной Латок 1 - вблизи от базового лагеря
19 августа, вскоре после полуночи, мы начали методичный процесс восхождения по огромной, тысячеметровой стене снега и льда с 60-градусным уклоном. Шаг, шаг, одышка, шаг, шаг, одышка. Почему иногда каждый шаг дается с такой болью... надо учиться медитировать.
Мы поднимались в связке несколько часов, освещая путь перед собой лишь налобными фонарями, но несмотря на темноту, явно ощущали набор высоты под ногами.
Первый луч солнца мы увидели на восточном склоне К2, теперь перед нами во всей красе открылись сияющие стены Гашербрум IV, Машербрум, Музтаг Тауэр, и даже снежные короны гор, лежащих в китайском Каракоруме.
Погода была великолепная, и восходящее утреннее солнце приятно согревало кожу, делая восхождение еще более приятным.

Hayden Kennedy оглядывается на северный склон Латок 1, где в 1978 году его отец пробыл 26 дней
К полудню мы поднялись до отметки, которая была выше, и далеко в стороне нескольких крупных сераков, которые мы заприметили еще будучи в базовом лагере и планировали их обойти.
С этой безопасной точки мы начали восхождение к "истоку" этих сераков, этот участок, обхода сераков, был ключевым для всего нашего маршрута, к тому-же что за этими сераками мы незнали, догадываясь о том, что впереди лишь крутая и скалистая вершина Ogre.

Hayden и Josh Wharton траверсируют сераки  в бассейне между  Ogre 1 и 2
Hayden и Josh Wharton траверсируют сераки в бассейне между Ogre 1 и 2
Хайден провел нас по 55 метровому траверсу и Джош и я были удивлены сложностью маршрута.
То, что мы планировали пройти по посредственному каменному участку, на самом деле оказалось сложенным из сланца, и благодаря дневной высокой температуре, на этих сланцах небыло ни льда ни скользкой грязи. Этот участок, показавшийся нам, например в Скалистых горах, худшим что могло случиться, здесь, на склоне Ogre выглядел как мечта альпиниста на скальном участке. Проходя по нему, из под ног временами срывались каменные глыбы, уносившиеся мгновенно в бездонную километровую пропасть, падая далеко внизу на ледник. Иногда, камни, падая, разбивались при первом же ударе о скалу вдребезги... я смотрел на это все в ужасе, медленно и с большой осторожностью вытравливая веревку из своего страховочного устройства.

Иногда он срывает микроволновая печь размером блоков, которые подпрыгивают возле его талии и взрываются на куски еще до того, делая это с выступа ходом. Я посмотрел на в ужасе, как я медленно выплачивается веревку через страховочное устройство. "Я бы не стал расспрашивать его на второй, если он решил спасти", сказал Джош.

Хайден на отметке 6300 метров. Наш путь через скалистые осыпащиеся сланцы
Несколько часов спустя я и Джош, также поборов этот участок, вышли на крутые снежные поля.
Перед нами, прежде всего стала нависающая гранитная стана, выходящая прямо к вершине Ogre 1.
Под ней мы нашли прекрасное место под бивуак, где и расположились, проведя остаток дня.
Растопив снег, мы поужинали нашими сублимированными продуктами, наслаждаясь при этом последними лучами заходящего солнца.
Проснувшись на следующее безоблачное утро, в предрасветном мареве мы сварили кофе и мечтали о таких вкусностях как поджаренные бублики с сыром, свежем салате и завтраке буррито.

Под конец предыдущего дня Джош выглядел немного вялым и обессиленным, и теперь, утром он уже вслух выразил свои опасения о возрастающей головной боли.
Закончив обсуждения, мы выбрались из палатки, сделали утреннее приветствие солнцу, и выдвинулись к нашему маршруту, снова преодолевая 60-и градусные отвесы со снегом и льдом.
На отметке примерно 6500 метров я поменялся с Хайденом первым номером, и повел группу через сложные микстовые участки, постепенно сдвигаясь влево по стене. В этот раз скала была значительно лучше чем в предыдущий день, но все-же точки ставились редко, секции были очень крутые, а снег и лед, которые связали собой каменные стены становились глубже и более разрозненными, особенно когда мы поднимались все выше и выше.

Отметка 6800 метров - подход к нашему второму бивуаку
В конце нашего второго дня восхождения, который оказался гораздо короче предыдущего, наша тройка нашла небольшую, узкую платформу для палатки на небольших снежниках на отметке в 6800 метров. Поставив палатку мы начали готовиться к несовсем комфортной ночевке.
В это время мы как могли изучали крутой и красивый угол из красного гранита, который возвышался над нашим бивуаком, и не могли дождаться когда мы на него будем восходить; но перед восхождением, на следующий день, мы должны были принять решение по Джошу, состояние здоровья которого заметно ухудшалось.
Наблюдая за его подъемом в течении дня, меня терзало чувство что Джошу может оказаться в таком состоянии не по зубам дальнейшее восхождение, и вот теперь, он лежал в палатке с выступающими на лице опухлостями и тяжело дышал. Всю ночь его мучал сильный кашель, иногда он даже сплевывал кровью, но в целом, его состояние больше не ухудшалось.
Мне было очевидно что у Джоша проявляются первые признаки отека головного мозга, и я с Хайденом, переглянувшись, поняли что мы думаем об одном и том-же решении.
На следующее утро, проснувшись первым, я выглянул наружу из палатки. Тонкие, легкие облака, закручивающиеся в барашки, висели внизу и возле нас, сквозь них было видно яркое голубое небо южного Каракорума.
Я уже видел такую погоду раньше в высокогорье, и знал чем она может обернуться... Сильный снегопад мог бы нам очень сильно осложнить задачу. У Хайдена оказалось, были аналогичные мысли о погоде: "Мы должны решить, что будем делать и четко держаться нашего плана" - сказал он.

Потрясающие виды на К2 и другие гиганты Каракорума, под ногами - ледник Choktoi.
Джош открыл глаза и привставая пошатываясь сказал "Я отработал", после этого снова провалился в спальник...
Решение оставить Джоша в палатке было трудным, но необходимым. В итоге теперь уже вдвоем с Хайденом мы вышли на маршрут. На отметке в 7000 метров любая, казалось бы мелочь, может быть роковой в жизни альпиниста; может оказаться что состояние Джоша ухудшиться, а мы будем далеко и не сможем вовремя придти на помощь; может оказаться что с нами самими что-то случиться на вершине и тогда Джошу также никто не сможет помочь.... Мы долго обдумывали свое решение, сидя втроем в палатке. В итоге, мы оставили Джоша в палатке, оставив с ним горелку, еду и дополнительный спальный мешок.
Мы надеялись, что оставшиеся нам 350 метров до вершины 7285 метровой Ogre, продйт в быстром темпе и за это время ничего страшного случиться не может, мы надялись вернуться к Джошу как можно быстрее.

Может быть Хайден и я были ослеплены такой близкой вершиной....и решение идти дальше оставив Джоша одного было принято нами подсознательно сразу... без оговаривания. Еще перед восхождением мы дали слово друг другу "оставаться вместе на горе", но в любой момент в горах может произойти случай, который разорвет данное ранее обещание. Я думаю если бы Джош сказал что ему нужно немедленно спускаться вниз, я с Хайденом даже не задумываясь бросили бы восхождение и помогали товарищу, ведь каждый из нас, прежде всего, обязан следить за своим состоянием, знать свои границы и уметь принимать правильные решения, даже ставя на карту личные достижения, и реализацию мечты.
Если бы хоть кто-то из нас почувствовал, что оставив Джоша одного в палатке мы подвергаем его опасному риску, мы приняли бы решение спускаться вниз.
Но каждый из нас чувствовал и видел, что в целом, состояние Джоша, погодные условия и скалы позволяют оставить здесь человека. Каждая ситуация в горах уникальна, каждое решение принятое командой уникально, причем решение должно приниматься не одним голосом, а коллегиально

Hayden Kennedy идет первым номером по углу из красного гарнита
Это удивительно, но оставшиеся 350 метров до вершины от того места где мы оставили Джоша были самыми приятными моментами нашего восхождения. Пройдя угол из красного гранита, мы вновь вышли на несколько микстовых участков, откуда, в конце концов вышли на предвершинную гряду, выводящую нас через микстовый переход к последним вершинным снежникам.
Здесь я пошел первым номером, проваливаясь по пояс в снег, нависающий временами над нами и под нами опасными шапками, и вспоминая слова Урбана, которые он говорил на К7: "Если мы смогли добраться до этого места, то до вершины уже точно доберемся!" мы вышли на вершину Ogre!

Фото с вершины Ogre. Hayden Kennedy перелазит через последний снежник
Мы стояли на острой вершине, наслаждаясь теплыми лучами солнца. В далеком 1977 году на этом же месте стояли Дуг Скотт и Крис Боннингтон (Doug Scott, Chris Bonnington), для которых первовосхождение на Ogre было одним из самых тяжелых опытов всей жизни!
Через год, в 1978 году, отец Хайдена проложил в эпической 26-и дневной экспедиции маршрут на вершину Латок 1, и этот маршрут был хорошо сейчас нами виден с веришны Ogre.
На этой же, такой крошечной и одновременно огромной точки земного шара, мы стояли вдвоем с Хайденом, обнимаясь и смеясь над своей победой, глядя на далекие ледники и горы Пакистана и Китая.

Хайден Кеннеди и Кайл Демпстер (Hayden Kennedy и Kyle Dempster) на вершине Ogre (Baintha Brakk)
Мы практически завершили свое двойное пакистанское приключение, покорение двух семитысячников за одно лето... и все что оставалось нам сделать это благополучно спуститься вниз.
Хайден и я все это лето переживали вместе болезни, боль, страх, усталость, смех, улыбки, радость... делили еду и спальные мешки, место в палатке и место в связке. Хайден невероятный человек и альпинист, потрясающий партнер в восхождениях и я с нетерпением жду наших совместных следующих покорений!