Стеклянный потолок Эвереста

Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa). Фото из фильма "THE GLASS CEILING"
Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa). Фото из фильма "THE GLASS CEILING"


У неё была мечта - Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa) хотела стать первой непальской женщиной на вершине Эвереста, и в 1993 году она воплотила свою мечту в реальность, заплатив за это немалую цену.

От Редакции:

Пасанг Лхама Шерпа родилась 10 декабря 1961 года в бедной семье шерп, подрабатывающих в альпинистских экспедициях.
За свою жизнь она поднималась на вершины таких гор как Монблан, Чо Ойю, Ялапич, Писанг Химал и многие другие. Трижды она пыталась подняться на Эверест, но не добивалась успеха вплоть до 22 апреля 1993 года, когда она взошла по маршруту через юго-восточный хребет.

Утро 22 апреля 1993 года было ярким и ясным, и оставалось таким, пока Пасанг не достигла вершины Эвереста. Свое восхождение она проводила при поддержке пятерых других шерп: Сонама Тшеринга (Sonam Tshering Sherpa), Лхакпы Норбу (Lhakpa Norbu Sherpa), пембы Дордже (Pemba Dorje Sherpa) и Дава Таши (Dawa Tashi Sherpa). В команде был и шестой участник - пятикратный покоритель Эвереста Сонам Тшеринг (Sonam Tshering Sherpa), однако, еще будучи на Южной вершине он, не смотря на все усилия команды, умер от симптомов высотной болезни.

На спуске с вершины погода, как это часто бывает в горах, внезапно превратилась в шторм, что стало причиной гибели Пасанг в районе южной вершины.
Альпинист из другой команды, литовец Владас Виткаускас помогал спускать тело Пасанг в базовый лагерь.

За свое достижение став первой непальской женщиной на Эвересте, Пасанг была удостоена (посмертно) наградой "Nepal Tara (Звезда)" из рук Короля Непала. Национальный молодежный фонд присудил ей премию «Молодежное совершенство» 1993-94 годов.
В Катманду была установлена статуя Пасанг; от ее имени была выпущена почтовая марка; правительство Непала переименовало гору Джасамба Химал (Jasamba Himal) высотой 7315 ​метров что лежит в хребте Махалангур именем пик Пасанг Лхаму (Pasang Lhamu Peak);
Министерство сельского хозяйства Непала назвало особый штамм пшеницы именем Пасанг Лхаму;
В городе Дулабари в восточном Непале был создан мемориальный зал Пасанс Лхаму.
117-километровая дорога Тришули-Данче была также названа шоссе Пасанг Лхама.


Снятый по этой истории документальный фильм "THE GLASS CEILING" рассказывает драматическую историю малоизвестной героини Эвереста, когда она борется с тяжелейшими препятствиями ради восхождения на высочайшую вершину мира. Борясь с сексизмом, расизмом, культурными нормами и смертельной горой, Пасанг Лхама становится образцом для подражания женщин в ее стране, когда первой из непальских женщин поднимается на вершину Эвереста.
Но когда она с вершины не вернулась, праздник превратился в трагедию и весь народ поник в трауре.
Никто никогда не рассказывал её историю столь подробно!
Однако, для того, что бы вывести этот документальный фильм на рынок, нужна финансовая поддержка, сбор средств начался 6 ноября 2017 года



Кинорежиссер Нэнси Свендсен (Nancy Svendsen) узнала о истории Пасанг со слов своего шурина, знаменитого шерпы Анг Дорже (Ang Dorje Sherpa), который 19 раз поднимался на вершину Эвереста и был сирдаром в трагической экспедиции Роба Холла на Эверест в 1996 году.
Тогда Нэнси подумала: "Мир должен узнать эту историю!" и привлекла к проекту в качестве исполнительного продюсера автора бестселлера издания "Нью-Йорк Таймс" и восходителя на Эверест Элисон Левин (Alison Levine).


От Редакции:

Название фильма "THE GLASS CEILING" (стеклянный потолок) происходит от одноименного термина из теории гендерных исследований, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера («потолка» в карьере), ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Впоследствии термин был расширен и на другие социальные группы и меньшинства (национальные меньшинства, сексуальные меньшинства и др.).


В целом, история Пасанг мало известна за пределами Непала. С самого начала её желание подняться на вершину Эвереста было встречено с большим скептицизмом. В то время как мужчины-шерпы поднимались на вершину века в течение полувека, женщины-шерпы обязаны были оставаться дома и заниматься хозяйством и воспитывать детей.
Но Пасанг не хотела отказываться от своей мечты. Она родилась в бедной семье и никогда не умела ни читать ни писать, но у неё одной хватило смелости бросить вызов сексизму, расизму и даже непальскому правительству за свое право подняться на вершину Эвереста.

Фильм рассказывает её историю не только с точки зрения альпинистки, но и как женщины с мечтой, которая преодолела барьер "стеклянного потолка".
Теперь еще один барьер мешает привнести её историю в мир - финансы

Более подробней о этой удивительной истории рассказывают Нэнси Свендсен, Анг Дорже Шерпа и Элисон Левин

Нэнси, расскажите, что Вас натолкнуло на идею создания этого фильма?

Когда мой шурин Дорджи Шерпа рассказал мне историю своей сестры, я почувствовала невероятную связь с ней. Её страсть и решимость сделать то, во что не верил ни один человек вдохновляла меня и будоражила моё сердце. По моему мнени. она величайший герой Непала, которой была возведена статуя в Катманду, её именем названы школы, улицы, больницы и даже вершина горы!
Но, что удивительно, никто никогда не рассказывал подробно её историю за пределами Непала.
Это поразило меня. И тогда я решила сделать фильм

памятник Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa) в Катманду
памятник Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa) в Катманду


Нэнси, твоя сестра замужем за братом Пасанг Ангом Дордже, скажи, как по твоему мнению, почему народ шерп не поощрял восхождение своих женщин на Эверест в начале 1990-х?

В то время как культура шерп определяла роль женщины как матери и домохозяйки в 1980-х и 1990-х годах, наибольшие препятствия для Пасанг создавались даже не сообществом шерп. В то время как её родители были недовольны её бунтарским характером и стремлением к независимости с раннего возраста, особенно когда она, вопреки желанию родителей, сбежала с навязанного ей брака что бы начать новую жизнь в Катманду со своим любимым человеком Лакпой Сонам Шерпой, она заметила, что существуют большие преграды не только в семье её родителей, но и в самом сообществе шерп.

Шерпы были буквально отстранены от кастовой системы, они считались "изгоями". Они не говорили на языке государственных чиновников, у них не было гарантированных гражданских прав.
И когда Пасанг и ее муж организовали одну из первых туристических компаний занимающейся предоставлением услуг по треккингу в Гималаях, они столкнулись с огромной массой препятствий в получение пермитов и всевозможных разрешений от правительства Непала.
Когда Пасанг обратила свои взоры к Эвересту, компанию пришлось закрыть.
Первый для неё шанс взойти на вершину выпал на 1990 год, когда она принимала участие в французской экспедиции, однако тогда её было отказано в пермите на восхождение на вершину.
Этот отказ сподвиг Пасанг организовать первую шерпскую команду на Эверест.
Каждый её дальнейший шаг на пути к Эвересту был преодолением препятствий


Элисон, Вы написали книгу, основанную на Ваших экспедициях, и как опытный альпинист и путешественник, прошедшая задачу "Большого Шлема" (7 Вершин и оба полюса), расскажите, что тронуло Вас в истории Пасанг?

Очень многие моменты её истории я восприняла близко к сердцу.
Во-первых: я всегда чувствовала, что важно уважать людей, которые прилагают усилия, чтобы открыть новые горизонты и возможности для других. Пасанг сделала это по своему. Я восхищаюсь её решимостью и мужеством даже больше, чем можно выразить это словами.
И конечно, я могу понять её, потому что знаю, что такое чувствовать себя частью известной экспедиции (от ред: Элисон была членом женской американской экспедиции на Эверест в 2002 году) и при этом не подняться на вершину; и пережить чувство утраченной возможности.
Мне потребовалось восемь лет, что бы собраться с духом, вернуться и попробовать взойти на Эверест еще раз.
Пасанг возвращалась четыре раза и ни когда не падала духом!

Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa). Фото из фильма "THE GLASS CEILING"
Пасанг Лхама Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa). Фото из фильма "THE GLASS CEILING"


Элисон, когда вы поднялись на Эверест в 2010 году, чувствовали Вы что женщины, и в особенности шерпы теперь более принятны на Эвересте для сообщества чем во времена Пасанг?

Да, конечно! Сейчас так много женщин-шерп которые постоянно удивляют своими восхождениями в горах! Возьмите к примеру женскую команду Йангзум Дава Шерпа (Dawa Yangzum Sherpa), Лхаму Пасанг Шерпа (Pasang Lhamu Sherpa), Майя Шерпа (Maya Sherpa). Они поднимаются на вершины самых трудных восьмитысячников!
И каждый раз, когда я читаю о них в новостях, радуюсь их успеху и даже танцую! Я думаю, что не один раз так порвала себе штаны кошками, когда узнавала хорошие новости будучи сама в горах.

В нашем фильме также есть прекрасное интервью с женщинами-шерпами, которые в след за Пасанг взошли на Эверест, они рассказывают как подвиг Пасанг вдохновил их на восхождение, и это прекрасное свидетельство того, что сегодня отношение к женщинам альпинисткам меняется. И именно Пасанг была причиной этих изменений

Нэнси, что было самой большой проблемой в пересказе истории Пасанг? Если не считать финансового вопроса

Если бы Пасанг сейчас была жива, я была бы её родственницей. Семья Пасанг любезно согласилась передать мне все архивные материалы, но, честно говоря их было крайне мало.
У меня так и не было ни фотографий ни видео на которых была бы запечатлена Пасанг в детстве, поскольку её семья была бедна и не могла позволить себе иметь фото или видео камеру.
А её экспедиция на Эверест не включала в состав кинооператора, так же по причине скудного финансирования.
Большая часть видео о Пасанг, что я использовала в фильме, было снято непальским телевидением, на пресс-конференциях которые она провела и с массовых её похорон на улицах Катманду.
Я долго искала её фотографии.
У меня оказалось так много знакомых бывших её друзьями и родственниками,которые отзывались о Пасанг самыми тёплыми словами, рассказывая о её харизме, красоте, теплоте, что даже те немногие прижизненные фотографии оживали в документальном фильме.
Эта работа была для меня настоящим вызовом как для кинематографиста.

Нэнси, какое впечатление, по вашему мнению, хотела бы произвести Пасанг, для того, что бы зрители смотрели фильм?

Я думаю, что мечтой Пасанг всегда был Эверест, но в более широком смысле слова, она хотела что бы ей были предоставлены те-же права и возможности что и мужчинам. Она никак не хотела ограничиваться культурными нормами своего рождения.
Именно поэтому она выбрала Эверест, который стал для необразованной женщины шерпы способом сделать мир более гуманным и предоставить место женщинам за "его столом".
Я знаю что Пасанг была бы глубоко тронута и гордилась бы всеми теми достижениями, которые совершили женщины шерпы за минувшие десятилетия от её смерти.
Я думаю, что она надеялась бы на то, что и мужчины и женщины, которые посмотрят фильм, будут воодушевлены на достижение "своего Эвереста" в любой ситуации собственной жизни.

Анг Дордже, Вы знали Пасанг с детства. Как бы Вы охарактеризовали её?

Скромная, добрая и по натуре лидер

Анг Дордже, расскажите, какое влияние она оказала на девушек в Непале?

Она доказала молодым женщинам, что независимо от того, какие препятствия были на ее пути, с образованием или без него, если Вы идете за своей мечтой, Вы можете сделать всё. Она была вдохновляющим моментом для всех женщин Непала.

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Теги: THE GLASS CEILING, Пасанг Лхама Шерпа, Pasang Lhamu Sherpa, Непал, шерпы, Эверест, Everest
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам http://www.alanarnette.com
Просмотров: 611
Опубликовано 2017-11-29 в альпинизм

comments powered by Disqus