28-летний непальский альпинист Гельже Шерпа (Gelje Sherpa) вошел в историю альпинизма, как самый молодой член команды, которая впервые в истории поднялась на вершину восьмитысячника к К2 (K2 / Chogori, 8611м) зимой, 16 января 2021 года.
Даже сейчас, спустя месяц после этого исторического события, когда его просят рассказать подробности восхождения, он не может подобрать слова. Но, в конце концов, он вспоминает, как испытал массу чувств, включая гордость и наслаждение историческим моментом.
К2, «дикая гора», на которую никогда ранее человек не мог подняться зимой, даже не смотря на 34 года попыток, была пройдена десятью непальскими шерпами, совершившими казалось бы невозможное.
Для многих альпинистов и сегодня их подвиг остается сюрпризом и предметом нападок.
Не смотря на выдающееся достижение, для самого Гельже вершина К2 была лишь одной из нескольких оставшихся в его главной задаче - стать самым молодым альпинистом, кто смог пройти все 14 восьмитысячников мира, так называемую задачу "14x8000"!
Сейчас, в свои 28 лет в запасе у Гельже остается еще чуть меньше двух лет для установление нового рекорда.
На сегодняшний день самым молодым альпинистом, прошедшим программу 14х8000 является непальский шерпа Мингма Дэвид Шерпа (Mingma David Sherpa), который завершил ее 29 октября 2019 года, в возрасте 30 лет 5 месяцев и 13 дней!
Но учитывая, всё то, чего Гельже достиг за минувшие пять лет с момента восхождений на восьмитысячники и то, что он уже прошел 10 из 14 вершин, кажется, что остальная часть задачи ему вполне по плечу.
Он планирует завершить все восхождения уже в этом году.
Пять лет назад Гельже был одним из членов элитного отряда "Icefall Doctor", команды которая занимается установкой лестниц через ледопад Кхумбу, самого опасного участка на стандартном маршруте восхождения на Эверест...
«Ледник Кхумбу - самый опасный участок Эвереста, он очень крутой, опасный и поскольку он крутой, опасный и заполнен большими кусками льда», - сказал Гельже в недавнем интервью: «Вскоре я понял, что продолжать эту работу очень рискованно, и в 2017 году перешел к на работу гидом в экспедициях».
Весной 2017 года, после пяти лет работы на ледопаде Кхумбу, Гельже возглавил свою первую экспедицию в качестве высокогорного альпинистского гида на восьмитысячник Канченджангу.
Осенью того же года Гельже провел ус
Год спустя он поднялся на Эверест.
«Именно тогда сбылась моя мечта детства», - сказал он. «Все эти годы я прокладывал путь к вершине для других, но, наконец, мне удалось достичь вершины самому. Это казалось нереальным ».
Родившийся и выросший в регионе Солухумбу, Гельже несет в себе трудовую этику, настойчивость и гены, которые определяют его принадлежность к сообществу выносливейших альпинистов мира - шерп.
Отец Гельже был высокогорным носильщиком, который часто рассказывал ему истории о походах и альпинизме. Когда его отец ушел на пенсию из-за подорванного здоровья, Гельже принял на себя его работу.
«Я пошел по стопам отца и начал работать носильщиком еще в 2009 или 2010 году», - сказал он. «Мое первое задание было в обеспечении экспедиции на вершину Айленд-Пик, и я очень волновался но в тоже время был воодушевлен».
Реальная возможность реализовать свои мечты о восхождении на все 14 восьмитысячников появилась, когда в 2019 году свой проект начал реализовывать Нирмал Пуржа (Nirmal Purja ).
Пуржа стремился установить скоростной рекорд на восьмитысячниках и он искал всвою команду наиболее сильных шерп, одним из которых и стал Гельже.
Вместе с Нирмалом он поднялся на восемь вершин: Аннапурна, Дхаулагири, Манаслу, Макалу, Нангапарбат, Шишабангма, Гашербрум I и Гашербрум II.
«За шесть месяцев я прошел восемь восьмитысячников гор, что само по себе также является рекордом, поскольку я был самым молодым в команде», - сказал Гелье.
Когда в 2020 году, после годичного перерыва в альпинизме, началась экспедиция на восьмитысячник K2, Гельже был готов к ней.
Более того, он уже участвовал в зимней экспедиции в сезоне 2018-19 годах (в команде с Алексом Тиконом), но тогда им пришлось уйти с горы, достигнув отметки 7000 метров.
«Горы непредсказуемы. Погода нам в то время не благоприятствовала, был сильный снегопад, поэтому мы сдались », - сказал Гельже, «Но теперь я рад, что гора позволила мне подняться в 2021 году».
«Мы все были невероятно горды достигнутой общей целью. Это восхождение было успехом всего Непала.
Но это восхождение было бы невозможно без сильного лидера, которым для нашей объединенной команды стал Нирмал, он обладает невероятными лидерскими качествами, он умеет принимать правильные решения и управлять командой», - сказал Гелье.
По его словам, принятие решений особенно важно в горах, поскольку все может измениться за считанные секунды.
Гельже Шерпа (Gelje Sherpa)
Гелже весьма скромен и робок. Он не приветствует широкое внимание к своей особе и ему очень неловко выступать публично особенно перед большой толпой.
"Нимс посоветовал нам выразить свое мнение в СМИ и в общественной сфере, поскольку это может помочь нашему профессиональному росту. Но Вы не поверите, мне пришлось пройти недельную программу обучения, чтобы научиться хорошо говорить на публике", - смеясь, сказал Гельже.
Гелье мечтает подняться на вершину всех высочайших вершин в мире, но более того, он хочет иметь возможность работать достаточно долго, чтобы обеспечить хорошее будущее своим двум детям в возрасте 8 и 3 лет.
Сейчас он работает по той же причине, по которой идут в горы многие другие шерпы, работая гидами и носильщиками для коммерческих экспедиций - чтобы их детям не приходилось выполнять ту же работу.
«Я учился в школе только до 5 класса, но я хочу, чтобы у моих детей было хорошее образование и светлое будущее. Я не хочу, чтобы они попали в эту трудную профессию. У них должна быть легкая и безопасная работа», - сказал он: "Работая на провеске перил, доставке снаряжения и провизии в высотные лагеря и сопровождению клиентов на вершину Эвереста и других высочайших гор Гималаев, шерпы подвергаются большому риску на горе - камнепадам, трещинам, обморожениям, истощению, высотной болезни" - об этом писал в своей статье "Одноразовые люди" Грайсон Шаффер
Но и будучи руководителями экспедиций, шерпы также подвергаются риску, отказываясь от кислородных баллонов, помогая своим клиентам безопасно пустится с горы в случае чрезвычайной ситуации, часто это проходит с большим риском для собственной жизни.
Хотя работа шерп сделала такие горы, как Эверест, более безопасными, чем когда-либо прежде, больше всего несчастных случаев на Эвересте происходит с шерпами - до трети смертей от общего количества.
«Я никогда не сталкивался со смертью или какими-либо опасными для жизни моментами в горах, возможно, мне просто везло», - сказал он.
«Доход, который мы получаем за экспедиции не соизмерим с рискам и опасностями. Мы бросаем вызов погоде и бросаем вызов смерти, но, в итоге получаемого дохода хватает лишь а то, что бы прокормить небольшую семью. С точки зрения финансов - не так уж и много. Многие считают, что мы хорошо зарабатываем, но мы работаем всего несколько месяцев в году».
Гельже считает шерпов «спасителями», которые помогают людям осуществить их мечты и следят за тем, чтобы они не потеряли при этом свои жизни.
«Шерпы - это костяк любой экспедиции», - сказал он.
В тоже время он разочарован тем, что, несмотря на признание, которое шерпы сейчас получают от альпинистов и журналистов по всему миру, правительство Непала по-прежнему игнорирует их.
«Когда мы можем работать на горе - мы зарабатываем, но в один миг всё может исчезнуть. Когда шерпа погибает, его дети голодают. Деньги выплачиваемые по страховке - мизерны, его семья остается на грани выживания», - сказал он.
По его мнению, государству необходимо создать фонд, пополняя его от процентов с общего дохода от альпинистских экспедиций
и средства этого фонда нужно использовать для помощи семьям шерпов, потерявших близких.
«Я люблю горы», - сказал он. «И я верю, что горы любят меня».