Автовозы в Непале. Фото NEPALI TIMES ARCHIVE
Многие из Вас знают непальских шерп - издавна работавших сперва носильщиками а затем и горными гидами в иностранных альпинистских и треккинговых экспедициях.
Благодаря постоянной жизни в Гималаях эти люди как никто другой приспособлены к экстремальным условиям высокогорья; именно на их плечи ложится самая тяжелая часть любой коммерческой экспедиции на территории Непала.
Подробней о шерпах читайте в статье: ОДНОРАЗОВЫЕ ЛЮДИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ШЕРП РАБОТАЮЩИХ НА ЭВЕРЕСТЕ
Но мало кто знает, что в период с 1922 по 1957 годы непальские носильщики - автовозы, буквально на своих руках переносили не только тюки с экспедиционным грузом, но еще и легковые автомобили через горы из Индии в столицу страны - Катманду.
Хира Бахадур Галан (Hira Bahadur Ghalan) - последний живший носильщик-автовоз, который помогал переносить 25 автомобилей по горным тропам Катманду в 1950-х годах, на днях умер в своем доме в Читланге в возрасте 89 лет.
В те дни разобранный до шасси автомобиль переносили из Бхимфеди в Танкот группы в 100 носильщиков, поскольку на этом участке еще не существовало дороги, по которой можно было бы добраться до Катманду.
Путешествие по крутым и узким горным тропам с автомобилем на плечах занимало у носильщиков больше недели.
После того, как груз прибывал в Катманду, автомобиль собирали вновь и ездили на них по единицам улицам долины Катманду
Отец Галана тоже был носильщиком автомобилей, и не удивительно, что он пошел по стопам отца, устроившись носильщиком в 1949 году. За последующее десятилетие, пока не было построено шоссе Трибхуван, Галан перенес 25 автомобилей.
Перед переноской с авто снимали шины и другие подвижные части, которые переносили отдельно. Даже бензин переносили в Катманду носильщиками.
Первый автомобиль проехал по территории Непала в 1922 году, когда британский король Эдуард VIII (тогда наследный принц) ехал на нем во время охоты в Тарае.
После того, как Чандра Шамшер Джанг Бахадур Рана ( непальский государственный деятель, пятый премьер-министр из династии Рана, управлявший страной в 1901—1929 гг) увидел такое чудо техники, он также захотел себе эту роскошь, но, поскольку в то время не существовало автомобильной дороги в Катманду, машины приходилось переносить на руках.
Во время восьмидневного путешествия из Бхимфеди в Катманду через Читланг Носильщикам приходилось преодолевать два высоких перевала, пересекать реку Кулехани. В зависимости от размера машины, на каждый бамбуковый шест приходилось максимум по двенадцать носильщиков, тем самым общее число носильщиков могло составлять 16, 32, 64 или 96 человек, которые несли тяжелый груз на плечах, ступая по камням горных троп в соломенных тапочках.
«В наши дни машинам платят за перевозку людей, в то время было наоборот: нам платили за переноску автомобилей» , - сказал газете Nepali Times пять лет назад другой носильщик Дхан Бахадур Голе (он умер два года тому назад).
Также Галан в интервью 2015 года сказал, что не все машины доставлялись в Катманду, были и такие, которые переносились обратно, из Катманду в Индию, как это произошло например, когда премьер-министр Непала Джуддха Шамшер Джанг Бахадур Рана уехал из Непала в 1950 году и захотел взять с собой свою машину.
С тех пор Галан сохранил на память один из бамбуковых шестов, которые он использовал для переправки автомобилей.
Смерть Хиры Бахадур Галана знаменует собой конец эпохи, которая длилась между 1922-1957 годами в Непале, когда не автомобили возили людей, а люди возили автомобили.
Автовозы в Непале. Фото NEPALI TIMES ARCHIVE