Алекс Тикон: "Нангапарбат зимой не прощает ни одной ошибки"

Нангапарбат зимой 2016 года
Нангапарбат зимой 2016 года


26 февраля 2016 года мы все стали свидетелями удивительного исторического события: Впервые, за 28 лет попыток и более 30 различных экспедиций, в зимний период был покорен восьмитысячник Нангапарбат (Nanga Parbat, 8126 м)!

На вершину Нангапарбат поднялась команда из трех альпинистов: Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания), Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан), Симоне Моро (Simone Moro, Италия). Участвовавшая в этом же штурме итальянка Тамара Лунгер (Tamara Lunger), не дошла до вершины около десяти метров.

Полную хронику восхождения команды Вы можете прочитать в нашей статье: ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ АЛЬПИНИЗМА, В ЗИМНИЙ ПЕРИОД, БЫЛА ПОКОРЕНА ВЕРШИНА ВОСЬМИТЫСЯЧНИКА НАНГАПАРБАТ!

 Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания), Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан),Симоне Моро (Simone Moro, Италия), Тамара Лунгер (Tamara Lunger Италия)
Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания), Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан),Симоне Моро (Simone Moro, Италия), Тамара Лунгер (Tamara Lunger Италия)


Пока альпинисты,перед отъездом домой, отдыхают в базовом лагере, испанский портал DESNIVEL опубликовал интервью с Алексом Тиконом после исторического восхождения:

Расскажите о восхождении

Это было трудно. Уже на следующий день после выхода из базового лагеря мы были во втором лагере и хотя наше продвижение осложнилось сильным ветром, мы не отступили и решили подняться к третьему лагерю а затем и к четвертому.
Мы разработали хорошую стратегию: выход на восхождение не как обычно ночью а ранним утром; поэтому из четвертого лагеря мы поднялись на вершину и спустились обратно менее чем за 13 часов.
Мы извлекли уроки из прошлогодних ошибок и вместо того чтобы страдать от ночного холода на склоне горы и уменьшить риск обморожений, мы выходили не ранее шести утра, а из нижних лагерей мы выходили вообще не ранее 10:00 дня.
Мы были отличной командой.

Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания) и Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан) на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года
Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания) и Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан) на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года


За всю нашу экспедицию мы четыре раза были на отметках выше второго высотного лагеря и я не думаю что даже летом экспедиции совершают штурмовые выходы на Нангапарбат только после двух акклиматизационных выходов на маршрут.
По нашим подсчетам, мы провели пять ночей в первом высотном лагере, семь ночей во втором высотном лагере, одну ночь в третьем и две ночи в четвертом.
В общем подсчете на высоте мы ночевали 15 раз, это действительно много.
В высотном альпинизме существуют несколько различных стратегий, но с моей точки зрения, мы должны были начать штурм вершины как можно быстрее после акклиматизации, не растягивая отдых.
Около 20 раз мы поднимались к первому высотному лагерю.
А если учесть что мы провели акклиматизацию еще до начала зимы - в горах Аргентины, то за 45 дней у горы наш организм был на грани истощения.


Расскажите о штурмовом дне

Ночь перед штурмом была очень холодной. И наш метеоролог Хавьер дель Валье, в прочем как и метеоролог команды Симоне Моро, Карл Габл сообщили о том, что в наш штурмовой выход температура будет держаться в пределах от -30°С до -35°С, с стабильным северо-западным ветром скоростью от 25 до 30 км/ч, с порывами до 40 км/ч.

Помимо этого предвершинный кулуар оказался гораздо сложнее чем мы думали: он был во льду с участками снега, нанесенным этим ветром, и что бы их пройти шаги нудно было делать не более чем на 30-40 сантиметров, иначе был риск обвала этих наносов.
Тамара не могла долго поддерживать такой темп в таких сложных условиях не смотря на то, что она уже перешла отметку в 8000 метров... Она была очень близко к вершине.
Мы втроем успешно взошли на вершину, хотя конечно, настоящий успех был тогда, когда мы благополучно спустились в базовый лагерь.

Симоне Моро (Simone Moro, Италия) и Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан) на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года
Симоне Моро (Simone Moro, Италия) и Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara", Пакистан) на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года


На этот, ставшим успешным, штурм Вы не особо то и рассчитывали?

В принципе да, потому что акклиматизация Симоне и Тамары была на большем уровне чем наша как раз перед началом большого ожидания погодного окна... При нормальной акклиматизации мы должны были подняться к третьему лагерю, переночевать и спуститься в низ, затем подняться в четвертый лагерь и снова спуститься и затем уже идти на вершину, поскольку Вы будете верить в свои силы.
Но это был сюрреалистический штурм, на который мы особо и не рассчитывали поскольку было крайне мало шансов преодолеть все эти сложности на горе учитывая такую сложную экспедицию в целом.

К вершине Вы пришли относительно поздно по времени

Нет, мы подошли к ней так как и рассчитывали (От редакции: на вершине команда была за 3 часа до заката солнца и наступления ночи). Мы начали подъем в шесть утра и крайний срок для себя обозначили как половина четвертого - четыре вечера. На спуск с вершины в четвертый лагерь мы отвели не более трех часов времени.
Так что все восхождение прошло по плану.

Симоне Моро (Simone Moro, Италия) и Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания) на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года
Симоне Моро (Simone Moro, Италия) и Алекс Тикон (Alex Txikon, Испания) на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года


Вы сказали что восхождение было сложно в техническом плане, соответственно довольно опасным?

В минувшем году мы поднялись на отметку 7800 метров, но в этом году сложностей на маршруте было больше. Началось все с пересечения траверсом ледника Бажин (отметка "Bazhin Basin"), здесь было множество открытых ледовых трещин, более того, они были в постоянном движении. Потом сам лед был более сложным в прохождении, а когда этот лед был занесен сугробами снега, то наши шаги сократились вообще до 30 - 40 сантиметров, причем некоторые из них пришлось делать по очень тонкому льду. Мы должны были пройти три или четыре подобных участка, но самое сложное было на предвершинном кулуаре, где льда было особенно много, кроме того мы должны были прокладывать веревку, обходя ледовые наросты, которые могли помешать нам дюльферять в низ с вершины.
Но мы вчетвером справились с этой задачей.

Только у Вас в руках был ледоруб?

Да, возможно нашей уверенности в прохождении было бы больше, возможно как в прошлом году, если бы я использовал на ледорубе страховочные усы. А так, мне приходилось постоянно переживать не выроню ли я свой ледоруб, и чрезмерно пережимать руками рукоять, от этого у меня очень сильно болели сухожилия.

Данные с трекера Алекса Тикона на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года
Данные с трекера Алекса Тикона на вершине Нангапарбат. 26 февраля 2016 года


Как бы Вы оценили зимнее восхождение на Нангапарбат теперь, после Вашего успеха?

Ну, мы все еще здесь и за ближайшие дни мы должны снова подняться на гору что бы вынести с нее наше снаряжение. Четвертый лагерь мы разгрузили когда уходили с вершины , третий лагерь тоже пустой, во втором лагере осталось немного снаряжения - гази снежная лопата, но я думаю они пригодятся летним экспедициям. Но нам нужно снять веревки, по крайней мере от второго лагеря к базовому, что бы восполнить и без того огромный бюджет экспедиции.
Так что уже завтра мы выйдем на 5500 или 5600 метров, снимем веревки, спустим вниз и только тогда наша экспедиция закончится.

В целом, Нангапарбат красивая гора, своей высотой она - полноценный бриллиант Гималаев. Сторона Диамир всегда воспринималась для меня как типичный пейзаж Гиндукуша, а ледник Балторо оказался великолепным. Плато экспедиции 1934 года также было прекрасно.
Я также был удивлен масштабом расстояний: четвертый лагерь располагался на отметке 7200 метров, но путь к вершине казало никогда не закончится... Это настоящая гора гор...

Алекс Тикон, Али Садпара, Симоне Моро и Тамара Лунгер покинули базовый лагерь.
Алекс Тикон, Али Садпара, Симоне Моро и Тамара Лунгер покинули базовый лагерь.


А по сравнению с другими Вашими восьмитысячниками?

Я бы выдвинул Нангапарбат на первый план прежде всего из-за ее недоступности. Для того что бы подняться на отметку 6000 метров по маршруту на который поднимались сперва Симоне и Тамара а также Томаш и Элизабет, нужно пройти от базового лагеря 18 километров. В этом году кроме нас ни одна команда не превысила отметку в 7000 метров, только в минувшем году, альпинисты были на высотах более 7000 метров, но все равно их позиция была далека от вершины. Даже из нашего третьего лагеря на отметке 6700 метров мы, казалось, были ближе к вершине , чем в любом другом штурме в минувшем году, когда мы были на отметках 7400 и 7500 метров.
Верно и то, что для успешного восхождения нужно много и упорно стараться, и на маршруте Кинсхофера нужно провешивать много веревок.

Я думаю что следующий этап задачи - прохождение зимней Нангапарбат в чистом альпийском стиле будет доступно очень малому количеству сильнейших альпинистов, поскольку это по сути игра в русскую рулетку: температуры опускаются до -30°С или -40°С, а на самом маршруте очень сложные условия. Да и вообще гора не прощает ни единой ошибки.
Для того что бы подняться на Нангапарбат зимой у команды должны быть выработана успешная стратегия, основан третий высотный лагерь, который является ключом к прохождению маршрута Кинсхофера.

Вершина Нангапарбат. Вид с третьего высотного лагеря. Перепад высот 1400 метров
Вершина Нангапарбат. Вид с третьего высотного лагеря. Перепад высот 1400 метров


Подход к вершине был эмоциональным?

Не думаю, у нас не было времени на эмоции... только цель - вершина. Только благодаря Симоне Моро я взял с собой фотоаппарат, потому что до этого я никогда не брал фототехнику с собой на штурм вершины. Теперь, благодаря Симоне, у нас есть эти прекрасные фото с вершины. У меня были несколько секунд волнения перед съемкой - я проверял что бы ничто не помешало сделать качественные фото, а это было трудно сделать после такого изматывающего подъема, да еще впереди у нас был спуск в четвертый лагерь, ведь только там мы могли немного отдохнуть.
Только после этого отдыха голова немного прояснилась и пришли мысли о том, что экспедиция по настоящему заканчивается только тогда, когда команда спускается в базовый лагерь... не в третий, не во второй и не в первый - а в базовый лагерь!

Алекс Тикон, Али Садпара, Симоне Моро и Тамара Лунгер на рассвете 22 февраля 2016 года
Алекс Тикон, Али Садпара, Симоне Моро и Тамара Лунгер на рассвете 22 февраля 2016 года


Какие моменты были самыми сложными в экспедиции?

Было два момента: когда я был на отметке, с которой мы повернули в низ в минувшем году, заблудившись и не найдя правильный путь к вершине.Тогда, мы проскочили выход на кулуар и спустя несколько часов могли лишь видеть как клониться к закату солнце и распрощаться в тот раз с вершиной.

И другой момент - вторая ночевка в четвертом лагере, после спуска с вершины, была очень тяжелой и выматывающей, было очень холодно и ветрено. А поскольку у меня есть некоторый опыт восхождений на восьмитысячники, я думал, что если вдруг завтра погода испортится, мы в любом случае вынуждены будем спускаться в низ, но при этом риск очень сильно увеличивается.

Это были моменты когда я очень сильно переживал.

Холодная ночевка в четвертом высотном лагере после возвращения с вершины 26 февраля 2016 года
Холодная ночевка в четвертом высотном лагере после возвращения с вершины 26 февраля 2016 года



Получается что даже на спуске Вы не могли отдохнуть в четвертом лагере

Возможно это был самый сложный момент экспедиции. Когда мы были вторую ночь в четвертом лагере, нам, вымотанным до предела приходилось растапливать снег, закутываться во все спальники и теплые вещи что были под рукой, переносить дикий холод... это было практически невыносимо. Трудно описать все эти страдания, но к счастью утром, ветер не усилился и мы благополучно начали спускаться, забрав все вещи с лагеря.

А как сравнивает Симоне Моро зимний Нангапарбат с другими своими зимними восхождениями?

Мы не говорили на эту тему, но конечно Симоне с его 15-ью различными зимними экспедициями а восьмитысячники и четырьмя первыми зимними прохождениям на сегодняшний день настоящая икона зимнего гималаизма. Для него зимняя нангапарбат это кульминация всей его гонки за прошедшие годы. Ну а я, Али и Тамара, мы гордимся тем, что стали частью истории.

Алекс Тикон на Нангапарбат
Алекс Тикон на Нангапарбат


В день штурма Вы могли отдохнуть перед восхождением на вершину?

Было так холодно, что невозможно было не то что есть но и даже пить.

Вы уже переживали ранее подобные страдания?

Я помню что на Гашербруме был похожий холод, в ту экспедицию на горе замерзли альпинисты. Но мы вышли на штурм даже не в погодное окно а раньше чем оно наступило - в плохую погоду. Хотя честно говоря я ожидал более мягкие погодные условия, но вместо этого было очень тяжело.

Нам также помог тот факт, что второй лагерь был завален снегом. Этот факт помог нам выработать новую стратегию - мы пришли к третьему лагерю еще засветло. И в четвертый лагерь также. Это очень важный момент, поскольку когда солнце садится и наступает ночь, становится так холодно, что ни о каком восхождении даже думать не хочется, хочется только залезть в палатку и закутаться поглубже в спальник.
Переход от второго в третий лагерь, когда мы пришли за несколько минут до захода солнца и в четвертый лагерь также, дали нам хорошую мотивацию к штурму.

Плохая погода в первом высотном лагере
Плохая погода в первом высотном лагере


Этот сезон на Нангапарбат был затяжным, много экспедиций пытались подняться по маршрутам, но сошли, а затем был долгий период ожидания погодного окна. Тяжело ли было ждать начала восхождения в таких условиях?


Да, в некотором плане даже тяжело. Во-первых, на Рупальской стене были две экспедиции, и казалось что они начнут быстрый штурм вершины, тем более что у них был гораздо больший опыт чем у нас. Как мы все рассчитывали, наибольшие шансы на успех был в первых днях зимы, до января месяца , когда на горе были умеренные температуры, несильные ветра и долгие дни погодных окон.
Но постепенно силы иссякали, люди покидали гору, и мы должны были приспосабливаться под возникшие условия, решать проблемы в команде. А затем пришла непогода и потянулись долгие дни ожидания. Конечно у нас еще было время, ведь календарная зима заканчивается 21 марта, хотя мы видели что в этом году уже не будет ничего хорошего. Но вдруг Нангапарбат подарила нам такой шанс...

На пути к первому высотному лагерю
На пути к первому высотному лагерю


Вы не планировали ждать погоды до конца зимы?

Да, и не только я, вся команда так решила. У меня впрочем были некоторые сомнения по этому поводу, но стоит учесть, что базовы лагерь, расположенный на высоте всего лишь 4200 метров не дает полной картины на горе, да и жизнь здесь настоящий рай по сравнению с высотными лагерями.

Много ли снаряжения осталось на горе и будете ил Вы его выносить? Потому что для Вас, наверное, трудно сейчас снова подниматься наверх

Ноги болят от ходьбы на протяжении пяти-шести дней в кошках, небольшое обморожение пальцев, что стало довольно чувствительным и причиняет некоторую боль, тело в целом истощено...
Но благодаря тому, что было солнечно и ветер не усиливался, мы смогли вынести снаряжение с четвертого лагеря. В третьем мы оставили пустые газовые баллоны из под горелок. В втором лагере оставили палатку, снежную лопату, несколько полных газовых баллонов и около полкилограмма мусора.
Я уже связался с андалусской командой, которая планирует восхождение на Нангапарбат летом 2016 года и сказал им что оставленное нами снаряжение они могут использовать в своих целях.
Веревки от четвертого к второму лагерю мы спустили в низ

ТАмара Лунгер и Алекс Тикон в первом высотном лагере
ТАмара Лунгер и Алекс Тикон в первом высотном лагере


Теперь Вы можете думать о зимнем К2?

Возможно, но не сейчас, сегодня мы все еще у Нангапарбат, нам еще предстоит здесь подниматься вверх, потом уходить домой. Наш обратный билет из Скарду на 12 марта, так что мы можем еще погостить дома у Али. Это будет долгий путь домой, а потом мы посмотрим, какие проекты ждут нас впереди.

Как была организована безопасность в базовом лагере?

В долине мы чувствовали себя в безопасности, местные жители очень хорошо к нам относились, намекая на то, что они очень сожалеют о трагедии 2013 года. Они знают, что эта гора - уникальна, по сути своего рода райское место на Земле, и для местных жителей очень важно поддержать развитие туризма в долине, и они делают для этого все возможное. Но конечно, хоть и прошло много времени, потребуется его еще больше, что бы стабилизировать обстановку.
Дело в том, что сейчас нужно поддерживать высокий уровень безопасности - все 24 часа в сутки. Нашу безопасность обеспечивали вооруженные армейские подразделения, профессионально обученные люди, которые могут жить всю зиму в этих горных условиях.
В нашей команде мы гордимся тем, что дали возможность работы для местных жителей, хоть их было очень мало.

Алекс Тикон, Али Садпара, Симоне Моро и Тамара Лунгер во втором высотном лагере
Алекс Тикон, Али Садпара, Симоне Моро и Тамара Лунгер во втором высотном лагере



Как высоко к вершине поднялась Тамара? Она не пошла к вершине из-за обморожений?

Каждый день на восхождении Тамара работала наравне со всеми, и в день штурма тоже, это очень сильно ослабило ее. На отметке около 7600 метров, она начала подумывать о возвращении вниз, но все же прошла высоту 8000 метров. Но все же, на саму вершину она не пошла, решив вернуться в низ. Это было очень мудрое и очень сильное решение. Мы все снимаем перед ней шляпы

Путь к вершине зимней Нангапарбат
Путь к вершине зимней Нангапарбат


Путь команды к вершине Нангапарбат. От редакции: Это фото впервые появилось в блоге Симоне Моро в итальянском сайте simonemoro.gazzetta.it Как написано в пояснении - нитки маршрутов рисовались со слов Igone Mariezkurrena который следил за продвижением команды из базового лагеря в бинокль, и с его слови он видел, как перед вершиной команда разделилась на три части: сперва отделился один человек (Али), затем еще один (Тамара), а оставшаяся двойка пошла к вершине
Путь команды к вершине Нангапарбат. От редакции: Это фото впервые появилось в блоге Симоне Моро в итальянском сайте simonemoro.gazzetta.it Как написано в пояснении - нитки маршрутов рисовались со слов Igone Mariezkurrena который следил за продвижением команды из базового лагеря в бинокль, и с его слови он видел, как перед вершиной команда разделилась на три части: сперва отделился один человек (Али), затем еще один (Тамара), а оставшаяся двойка пошла к вершине


Она ждала Вас или начала сразу спускаться?

Не ждала, начала спускаться сразу как развернулась

Что бы Вы могли еще добавить к сказанному?

Ничего, кроме того, что хотел бы поблагодарить всех, кто следил за нашей командой, читателей блога, все тех, кто поддерживал экспедиции все пять лет

Теги: Nanga Parbat, Nanga Parbat Winter, восхождение на Нангапарабат, зимнее восхождение на Нангапарбат, 2015/2016 Nanga Parbat Winter expeditions, Первое зимнее восхождение на Нангапарбат, Nanga parbat First winter Ascent, Алекс Тикон, Alex Txikon, Алекс Чикон
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.desnivel.com/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ