Фотография на службе альпинистов

Источник: Deutsche Alpenzeitung. III Jahrgang 1903-1904. München-Wien. Дойче Альпенцайтунг. («Немецкая альпийская газета»). 3-ий год выпуска (1903/1904 гг.) . 1-ое полугодие (апрель-сентябрь 1903 г.). Мюнхен-Вена.




В одном городе, в окрестностях которого иногда появляются медведи, рассказывают следующую забавную историю. Один охотничий клуб, хорошо вооружившись, отправился покончить с медведем, но, не добившись в том успеха, удобно расположился в лесу, чтобы приступить к самой приятной части охоты – пирушке.
Естественно, фотограф запечатлел это на пленке, и смотри-ка: мейстер Петц, которого не видали во время охоты, ко всеобщему удивлению, оказался на снимке, среди присутствующих на пирушке.

Пусть эту байку можно счесть небылицей или злой шуткой фотографа; но в любом случае в ней есть крупица правды, и эта история напоминает нам о том, что фотография пригождается тогда, когда нужно запечатлеть беглые впечатления, и что оптическая линза в некотором отношении надежнее, чем глаз.

Одни лишь эти факты рекомендуют альпинистам взять в спутники фотографический аппарат. – К сожалению, фотография высоко в горах, делаемая ради себя самой или ради искусства, является очень трудоемким делом, и тот, кто сам этим никогда не занимался, едва ли имеет представление о том, сколько нужно терпения, усилий и затрат, чтобы воспользоваться крупным аппаратом со штативом. Трудная местность и капризы погоды высоко в горах осложняют работу; короче говоря – это непосильный труд, который, однако, может быть вознагражден сторицей.

К счастью, фотографией в горах можно заниматься и без огромных затрат времени, без неудобств. Для этого надо воспользоваться легкой ручной камерой (часто работающей с пленкой), с помощью которой можно, так сказать, «мимоходом» сделать фотоснимок, или, как говорят специалисты, «снять». Такие снимки – это не только прекраснейшее напоминание о путешествии, но и прекрасное средство углубить и удержать впечатление от местности.
Не будет преувеличением сказать, что фотограф в горах видит и учится видеть в целом лучше, чем кто-либо другой.

Способ рассматривания и фотогеничность, как известно, могут быть разными; в определенной мере, мы не всегда одинаково наблюдательны. В часы утомления или отвлечения, которое приходит, если при ходьбе надо следить за каждым своим шагом, местность более или менее перестает привлекать внимание, и почти всегда альпинисты устанавливают, что при трудных и изматывающих подъемах воспоминания о деталях пути, например, о последовательности трудных или занимательных мест, становятся достаточно нечеткими.
Прекрасное средство борьбы с этим явлением – это фотографирование, которое вынуждает фотографа быть внимательным и делать точные наблюдения.

Поиск удачного вида учит сравнивать и находить достойное внимания в пейзаже.
При собственноручной обработке множества снимков оживает не только вид, зафиксированный на фото, но и весь пейзаж вместе с совершённым восхождением, а многократное рассматривание способствует запоминанию местности.
Фотографии побуждают к разнообразным наблюдениям, не сделанным ранее на природе.

К самым благодарным снимкам, которые можно сделать во время восхождения, относятся панорамные снимки, то есть снимки с широким охватом местности, сделанные не только с вершины, но и во время подъема. – Они очень хорошо передают общее впечатление от пейзажа и в некотором отношении очень увлекательны. Они учат нас сравнивать по-настоящему и по сделанным нами фотографиям выделять сходство и различие пейзажей, которое мы не заметили в реальности. Так мы приучаемся более правильно судить о пейзаже.

Обманы зрения и законы перспективы на снимках часто проявляются необычайно четко, так, например, изменение в соотношении высоты нескольких определенных пунктов (вершин), которые мы многократно снимаем во время восхождения на различных высотах.
Известно, что в горных местностях иногда есть очень приметные пункты, которые видны отовсюду. Часто такие пункты обнаруживаются лишь на фотографиях, когда что-либо неожиданно появляется на разных снимках, и потом, при повторном прохождении маршрута, служат ориентирами.

Очертания гор с помощью снимков также становятся для нас более ценными и знакомыми. Горы в наших Альпах имеют в основном ярко выраженные оригинальные формы и не похожи друг на друга, в отличие от гор, покрытых лесом. Есть горы, которые имеют настолько оригинальные формы и так свободно глядят на мир, что их знает и ими восхищается каждый; их очертания, благодаря симметричному строению, практически не изменяются с увеличением расстояния.
Однако альпинист вступает с горами в более близкие отношения, нежели простое восхищение издали, и при этом убеждается, что изменения очертаний гор вблизи чаще всего очень важны и что умение распознавания, столь существенное для альпиниста, дается очень тяжело, особенно если повторяются сходные очертания – шутка, которую часто играют с нами горы.

Если же альпинист одновременно является фотографом, то ему очень легко выявить и запомнить изменения формы с различных направлений, так что при повторном восхождении в той же группе он постоянно встречает уже известные очертания и виды.

Далее, фотография – это необходимое дополнение карты местности, и лишь вместе они дают правильное представление о ландшафте.

Сравнение карты и фотографии дает нам очень поучительное наблюдение о несовершенстве каждого из средств изображения и их взаимодополнении.

По карте, например, мы видим, что между горами, которые кажутся нам взаимосвязанными, находится глубокая долина, незаметная на фотографии. Если бы мы посмотрели на эти горы в реальности, мы бы поддались той же иллюзии, и фотография четко говорит нам, что долина не бросается в глаза потому, что обе горы лежат на одной зрительной линии друг за другом и одинаковы по цвету, освещению, составу – поэтому они кажутся взаимосвязанными.

И такие наблюдения обостряют умение выносить правильное суждение, так необходимое альпинисту.
И наоборот, фотография показывает недостатки карты, недостатки изображения местности при увеличении крутизны, возникающие вследствие сокращенного проекционного расстояния, которое не дает достаточного представления о составе и членении хребтов, в которых не могут быть показаны находящиеся близко друг от друга возвышения и пропасти.

О ценности фотокамеры для альпиниста можно сказать еще кое-что. Эта ценность легко измерима, если учесть, что маленькая камера показывает любой вид в определенном масштабе.
Итак, можно легко высчитать, каким кажется градус угла зрения на фотографическом снимке, и путем сравнения с картой решить разнообразнейшие вопросы (названия незнакомых вершин, видимость определенных пунктов, охват перспективы и др.).

Теги: фотография в горах, горная фотография, альпинизм
Автор: Перевод с немецкого Григорий Лучанский, www.geolmarshrut.ru/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ