Крым. Новый маршрут «Вопрос ребром» на вершину Кильсе Бурун. Первопрохождение

Маршрут «Вопрос ребром» на в. б. Кильсе Бурун по Ю.В ребру (форосская стена, Крым) 4 А к.тр.
Маршрут «Вопрос ребром» на в. б. Кильсе Бурун по Ю.В ребру (форосская стена, Крым) 4 А к.тр.


7 мая 2015 года.
Связка: Дидора Сергей (г. Кривой Рог) и Лесной Дмитрий (г. Херсон).

Юго восточное ребро западной части массива большой Кильсе Бурун, хорошо и красиво смотрится снизу. В нижней части оно обрывается сбросами и стеной с юга и крутым кулуаром с востока. По кулуару начинается маршрут «Локомотив» 3 Б к.тр. В верхней части этого ребра, на него выходит маршрут «Вопрос» 3 Б к.т.

Пройденный нами маршрут логично соединяет эти два маршрута т.е «Локомотив» и «Вопрос». Снизу одна верёвка маршрута «Локомотив» и сверху две верёвки «Вопроса» и между ними 4 верёвки по Ю.В ребру.

«Ключиком» к выходу на само ребро является вторая верёвка маршрута, где участок нависающих скал над гротом - 5- 6 к.т. После этой верёвки равномерный маршрут 3 - 4 к.т до самого верха. Ключевая верёвка пройдена лидером свободно, без ИТО. Сложность лазания оценена в F6 Б.

Верх участка R1-R2 - Всё пройдено без ИТО.
Верх участка R1-R2 - Всё пройдено без ИТО.


После прохождения маршрута, для безопасности, на этой верёвке были забиты крючья и она «почищена» от камней, земли и травы.

Маршрут «Вопрос ребром» на в. б. Кильсе Бурун по Ю.В ребру (форосская стена, Крым) 4 А к.тр.
Маршрут «Вопрос ребром» на в. б. Кильсе Бурун по Ю.В ребру (форосская стена, Крым) 4 А к.тр.



Описание маршрута.

Подход: С дороги подойти под скалу «Орлик», которую огибать слева (с запада). Подъём по склону вправо, до стены и двигаясь вдоль неё подойти под кулуар. Начало маршрута.

R0 – R1: Верёвка маршрута «Локомотив» - проходит по правой части кулуара по крутым и заглаженным плитам и блокам. Лазание выше среднего и требует страховки. Есть старые крючья, редко встречаются места для закладок. Безопасная станция на двух шлямбурах справа от кулуара под большим плющом, полочка не большая. 45 м, 4 к.т, 70 – 75 гр.

R1 – R2: Траверс 4 м от станции влево. Придерживаясь за плющ войти в кулуар, вход в «горло» сложный. Далее влево по щелям с травой между заглаженными плитами. После «чистки» этого участка появились щели для мелких и средних закладок.

15 м 4-5 к.тр, 65 -80 гр.

Прохождение откола в середине участка R1 -R 2
Прохождение откола в середине участка R1 -R 2


Далее под откол, который по расщелине обойти справа, страховка в щели 4 – 8 см шириной.

5 м, 5 к.тр, 80 – 90 гр.

Вправо по несложному рельефу под нависание грота – 5 м, 2 к.т.

Выше в стенку нависания, над гротом вбит лепестковый крюк « в помощь». От него двигаться вправо – вверх, для этого есть отколы, щели и расщелина для фрэндов – гекс (больше чем среднего размера). Ещё правее и выше, в монолитную щель забит горизонтальный лепестковый крюк для лучшей страховки. Дальнейший выход логичен – влево вверх к щели в чуть нависающей стенке. Выход вверх на эту стенку и уже на пологом участке забит шлямбур (т.к далее необходимо выйти к дереву по камням с землёй). Станция - два массивных дерева, надёжное то, что восточнее.

10м, 5- 6 к.тр, 90 – 100 гр., F6 Б.; 5 м, 3 +, 75 гр.

Карниз над гротом и расположение крючьев на нависающей верхней части участка R 1 - R 2.
Карниз над гротом и расположение крючьев на нависающей верхней части участка R 1 - R 2.


Всего 44 м.

Для тех, кто будет проходить участок над гротом с ИТО – щель для крючьев, выше первого крюка – «живая» и может не выдержать нагрузки!

R2 – R3: 10 м по полке с землёй в сторону ребра, б/к. По стенке ребра вверх 10 м на само ребро и по ребру и левой его стороне 10 м вверх – всего 20 м, 3 к.т. Далее по скалам 2 к.т 15 м до взлёта гребня, где на теневой его стороне, на не выраженной полочке – станция на своих закладках в горизонтальной щели. Всего 50 м, - 3 к.т.

Выход на гребень на уч. R 2 - R 3.
Выход на гребень на уч. R 2 - R 3.


Вид на третью верёвку со станции R 2
Вид на третью верёвку со станции R 2


Станция R 3 на теневой стороне.
Станция R 3 на теневой стороне.


R3 – R4: По стенке правой стороны ребра траверс а потом вверх по щели – участок сложного лазания 15 м. Страховка в щели. Выход на гребень и движение по правой его части на 55 м до дерева. Станция. Всего – 55 м. Из них 15 м, 4 + к.тр, 80 гр и 40 м, 3 – 3 + к.тр.

Траверс вправо и по щели вверх от станции R 3.
Траверс вправо и по щели вверх от станции R 3.


Не доходя несколько метров до дерева, на гребне был найден (оставлен) старый, тонкий лепестковый крюк с нержавейки.

R4 – R5: По гребню, обходя взлёт справа – 20 м, 2 к.тр и 30 м , 3 к.тр. по гребню с 5 метровым провалом, до станции на своих точках на гребне. На пройденном участке ребро «поворачивает» вверх и становиться – южным. Всего 53 метра.

Сосна станции R4 и обход взлёта справа.
Сосна станции R4 и обход взлёта справа.


R5 – R6: По гребню вверх, через 15 м он заканчивается, и логично к предвершинному взлёту, к началу крутого кулуара уходящего вверх влево. Всего 55 м. Станция на своём. Сложность 2 -3 к.т.

R5 – R6: По правой стенке возле кулуара вверх на хорошо выделяющийся вверху (в 35 м) откол с рыжими потёками под ним. Обход его справа и выход к лесу яйлы. Конец маршрута. 58 м , 4 к.тр.


Впечатления и рекомендации:

Маршрут логичен и интересен. Имеет сложный «ключ» до того, как выйдешь на ребро. «Заблудиться» на нём невозможно! Он проходит по стенкам и гребням и поэтому рекомендуется особенно тем, кто готовиться к большим горам. Требует организации страховки. Ориентировочное время прохождения для подготовленной связки – 5 часов. Скорее и даже «правильнее» - оно будет больше чем 5 часов. Ведь страховка требует времени. Нужна верёвка 60 м.

Аварийный путь спуска – по пути подъёма – от дерева к дереву и по крючьям.

Рекомендуем «попробовать» этот маршрут. Всем удачи.

Лесной Дмитрий (г. Херсон) и Дидора Сергей (г. Кривой Рог)
Лесной Дмитрий (г. Херсон) и Дидора Сергей (г. Кривой Рог)

Теги: Крым, альпинизм в Крыму, альпинистские маршруты Крыма, Вопрос ребром, Кильсе Бурун.
Автор: http://alpkr.pp.ua/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ