Военные альпинисты и великая Победа.




Наступило очередное 9 мая! День Победы! И я подумал – а как альпинисты праздновали день Победы в 1945 году? Немного почитал и некоторые открытия для себя сделал. Мало написано, мало фото - но кое - что есть. Конечно, многие в составе разных армий заканчивали Войну в Европе. Другие были на Кавказе и в других местах, куда их судьба забросила в эти дни.

Какие открытия? Известные всем! Это то, что для военных альпинистов Отечественной войны это было самое сложное и ответственное восхождение в жизни. Они его совершили и победили. Победа в такой войне – это их маленький вклад в общую победу и их большой вклад в свою жизнь, и жизнь всех других - и гор тоже. Эти слова одинаково подходят и ко всем ветеранам войны без исключения. Потери были большие, условия восхождения сложные – но и сама Победа и завершение восхождения – значительные, - пока не повторялись.







Если говорить об альпинизме во время войны – то он не прекращался! Это само по себе удивительно и многих удивляет. А как могло быть по другому? Тех, кто остался жив после репрессий 1937 -38 годов (а альпинисты хорошо туда попали как антисоветчики) призвали «на войну» и «кинулись» собирать вместе уже к моменту угрозы захвата Кавказа.
Многие попали в горные стрелки и меньше их стали инструкторами по подготовке стрелков в горах. Школа в Бакуриани, школы в горах Киргизии и Казахстана подготовили несколько десятков тысяч солдат. Конечно, совершали перевальные учебные походы и восхождения. Везде. Обучались жить и воевать в горах.

Потом воевали и гибли в горах Кавказа за этот горный барьер, который и был в тот период для них вершиной и Победой. А в масштабе войны – это тоже так было.

Поэтому совершали восхождения и подъёмы не задумываясь о последствиях – это было выполнение приказов. Наблюдать за противником с вершины, проводить артиллерийский обстрел с господствующих высот и даже снимать фашистские флаги и штандарты с вершин (как это было в 1943 году на Эльбрусе) это тоже было выполнение приказов. Эту войну в горах альпинисты выиграли. А значит, они были сильнее, целеустремлённее и бесстрашнее.

Немцы очень организованы и были подготовлены для войны на Кавказе. Просто победить их не получалось. Чего стоит только немецкая операция «расстрела» солдат на Клухорском перевале, когда майор Бауэр в непогоду и ночью провёл батальон с миномётами и пулемётами почти на вершину Кара каи по троешному!! гребню!
Всё это скрывалось много лет. Потери красноармейцев огромны! До сих пор вытаивают их замёрзшие в марухском леднике тела. Но победа в горах всё равно была за советскими солдатами и альпинистами!



Совершались и спортивные восхождения. Например, в 1943 году под рук. Алёши Джапаридзе был предпринят траверс Ушбы с юга на север. Из за непогоды и 7 дней ночёвки на вершине, им пришлось спускаться обмороженными с южной вершины, и пример был не очень удачный. Был пройден Дубль пик по маршруту третьей категории трудности. Сейчас многие о таких восхождениях отзываются негативно – т.е вопросы «зачем? и за чей счёт?» в войну это происходило.
Не думаю, что сейчас правомерно задавать такие вопросы. Тогда своеволия не было – можно было пойти под трибунал очень быстро. Это был «ход» идеологии – когда инструктора военной школы шли на Ушбу. Конечно после 1903 года, после Шульце - только в 1929 году удалось подняться на южную Ушбу, и предвоенные траверсы завершили счёт.
Взойди осенью успешно, в морозы, в войну и эта информация «сыграла б роль».

Клуб «ушбистов» уже был, и Ушба была известна в Германии. Тот же Рикмерс и его несколько экспедиций на Ушбу – сделали эту гору более популярной, чем Эйгер и Матернхорн.
А «отсутствие» на войне с десяток инструкторов и пару десятков кг харчей, что они съели,- это ничто с потерями того времени. Жаль, что эта команда погибла на этом же маршруте осенью 1945 года – через 5 месяцев после войны. Лавина. Вечная им память как настоящим героям – военным альпинистам.




Зато в 1944 году совершено рекордное восхождение, первопрохождение – траверс пяти пиков Джугутурлючат. Это было событие! Более 7 дней команда жила на скалах, снегу – опять осенью и в холодных горах. Событие было отмечено в фашисткой хронике. Кто, как не немцы знали, что это за маршрут.
Ведь они его пробовали 1939- 40 гг и признали «непроходимым». А написали, что «русские развлекаются». И сейчас этот траверс 5 А к .тр. Вот в этом рекорде участвовал известный мастер альпинизма Евгений Абалаков. Он был талантливый скульптор и художник. Есть его скульптура под названием «военный альпинист», которую он якобы закончил в день своей смерти. Но где она? Другие скульптуры альпинистов известны многим.



Я почитал отчёт в военных архивах об этом восхождении. Все действия альпинистов были согласованы приказами. И всё было подготовлено и обосновано. Разведка проводилась ещё до войны – были фото и кроки маршрутов краевых пиков. Была подготовка и вспомогатели, они и сделали заброску.
Было обеспечение, спас. отряд. - да, что там говорить – только 54 кг продуктов было выделено на восхождение. И тоже 7 дней. Интересно то, что в отчётах указано, с чем ходили этот военный альпинистский рекорд. Особенно мне было интересно то, что готовили на спиртовках, для чего получили до 5 кг сухой пасты - спирта.
Были и плащи и палатка с перкалем и кошки и крючья. Вот верёвка – пеньковая – 30 м. Спальники – двухспальные – чтоб теплее было, носки, шерстяные шлемы. У каждого был пистолет - так это ж военное восхождение!

Ракетницы с ракетами для связи. Интересно то, что удалось организовать связь и сброс «лишних» продуктов путём сброса по жёлобу мешка с запиской. Конечно, была заслуга каждого участника – а их было всего пятеро. Следует отметить инициатора, организатора этого восхождения Ануфрикова Михаила Ивановича. Это он готовил это восхождение в 1940 м году и был официально начальником группы– возможно и поэтому оно и прошло безаварийно.

Справедливости ради правильно бы указать в классификаторе хотя бы один траверс 5 А к.т 1944 года под рук. Ануфрикова – а на бумаге – Е. Абалаков. Был третий участник основной группы - Коломенский Валентин Михайлович. Вспомогатели – сержанты Вавакишвили и Корентлишвили. Все были преподавтелями и командирами Школы Военного Альпинизма.
Моё мнение, что читая про «развлечения» советских альпинистов на западном Кавказе фашисты уже в 1944 году прекрасно понимали, что дух русских очень силён.
Понимали, что настрой на победу не только военную, но и спортивную - огромный. Это подсознательно всегда ослабляет волю противника - а значит и не зря всё это проводилось. Кроме этого первопрохождения была проведена казбекиада - когда массово зашли на Казбек , пройден траверс Казбека с востока на запад, повторён траверс Лялвер – Гестола, совершались восхождения в Алла тоо, Тянь шане.



Поколение фронтовиков и альпинистов уже в послевоенные годы совершит ряд серьёзных восхождений, которые вошли в золотую копилку маршрутов на разные вершины. Они же сделают альпинизм массовым и доступным на срок 45 – 50 лет. Их дети продолжат эту эстафету и добьются мирового признания лучших в мире, как восхождением на Эверест в 1982 году, которое не повторено и считается (на сегодня) самым сложным маршрутом на высшую вершину мира. Коллективизм, закалка, воля - вот то, чего не хватает нам, современным альпинистам с нашими возможностями и способностями. Остаётся только помнить и понимать тот подвиг альпинистов времён великой Отечественной войны.


Теги: альпинизм, военные альпинисты, альпинизм во Вторую Мировую Войну
Автор: http://alpkr.pp.ua/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ