Крис Дженсен Берк (Chris Jensen Burke)
2 октября 2013 года по Гималаям разнеслось звуковое сообщение, данное в радиоэфир: "наша команда сегодня взошла на вершину Манаслу!" - это сообщение было послано австралийско-новозеландской альпинисткой Крис Дженсен Берк (Chris Jensen Burke).
Этот восьмитысячник стал четвертым в ее карьере, пройденным за менее чем шесть месяцев: Лхоцзе (весной 2013), Гашербрум I и Гашербрум II (летом 2013) и Манаслу (осенью 2013).
Проведя зиму 2013/2014 года в Австралии, сейчас Крис возвращается в Катманду, где начинает свою подготовку к не менее амбициозному проекту: восхождения в весеннем сезоне на восьмитысячник Макалу, а в летнем сезоне на Броуд Пик и К2
Крис Дженсен Берк (Chris Jensen Burke) - Австралийская альпинистка, уроженка Новой Зеландии, в настоящее время проживающая в Сиднее и Катманду.
Она завершила программу "7 Вершин", взойдя на все 7 высочайших пиков семи континентов планеты.
Она прошла пять из 14-и восьмитысячников: Эверест, Лхоцзе, Гашербрум I, Гашербрум II, Манаслу.
В 2013 году Крис стала одной из немногих людей в мире, кто смог пройти четыре восьмитысячника за один год; соответственно она вторая женщина в истории альпинизма, которой это удалось сделать.
Имея двойное гражданство, она считается первой Австралийкой и первой Новозеландкой взошедшей на вершину четвертого по высте восьмитысячника: Лхоцзе.
То же самое достижение относится и для восьмитысячников Гашербрум в Пакистане.
Также, она считается первой Австралийкой и первой Новозеландкой завершившей программу "7 Вершин".
С 1998 года Крис поднималась на горные вершины более 12-и стран мира, включая Эверест в 2011 году.
Расскажите о своей страсти к альпинизму, как это началось?
Я выросла в маленьком городке в Новой Зеландии, я была самым младшим ребенком в семье из 8 детей. Мои родители в молодости очень любили приключения, наш папа брал всех детей с собой в совсем легкие походы за город и в горы Центрального Отаго на Южном острове, где мы знакомились с дикой природой, горами и азами альпинизма и скалолазания.
Когда я повзрослела, я поняла что эти походы не прошли зря, я влюбилась в приключенческую жизнь. После своей поездки в Непал в 1998 году, в которой я сильно травмировалась занимаясь активным горным треккингом, я подумала что может быть пришло время снизить темп? Но поскольку я не могла бросить горы, я решила подняться на ступеньку выше в моих навыках.
В какой момент Вы поняли что должны придти в Гималаи и попытаться подняться на восьмитысячники?
В 1999-2000 годах у меня был переломный момент в жизни, я проходила через этап ее переоценки. Я решила попробовать открыть для себя нечто совершенно новое, но для этого нужно было много свободного времени. В то время как я искала пути финансирования своих Гималайских проектов, я проводила время в Сиднее, занимаясь треккингом и скалолазанием, чувствуя что в Гималаях меня ждут куда большие приключения
Три восьмитысячника в 2013 году..... это должно было быть для Вас огромным эмоциональным потрясением
Я очень благодарна за эту реализацию моему напарнику - непальскому шерпе Лакпа Шерпа, с которым мне довелось взойти на вершины в 2013 году. Я была в шоке, когда нам удалось достичь вершины Лхоцзе, поскольку погода в тот день была очень плохой. Но мы продолжали проверять на стойкость друг друга, при этом постоянно чувствуя что у нас есть силы как на восхождение так и на спуск.
Тогда, после Гашербрум I и Гашербрум II, я даже не планировала следующие поездки, считала что нужно отдохнуть от таких нагрузок.
Но когда я с Лакпа вернулась в Катманду, мы чувствовали себя в прекрасной физической форме, и я решала осенью сходить на Манаслу.
У меня там еще оставались незавершенные дела, после того как в 2012 году я пережила трагичную лавину, унесшую жизни 11 альпинистов
В 2013 году на Манаслу у меня была фантастическая команда, мы поднимались легко и весело.
Крис Дженсен Берк (Chris Jensen Burke)
Нескромный вопрос: откуда Вы берете деньги на такие затратные проекты?
У меня немного не традиционный подход к финансированию. В течении 5 лет я усердно копила деньги и отпуска на работе, после чего смогла полноценно реализовать свою мечту.
За этот пятилетний период у меня было по 4-5 месяцев в году безработицы, поэтому недостатка в физических тренировках я не испытывала.
Для того что бы собрать необходимую сумму я даже продала все что было для меня не важно в этот период жизни. И стараюсь проводить больше времени в Катманду чем в Сиднее, ведь там проживание обходится гораздо дешевле.
Кроме того, я нашла немного спонсорской поддержи своих восхождений, ну и мои лекции приносят небольшой заработок.
В Ваших планах на 2014 год значатся восхождения на восьмитысячники Макалу и К2 - которые гораздо сложнее тех, что Вы прошли в 2013. Являются ли эти восхождения частью какого-то большего плана?
Я считаю что правильной тактикой будет та, которая позволяет оставить за плечами как можно больше восьмитысячников прежде чем придти к Макалу или тем более к К2. Чем больше у Вас опыта восхождений на восьмитысячники тем лучше. Тем более, частью моей стратегии будет приглашение Лакпы Шерпы в эти восхождения, ведь мы уже знаем все сильные и слабые стороны друг друга, нам не придется тратить на изучение друг друга время на горе.
Я не могу говорить сейчас о своей стратегии восхождения, она конечно же уже продумана, и я постоянно ее прокручиваю в голове, это помогает мне спокойно сосредоточиться.
А что насчет вашей команды на Макалу?
Это будет двойка: я и Лакпа Шерпа; у нас изначально были другие планы, но по различным причинам их пришлось отложить. Сейчас мы планируем снова объединиться, возможно и в 2015 году также.
Будете ли Вы использовать кислород в восхождении?
Я уже переживала несколько приступов пневмонии при восхождении в 2009 и 2011 годах, после одно из которых я чуть совсем не задохнулась.... Я усвоила урок на собственном опыте. Кроме того я подвержена атопии (аллергические заболевания), поэтому мне приходится справляться еще и с этим.
Моя физиология диктует условия... поэтому я буду подниматься с кислородом как в Гималаях так и в Пакистане.
Крис Дженсен Берк (Chris Jensen Burke)
Летом 2014 года Вы планируете восхождение на Броуд Пик и К2. Это двойное восхождение очень сложно. Учитывая это, скажите какая вершина будет для Вас приоритетней?
Я сосредоточусь на каждой вершине в своем восхождении. Если мне повезет, я поднимусь на Броуд Пик, и когда почувствую в себе силы после этого, поднимусь на К2.
Но я не исключаю такой вариант, когда обстоятельства заставят меня сперва подниматься на К2 а затем уже на Броуд Пик.
У меня нет привычки недооценивать проблемы. Я буду действовать по обстоятельствам, сталкиваясь с трудностями на этих обеих вершинах.
Планируете ли Вы завершить программу "14х8000"?
Если бы мне сейчас было 30 лет, я бы не задумываясь сказала бы "Да". Сейчас, в свои 45 лет я прежде чем ответить, трижды подумаю.
Для меня сейчас самое важное, взойти на одну вершину, оценить свои силы и понять стоит ли подниматься на другую.
Если я чувствую себя хорошо, тогда я иду на следующую гору и так далее. Я не стремлюсь быть самой первой, самой быстрой или что то подобное в этом роде. Для меня альпинизм это чистое удовольствие: когда ставишь перед собой трудную задачу и выполняешь ее
Что еще кроме альпинизма?
Я вся принадлежу горам, я хочу быть рядом с ними, постоянно. Для меня альпинизм это инструмент в достижении более глубоких знаний, опыта и навыков: это все часть веселья и приключений в жизни.
Вы выбираете себе вершины по силам, те, которые вас привлекают красотой и неприступностью и пытаетесь получить от них максимум впечатлений; при необходимости вы связываете себя командой.
И до тех пор пока ваш риск находится в разумных пределах, когда вы подходите к делу ответственно и продуманно, почему бы не наслаждаться горами?
Крис Дженсен Берк (Chris Jensen Burke) на фоне Эвереста и Лхоцзе