"Зачем?" Это один из самых провокационных вопросов для тех, кто пытается осуществить одно из сложнейших и увлекательнейших приключений в своей жизни, и для многих людей ответить на этот, казалось бы простой простой вопрос трудней всего.
Зачем бежать марафон? Зачем выступать на Тур де Франс? Зачем переплывать Ла-Манш? Зачем подниматься на Эверест?
Многие отвечают на этот вопрос, ссылаясь на личные жизненные цели или на то что хотят узнать пределы своих возможностей, или из за того что хотят разнообразить свою скучную жизнь.
Конечно, самый известный и популярный ответ на вопрос "Зачем подниматься на Эверест?" был дан журналистам задавшим его, в довольно саркастической ноте Джорджом Мэллори в 1924 году: "Потому что он есть" - ответил тогда Джордж. Но это не полные его ответ, тогда он продолжил: "Эверест - самая высокая гора в мире, и еще ни один человек не взошел на ее вершину. Само существование Эвереста является для меня задачей. Мой ответ исходит из инстинктивной сущности человека, из его желания в конце концов завоевать всю Вселенную!"
И сэр Эдмунд Хиллари объяснял, отвечая на этот же вопрос, что его восхождение на Эверест было частью глобальной работы команды, "Я никогда не вынашивал планы по завоеванию Эвереста. Как и все остальные восхождения в моей жизни, эта экспедиция была одной из многих, она была лишь еще одним этапом накопления опыта. Ни разу, в мои первые годы альпинизма, я не мечтал о Эвересте"
В этом материале я решил задать тот же вопрос "Зачем подниматься на Эверест?" своим знакомым и друзьям, которые пробовали подняться на вершину мира за последние несколько лет. И вот какие ответы я получил:
Боб Керр, 36 лет, попытка восхождения на Эверест в 2013 году, безрезультатно
"Когда я был юн, я боялся высоты. В возрасте 12-и лет я сам для себя поставил цель восхождения на вершину Бен-Невис к 16-и годам, к 30-и годам восхождение на Монблан и к 50-и годам восхождение на Эверест. Эта цель должна была помочь мне справиться со своим страхом. И поставив перед собой эти задачи я сделал все возможное что бы их выполнить.
Теперь Эверест стал моей единственной значимой целью.
Я не смог взойти на вершину в свои 35 лет когда был а в экспедиции в мае 2013 года, но этот опыт не пропал зря, эта попытка была прекрасной разведкой, и я обязательно снова вернусь к Эвересту что бы завершить свою цель.
Я считаю что в жизни каждый должен поставить для себя задачи и работать над их выполнением, а достижение цели подарит вам огромное чувство удовлетворения"
Билл Берк , 72 года. Является одним из старейших альпинистов на Эвересте, успешно взошел на вершину в 2009 году и планирует снова вернуться к ней в сезоне 2014 года:
"Прежде всего на ум приходит знаменитый ответ Джорджа Мэллори, но все же я постараюсь быть оригинальным в ответе
Мой роман с Джомолунгмой начался в 1998 году, с выходом на экраны фильма "Эверест", рассказывающей о катастрофе случившейся в мае 1996 года. Я помню что смотрел этот фильм в одном из кинотеатров Нью-Йорка и думал тогда: боже, какая же это красивая гора! Как бы я хотел в один прекрасный день взойти на ее вершину!
И этого дня я ждал почти 10 лет... Моя первая экспедиция на Эверест состоялась в 2007 году. Я попытался взойти на вершину мира что бы завершить свою программу "7 Вершин", начатую мной в 2002 году, и что бы наконец то сбылась моя мечта, которой я болел с 1998 года. Но на Эверест мне удалось подняться лишь в 2009 году. Это было прекрасно... после этого моя жизнь изменилась.
После моего успешного восхождения, причины по которым меня манил Эверест к себе изменились. Я люблю эту гору и очень часто думаю о ней.
Эверест - очень красив, величественен, он внушает благоговение и страх, но в тоже время это доброжелательная гора. Она всегда остается постоянной, но в то же время она такая разная...
Когда я стою на склонах Эвереста я чувствую в себе неземную силу, чувствую что стою на священной земле и я благословлен Эверестом
В 2014 году я снова приду к вершине мира, уже в седьмой раз в своей жизни. И если мне посчастливится стоять на вершине Эвереста в свои 72 года, я буду самым счастливым человеком на Земле. В любом случае, я буду благодарить Бога за предоставленную мне возможность познакомиться и бросить вызов этой горе.
Скотт Смит, в 2013 году успешно взошел на Эверест с Южной стороны
" Мой Эверест начался для меня еще в подростковом возрасте в Вермонте, это была банальная мечта: я просто хотел стоять ан высочайшей точке планеты. Я хотел ощутить красоту и великолепие вершины, увидеть как Эверест возвышается над всеми другими пиками мира. Эта мечта пленила меня и я безумно хотел взойти на Эверест.
Позже, когда мне пошел четвертый десяток лет, я уже мог себе позволить оплатить все сопутствующие для экспедиции на Эверест расходы и моя мечта превратилась в реальность. Я уже на полном серьезе стал собираться в экспедицию. При этом я даже мечтал просто забраться как можно выше по склону Эвереста, даже если я не буду на вершине, я буду удовлетворен собой, тем более что первые же мои шаги на Эвересте отрезвили мой пыл.
Физические и психологические нагрузки при восхождении на Эверест изменили мое представление о жизни и смерти, о красоте пейзажа и мраке ночи, о успехе и неудачи... все эмоции казалось смешались во мне как в котле, но при этом получилась идеальная гармония всего...
Проводя высотные альпинистские восхождения я понял, что был эгоистом, когда не принимал во внимание тот факт что меня с нетерпением ждут дома... Так я начал искать для себя другие, еще не изведанные мной мотивы восхождения на Эверест; только одно условие я при этом поставил: нельзя учитывать эгоистические нотки.
Когда мне было 7 лет я потерял своего отца... он умер от рака; когда я учился в аспирантуре, моя мать погибла в автокатастрофе; и я решил что восхождение на Эверест станет для меня огромным разочарованием, если мне оно не удастся, учитывая тот факт что родители знали о моей мечте...
Поэтому у меня не было ни одной мысли о повороте назад... я двигался лишь вперед.
Спустя несколько недель, после восхождения на Эверест, я вернулся домой, и хотя потерял в весе около 20-и килограмм, я понял что моя самая первая мотивация о Эвересте была так далеко от действительности...
Это был День отца, выходной день, после нескольких месяцев ограниченной связи со своими родными, я крепко обнял двух моих сыновей, 13-и и 11 лет от роду, и они мне сказали "папа ты сделал большую работу, мы знали что у тебя все будет хорошо"
Нельсон Деллис, дважды пытался взойти на Эверест (в 2011 году с Юга, в 2012 году с Севера), безуспешно
"У меня к Эвересту был личный мотив, я хотел подняться на вершину. С тех пор как я впервые поднялся на вершину Ренье - свой первый пик в альпинизме, мои желания все возрастали и возрастали, и ненасытный мой альпинистский аппетит естественно привел меня к Эвересту.
Эверест всегда был для меня конечной целью (поскольку выше него уже нет ничего в мире), и именно поэтому он привлекает меня. Я очень люблю подготовку к экспедиции, люблю путешествовать к нему, и я люблю экспедиционную жизнь.
Но больше всего я люблю воспоминания, которые остаются после Эвереста.
Другая не менее важная причина для меня - я хотел взойти на Эверест с целью повышения осведомленности о проблеме болезни Альцгеймера. Моя бабушка скончалась от этого недуга в 2009 году и я пытался найти пути для того чтобы привлечь внимание общественности к этой нерешенной медицинской задаче. Эверест стал моим выбором в качестве агитационного трамплина
С этой мыслью я поднимался на Эверест, но на его склонах я понял что эта гора вызывает во мне чувство благоговения, именно оно стало основной моей мотивацией, и именно это чувство открыло для меня и другие горы мира, кроме Эвереста.
Джон Далем, 66 лет, взошел на Эверест вместе со своим 40-ка летним сыном Райаном в 2010 году.
"Для меня и моего сына Райана это было невероятное путешествие, мы были одними из немногих, которые разделили радость восхождения как отец и сын. Я даже не уверен что может быть восхитительней чем стоять на вершине Эвереста, причем рядом со своим сыном, с которым прошел такую тяжелую подготовку, принеся в жертву время, деньги, свободное время, но получив безмерную поддержку от своей семьи.
Мы оба по образованию педагоги и наша экспедиция началась за много лет до восхождения, началась с накопления необходимых средств. Мы считали себя "чайниками" в альпинизме, хотя и провели экзаменационное восхождение на восьмитысячник Чо-Ойю до этого.
Вы должны жить своей мечтой, и если вы считаете что она выполнима - сделай те все для этого.
Возраст не должен стать преградой. Жизнь дарит нам прекрасные моменты и воспоминания, и считайте что Вы не жили, если не пытались выйти из своей палатки на высоте 8000 метров во время сильного шторма в направлении к вершине Эвереста... Безмерная усталость, страх, холод, тошнота и головокружение, запотевшие очки и трудность дыхания... а затем, оглядываясь на самый длинный путь в вашей жизни от Базовового лагеря к вершине, слезы радости в объятиях своего сына на вершине Эвереста.
Ильина Арсова, 31 год, первая женщина из Македонии, взошедшая на вершину Эвереста
Для меня как художника и альпиниста, Эверест всегда был страстью, самой большой в моей жизни. Меня всегда вдохновляла нетронутая человеком природа, и выложенные силы заставляют меня ощущать что такое исполнение мечты. Я стала первой женщиной из Македонии которая взошла на вершины Маттерхорн, Аконкагуа, Ама Даблам и т.д., но моей главной целью был Эверест, причем я должна была подняться на него до 30 лет.
Для этого мне потребовалось пройти очень серьезную подготовку, прежде чем я смогла присоединиться к экспедиции. Я была в компании с Тимом Моседалом, с которым поднималась вместе на Ама-Даблам в 2011 году.
Невероятные истории первооткрывателей давно уже толкают других спортсменов к свои целям. Я была счастлива стать одним из таких первооткрывателей в своей стране. Я открыла для Македонии Эверест, показывая пример того, что в мире нет ничего невозможного. И я хочу возвращаться к горам, потому что мой пример дает большой толчек другим людям поверить в себя и не сдаваться от своей мечты.
Закари Зайцев, 39 лет, взошел на Эверест в 2011 году
"Я поднялся на вершину мира по трем причинам. Первая - это та, что в мире существует не так уж и много мест, куда я могу придти и поднять свой дух на неимоверную высоту. Эверест для меня сродни посещения музея и наслаждения раритетами древности. Я представляю Эверест с точки зрения всех прошедших экспедиций с момента первых попыток восхождений в 20-ые года прошлого века. Эти первопроходцы были как космонавты в начале космической эры. У них была страсть и вера в свои силы, вера в величие горы.
По этой причине мне хотелось видеть эту легенду своими глазами.
Во-вторых, как и большинство альпинистов, я люблю ставить перед собой все более и более сложные задачи.
В третьих нет лучшего чувства, после того как выполнил, казалось бы невыполнимую, невероятную задачу"