Первое в истории прохождение Mazeno Ridge - интервью с Сэнди Алланом и Риком Алленом

Ребро Мазено - одна из самых известных непройденных линий "великих Каракорумских/Гималайских пиков". Лучшие альпинисты мира не раз штурмовали его.

Это самое протяженное ребро на восьмитысячнике, его длину разные источники оценивают в 10-13 км.

Маршрут экспедиции по хребту Мазено (Mazeno Ridge)
Маршрут экспедиции по хребту Мазено (Mazeno Ridge)


Ветераны-гималаисты бритты Сэнди Аллан и Рик Аллен (Sandy Allan, Rick Allen), большую часть пути в компании с южноафриканкой Кэти О'Дауд, непальцев Лхакпа Рангду Шерпы Лхакпа Зарок Шерпы и Лхакпа Нуру Шерпы (Cathy O'Dowd, Lhakpa Rangdu Sherpa, Lhakpa Zarok Sherpa, Lhakpa Nuru Sherpa), подошли к решению проблемы довольно прагматично.

Акклиматизировались на первом отрезке маршрута, затем вышли из базового лагеря в альпийском стиле.
Пересекли восемь вершин Мазено и с ночевки на 7200м предприняли неудачную попытку штурма напрямую.
После чего Аллан и Аллен совершили сложный спуск на юг, траверсировали северный фланг к вершине и снова сложный спуск по классике на северном фланге.

Более подробней о этом прохождении читайте в нашей статье: Впервые в мире пройден хребет Mazeno с восхождением на восьмитысячник Нанга Парбат

Напомним также, что за это прохождение Сэнди Аллан и Рик Аллен получили награду самого престижного альпинистского конкурса Piolets d'Or 2013

А здесь мы представим интервью с покорителями хребта Мазено:

Где вы познакомились?

Сэнди Аллан (С.А.): Рик и я задолго до восхождения на Мазено часто были в Шамони, к тому же я знал что там также занимается сильный альпинист из Абердина... мы часто переписывались но никогда прежде не встречались лично. Лишь в 1985 году Mal Duff пригласил нас обоих в экспедицию на Эверест, и вот лишь тогда мы познакомились

О хребте Мазено Вы давно мечтали?

С тех пор как в 1995 году нас пригласил в экспедицию Дуг Скотт (Doug Scott)

Каково это думать о своей мечте столь длительное время?

С.А.: Я думаю, что если у вас есть такой простой мозг как у меня, то это вообще не проблема.

Рик Аллен (Р.А.): Еще в 1995 году мы вместе с Andrew Lock смогли пройти треть маршрута оп хребту Мазено, но вынуждены были отступить.
С.А.: В нашем прохождении мы прошли точку невозврата, и мы действительно думали, что это совершенно невозможно. У нас осталось впечатление, что это был очень, очень серьезный маршрут, и более того, он казался непроходимым, но помимо этого этот маршрут всегда был в глубине моего сознания, и не удивительно что я хотел к нему вернуться.
При этом мы думали: зачем тратить наше время на что-то, прохождение которого не было невозможным, но очень и очень тяжелым, поэтому мы долгое время откладывали наше прохождение.

Это маршрут, который требует опыта и знаний?

Р.А.: Это маршрут, который манил многих альпинистов. За последние 20 лет было около 10 попыток его прохождения, которые совершали лучшие альпинисты современности. Но все эти попытки были неудачными, поэтому мы лишь продолжали мечтать о своем прохождении. В 2009 году у нас появилась еще одна возможность пройти маршрут на вершину восьмитысячника Нанга Парбат с нашим австрийским другом, по стороне Diamir и наше восхождение было успешным.
Именно это восхождение дало нам надежду говорить о возвращении к хребту Mazeno и начать разрабатывать варианты его прохождения, которые могли бы иметь шансы на успех.

С.А: Даже когда мы были на стороне Diamir на Нанга Парбат мы были немного расстроены и все время думали, почему мы здесь, когда мы видим, что фантастический хребет там, в стороне от нас.
Мы даже думали об изменении наших пермитов, чтобы можно было попасть на хребет Mazeno, но тогда мы пришли к мнению что это несколько преждевременно. К тому же восхождение на Нанга Парбат было нам на руку - ведь так мы могли на себе узнать наш будущий путь спуска с хребта Мазено.
В дальнейшем мы делали все чтобы вернуться к хребту, но я работаю горным гидом и мне постоянно не хватает денег на свои проекты, а Рик работает в нефтяной компании, и ему очень трудно было взять такой большой отпуск.

Сэнди Аллен и Рик Аллан (Sandy Allan, Rick Allen) на Нанга Парбат 2012
Сэнди Аллен и Рик Аллан (Sandy Allan, Rick Allen) на Нанга Парбат 2012


Технически это было сложное прохождение?

С.А.: Это невероятно острый гребень. Американцы, которые пытались определить его сложность, могли лишь описать словами что это какая-то сумасшедшая сложность, причем эта сложность меняется в зависимости от того, сколько снега на маршруте в тот или иной момент времени, и по какому маршруту будет проходить трасса.
Лично мы оценили этот маршрут по Шотландской шкале как IV класс, но учтите что на высотах больше 7000 метров микстовый участок IV класса проходится очень тяжело. Это не просто переход по снегу и скальникам. Зачастую этот переход связан с очень опасными карнизами, обрывами и нависаниями... на этом маршруте это неизбежно.

Р.А.: Это очень сложный маршрут, и его сложность также связана с его длинной

С.А.: Когда Рик и я поднимались по непокоренному Северо-Восточному гребню Эвереста, где при восхождении погибли Joe Tasker и Pete Boardman, мы думали что ничего сложнее быть не может, но на самом деле, несмотря на то, что Эверест значительно выше средней отметки хребта Мазено, я чувствовал что мои силы на хребте должны быть выше чем на Эвересте.

Р.А.: Я согласен.

Сэнди Аллен и Рик Аллан (Sandy Allan, Rick Allen) на хребте Мазено (Mazeno Ridge)
Сэнди Аллен и Рик Аллан (Sandy Allan, Rick Allen) на хребте Мазено (Mazeno Ridge)


После 13-и дней экспедиции остальная часть вашей команды спустилась в низ, а что заставило Вас остаться на хребте?

С.А.: Для меня это было очень просто. Я просто не хотел вставать очень рано и мчаться прочь. В ту ночь у меня был самый фантастический сон за последнее время, и я проснулся как будто спал дома в своей постели: отдохнувшим и бодрым.
Шерпы и Кэти при том, еще на кануне приняли решеине сойти с маршрута. Рик и я тогда как-бы поддержали их, но в то же время мы не хотели отказываться от нашей мечты.
В тот момент, когда наши дороги расходились, мы остановились и сказали друг другу: "До свидания", но мы таки не знали, сможем ли пройти маршрут или нет.
Но мы не хотели спешить с решением. Вот почему мы постоянно общались по спутниковому телефону с нашей частью команды, и в течении дня все таки приняли решение попытаться пройти маршрут.

В течении пяти дней вы оставались на хребте без еды, а три дня у вас не было даже воды

С.A: Рик не умел готовить, да это и не имело значения, ведь на большой высоте организм не переваривает пищу так как в низу, причем обильная еда вызовет лишь негативный эффект. Здесь очень серьезный вопрос в гидратации. Я помню свое первое заседание в MEF, когда знаменитый альпинист и врач Майк Уорд сказал, что самое важное в Гималаях это пить много воды. Это всегда действовало положительно, и эту фразу я запомнил на всю жизнь. В таких восхождениях, на отметках более 7000 метров Вам потребуется около 7-8 литров воды в день на человека

Р.A: Я согласен с этим фактом. На самом деле вы даже теряете аппетит в горах. Даже если вы нуждаетесь в калориях, организму очень трудно получить их из еды и запастись ими... при этом ваше тело очень тяжело переваривает пищу.

Впервые в мире пройден хребет Mazeno с восхождением на восьмитысячник Нанга Парбат
Впервые в мире пройден хребет Mazeno с восхождением на восьмитысячник Нанга Парбат


Каким было восхождение на вершину Нанга Парбат?

С.А.: Это было невероятно, мне было безумно хорошо. Мы начали подниматся на вершину около 14:00 дня. Стоял туман, и мы не видели где точно была вершина Нанга Парбат. Мы вспоминали что вокруг вершины было масса небольших пиков, и затем, в 17:30 туман неожиданно ушел и мы смогли увидеть нашу финальную точку. Мы были всего лишь в 100 метрах от вершины.

Сэнди Аллен и Рик Аллан (Sandy Allan, Rick Allen) на Нанга Парбат 2012
Сэнди Аллен и Рик Аллан (Sandy Allan, Rick Allen) на Нанга Парбат 2012


Как себя чувствовала остальная часть команды?

С.А.: Каждый из них достиг своего предела выносливости, и они справедливо отказались от покорения вершины, ведь те усилия которые они прикладывали на прохождения хребта для них были невероятными, и я также считаю что шансов взойти на Нанга Парбат у них не было. Перед вершиной они уже захотели спуститься вниз, поскольку больше сил организм отдать маршруту уже не мог, все что можно было сделать, они сделали.

Вы были среди других сильных номинантов премии Piolets d'Or. Как Вы считаете, почему Ваше восхождение прошло в финал?

С.А.: Мы разрешили огромную альпинистскую задачу, которая была проблемой для многих поколений людей в течении долгого времени.
Насколько наше восхождение важней других представленных на Piolets d'Or - это вопрос спорный. Но мы действительно старались войти в историю, и это здорово, что наше восхождение было признано в мире альпинизма, но при этом говорить что наше восхождение лучше чем какое либо другое немного глупо и материалистично.

Р.A: На Piolets d'Or было представлено много удивительных маршрутов. Наш маршрут был не столько технически сложным, но был длиннее и длился гораздо дольше чем у прочих номинантов. Я не знаю, как составляется мнение о маршрутах, когда надо называть какой из них самый достойный награды... Хорошо что я не в жюри премии.

спуск по стороне Диамир с Нанга Парбат (Diamir Face)
спуск по стороне Диамир с Нанга Парбат (Diamir Face)


Что вы думаете о неординарном решении наградить всех номинантов?

С.А.: Я просто занимаюсь альпинизмом потому что люблю его. Я восходил с Marko Prezelj не один раз, но он отказался от премии. Я бы не стал этого делать. Я думаю, это хорошо, что все были награждены. Но при этом я не считаю что альпинизм это место для такой награды. Достаточно признания коллег - альпинистов.

Р.A: Это решение означает что в дальнейшем будет гораздо больше номинантов что бы наградить больше команд. Каждый из номинантов сделал удивительные восхождения, и действительно очень трудно было определить лучшего. Для меня, когда мои коллеги говорят что я сделал что-то замечательное в альпинизме, уже хорошо..

Что у Вас в дальнейших планах?

С.А.: У нас есть планы для других восхождений. Если только у нас будут силы это сделать, ведь когда я вернулся с Нанга Парбат я думал что уже никогда никуда не поду.
Когда то я ездил в Австралию по работе, в той же отрасли в которой работает Рик, я думал что смогу провалятся на пляже все свободное время, но я увидел вдалеке высокие холмы, и понял что я очень многое пропускаю в своей жизни.

Я бросил работу и вернулся обратно в Шотландию и стал горным гидом и ледолазом, при этом пробивая новые маршруты на вершины.

Р.А. Я сильно обморозил ноги в этом восхождении, и в 2013 году не собираюсь возвращаться к большим высотам, я хочу подождать пока мои пальцы не восстановятся полностью. В то же время у меня есть большие планы на 2014 год...

Здесь на Piolets d'Or очень мало женщин. Почему?

Р.A: В нашей команде была Кэти О'Дауд (Cathy O'Dowd), которая присоединилась к нашей экспедиции. Она смогла пройти далеко по хребту с нами, и это здорово что она нашла время и смогла приехать в Шамони вместе с нами.
Да, женщин альпинисток, которые поднимаются на высочайшие пики мира очень мало , но вы посмотрите в жюри. Там есть женщины, к тому же которые покоряли все 14 восьмитысячников, так что альпинизм это не только для мужчин.

С.А.: Я лично знаком с канадскими, французскими и британскими очень сильными альпинистками. Большинство людей не хотят находится долгое время в жестких горных условиях Гималаев, но некоторые из них могут это сделать.

по материалам https://www.thebmc.co.uk

Теги: Кэти О'Дауд, Cathy O'Dowd, альпинизм, хребет Мазено, Нанга Парбат, Mazeno Ridge, Сэнди Аллан, Рик Аллен, Sandy Allan, Rick Allen
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ