Сейчас большинство альпинистов в Альпах хотя бы один раз в жизни пользовались услугами горных гидов для покорения вершин. Именно поэтому интересно было бы рассмотреть, как возникала и развивалась эта профессия и служба.
Будучи еще студентом, автор этой статьи защитил магистерскую работу по теме «история альпинизма Западных Альп в 19 веке», в которой значительную часть занимало описание конфликта и парадоксальных отношений возникших между альпийскими горными гидами и английскими альпинистами; поэтому в статье дается описание событий до XX века.
На протяжении многих веков люди, которым необходимо было пересечь Альпы, нанимали местных жителей (в основном крестьян), чтобы они провели их через опасные перевалы и ущелья в безопасную зону.
Однако, всё же таких смельчаков (или отчаянных людей) было не так уж и много, подавляющая часть населения Европы предпочитала избегать переходов через перевалы эти высокие и враждебные горы. В средневековье считалось, что в неприступных горных ущельях и пещерах живут кровожадные драконы и прочие мифические существа.
К переходу через Альпы в то время людей тянула жажда торговой наживы или паломничество, миссионерство. Но даже такая тяга не могла привести к массовому переходу и созданию прочных торговых пешеходных путей через Альпы. Этот факт позволяет выделить в истории зарождения альпинизма людей, которым действительно нравилось пересекать высокие перевалы и наслаждаться красотой гор. Одним из первых альпинистов в Европе считается итальянский гуманист Петрарка, который поднялся на вершину Ventoux в Провансе (юг Франции) в 1336 году.
После этого подвига Петрарки, в горы поднимались такие известные в истории люди как Леонардо да Винчи (15 век) и Конрад Гесснер (16 век). Однако, в их время, эти восхождения не могли привести к развитию альпинизма, большинство людей всё еще боялись вершин гор, предпочитая наслаждаться ими с спокойных теплых долин. Поэтому Альпы, вплоть до 18 века оставались для человека terra incognita. Такое боязливое отношение к горам, в итоге сыграло важную роль в развитии профессии альпийских гидов.
Представим ситуацию когда, скажем, торговому каравану необходимо пересечь Альпы: в этом случае караван нанимал местных крестьян, живущих у самого подножья гор, что бы они вывели караван к назначенному месту по другую сторону перевала. Для крестьян, так же как и для большинства европейцев того времени переход через горы был очень опасным занятием, однако, предлагаемая плата за переход, все-же заставляла подниматься в горы.
Стоит отметить, что в то время, местные крестьяне, не знали высокогорных переходов через перевалы, они знали только нижнюю часть горных хребтов на уровне горных пастбищ (или охотничьих мест), но никак не выше, на уровень ледников крестьяне в повседневной жизни не поднимались. Поэтому все переходы через Альпы совершались по известным низким перевалам.
вид на массив Монблан. Картина Jean-Antoine Linck. Конец 18 века
С этого момента, благодаря бурному развитию естественных наук, начало меняться отношение людей к горам: от откровенного страха до исследовательских походов.
Все больше людей стали понимать, что горы это не грязное, холодное и опасное место, населенное драконами и демонами, а место неземной красоты в котором человек остается наедине с собой, что это место вызывает в душе человека нечто возвышенное, блаженное.
В этот период, благодаря некоторым великим поэтам, художникам и философам, таким как лорд Байрон, Каспара Давида Фридриха и Жан-Жака Руссо которые влюбились в горы и красочно, как могли описывали их красоту, к Альпам потянулись и простые люди, это не было еще восхождениями, это было только «прикосание» к горам; люди подходили к ним постепенно, как подходит к человеку дикое, но неопасное животное.
В этот период многие состоятельные люди начали совершать так называемый альпийский «Grand Tour» путь которого пролегал по самым развитым городам того времени: Рим, Венеция, Флоренция, Пиза, Париж, Женева,... и зачастую этот путь включал в себя также посещение фламандских и голландских городов.
К концу восемнадцатого века в этот маршрут был добавлен французский Шамони, как важная точка, обозначающая для путешественников истинный переход через Альпы. С этого момента, Шамони, находящийся в «эпицентре» Альп начал развиваться как регион, который привлекал к себе путешественников со всех концов Европы.
Вслед за философами, художниками и поэтами в горы пришли ученые, первыми из них были: Бенедикт де Соссюр, Луи Агасси, Джеймс Форбс, Бернард Штудер и Джон Тиндаль. Ученых в горы тянула тяга к непознанному; и в процессе пополнения научной базы (в области гляциологии, картографии, ботаники, и других связанных с горами наук) ученые углублялись в горы все дальше и выше, открывая путь, а зачастую становясь самими, альпинистам. Так Альпы постепенно лишились своего статуса Terra Incognita.
Большинство людей, которые посещали Шамони (или другие подобные горные селения) прежде всего хотели посмотреть вблизи на могучие горные ледники и горные пейзажи, и конечно же великолепный Монблан.
вид на Монблан из Шамони, картина начала XX в.
Именно этот момент можно считать зарождением профессии горного гида.
Приезжающие в Шамони туристы, полагали, что местные крестьяне прекрасно знали все горные тропы и дороги на вершины гор, однако, как мы писали выше, знания местных жителей практически всегда распространялось только до верхней границы пастбищ. Но всё-же, даже такие, частичные знания о горах, давали огромное преимущество перед людьми всю жизнь прожившими на равнине или у моря.
К тому –же, как и прежде, для местных жителей, приезд туристов означал и весомый денежный доход. В итоге в Шамони, у подножья самой высокой вершины в Альпах – Монблана, сосредоточился весь «горный потенциал» Альп, будущее современного альпинизма. Шамони автоматически становиться « столицей альпинизма». Кроме Шамони развивались и такие горные места как Церматт или Гриндельвальд в Швейцарии, однако они смогли догнать Шамони по развитию лишь к 1860-м годам.
Рост числа туристов в Шамони означал что все больше местных жителей могли заработать на жизнь водя туристов по горам (конечно это была не работа горными гидами в современном представлении). Для того времени высшей сложностью горных походов считался выход на ледник, одним из первых был ледник Mer de Glace на Монблане, берущий свое начало на высоте 2400 метров.
ледник La Mer de glace - (ледяное море)
Через год после этого восхождения , Орас Бенедикт Соссюр совершил совместно с Жаком Бальма также совершил восхождение на Монблан, это восхождение было совершено уже с исследовательским оборудованием — Бальма первым зафиксировал, что именно Монблан является высочайшей вершиной Европы.
Памятник Horace-Benedict de Saussure и Jacques Balmat в Шамони
Памятник Horace-Benedict de Saussure и Jacques Balmat в Шамони
Памятник Мишелю Паккару (Michel Paccard).в Шамони
Памятник Мишелю Паккару (Michel Paccard).в Шамони
К 1821 году в Шамони съезжалось рекордное, на то время, количество людей, желающих подняться в горы или на все время своего отдыха заняться горным туризмом. Хоть эти туристы и не поднимались высоко в горы, а подъемы на вершины Монблана или проход через ледники были единичными случаями; всё-же местные жители понимали что настало время разработать чёткие правила поведения туристов в горах.
24 июля 1821 года городской совет Шамони решил создать официальную организацию под названием «Compagnie des guides de Chamonix», которая станет в итоге первой в мире ассоциацией горных гидов. Последним толчком к созданию такой организации послужило трагическое событие случившееся в 1820 году на склонах Монблана: тогда при восхождении на вершину погибли три местных проводника.
Новая созданная организация в первую очередь взялась за создание правил поведения и восхождения в Альпах и отбор среди местного населения наиболее подходящих и опытных проводников для работы горными гидами. Что характерно, кроме Шамони, вплоть до 1860-х годов, нигде не было выработаны эти правила (ни в других горных регионах Франции, нив Швейцарии, ни в Италии) и местные проводники продолжали водить туристов в горы, постоянно подвергая опасности как себя так и своих клиентов, поскольку знания проводников о горных восхождениях порой были такого же уровня как и их клиентов, приехавших в горы первый раз.
Дом в Шамони, где все начиналось в 1821 году
Ассоциация разработала первые важные правила альпинизма и правила о необходимой квалификации претендентов на работу горными гидами. Прежде всего Ассоциация обязала горных гидов проводить восхождения только по установленным, проверенным маршрутам.
Затем последовал дифференциальный подход к оплате труда горных гидов: плата за восхождение на Монблан была самая большая (это и не удивительно, ведь такое восхождение было наиболее тяжелым и опасным) и стоила 40 ливр на человека, а к примеру однин из самых простых маршрутов: к леднику «La Mer de glace» стоил 7 ливр на человека.
Чтобы понять, что это за сумма, отметим, что например, дневная заработная плата парижского рабочего составляла от 1 до 2 ливров, на 1 ливр можно было купить до 3 килограммов хлеба, один килограмм дешевого мяса.
горные гиды из Compagnie des guides de Chamonix
Когда в Шамони приезжал турист или альпинист и обращался в Ассоциацию за помощью гидов, ассоциация сама выделала ему одного (или нескольких) гидов в зависимости от сложности или продолжительности маршрута. Для примера приведем выдержки из правил Ассоциации от 1872 года: ««Для восхождения на Монблан, Ассоциация обеспечивает туриста не менее тремя горными гидами и двумя гидами-носильщиками. Для двоих туристов восхождение обеспечивается не менее четырьмя горными гидами и тремя гидами-носильщиками, и по одному горному гиду на следующего дополнительного туриста в группе».
Важным следствием такой политики стало то что Ассоциация быстро становилась богатой и влиятельной организацией; в итоге она монополизировала рынок восхождений в Французском Монблане. В следствии этого, иностранные горные гиды, например из Швейцарии, не имели права восходить на территории контролируемой Ассоциацией. И только начиная с 1850-х годов ситуация начала постепенно меняться. Ранее мы говорили, что при создании Ассоциации начал развиваться профессиональный подход к восхождению, это конечно же верное утверждение, однако, стоит сказать что, вплоть до середины 19 века реальное обстоятельство дел в Ассоциации не позволяет с уверенностью утверждать о развитии профессионального подхода к восхождениям. Реальные продвижения в профессионализме горных гидов начались развиваться только со второй половины 19 века.
И далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла растущая роль англичан в Альпах в период 1850-х и 1860-х годов. В основном, за счет элиты британских альпинистов, профессия горных гидов в Альпах становится все более и более профессиональной, члены Ассоциации могли развить свои альпинистские навыки до уровня который был намного выше того, который был раньше. Этими «учителями» были: Wills и Mathews, Hereford George и Leslie Stephen.
Цитата из книги «The Victorian Mountaineers» (Clark R., 1953 г ): « Настоящие горцы: Wills и Mathews, Hereford George и Leslie Stephen пришли в Альпы, и как Прометей, дали крестьянам «огонь знаний» который сделал из крестьян первыми членами великой профессии».
горные гиды из Compagnie des guides de Chamonix
Даже те гиды и носильщики, которые работали в Ассоциации, не имели постоянной работы, и занимались туристами лишь малую часть своего времени. И в работу горными гидами, крестьян по прежнему тянул зароботок, который был гораздо выше заработка от земледелия или скотоводчества.
Этот фактор кратковременного занятия восхождениями и служил основным «тормозом» развития профессионализма горных гидов.
Кроме того, большинство горных гидов, на самом деле не горели желанием развивать свои навыки в альпинизме, поскольку они ориентировались на туристов, для которых вполне достаточно было лишь слегка подняться в горы. Большинство горных гидов того времени были специалистами лишь до высоты середины гор.
За период с 1786 по 1854 года были покорены лишь двенадцать пиков высотой выше 4000 метров, среди них: Triglav (1778), Mont Blanc (1786), Grossglockner (1800), Ortler (1804), Jungfrau (1811), Breithorn (1813), Finsteraarhorn (1829), Aiguilles d'Arves (1839).
Эти восхождения были сделаны только горсткой отважных горных гидов, в то время как большинство гидов не видели причин развиваться в своем умении, уделяя большую часть своего времени крестьянским делам.
И только после того, как в Альпы пришли английские альпинисты, местные жители почувствовали необходимость подтягивать свой уровень под все возрастающие запросы англичан.
горные гиды из Compagnie des guides de Chamonix
В числе рабочих Ассоциации (которые тем не менее считались горными гидами) были такие «специалисты» как: проводник по ледникам (Gletscherführer), погонщик мулов (Maultierführer) или носильщик (Personen или Packträger) и даже те, которые тянули повозку.
В целом получалось, что большую часть времени гиды были заняты не как проводники а как слуги, ведь богатые туристы, особенно из аристократических сословий, не хотели (по большому счету, даже и не могли себе позволить) выполнять черновую работу, они желали подниматься в горы с максимальным комфортом. Поэтому в Ассоциации и были приняты такие правила, когда на одного человека выделялись как минимум 4 гида.
Только начиная с середины 1850-х годов, под все возрастающими сложными восхождениями в Альпах, эта позиция к горным гидам начала меняться. Причем меняться начала очень резко.
Это было начало эпохи «Золотого Века» альпинизма, времени, когда в Альпах появились английские альпинисты.
Фреска: горные гиды из Compagnie des guides de Chamonix
Высокогорные восхождения для удовольствия, в то время, были недоступны для большинства людей, и прежде всего по причине отсутствие комфорта в восхождениях, к которому так привыкли дома богатые туристы.
И когда были совершены первые высотные восхождения только лишь с целью насладиться красотой гор, реакция общества была резкой и категоричной: вот, к примеру, цитата из книги «Where there’s a will there’s a way: an ascent of Mont Blanc, by a new route and without guides» (Hudson C. en Kennedy E. S, 1856 год), показывающее отношение общественности к альпинистам:
«Они обвиняют нас за то, что мы рисковали собственной жизнью без какой либо обоснованной научной или духовной цели; и теперь, когда мы, протягиваем руки своим друзьям, рассказывая о своих путешествиях и приглашая повторить наш путь, мы должны быть готовы защищать свои права в суде по обвинению в непредумышленном убийстве».
Только начиная с 1860-х годов высокогорные восхождения, с одной лишь целью: подняться на вершину, становятся более-менее приемлимыми в обществе. Хотя все еще много людей не могли (или не хотели) понять, зачем нужно подниматься так высоко в горы.
горные гиды из Compagnie des guides de Chamonix
В некотором смысле можно сказать, что Ассоциация «Compagnie des guides de Chamonix» изобрела социальное страхование.
Позже к этому пришли другие ассоциации, а с 1860-х годов и различные альпинистские клубы в Альпах. Как пример можно привести старейший Австрийский клуб «Österreichischer Alpenverein» который с момента основания обязал всех своих членов, которые хотели заниматься работой горным гидом, внести специальную плату, которая была бы использована в случае травмирования или смерти гида. Кроме того, фонд социального страхования, также обеспечивал дополнительную заработную плату гидам. Был общепринятым тот факт, что горный гид максимально хорошо выполняет свою работу только тогда, когда получает за нее достойную плату.
Однако, несмотря на эти благие намерения, этот вид социального страхования не всегда работал идеально. В большинстве моментов, выплаты по страховым случаям были мизерными, несравнимыми с потерей рабочего места горного гида, а еще более мизерными были выплаты семьям потерявшим своих кормильцев в горах, в сравнении с продолжением «достаточного уровня жизни». Этот факт подтверждается множеством задокументированных официальных документов по выплатам.
Только к концу 19 века фонд социального страхования начал делать более достойные выплаты по страховым случаям.
Начиная с 1850 года в Альпы начали приходить все больше и больше британских альпинистов. Довольно быстро и по разным причинам эти британские альпинисты заняли доминирующее положение в Альпах; британцы резко начали проводить успешные «атаки» на высочайшие пики Альп. В период (1850-1860-х годов) среди альпинистов в Альпах подавляющим большинством были британцы. Такой большой приток британских альпинистов в Альпы в итоге внес серьёзные коррективы в развитие альпинизма в целом и профессии горных гидов.
В период с 1854 по 1865 года британскими альпинистами были покорены 31 вершина выше 4000 метров в Альпах, и только 4 первовосхождения на вершины выше 4000 м. за этот период приходится на альпинистов из других стран. Конечно, британцы брались не только за первовосхождения, они совершили множество повторений уже пройденных маршрутов: в период с 1852 по 1857 годы на вершину Монблана было совершено 64 восхождения, и 60 из них были восхождения британских альпинистов.
Этот период считается «Золотым веком» альпинизма.
О существовавшем в то время доминирующем положении британцев высказался Gottlieb Studer (швейцарский альпинист: 1804-1890): «Эти авантюрные путешествия стали модным явлением в Альпах, многие из нас испугались сыновей Альбиона, которые преподали нам яркий пример. Швейцарские альпинисты, которым должен был принадлежать Gletscherjoch, так и не услышали от своих лидеров призывов подняться, а вскоре, те же лидеры уже были гидами у британцев».
Швейцарский горный гид Almers, отметивший золотую свадьбу (на фоне Wetterhorn (1894 год).
Британцы были именно теми альпинистами, которые хотели подняться именно на непокоренные ранее пики, пройти своими, ранее нехожеными маршрутами. И для того чтобы они могли совершить такие восхождения, горные гиды (лучшие из которых: Melchior Anderegg, Michel Croz, Johann J. Bennen, Ulrich Lauener, Auguste Balmat, Christian Almer, Devouassoud, Franz Andenmatten) должны были обладать практически невероятными (на то время) способностями. Конечно, они могли отказаться от такой тяжелой работы (напомним, что гиды, в то время, были прежде всего сельскими крестьянами), но в таком случае они потеряли бы такой выгодный заработок, который гарантировал им безбедную жизнь.
За это горные гиды были благодарны британцам, с их приходом, крестьяне стали зарабатывать гораздо больше денег чем прежде, что позволяло им более полноценно содержать свои семьи в этих бедных горных селах в Альпах.
Кроме того, поднимаясь с британцами в горы, эти гиды начали все больше и больше делать собственные восхождения, и не только ради денег, а потому что им начали нравиться сами горы и процесс восхождения. Вместе с этим, клиентам и самим стало нравиться подниматься рядом с горными гидами, постепенно стёрлись отношения в группе как «хозяин-слуга», теперь на первый план выходили исключительно дружеские, братские, равные отношения.
Первое покорение Wetterhorn в 1854 году англичанином Alfred Wills (обратите внимание на елку)
Следующими кто повлиял на профессию горных гидов (хоть и не прямо а косвенно), были ведущие альпинисты впервые созданного альпклуба.
Alpine Club был первым альпинистским клубом в мире. Он был основан в Лондоне в 1857 году и представлял собой ассоциацию альпинистов. Идея создания такого клуба впервые пришла в голову William Mathews (будущему президенту альпклуба: с 1868 по 1871), 22 декабря 1857 года, когда группа британских альпинистов встретилась в отеле Ashley в Лондоне, он сказал: «Я хочу рассмотреть вопрос о создании Альп клуба, члены которого могут собраться на обед один раз в год, допустим в Лондоне, и рассказывать всем членам клуба о своих восхождениях, делиться опытом» (из записей Alpine Club Archives, 1922/B65).
Первым председателем был Alpine Club ирландский политик, натуралист, путешественник и альпинист Джон Болл. Под его руководством в клубе был издан первый в мире гид по Альпам (Alpine Guide).
Alpine Club, как ни странно, в большинстве случаев не привлекал к своим восхождениям горных гидов ассоциации Compagnie, и старался вообще не иметь с ними ничего общего, по крайней мере как с полноценными гидами; британцы из Alpine Club если и нанимали гидов ассоциации то только как носильщиков и слуг (но, этот факт ничуть не сказался на гонных гидах – об этом расскажем чуть ниже).
Одной из основной причиной этого считалось то что, в большинстве своем горные гиды Compagnie имели гораздо меньший опыт восхождений чем ведущие альпинисты альпинисты будущего Alpine Club. Туристы из Европы и местные жители видели, как богатые, опытные англичане, нанимали лучших гидов Compagnie исключительно в качестве носильщиков и слуг. Естественно, что отношения в такой группе к гидам было соответствующее. Только начиная с конца 1850-х годов, когда все больше стало приезжать туристов «среднего уровня», эта ситуация начала меняться.
Эти британцы, уже могли рассмотреть в гидах равных по силам людей и начать относиться к ним как к равным себе. Конечно же, было и много исключений по этому вопросу, но в целом ситуация начала меняться.
Первое покорение Маттерхорна членами Alpine Club под руководством Эдуарда Уимпера 14 июля 1865 года
Это были:
- австрийский Austrian Alpine Club, основанный в 1862 году (Österreichischer Alpenverein (OAV)),
- швейцарский Swiss Alpine Club, основанный в 1863 году (Schweizer Alpenclub/Club Alpin Suisse (SAC/CAS)),
- итальянский Italian Alpine Club основанный в 1863 году (Club Alpino Italiano (CAI)),
- немецкий German Alpine Club основанный в 1869 году (Deutscher Alpenverein (DAV)),
- французский Club Alpin Français(CAF) основанный в 1874 году.
Эти клубы были основаны на манер первого Alpine Club (Англия), но с одним существенным отличием: они все предпочитали иметь тесную связь с альпийскими горными гидами.
Постепенно эти клубы сами начнут обучать профессии горных гидов, проводить тренинги и семинары по повышению квалификации. По прохождению этих курсов, слушателю выдавался специальный сертификат, подтверждающий его квалификационный уровень горного гида.
Если во Франции, Германии, Италии обучением и правилами горных гидов занимались отдельные альпинистские клубы, то в Швейцарии дело обстояло несколько иначе: организация и обучение профессии горных гидов занимались муниципальные органы самоуправления каждого тодельного кантона. Они выдавали различные сертификаты для различного уровня обучения горных гидов, таких сертификатов было три вида:
1. Besteigungsführer (горный гид - альпинист),
2. Maultierführer (погонщик мулов),
3. Personen - или Gepäckführer (носильщик и обслуживающий повозки).
Трагедия на Маттерхорне в 1865 году. Гравюра Gustave Doré
Кантоны сами устанавливали тарифы для горных восхождений, экскурсий и походов, и они также принимали решение о минимальном числе горных гидов для группы. Так, например, в правилах для туристов было записано что,: «мужчинам с избыточным весом необходимо взять не менее шести носильщиков. (из правил « Gesetz, Reglement & Tarif für den Führerdienst im Canton Wallis, Article 17, p. 9.»).
В остальных же странах Европы, местные государственные власти были не столь активны в участии развития альпинизма и поддержке горных гидов; и именно благодаря отдельным альпийским клубам альпинизм стал более популярным среди населения Европы чем раньше.
Вернемся к английскому Alpine Club: несмотря на небольшую численность его членов, и тот факт, что они старались не иметь дел с горными гидами, все же произвел положительный момент для развития профессии горных гидов: прежде всего тем, что Alpine Club способствовал увеличению потока альпинистов из Англии. Так случилось, что в состав Alpine Club входили много людей одаренных литературным талантом, они писали много красочных рассказов о красоте гор, что служило огромным стимулом для читателей что-бы пойти в горы.
Это дополнительное увеличение числа туристов (альпинистов) автоматически означало увеличение нагрузки и спроса на горных гидов. Но не только горные гиды получили дополнительный заработок, для обслуживания большого количества туристов потребовались такие профессии как: туристические менеджеры, рестораторы, отельеры и др.
Дамы и горные гиды на леднике Mer de Glace, фото 1886 года
«Следует признать, что огромный рост числа туристов, как правило, снижает общий уровень предоставляемых квалифицированных услуг горными гидами. Следует обязать власти кантонов ужесточить правила отбора и обучения горных гидов; кроме того, следует в каждом горном отеле вывешивать официальные установленные тарифы на посещение Альп, и, что еще более важно, вывешивать список сертифицированных горных гидов. Это, по нашему мнению, обеспечит туристу безопасный выбор горного гида и при этом квалификация горных гидов не пострадает».
После появления большого числа альпийских клубов в Европе, ситуация начала меняться.
Как описывается в путеводителе тех лет: были установлены и введены официальные тарифы для горных гидов; начали проводиться тренинги, семинары и обучения профессии горного гида, что давало развитие профессионализма гидам. Благодаря этому все больше и больше туристов и альпинистов могли нанять квалифицированного проводника, что служило большей гарантией успешного восхождения чем раньше.
Конечно, это был качественный скачок в создании профессиональной службы горных гидов, однако не все менялось быстро, существует множество описаний тех лет, которые говорят о том, что многие альпинисты и туристы продолжали нанимать неквалифицированных гидов – самоучек.
Члены Alpine Club: Christian Almer, WAB Coolidge, Miss Brevoort, Ulrich Almer (1874)
Тогдашние рассказы о путешествиях в горы, написанные участниками экспедиций, путеводители или просто дневники альпинистов часто приводят описания низкого качества предоставляемых гидами услуг в таких слаборазвитых регионах. Вот некоторые выдержки из таких дневников: «Мы наняли гида в La Bérarde [Дофине], однако этот человек, оказался для нас практически бесполезным в горах» или: «Любой человек, рискнувший подняться на вершины Южного Тироля, должен идти либо в одиночку, либо перенести свои восхождения в более цивилизованные районы Альп» (Bonney T. G., ‘The Alpine regions of Switzerland’, Cambridge, Deighton, Bell, and Co., 1868).
Однако, и в более развитых районах не все гиды отвечали высоким требованиям проводников, как хотелось бы туристам. На пример Шамони: «Нашу группу вели крайне плохо подготовленные гиды, которых мы наняли накануне похода, они боялись проходить через любые ледники встречавшиеся нам на пути, кроме того, они практически не были знакомы с маршрутом… Несмотря на наши протесты, они настаивали на проведении нашей группы в горы и утверждали что никакая опасность нам не грозит» Wills A., «Wandering Among the High Alps» 1856 г.
Или отзыв о Швейцарии: «Единственной квалифицированной стороной моих гидов был разговор; больше ничего толкового они не могли делать…. Я нашел только одного подходящего гида Johann Zügler, все остальные были никудышными». Stephen L., ‘The Playground of Europe’ 1871 год.
Кроме туристов, многие британские альпинисты (особенно самые сильные альпинисты того времени) часто жаловались или даже осуждали работу горных гидов в Шамони, особенно их критика была направлена на ассоциацию Compagnie des guides de Chamonix. Основной причиной, помимо недостаточного уровня горных гидов было также правило, о котором мы писали выше: что альпинист был лишен права личного выбора гидов.
Особенно англичанам не нравилось, когда при организации частых экспедиций им выделяли разных гидов, а альпинисты хотели ходить в горы только с уже лично проверенными проводниками (или с теми о которых слышали от друзей положительные отзывы), а не испытывать судьбу с постоянно меняющимися гидами. Каждый приезжающий в Шамони альпинист нуждался в услугах высококвалифицированных горных гидов, тех гидов, которым могли бы доверять руководители экспедиций, однако, из-за «системы ротации» в Шамони это было невозможно.
Члены Alpine Club. 19 век. Emile Rey, H S Hoare, Von Bergen на одном из ледников в Альпах
Под все возрастающим давлением ведущих альпийских клубов Франции и Швейцарии, ассоциация Compagnie des guides de Chamonix в конце концов ликвидировала «систему ротации», но это произошло лишь в 1879 году, когда они заявили: «Путешественники вольны в выборе горных гидов» (из регламента Ассоциации: «Règlement des guides de Chamonix, 1879 (article 21)).
Конечно, справедливости ради, стоит признать что «система ротации» позволяла установить равенство среди горных гидов; однако она все же обладала существенным недостатком: она не позволяла выявлять некомпетентных горных гидов. Конечно это не означало общей некомпетентности гидов, это означало что когда в группе туристов давали горных гидов, то эти гиды были специалистами исключительно по своему профилю: одни могли провести группу через ледники, другие через скальные участки, третьи знали лесные тропы и подходы к горам. Таким образом, когда клиент хотел сделать восхождение по скальному участку ему легко могли выделить гида который мог провести клиента по леднику, но не достаточно знал правила восхождения в скалах.
Да и для самих гидов эта система была неудобна. Ведь могло получиться (а собственно говоря так и получалось) что по настоящему первоклассные специалисты – горные гиды вынуждены были водить туристов там, где с маршрутом мог справиться даже деревенский мальчик-пастух, когда в то-же время сложнейшие маршруты ложились на плечи неопытных юных проводников.
«На вершине Монблана», George Baxter, 1853.
Поэтому, читая старые хроники, написанные альпинистами в этот период, не стоит сильно удивляться тому что в этих рассказах очень часто и сильно критикуется работа горных гидов в Шамони.
Еще одним источником разочарования для многих альпинистов и членов альпклубов, а также горных гидов из других районов было (как мы уже писали выше) установленная монополия ассоциации Compagnie des guides de Chamonix на восхождения в прилегающих горных районах.
Вплоть до 1860-х годов, гиды, которые не были связаны с Compagnie des guides de Chamonix не имели права водить клиентов в контролируемом ассоциацией районе. Тем самым ,многие альпинисты, которые уже сработались ранее, например с швейцарскими гидами и хотели взойти на Монблан вынуждены были брать команду гидов только от ассоциации Compagnie des guides de Chamonix которых они не знали.
Только к 1860 году были сделаны уступки в этом правиле, и затем, постепенно ассоциация сняла свой запрет на иностранных горных гидов. Хотя еще некоторое время продолжались откровенно говоря недружелюбные отношения местных жителей Шамони к иностранным гидам: «Когда местные жители узнали что на вершину Aiguille Verte (вершина в Монблане, 4221м) поднялась команда альпинистов (Edward Whymper, Almer и Biner) с горными гидами не входящими в ассоциацию, то при их спуске в село была вызвана жандармерия для того что-бы усмирить бунт, поднявшийся среди местных жителей» Trevor B., «When the Alps cast their spell: Mountaineers of the Alpine Golden Age».
иллюстрация под названием «это возможно» из книги «Scrambles Amongst» Edward Whymper 1871 год
Кроме того, горные гиды Compagnie des guides de Chamonix, покорив и проложив «твердый» маршрут на вершину Монблана, уже не могли подняться в своем уровне еще выше. Гиды, в большинстве случаев, не хотели изучать новые вершины или маршруты, они предпочитали водить туристов по хорошо протоптанным тропам.
« Горные гиды Шамони привыкли к своим хорошо протоптанным тропам, они отказывались от попыток покорить даже близлежащие ледники, сойти на шах в сторону от маршрута. Они продолжали в большинстве случаев водить в горы тех туристов, которым истинная красота гор была непонятна, для таких туристов достаточно было одного факта что они побывали в горах. И, кроме того, гиды были скованные правилами ассоциации, эти правила лишали гидов инициатив, вынуждая совершать походы, зачастую превращающиеся в рутинную работу в пределах своей долины. Даже когда такие великие гиды как Balmat и позже Michel Croz, совершили свои первопрохождения, это воспринималось не только как нарушение общепринятых в ассоциации правил, а чуть ли не нарушение традиций своего народа.» (Wills A., ‘Wandering Among the High Alps’ 1856 год).
Поэтому существующие горные навыки гидов были ограничены в своем развитии: «Он (Michel Croz) является единственным горным гидом в Шамони, кто знаком с вершинами Mont Pelvoux, Grande Casse,… остальные местные гиды в горах были даже скорее опасными для группы чем бесполезными» («Original Furhrerbucher: Michel Croz: 1857-1862», Alpine Club Archives, 1922/K51).
Michel Croz (1830-1865) Мишель Кро
Не удивительно, что это были те гиды, которые пошли путем Michel Croz и Auguste Balmat, которые противопоставили себя ассоциации Compagnie.
Но по прежнему, оставалась опасность для туристов попасть на непрофессиональных гидов. Для борьбы с ними некоторые шаги предприняли европейские альпинистские клубы альпинистские клубы и ассоциации. Так, например они обязали горных гидов регистрироваться в путеводителях для туристов, а клиенты обязаны были после каждого восхождения оставлять в путеводителе отзывы о нанятых ими горных гидов (то есть, по сути это была «книга отзывов» о каждом гиде), по которой в итоге, приезжающие туристы могли выбрать себе подходящего гида.
Вот несколько цитат того времени из такой «книги отзывов» (‘Original Furhrerbucher: Ulrich Lauener: 1856-1892’, Alpine Club Archives, 1922): "... На высоте наш гид проявил невероятное мужество и мастерство, я никогда не встречал равному ему по силам" (John Tyndall о своем гидеBennen).
Или как писал некий Alfred F. Mummery о своём гиде Burgener: "В каждом отдельном случае он был смелым человеком, он действовал разумно, небыло проводника лучше и веселее чем наш Burgener..
JJ Tuckett про Michel Croz: «...Мне очень повезло что нашу группу сопровождал такой гид, я оставляю здесь своё свидетельство его профессионализма, и буду рекомендовать его своим друзьям".
В Великобритании Alpine Club сделал то же самое, и создал свои «Списки гидов» (lists of guides).. Эти списки находились в клубе и члены Alpine Club могли добавлять в нее свои отзывы о горных гидах. Когда какой-то другой член клуба хотел выбрать себе гида, он сначала сверялся с этим списком отзывов.
Как пример таких записей, приведем несколько выдержек с этого списка (‘List of Guides, c. 1866’, Alpine Club Archives, 1922/C88): Пишет Leslie Stephen о гиде Jacob Anderegg ( двоюродном брате знаменитого Melchior Anderegg): «Он показал себя с наилучшей стороны в течении сезона 1864-1865 годов и он хорошо знаком с горными районами Oberland, Chamouni, Zermatt».
Или отзыв HB George о Johann Baumann: «… лучший гид, которого я знаю, он самый лучший в своем родном Гриндельвальде. Он очень хорошо идет на маршруте, быстрый и расторопный, и будет помогать вам нести тяжелый багаж добровольно».
Эти книги отзывов сыграли исключительно положительную роль в развитии профессионализма горных гидов: туристы могли выбирать для себя лучших гидов по отзывам в книге, а гиды стремились повысить свою квалификацию, что бы быть всё время востребованными.
австрийские горные гиды Anselm Klotz и Josef Frey: первыми покорившие Freispitze 1875 год
Прежде всего, как мы неоднократно упоминали выше, большинство горных гидов в 19 веке оставались простыми Gletscherführer (гиды для экскурсий на ледник) или это были гиды для лёгких прогулок у подножья гор, или горные гиды работали носильщиками, погонщиками мулов, обслуживающими повозки. Эта группа гидов, оставалась самой многочисленной в 19 веке. Однако, всё же, для многих горных гидов, начало своей карьеры с работы носильщиком, позволила в итоге стать полноценным горным гидом-альпинистом.
Эта ситуация переменилась только к концу 19- начала 20 века. Благодаря ужесточению и разработке правил восхождений в горах, стало очень сложно простым крестьянам получить профессию горного гида и стать обладателем такого ценного для них сертификата. К примеру: прежде чем получить сертификат гида, претенденту требовалось представить отчеты о своих восхождениях в Альпах. Это и было причиной того, что большинство будующих альпинистов-гидов начинали карьеру носильщиками – восходя на вершины в составе групп, они могли претендовать на получение сертификата высшего класса.
Кроме того, усилились сами курсы обучения гидов: курсы состояли из практической и теоретической части, в которой будущие гиды изучали географию, чтение карт, оказание первой медицинской помощи, спасработы и т.д. Конечно по сравнению с сегодняшними курсами горных гидов это выглядело бы как обучение студента института по сравнению с детьми из детского сада; но по уровню 19 века это были передовые знания в альпинизме.
Благодаря этим изменениям горные гиды начала 20-го века стали более профессиональными в альпинизме чем их коллеги в середине 19-го века.
Второе важное заключение в том, что в течении всего 19-го века практически все альпинисты поднимаются в горы с горными гидами. Есть, конечно, несколько примеров когда альпинисты поднимались в горы без гидов, но эти случаи были очень редки; к примеру это были восхождения: ES Kennedy и Charles Hudson на Mont Blanc в 1856 году, John Tyndall на Monte Rosa в 1858, Edward Whymper на Matterhorn в 1862 и братья Parker (Alfred, Charles и Sandbach) на Finsteraarhorn в 1865 году.
С этих восхождений всё больше немецких и австрийских альпинистов стали подниматься в горы без гидов (а всё потому, что нанять горных гидов стоило больших денег, которых у альпинистов небыло). Однако, такие восхождения, без гидов, воспринимались в альпинистском обществе как некое «табу» и не получали большую симпатию у коллег-альпинистов, не говоря уже о горных гидах и местных жителей.
Практически все альпинисты того времени придерживались мнения что: восхождения в горы обязательно связано с наймом горных гидов; вот, к примеру цитата из книги Leslie Stephen 'The Playground of Europa' (1871 год): «…. Я прерву здесь свой рассказ чтобы обсудить одну ересь, бытующую среди некоторых туристов: о том, что можно обойтись без горных гидов…»
Тогда считалось что только гонные гиды, всю свою жизнь проведшие в горах, могут знать горы лучше любого альпиниста. Даже в самых легких горных прогулках, туристы старались нанимать нескольких гидов. Вот, к примеру, выдержки из туристического путеводителя Джона Мюррея по Швейцарии 19 века: «… услуги гидов необходимы в тех случаях, когда путешественник планирует окунуться в прекрасный и полный тайн мир горных пешеходных походов. Тем более гиды незаменимы в высоких горах, при изучении ледников и при пересечении женщинами и детьми опасных перевалов Альп».
Неудивительно, что альпинисты, которые провели восхождения без гидов не могли рассчитывать на понимание и интерес со стороны своих коллег альпинистов и самих горных гидов.
Практически до конца 19 века восхождения с гидами было общепринятым правилом.
Еще одним важным замечанием является доминирующее положение британских альпинистов в Альпах (особенно в западных Альпах) в период 1850-1870 годов. В силу различных причин (как экономических, так и полтических) европейские страны в середине 19 века очень мало уделяли внимания (как на государственном так и на частном уровне) восхождениям в Альпах. Эта ситуация начала меняться начиная с 1870-х годов, с этого времени доминирующее положение британцев в альпах сильно пошатнулось и в итоге сравнилось с другими странами.
Между теми, кто стоял у истоков профессии горных гидов в конце 18 века и теми, кто был горными гидами в период с 1850-1880 годов была огромная пропасть в уровне знаний и умений.
Первые горные гиды были пастухами или охотниками в своих горных деревнях, и заходили в горы очень редко и только лишь когда их нанимали редкие ученые-альпинисты. Только спустя несколько десятилетий ситуация начала меняться, особенно когда в середине 19 века в Альпы массово пришли британские альпинисты. Горные гиды стали пользоваться все большей популярностью у туристов и для занятий крестьянскими делами у последних уже не оставалось времени. Бывшие крестьяне стали полностью отдавать свое время профессии горных гидов.
Это было время, когда начали основываться первые альпинистские клубы и ассоциации, послужившие примеров для всего мира.
Значительно повлияли на профессию горных гидов в конце 19 века увеличивающееся число длительных экспедиций, которые зачастую могли длиться неделями; введение «книг отзывов» гидов, ужесточение обучения и отбор в кандидаты на профессию…
И еще одним важным новшеством, повлиявшим на профессию стало начало развития горнолыжного спорта. Это позволило открыть миру профессию горных гидов не только в летний но и в зимний период.
эта часть материала взята с сайта http://www.mountain.ru :
В 1965 году на встрече в Церматте представители ассоциаций горных гидов из Италии, Франции, Швейцарии и Австрии создали Международную Федерацию Ассоциаций Горных Гидов. Официальное международное название International Federation of Mountain Guides Associations (IFMGA). Так же официально употребляются французская аббревиатура UIAGM , и немецкая IVBV.
Первые документы IFMGA были приняты в 1966г.
Основные цели и задачи IFMGA:
• Укрепление связей между ассоциациями гидов стран, входящих в федерацию
• Разработка и принятия стандартов работы горных гидов.
• Содействие продвижению единых стандартов подготовки.
• Содействие международному признанию сертификации по стандартам IFMGA, и выдача удостоверений единого международного образца, с целью предоставления возможности горным гидам работать за пределами своих стран.
• Создание, при необходимости, рабочих групп для разрешения спорных вопросов между членами ассоциации или членами ассоциации и сторонними организациями.
• Изучение общих и экономических проблем влияющих на профессию горных гидов
• Упрочения духа товарищества и обмена опытом между гидами из стран, входящих в ассоциацию.
На сегодняшний день членами IFMGA являются ассоциации горных гидов следующих стран:
Австрии, Англии, Боливии, Германии, Италии, Испании, Канады, Норвегии, Новой Зеландии, Перу, Польши, Словакии, Словении, США, Франции, Чили, Швейцарии Швеции и Японии.
Ассоциации из Аргентины, Греции и Чешской республики подали заявки на вступление.
Ассоциации гидов, желающие вступить в IFMGA, после подачи заявки обычно находятся на испытательном сроке в течение нескольких лет. За это время должна быть создана четко налаженная система подготовки гидов, удовлетворяющая требованиям IFMGA.
Для помощи в этом процессе обычно назначается ассоциация – куратор.
Так, например, в середине 1990-х гиды из Канадской Ассоциации, являющейся членом IFMGA с 1972г. курировали процесс подготовки к вступлению в федерацию Ассоциации гидов в США. Американские гиды приезжали учиться в Канаду, а канадцы выезжали в США и помогали налаживать учебный процесс и натаскивали американцев. В результате этой работы в 1997г. Американская Ассоциация горных гидов была принята в члены IFMGA.
В результате деятельности Федерации уровень подготовки гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV постоянно повышается. На сегодняшний день квалификация гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV признана высшим стандартом профессиональной горной подготовки во всем мире, а не только в странах членах IFMGA.
Гиды, прошедшие подготовку в ассоциациях стран, входящих в IFMGA, получают сертификаты, позволяющие им официально работать во всех странах, входящих в Федерацию.
Благодаря этому гиды могут иметь не сезонную, а круглогодичную занятость.
Например, многие гиды из Европы и Канады и США работают зимой в Южной Америке или Новой Зеландии. А новозеландские гиды, специализирующиеся на хели-ски работают в Канаде в то время когда у них дома лето.
У многих сложилось ошибочное мнение, что получить диплом международного гида можно только в школе ENSA, во Франции. Безусловно, эта школа является признанным во всем мире эталоном в обучении горных гидов, и получить диплом этой школы очень престижно. Подробно прочитать об обучении в Шамони можно в статье Валерия Бабанова «Как я стал гидом ENSA»,(журнал ЭКС №№35-36) На самом деле, все успешно окончившие школу гидов любой ассоциации, входящей в IFMGA получают равноценный сертификат международного гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV.
Каковы требования к желающим, поступить в школу горных гидов с целью получить международный сертификат IFMGA/ UIAGM/ IVBV?
Конкретные требования по возрасту, опыту хождения в горах, количеству и категориям совершенных восхождений, горнолыжных походов и спусков варьируют от школы к школе.
Но общий базовый уровень примерно следующий:
1. Альпинизм – сильный КМС – МС свободно и очень надежно, работающий первым, на любом горном рельефе: на скалах, на льду и на снегу.
Скальная подготовка: лазание на естественных скалах с организацией собственных точек страховки – минимум 6b/5.10с, спортивное лазание по пробитому м-ту – минимум 6с/5.11а, Лазание в ботинках – 5/5.8.
Водопадный лед – V к.тр.
Разумеется, везде идет речь только о работе первым с нижней страховкой.
2. Горнолыжная подготовка - примерно уровень 1го разряда на подготовленной трассе. Но в первую очередь чистая техника и высокий, надежный уровень владения лыжами должен демонстрироваться во внетрассовом катании и при любом состоянии снега.
Примечание: в Альпах, где зародилась профессия горного гида, горные лыжи и альпинизм гораздо ближе друг к другу, чем у нас, в России. Там люди встают на горные лыжи в 2-3 года и для них это требование естественно. В России не так много сильных альпинистов, серьезно владеющих горными лыжами. Так что для российского гида, пожелавшего получить сертификат IFMGA/ UIAGM/ IVBV горнолыжная подготовка может стать очень серьезным препятствием, независимо от того, в какой школе гидов он собрался обучаться: во Франции в ENSA, в Германии, в Польше и т.д. Это единое требование IFMGA.
Случай Валерия Бабанова, начавшего обучаться горным лыжам уже в зрелом возрасте, просто уникальный. Обычно для того, кто не стоит на лыжах с детства, очень нелегко достичь уровня катания, необходимого гиду.
Что входит в программу обучения горных гидов?
Вот примерный список обязательных дисциплин, входящих в программы обучения профессиональные горных гидов IFMGA.
1. Умение работать с клиентами на скальных, ледовых и альпинистских маршрутах.
2. Умение работать с клиентами на горных лыжах (ски-тур).
3. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы (не только в горах).
4. Инструкторская подготовка по альпинизму и по горным лыжам. Эта подготовка проходит на высоком уровне с изучением основ педагогики и психологии. Так что, вопреки довольно распространенному у нас мнению, что гид не является инструктором, каждый гид является инструктором в обязательном порядке. Другое дело, что есть очень существенные различия в работе инструктора на Западе и у нас. Но подробнее об этом позже.
5. Лавинная подготовка. Очень высокий уровень. По сути, каждый гид IFMGA получает квалификацию профессионального лавинщика.
6. Спасательная подготовка.
7. Основы метеорологии и общие знания о природе гор.
8. Современное горное снаряжение.
9. Иностранный язык.
Я перечислил лишь самые основные предметы. Обычно дополнительно изучаются и другие дисциплины. Форматы обучения в школах гидов ассоциаций разных стран, членов IFMGA, не являются 100% идентичными. В каждой стране есть свои особенности.
Так что набор обязательных предметов может различаться. Но общий уровень обучения однозначно очень высокий.
Как долго нужно учиться?
Практически во всех странах, несмотря на разные форматы обучения, на учебу уходит в среднем 4-5лет, а зачастую и дольше.
Требования к учащимся очень жесткие и многие из поступивших отсеиваются в процессе учебы. До диплома доходят только самые упорные.
Средний возраст поступающих примерно 24-26лет. Средний возраст получения диплома 30-32 года. Есть отдельные случаи получения диплома в 24-25 лет, но это редкость.
Только на приобретение квалификации и опыта, необходимых для поступления в школу гидов, обычно уходит не менее 4-5лет. Если суммировать это время со временем непосредственного обучения в школе, то выходит, что на получение профессии гида необходимо примерно 8-10 лет.
Сколько стоит обучение?
Цены везде разные. Точной информацией по европейским странам я не располагаю. Достоверно могу сказать, что в Канаде, если платить за все из своего кармана, обучение обходиться как минимум в $25.000 USD.
Где работают профессиональные горные гиды IFMGA/ UIAGM/ IVBV?
Для широкой публики гиды - профессионалы часто ассоциируются с рекордными восхождениями в Альпах и других горных районах мира. В России сразу вспоминаются имена Валерия Бабанова и Жана Кристофа Лафая. Разумеется, известность помогает гиду. Известному гиду легче найти работу и за известное имя дороже платят. Так что прямая заинтересованность в саморекламе налицо.
Но на самом деле далеко не все гиды регулярно совершают выдающиеся восхождения и попадают на страницы журналов. Для большинства из них горы – это, прежде всего работа.
И здесь у гидов тоже есть свои рекорды, о которых пишут гораздо реже. Многие из них трудятся в горах вплоть до преклонного возраста и совершают за свою карьеру тысячи! безаварийных восхождений и спусков на лыжах вне трасс, работая с клиентами. «Скромные труженики гор», как написали бы в советское время.
Сфера деятельности людей этой профессии гораздо шире, чем принято у нас думать.
Это не только восхождения с клиентами в цивильных Альпах.
Привожу далеко не полный перечень возможных видов работы горных гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV:
1. Если говорить о восхождениях с клиентами – то большую часть составляют восхождения по классическим маршрутам средних , 3й-4й, категорий сложности. Но гиды также водят и на пятерки и на шестерки. Летом многие работают на скальных маршрутах, зимой – ледолазанье по каскадам и восхождения.
2. Так же зимой гиды работают на хели-ски водят клиентов на ски-туре, работают на фрирайд – программах в Альпах и в других горных районах. Много гидов из Европы на зиму мигрируют в Канаду, где мощная индустрия хели-ски дает им стабильную работу в течение 100 дней в году.
3. Гидовские компании и индивидуальные гиды организуют альпинистские и горнолыжные экспедиции в любые горные районы мира.
4. Гиды работают инструкторами в различных школах горной подготовки. Многие гиды организуют различные курсы горной и горнолыжной подготовки, где работают как с индивидуальными клиентами, так и с группами.
5. Горные гиды часто приглашаются для обеспечения безопасности в различные спортивные и научные экспедиции в самые труднодоступные горные районы мира. Они работают и в Арктике, и в Антарктиде, и даже в джунглях.
6. Гиды работают лавинщиками и менеджерами по обеспечению безопасности на горнолыжных курортах.
7. Горных гидов приглашают для обеспечения безопасности на горных этапах приключенческих гонок. А так же для обеспечения безопасности при киносъемках в горах. Например на съемках таких голливудских фильмах о горах как: «Скалолаз», «К2» и «Вертикальный предел» работали большие группы гидов. Я разговаривал с некоторыми из них. О фильмах они отзываются без восторга, но вот о голливудской зарплате – очень положительно.
8. Часто солидные туристические фирмы приглашают профессиональных горных гидов для работы со своими группами на треккинговых программах во многих горных районах мира. Причем совсем необязательно, чтобы эти программы включали в себя категорийные восхождения или прохождение сложных перевалов. Просто пригласить IFMGA/ UIAGM/ IVBV гида для обеспечения безопасности это престижно и это гарантирует качество работы. Обычно в таких случаях во всех рекламных материалах обязательно пишется что-то в следующем роде: «Вашу безопасность обеспечивают гиды IFMGA! Мы работаем только с профессионалами!».
Неверно мнение, что чуть ли не все горные гиды это солисты-одиночки. Если говорить о технической стороне, то для гида действительно необходимо умение ходить соло.
Не зря они часто говорят, что работа гида это «соло с клиентами».
Часто горные гиды работают не только в одиночку, но и командами. Например, в больших экспедициях или на хели-ски.
У меня большой опыт общения и совместной работы с гидами IFMGA/ UIAGM/ IVBV из разных стран Европы и Канады. Некоторые из них были моими клиентами во время путешествий и восхождений на Камчатке. Так же мне приходилось общаться с гидами и наблюдать их работу во время четырех экспедиций на Аляску. И, конечно же, самое тесное общение было во время учебы в Канаде.
Я многому научился и продолжаю учиться у профессионалов IFMGA/ UIAGM/ IVBV.
Могу сказать точно – случайных людей среди нет, и сомнений в их профессиональной квалификации не возникало ни разу. Получить сертификат IFMGA/ UIAGM/ IVBV просто ради «корочки» или на халяву невозможно.
На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке