Японские альпинисты открыли новый маршрут на вершину пакистанской горы Шиспаре

новый маршрут на пакистанской горе Шиспаре (Shispare) высотой 7611 метров.

22 августа 2017 года двойка японских альпинистов Кацуя Хирайде (Kazuya Hiraide) и Кенро Накаджима (Kenro Nakajima) прошли новый маршрут на пакистанской горе Шиспаре (Shispare Peak) высотой 7611 метров.
Новый маршрут проходит по центру Северо-Восточной стене горы и является первым маршрутом на этой стене!

Гора Шиспаре это одна из самых высоких вершин группы Батура Музтаг (Batura Muztagh), расположенная в западной части горной системы Каракорум.

Первое восхождение на вершину было совершено 21 июля 1974 польско-германской экспедицией под руководством Януша Курчаба по линии проходящей по Восточному ребру горы. Восхождение длилось 35 дней, в это время один член экспедиции (Хайнц Борчерс (Heinz Borchers) погиб в лавине.
Это восхождение стало первой крупной победой альпинистов в этом горном массиве.

Следующая попытка была осуществлена ​​в 1989 году японской экспедицией под руководством Масато Окамото (Masato Okamoto). Группа находилась на горе 2 месяца, но не поднялась на вершину; поднялись они только до высоты 7200 м.
В 1994 на вершину поднялась еще одна японская экспедиция под руководством Юкитеру Масуи (Yukiteru Masui).

Альпинисты часто называют эту вершину копией восьмитысячника К2, за её отчетливо выделяющиеся пирамидальные ребра.

С 2007 года на вершину Шиспаре пытался подняться знаменитый японский альпинист Кацуя Хирайде, причем подняться он пытался по различным склонам: Северному, Юго-Западному, Южному.
Кацуя - один из самых выдающихся современных японских альпинистов, в его активе 5 восхождений на восьмитысячники, причем три раза он был на вершине Эвереста.
В 2012 году он был удостоен приза Золотой Ледоруб Азии за открытие нового маршрута на тибетскую вершину Namu-nani-feng (7694 м).
В 2009 году Кацуя был удостоен самой престижной в мире альпинизма премии: Золотой Ледоруб в номинации "Spirit of exploration (Дух исследования)" за первопрохождение в альпийском стиле юго-восточной стены Камет (South-East face of Kamet 7756 м), Гималаи, Индия.

Кенро Накаджима (Kenro Nakajima) и Кацуя Хирайде (Kazuya Hiraide)

И только теперь, в 2017 году, в своей пятой попытке 38-летний Кацуя в паре со своим соотечественником Кенро Накаджима смог пройти новый маршрут на вершину горы.

На данный момент информации о этом первопрохождении крайне мало, известно что:
Новый маршрут проходит по центру Северо-Восточной стене горы. Команда поднималась в альпийском стиле: без предварительной провески перил и установки высотных лагерей.
Восхождение длилось 5 дней с установкой четырёх высотных лагерей.
Маршрут спуска проходил по маршрут восхождения.

Шиспаре (Shispare Peak)

Из отчета экспедиции Кацуя Хирайде:

"Эта вершина уже давно будоражит мой ум, она давно остается в моей памяти как вершина, бросающая вызов возможностям и способностям, заставляющая рисковать жизнью.
В 2007 году я остановился на отметке 6000 метров натолкнувшись на невозможность пройти маршрут по центру северо-восточной стены.
Вообще такие горы можно считать не проходимыми, если не ставить их целью своей жизни. Так я думал в то время.
В 2012 году я снова вернулся к горе и снова бросил вызов непокоренной Юго-Западной стене, но вынужден был отступить с отметки 5350 метров из-за непогоды.
Тогда я понял, что не могу подняться на вершину горы даже рискуя собственной жизнью.
В 2013 году я снова здесь, моим партнером выступила Кэй Танигучи, выдающаяся всемирно известная альпинистка, с которой я в 2008 году прошел новый маршрут по юго-восточной стене Kamet (7756 м)
Я ожидал успеха в этот раз, но мы также вынуждены были отступить от стены с отметки 5700 метров. Мы отступали, убегая от ужасных огромных сераков в предвершинной зоне и тогда я говорил сам себе в отчаянии "Может быть это гора, на которую невозможно подняться даже в течение всей жизни".

Зимой 2015 года Кэй погибла в горах самого северного японского острова Хоккайдо, сорвавшись с маршрута в 700 метрах от вершины.

И только в 2017 году я решился вернуться снова к горе. Это была моя четвертая попытка.

Шиспаре является отправной точкой в моем гималайском опыте и очень многое в альпинизме я узнал именно на этой горе. В какой-то момент у меня даже возник соблазн найти причину более не заниматься этой горой, особенно когда я натыкался на трудности и вынужден был принимать тяжелые решения.
Но летом 2017 года я бросил вызов Шиспаре с неукротимой решимостью. Я был нацелен использовать все шансы, даже те, вероятность которых была 1%.

И именно этот настрой привел нашу команду к успеху.

Расписание экспедиции:

• 17 июля: Япония - Исламабад
  • 25 июля: Треккинг из Пасу
  • 26 июля: Базовый лагерь (4000 м)
  • 28 июля: Разведка и акклиматизация. Восхождение до 5600 м на маршруте. Ночевка на отметке 5160 метров
  • 1-4 августа: Акклиматизация. Восхождение до 6750 м к Пику Пасу, ночевка на высоте 6400 м
  • 7-9 августа: Отдых в Хунзе в ожидании хорошей погоды
  • 13-14 августа: Первая попытка восхождения по маршруту, спуск в базовый лагерь с отметки в 5000 метров после полуночи из=за сильного снегопада
  • 18 августа: Базовый лагерь - C1 (5450 м)
  • 19 августа: C1 - C2 (6500 м)
  • 20 августа: C2 - C3 (6850 м)
  • 21 августа: Отдых в C3
  • 22 августа: C3 - вершина (7611 м) - C4 (7200 м)
  • 23 августа: Спуск по маршруту первой попытки C5 (5750 м)
  • 24 августа: C5 - базовый лагерь
  • 25 августа: Базовый лагерь - Хунза
  • 28 августа - 1 сентября: Исламабад - Японию

17 августа, после неудачной первой попытки и долгого ожидания погодного окна мы, не теряя надежды, начали штурмовое восхождение. И хотя прогноз погоды показывал хорошие условия, визуально, вершина горы скрывалась в облаках. Погода была более непредсказуемой чем в первую попытку.
Утром 17 числа стена горы осветилась солнечными лучами. И на следующий день, хоть уже не было так ясно на небе, мы решили отправиться на стену.
Пройдя сложный ледник мы шил к Северо-Востоку.
Первый наш день на стене начался с прохождения кулуаров, которые были подвержены срывающимися с верху глыбами сераков. Несколько раз сераки проносились настолько близко к нам, что нас обдавало снежной пылью.
Мы почувствовали большую опасность и начали ретироваться, однако, в этот момент нога попала в скальную трещину, а веревка была настолько сильно натянутой, что мы не смогли увернуться от еще одного обвала. К счастью, нас не зацепило породой, но снежно-ледовая пыль сыпалась на нас с неимоверной силой около минуты, мы едва-едва могли дышать в ней.

Получив такой опыт мы поняли, что все таки сможем подняться по этому опасному участку.
Поскольку наши планы подпортили падающие сераки, первый лагерь мы разбили значительно ниже планируемой отметки.

новый маршрут на пакистанской горе Шиспаре (Shispare) высотой 7611 метров. Между первым и вторым высотными лагерями

19 августа мы начали восхождение по ледяной стенке с уклоном 60 - 70°, проходя хребет. Стена при этом была немного заснеженной, но нам помогали ледобуры. Что бы ускорить восхождение мы начали подниматься с одной промежуточной точкой опоры. Затем мы вышли на S-образную ледяную стену и далее натолкнулись на каменную стену.
На этой скале мы прошли 4 веревки и снова вышли кулуары.

Выше первого высотного лагеря

Здесь началась непогода. Сильный дождь беспрерывно поливал нас. Сперва мы планировали установить бивак на стене, но не могли найти подходящее место. В такой ситуации мы должны были решить, или идти дальше или вернуться в базовый лагерь.
Но мы выбрали первый вариант, пока не пошел уже снег.
В такой непогоде мы едва могли подниматься дальше, изо всех сил сопротивляясь сильному снежному ливню.
К счастью мы вскоре обнаружили площадку под второй лагерь, сместившись на другую сторону гребня и поднявшись еще на три веревки, что бы избежать лавинной опасности. Площадка под палатку была на тонком и узком гребне, но нам удалось расчистить его под палатку.

Ледяная стена ко второму лагерю

20 августа, в надежде, что снежные условия немного улучшились, мы вышли на восхождение с самого утра. Дважды мы возвращались на маршрут и дважды отступали от крутой заснеженной стены. В итоге, пройдя три веревки по ледово-снежному участку мы вышли к основанию второго скального участка, который выглядел коварным, хотя по сути угол наклона был не большим, всего лишь 60°. Но на этой скале был лед и снег.
Нам потребовалось много времени для того что бы найти подходящие под станции места, хотя и идеальными их никак нельзя было назвать. Нас начала нагонять усталость и мы решили подниматься вверх без станций, к счастью наши кошки хорошо цеплялись за крепкий лед.
Это был первый раз, когда мы прошли часть маршрута в таком быстром темпе. Конечно, темп и усталость сыглали свою "злую шутку", когда на одном из шагов ледоруб вылетел со скалы и один из нас сорвался. Оттяжки вылетали одна за другой, но, к счастью, вскоре падение остановилось и мы отделались лишь испугом, даже без травм.
Отдышавшись мы продолжили восхождение.
В итоге, пройдя ледовую стены мы вышли на пологий гребень, на котором и разбили третий лагерь.

между вторым и третьим лагерем

21 августа на горе продолжался снегопад и мы решили взять день отдыха. У Кенро начали появляться признаки высотной болезни.

Выше третьего высотного лагеря.

К 22 августа мы уже прошли большую часть самых сложных участков и были максимально близки к вершине.
Будучи воодушевлены этим фактом, мы встали рано утром, снег все еще продолжал идти. В 6:00 мы вышли на штурм, когда на горе развиднелось.
Первую веревку мы прошли по снежной стене, затем три веревки траверсом по хребту и четыре веревки снежного гребня, который привел нас к вершине хребта.
Здесь мы увязли в глубоком снегу. Включив спутниковый телефон мы получили прогноз погоды из Японии на следующий день. Прогноз был благоприятным.
Но на самом деле нас постоянно атаковали сильные ветра, хотя видимость была неплохой. Оставалось около 400 метров к вершине.

Мы активизировали все запасы сил и ресурсов и двинулись дальше. Ветер не утихал. Сквозь облака мы разглядели соседнюю гору Ракапоши, по ней мы сориентировались и наметили маршрут спуска.
Вскоре видимости снизилась и мы шли не видя перед собой никакой вершины, пока не вышли до точки, откуда выше уже не было ничего; окружающий пейзаж также был спрятан под облаками.
Да у нас собственно и не было времени разглядывать эти пейзажи.

Кацуя Хирайде (Kazuya Hiraide) и Кенро Накаджима (Kenro Nakajima) у вершины Шиспаре (Shispare Peak) высотой 7611 метров.

На часах было уже 14:30, мы волновались о маршруте спуска. Вскоре после восхождения мы начали спуск. Используя компас нам удалось выйти на правильный маршрут и вернуться в лагерь до темноты. Но если бы не было снегопада, в этот день мы смогли бы спуститься в более нижние лагеря.

23 августа снежная буря не утихла. Ситуация начала перерастать в критическую.
для более безопасного спуска мы выбрали классический маршрут на Шиспаре, где было меньше всего лавин и обрушивающихся сераков, но и это был не легкий путь.
В 6:00 утра мы вышли на спуск в краткое погодное окно, молясь богам что бы они вывели нас безопасно к базовому лагерю.
Только когда мы почувствовали что прошли все опасности, мы смогли установить палатку на ночь.

Спустя шесть дней мы в целости вернулись в наш базовый лагерь

Могу сказать, что больше всего эмоций мы испытывали по поводу спуска в базовый лагерь чем на вершине горы."

Полный отчет команды >>>>>

Теги: Кенро Накаджима, Kenro Nakajima, Кацуя Хирайде, Kazuya Hiraide, альпинизм, Шиспаре, Shispare, пик Шиспаре, Shispare Peak, Shispare Sar