Чешские альпинисты впервые в мире покорили Северо-Западный гребень вершины Talung (7349 м) в Гималаях. ФОТО, ВИДЕО

маршрут восхождения Марека Холечека (Marek Holecek) и Зденека Храби (Zdenek Hruby) по Северо-Западному гребню вершины Talung (7349 м)

На сегодняшний день имеется лишь краткая информация:

Два чешских альпиниста: Марек Холечек (Marek Holecek) и Зденек Храби (Zdenek Hruby - погиб при спуске с восьмитысячника Гашербрум 1 9 августа 2013 года), вчера, 28 мая 2013 года объявили о первопрохождении Северо-Западного гребня вершины Талунг (Talung, 7349 м) близ восьмитысячника Канченджанга в Восточных Гималаях (Непал).

Восхождение было совершено в альпийском стиле.

Из краткого сообщения команды: "Восхождение было совершено за 7 дней с шестью ночевками на стене. Восхождение проходило без помощи шерп.
Характеристики пройденного маршрута: 2500 метров, трудности M6 +, WI6".

Из отчета команды о восхождении на вершину. Автор Marek Holeček

15 апреля 2013 года я с Zdeněk Hrubý отправились в Непал. Наш выход на маршрут мы специально сделали с небольшой задержкой в весеннем сезоне восхождений на Гималайские вершины. В это время затяжной зимний муссон уже потерял свою силу. Мы ставим на кон всё... нам нужно подняться на вершину горы до прихода следующей волны муссона.

Подход к нашему Базовому лагерю на леднике в долине Yalung Valley проходит мимо монументального амфитеатра восьмитысячника Канченджанга, с его близлежащими пиками Janu, Kabru, и нашей цели - пика Talung.
Это был одни из самых длительных треккинговых переходов в моей жизни, даже пожалуй один из самых длинных из тех, которые я знаю.

Фактически переход в Базовый лагерь на отметке в 5100 метров занял у нашей команды 16 дней; при этом наш груз помогали нести нанятые нами шерпы.
Этот переход был настолько интенсивным, что его можно было считать частью акклиматизации, и поэтому уже на следующий день после установки Базового лагеря мы были готовы продолжить свою акклиматизационную программу. Нашей основной целью было восхождение по Северной стене Talung, в то время как наша акклиматизация заключалась в прохождении стандартного маршрута на Talung по его Западной стене до отметки в 6500 метров.
Наша акклиматизация проходило довольно хорошо, правда были и негативные моменты, например когда я провалялся с приступами коклюша около пяти дней в Базовом лагере или когда на склонах Talung мы преодолевали глубокие снежные поля, проваливаясь за частую по пояс....

В сезоне 2013 года склоны Talung совершенно отличались от того, что было в 2004 году, когда я был здесь, пытаясь забраться на Северо-Северо-Заадный гребень горы (Осенью 2004 Холечек и Томаш Ринн, в составе Чешской экспедиции под руководством Мартина Отта, пытались взойти на Talung, но смогли дойти лишь до отметки в 5800 метров). В этом году склоны горы были в большей степени безснежные, сухие и каменистые в своей нижней части.

От ред: Отметим также, что Холечек планировал вернуться к этой горе еще в 2008 году, тогда эта вершина должна была стать третьей, завершающей частью его восхождений в Афганистане и Пакистане в 2008 году. Однако, после успеха на первых двух вершинах (в Афганистане и Пакистане), он вынужден был отменить восхождение на Talung из-за недостаточности средств.

Разница в состоянии склонов была настолько большая, что первоначальные наши намерения, глядя на темные, безснежные скалы, мы изменили. Нам пришлось долгое время разглядывать в бинокль из Базового лагеря склоны Talung, выбирая на них наиболее оптимальный вариант восхождения.
В конце концов нами были отобраны из всей массы вариантов лишь две линии, но каждая из них имела негативные стороны восхождения, связанные с опасностью бесснежных скал.
После долгого совещания, и оценки всех рисков, нами была выбрана для восхождения левая сторона Северо-Западного гребня горы. И интуиция нас не подвела, тем более что еще до начала восхождения я, с большой надеждой, всматривался в тонкую белую полоску снега и льда на будущем нашем маршруте, которая располагалась от нашего Базового лагеря в двух километрах и связывала вершину с скальным массивом верхней части маршрута. Эта полоска снега должна была стать для нас своего рода "шоссе", "автомагистралью" - по которой мы пронесемся к вершине горы.

14 мая мы выходим из Базового лагеря к подножию Talung

15 мая в 5:00 утра мы начинаем наш долгий путь по Северо-Западному гребню горы. Около 7:00 утра мы впервые сталкиваемся с замерзшими водопадами на склоне горы. Восхождение становиться сильно утомительным занятием, каждый свой шаг мы должны тщательно контролировать, а это означает что мы постоянно находились в напряжении. К концу дня мы добрались, после 14-и часов восхождения на подходящую для бивуака полку на отметке в 5900 метров.

16 мая после позднего пробуждения мы продолжили нашу тяжелую работу. Сегодня мы постепенно выходили на покрытые снегом склоны горы, и в конце концов мы уперлись в глубокие снежные поля. К 16:00 вечера, выбившиеся из сил мы разбиваем бивуак в снегу на отметке в 6300 метров.

17 мая Этот день был для нас воротами в предвершинную зону горы. Мы должны были преодолеть сложные ледовые и микстовые скальные участки. Это были ключевые участки на всем маршруте восхождения. После пятнадцати часов лазания наш сегодняшний день заканчивается. Мы разбиваем бивуак в заходящих лучах солнца на полке на отметке в 6700 метров. Ночью пошел снег и усилился ветер.

18 мая мы преодолели обледеневшие скальные участки, выйдя к отметке 7000 метров, где мы снова разбили бивуак в окружении каменные исполинских колонн. В этот день мы благополучно избежали опасные камнепады, хотя несколько камней все же упали на наши шлемы. Мы не пострадали, хотя одна из наших нашлемных камер была разбита. Ночью ветер еще более усиливается Это сильный порывистый ветер, который перестает ночью.

19 мая Это был прекрасный день с открывающейся нашему взору панорамой массива Канченджанга. К 12:00 дня мы взошли на вершину Talung, на которой долго отдыхали и наслаждались красотой горных вершин. Вскоре вершину Talung скрыл туман и спускатьс янам пришлось уже в ограниченной видимости. На подходе к отметке 6600 метров мы уже не видели ничего дальше своего носа...

20 мая Мы продолжаем спускаться через многочисленные трещины и сераки и к 13:00 дня мы приходим в Базовый лагерь, в котором нас ожидают наши шерпы.

21 мая мы собрали наш Базовый лагерь и выдвинулись домой.

Наш новый маршрут мы назвали "Thumba Party" - по аналогии с одним из традиционных Непальских напитков.
Общая длинна маршрута составила 2500 метров, сложности: микстовая M6+ ледовая: WI6.

Оборудование использованное нами на маршруте: 1 80-и метровая веревка Ø 7,8 мм; 5 френдов (набор от 1 до 5), 5 ледобуров, 5 шлямбуров, 1 палатка.

Фото с восхождения:

Марек Холечек (Marek Holecek) и Зденек Храб (Zdenek Hruby). Первое восхождение по Северо-Западному гребню вершины Talung (7349 м)

Видео с восхождения:

История восхождения на Talung

В целом. это было лишь четвертое в истории восхождение на Talung, хотя исследования этой горы проводились еще 90 лет назад.

Впервые эту вершину описали Реберн и Кроуфорд в 1920 году в своей экспедиции на пути из Сиккима (Британская Индия).

В 1953 году буквально в нескольких шагах от вершины остановились Британские альпинисты Джон Кемпе и Льюис Гилмор (John Kempe and Gilmour Lewis), в следующем 1954 году они снова попытались подняться на эту вершину в рамках своей экспедиции на разведку вершины Канченджанга.
В 1955 году Маккиннон и Матер - участники Британской экспедиции на Канченджангу под руководством Чарльза Эванса также предприняли неудачную попытку восхождения на Талунг.
В 1963 году неудачу потерпела и японская экспедиция.

Первое успешное восхождение на Талунг было осуществлено в 1964 году двойкой альпинистов: Францем Линднером (Franz Lindner, Австрия) и Тенцинг Нанда Шерпа (Tenzing Nanda Sherpa , Непал). Они были членами Немецкой экспедиции. Их маршрут на вершину Талунга проходил по Юго-Западному склону с поворотом на Западную стену перед вершиной.

Второе восхождение было сделано лишь в 1991 году словенскими альпинистами: Marko Prezelj и Andrej Stremfelj по маршруту проходящему по Западно-Северо-Западному склону с выходом на Западную стену. Их восхождение прошло с использованием лишь одного бивуака на стене. На вершину взошел тогда лишь Prezelj, в это время Stremfelj ожидал его в 50-и метрах ниже по склону.
Это восхождение на Талунг Словенцы использовали в качестве акклиматизационного восхождения при первом в истории восхождения по Юго-Западному хребту Канченджанги Южной.

В 1992 году эту словенскую линию пыталась повторить японская экспедиция.
В этом же году свою попытку покорения Талунга предприняла Чешская экспедиция Мартина Отта. Тогда, Alena Cepelkova и Petr Kolouch пытались подняться по Северо-Северо-Западному хребту. Они поднялись до отметки в 5900 метров, но из-за большого снега и частых камнепадов вынуждены были закончить экспедицию и спуститься с отметки в 6600 метров.
Другие участники этой же экспедиции восходили на вершину придерживаясь Словенского маршрута 1991 года, и Petr Kolouch тогда сделал третье в истории восхождение на эту вершину.

В ноябре 2012 года Северо-Северо-Западный хребет был в планах Британских альпинистов James Clapham, Gavin Pike и Dave Searle. Однако, после акклиматизационного выхода на отметку в 6400 метров и возвращения на первоначально намеченный маршрут, они обнаружили, что состояние ледника у Базового лагеря очень опасно для продолжения экспедиции.
Тогда они изменили свои планы и попытались подняться по Северо-Западной стене, но очень сильные ветра и низкие температуры не позволили им продолжать экспедицию.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Marek Holeček

Marek Holeček: 1974 г.р: Член альпинистской сборной команды ЧР с 1997 года, 6 раз оценка «Восхождение года» от Чешского Альпинистского Союза, участвовал в 20-и экспедициях в азиатские и южноамериканские высокогорья, осуществил ряд первовосхождений, которые включены в престижные зарубежные ежегодники.

Zdeněk Hrubý

Zdeněk Hrubý: 1956 г.р.
Руководитель многих экспедиций, включая Джомолунгму и K2, ряд восхождений в горных массивах обеих Америк, Европы, Азии, Африки и Антарктиды, поднялся на восемь восьмитысячных вершин, всегда без применения кислородного прибора, 4 раза получил оценку «Восхождение года» от Чешского Альпинистского Союза, многократный победитель и альпинистский мастер республики в 24-часовой лыжной гонке, председатель Чешского Альпинистского Союза, держатель приза «Фер Плей»