В больших снегах Карпат

Фото Евгений Чизмар
Фото Евгений Чизмар


Записки из дневника "Снежного Барса" Карпат - Евгения Чизмара

Скандинавский циклон свирепствовал уже целую неделю в Карпатах и натворил массу неприятностей.

Скорость ветра на верхней станции креселки иногда превышала 100км в час.
Уже два дня с. Пилипец обесточенный, а на кресельном подъемнике приходилось запускать несколько раз дизель, чтобы туристов, которые зависли на верху, спустить вниз.
Снег падал непрерывно, большими хлопьями, а видимость не превышала 50 метров.
Толщина свежевыпавшего снега в районе полонин достигла 60 сантиметров, а в лесах и того больше.

И вот, наконец, с утра так называемое окно погоды. На горнолыжных трассах лыжники и бордисты прибодрились и дружно ринулись раскатывать свежак.

И тут же подсуетились коммерческие снегоходы и стали подвозить фрирайдеров на вершину Гембы, несмотря на лавинную опасность после обильного снегопада.
Лыжную трассу закрыли после 5 часов в темноте, креселку выключили, и я со спокойной совестью, что на горе никого нет, ушел на хату отдыхать.
После шести часов звонок от Ю. Рябича.
Поступило сообщение по линии МНС - 101, что горнолыжник из Львова при спуске с вершины Великий Верх спустился в неизвестное ущелье, забурился в большой снег и не знает куда идти.

Но пока неизвестно, он на нашей стороне или занесло его в сторону Березников.
Если в сторону Березников, то будут проблемы. Река Боржава после непрерывных ливневых дождей увеличилась вдвое, там пять переправ, а теперь еще и большой снег выпал.
Как оказалось, позже, он с вершины Гембы, куда его вывезли на снегоходе, решил пройтись на В.Верх вслед за фрирайдерами, что с горнолыжным снаряжением в глубоких снегах - проблематично.
На подъеме к вершине, Олег значительно отстал от ски-туристов, он остановился и решил подождать их, чтобы на спуске присоединиться к ним. Но в районе седловины матушка природа немного подшутила над ним.
Поднялся ветер и подмел спусковые следы, а низкие облака накрыли хребет и видимость значительно ухудшилась.
Так и он оказался в незнакомом ущелье.

Фото Евгений Чизмар
Фото Евгений Чизмар


Через 20 минут звонок от В. Щербы - ему удалось связаться с потерпевшим. Он находится в буковом лесу, ниже его бурлящий ручей, снял лыжи, провалился в снег по плечи, практически топчется на месте и не знает куда идти вверх или вниз, а заряд батареи на телефоне почти на нуле.

Ну и молодежь пошла, подумал я, на лыжах не может из леса выбраться, да и снег по плечи что-то не реально, с области фантастики.
Но есть, и положительный момент, сообщил мне Вася, его друг прислал мне координаты GPS, нужно бы «пробить» их чтобы узнать, где он находится.

Начал вводить полученные координаты, но после четвертой цифры GPS «не хотел» принимать их и я понял, что система координат другая. Я начал пробовать разные варианты и на четвертом, вроде получилось.
Согласно полученным данным, пострадавший находился в урочище ,,Кривi путi” и до него, по прямой, около пяти километров. Но неизвестно, насколько далеко и куда он спустился от момента определения координат.

Мне на помощь едут спасатели с Воловца в количестве пяти человек.
Ночью самому выходить как-то не хочется, накануне на лыжах спустился по лесистому отрогу к Шипотскому водопаду и обнаружил волчьи следы.
Через час подъехали мужики с Воловца на автомобиле Жигули. Как они доехали по таким снегам и поместились в него, вместе с майном – загадка.
Погода хорошая - полный штиль, мороз около пяти градусов, небо в облаках без фонариков почти ничего не видно.

Пока впереди были следы, к водопаду мы передвигались довольно резво, но на поляне «Хиппи», где нам нужно было свернуть на лесную дорогу, ведущей на ,,Кривi путi” подъемные следы закончились.

Снегоступы только у меня и у Василия - остальные пешеходники.
Хлопцы начали проваливаться по колено в глубокому снегу. Чтобы не терять время я ушел вперед топтать следы, а Василий решил запустить сигнальную ракету, в надежде, что Олег ее увидит.

Но, к сожалению, ракета взлетела не вверх, а в сторону под углом 45 градусов. Они просроченные восьмидесятых годов, их лучше не запускать, они опасны для жизни.

А я продвигался по лесной дороге вверх, каждые 5 минут выкрикивая - Олег! Олег!

По мере подъема толщина снежного покрова значительно увеличилась. А лесная дорога, так называемая ,,буковая алея” траверсировала 40 градусный склон, где при определенных метео условиях сходили мелкие лавины.

При очередном крике Олег, в глубине леса где-то впереди, кто-то отозвался. Я прибавил темп и через 10 минут хода справа внизу, почти у реки, Олег отозвался.
Он находился метров четыреста ниже лесной дороги на самом крутом склоне с желобами и промоинами, а ниже его бурлила река.

Фото Евгений Чизмар
Фото Евгений Чизмар


Решил подобраться к нему по дуге через поляну там не так круто и снега поменьше. Для такого маневра мне нужно было пройти вперед метров 300, на поляну, и оттуда вправо вниз.

Пройдя вперед, я увидел несколько пар волчьих следов, которые пересекали дорогу и вели к реке. Посветив фонариком вдоль следов, возле упавшего дерева, обнаружил место стоянки хищников.

И тут до меня дошло – они наблюдали за Олегом и ждали своего часа…

Пришлось вернуться назад и спускаться к нему по крутяку. Перед спуском, на всякий случай, ударил ребром снегоступа об склон. Сорвалась небольшая снежная доска, надо быть поосторожней ведь внизу Олег.
Позвонил Василию по мобиле он уже на подходе, а хлопцы немного отстали, у них нет снегоступов, и уже проваливаются в снегу по ,,развилку”.
И еще предупредил их, чтобы вниз по моим следам не спускались, а подождали нас на дороге, что-то не нравится мне этот снег.

Зафиксировав задники снегоступов, начал спускаться серпантином вниз.
Я был поражен, будучи на снегоступах я проваливался в снегу почти до колен. Он совершенно не утаптывался и пересыпался как крупа.

Такой снег мне встречался только при восхождении на пик Победы на Тянь-Шане, когда на подъеме в сыпучем снегу проваливался до пояса, и чтобы закрепить перильную веревку приходилось привязывать ее к рюкзаку и закапывать его в снег. Это - переметный снег.
Ураганный ветер срывает свежевыпавший снег с одних склонов и перекидывает его на подветренные участки. В воздухе он еще и дополнительно перемерзает, и меняет свою структуру. Поэтому он и не утаптывается и самое опасное то, что он еле удерживается на склоне. Для того, чтобы он «устаканился» нужно время, два – три дня.

Мощный пецеловский фонарик высветил силуэт Олега. Он по пояс в снегу и пытается пройти крутой желоб. Подхожу к нему на расстояние 50ти метров. Ближе опасно, над ним участок без дерев можно сорвать на него снежную доску.
Предлагаю ему выйти с желоба вправо под прикрытие деревьев.
У него на одной ноге лыжа вторую лыжу он держит в руке, в другой руке две палки. Он выставляет их впереди себя на снег, подтягивается на них как на брусьях, делает шаг и опять проваливается. Если бы у него были ски-туровские крепления, как у фрирайдеров, он бы выбрался по траверсу и сам, а так максимум сто метров в час, а до Пилипца километры…

Подхожу к нему еще ближе и возле дерева вытаптываю площадку для приема. Экипирован он не плохо, на нем пуховка, качественный комбез, на голове черный шлем и большой рюкзак. Большой минус, нет джентльменского набора – фонарика, карты, компаса, спичек.

Я забираю у него рюкзак и лыжи, и мы начинаем подъем к лесной дороге.
КПД конечно, увеличилось, но с таким темпом мы будем подыматься до утра. Звоню Васе Райчинцу, он уже подошел к спусковым следам – нужна помощь, утоптать подъемные следы, вернее траншею. Вася спустился к нам без проблем.
Но при подъеме его снегоступы начали пробуксовывать, и их пришлось снять. Вася погрузился по пояс в снег.

А наверх подошел еще один спасатель, Ваня.
Объясняю ему, куда нужно спускаться и как улучшить путь подъема. Я поднимался первый, засыпая «кабанью» тропу снегом и утаптываю его снегоступами. За мной шел Ваня, улучшая тропу, потом Василий с большим рюкзаком, куда он привязал снегоступы, и последним Олег – якобы пострадавший.
Но судя, с каким энтузиазмом, он выгребал наверх к дороге, я понял, что он бы боролся до конца, не взирая ни на что. Последние метры и мы на лесной дороге.
Олег искренно благодарит нас за оказанную помощь, так как в одиночку, не зная куда идти, было бы очень проблематично выгребать из этих снегов. Потом я спросил у него, знал ли он, что за ним уже волки наблюдали. - Догадывался!
Я даже знаю, как они больно кусаются. Поэтому и ножик с рюкзака переложил в карман штанов…

Теги: Карпаты, туризм, горы, Карпаты зимой, Боржава
Автор: Евгений Чизмар, https://www.facebook.com/evgen.evgen
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ