Тарас Поздний: "Подняться на восьмитысячник под силу каждому, кто этого хочет!"

Тарас Поздний
Тарас Поздний


Весной 2019 года одним из участников международной команды альпинистов на пятом по высоте восьмитысячнике мира - Макалу (Makalu, 8485 м) будет и украинский альпинистТарас Поздний, г. Белая Церковь (в 2017 году он поднялся на восьмитысячник Манаслу без использования кислородных баллонов, в 2018 году на Эверест).
Восхождение планируется по стандартному маршруту 1955 года, проходящему через северо-западное ребро и северную стену.

Новости от команд Вы можете прочитать в нашей сецтеме: УКРАИНСКИЕ КОМАНДЫ НА ВОСЬМИТЫСЯЧНИКАХ ГИМАЛАЕВ: ВЕСЕННИЙ СЕЗОН 2019 ГОДА

От Редакции:

Имя пятой по высоте вершины мира Mǎkǎlǔ Shān с китайского языка переводится как "Черный великан" а с санскрита как "Черная гора". Как считается это имя было дано горе за ее большую скальную вершину пирамидальной формы, которая, когда находится в тени солнца, на фоне соседних снежных вершин, выглядит черным исполином.
Другие названия горы: Makaru (современное официальное название горы на китайском языке) или Makalungma - на языке Лимбу.


Отметим, что за всю историю гималайских восхождений на вершине восьмитысячника Макалу побывали лишь 4 альпиниста из Украины:

  • Первым украинцем на Макалу был Владислав Терзыул, поднявшийся на вершину в составе экспедиции Казахстана в мае 2004 г., и трагически погибший на спуске в базовый лагерь....
  • Весной 2010 года в составе национальной экспедиции "Макалу-2010" на вершину поднялись 3 альпиниста: Сергей Бублик (г. Сумы), Владимир Рошко (г. Сумы), Дмитрий Венславовский (г. Винница)



 Макалу (Makalu, 8485 м)
Макалу (Makalu, 8485 м)


В этом сезоне Вы планируете подняться на Макалу, пятый по высоте восьмитысячник мира; почему, после Манаслу и Эвереста, Вы выбрали именно Макалу?

На самом деле всё очень просто. Я общался с многими шерпами, которые ходят на восьмитысчяники регулярно и спрашивал совета, какой из восьмитысячников будет логичным после Манаслу и Эвереста и какой имеет наименьшую техническую сложность, и все мне советовали идти на Макалу.
Конечно, есть еще вариант восьмитысячника Чо-Ойю, но он расположен в Китае и восхождения на него проводятся в основном осенью; а вот весной именно Макалу представился лучшим вариантом.
Посмотрим насколько это так, насколько он в действительности простой или сложный в техническом плане. Об этом я смогу сказать уже после экспедиции

Когда начинается активная фаза экспедиции? Когда Вы планируете подняться на вершину?

По плану экспедиция будет длиться 50 дней. Начинается с 10 апреля со старта в Катманду. 12 апреля вылет в Тапледжунг, откуда около 12 дней у нас будет пеший треккинг к базовому лагерю. Сперва мы придем к “нижнему” базовому лагерю на отметке 4800 метров, где отдохнем пару дней и перейдем в “верхний” базовый лагерь на 5800 метров. После чего, собственно и начнется работа на горе.
Ориентировочно, я думаю, день штурма вершины будет в период после 10 и до 20 мая, в зависимости от погоды.
Конечно, как всегда всё хочется сделать побыстрее, но посмотрим, как погода позволит нам и как гора будет сопутствовать нам в прохождении маршрута: будет ли это в быстром темпе или придется подождать.

Будет ли это восхождение без кислородных баллонов или без помощи шерп?

Это восхождение я планирую и с помощью шерп и с кислородными баллонами.
На данный момент я себе выработал такую позицию, что на высокие восьмитысячники (это те, которые имеют высоту от 8500 метров и выше) лучше ходить с использованием кислородных баллонов и пользоваться помощью шерп.
А вот на “низкие” уже в принципе можно подниматься и без кислородных баллонов; пробовать сходить на них “по-быстрому”.
Посмотрим, может в будущем что-то поменяется, но пока буду придерживаться такой тактики.

В конце прошлого года о участии в экспедиции также заявили львовянин Роман Городечный, днепрянин Дмитрий Семеренко и киевлянин Анатолий Михайленко.
Расскажите о команде, кто еще участвует в Вашей экспедиции, будет ли у Вас в базовом лагере “группа поддержки”?

С командой, на этот раз все оказалось не очень просто.
Первоначально мы конечно планировали собраться в экспедицию нашей
“Эверестовской” группой. Мы уже “схоженные”, нам комфортно вместе и было бы хорошо и дальше продолжать ходить на вершины похожим составом.
Но, Дима Семеренко уже к Новому году знал, что не сможет поехать в эту экспедицию. Еще в планах участия был Назар Коваль со Львова, товарищ Романа Городечного, но вскоре он также объявил о том, что не сможет поехать в экспедицию по финансовым причинам.
Таким образом в команде остался я, Анатолий Михайленко, и Роман Городечный.
Мы были втроём до последнего момента.
Но, буквально неделю тому назад Толя сказал, что с его бизнесом есть определенные вопросы, требующие личного вмешательства и эти вопросы для него очень важные, поэтому поехать на Макалу у него не получается.
Ну и после этого, как то так получилось, что и у Ромы появились вопросы по его бизнесу и он тоже не пойдет на вершину Макалу; к тому же у него на счет этого восхождения были и внутренние сомнения.
А когда у альпиниста появляются внутренние сомнения, всё-же не стоит идти на гору с тяжелым сердцем. Нужно идти с легким.
Поэтому Рома тоже отказался от участия в последний момент, буквально позавчера и теперь я остался один с украинцев, кто будет идти на Макалу, по крайней мере насколько я знаю.
Впрочем, это будет большая группа от “Seven Summit Treks”, всего в восхождении будет участвовать около 40 человек, и я буду в её составе.

Что, по Вашему мнению, будет самым сложным в этой экспедиции?

Самое сложное это, конечно испытание, которое может приготовить погода. Макалу это очень ветреная гора, она славится своими сильными ветрами; она обдувается со всех сторон. Я думаю, что основной проблемой будут именно сильные ветра.
Очень надеюсь, что получится сходить “чисто” и ничего не отморозить, удачно подняться на вершину и спуститься.
Вторая проблема, которая возникла сейчас, это то, что на протяжении около 40 дней я буду один в компании англоговорящих людей, шерпов, с которыми я не знаком; это будет немного тяжело. Мне кажется, что будут моменты, когда мне будет одиноко и тоскливо от этого всего, когда не поиграешь в шахматы, как мы играли в базовом лагере Эвереста, не пообщаешься нормально. Придется запасаться книгами, что то читать… Буду как-то коротать время.
Так что есть две сложности в экспедиции: природная и личностная. Посмотрим как будет на самом деле.

Макалу. Маршрут 1955 года. Участок до седловины Макалу-Ла (Makalu La) и далее к вершине
Макалу. Маршрут 1955 года. Участок до седловины Макалу-Ла (Makalu La) и далее к вершине

Макалу. Маршрут 1955 года. Участок от седловины Макалу-Ла (Makalu La) к вершине
Макалу. Маршрут 1955 года. Участок от седловины Макалу-Ла (Makalu La) к вершине



Отличается ли подготовка к восхождению на Макалу от Эвереста?

Подготовка пред Макалу не сильно отличается от Эвереста. Перед Эверестом ее было чуть больше, больше тренировался, больше бегал. Сейчас у меня получилось что я много времини провожу в разъездах и меньше времени дома, меньше тренировок.
Я так, за то короткое время, что был дома, и не втянулся в нормальный тренировочный режим.

Но по стандарту, как я уже делал перед Эверестом, я прошел треккинг к базовому лагерю Эвереста через Гокио; провёл группу, сам прошелся.

В треккинге я очень хорошо отдыхаю, высыпаюсь, у меня более-менее нормализуется питание, плюс получаю дополнительную акклиматизацию уже заранее, перед экспедицией.
А вот сейчас 10 дней отдыхаю в Покхаре, отъедаюсь, набираюсь сил, закрываю “хвосты по работе”.
Такой режим, я думаю позволит мне медленно, не спеша, зайти на вершину Макалу.
Конечно хотелось бы, очень хотелось бы иметь в экспедиции более плавный, щадящий график; когда у тебя есть 2-3 месяца дома и ты можешь нормально подготовиться, целенаправленно потренироваться к вершине, но это не с моим графиком, не с моим количеством поездок.
Может когда то, перед К2 так и получиться потренироваться, а пока же “маємо те шо маємо”, буду идти уже на выносливости организма, которая набралась за годы. Посмотрим как её хватит...

Николай Колосовский, Анна Бухтиярова, Тарас Поздний на вершине Кала-Патхар. Фото Тарас Поздний
Николай Колосовский, Анна Бухтиярова, Тарас Поздний на вершине Кала-Патхар. Фото Тарас Поздний


Что важнее для высотного альпиниста: физическая или психологическая подготовка?

Физическая подготовка на 100% должна быть на хорошем уровне. В первую очередь это касается выносливости.
Но моё мнение, что именно психологическая подготовка решает всё. И перед восхождением на гору идёт очень большая моральная работа, включающая общение с собой, понимание, продумывание; это всё очень сильно помогает и очень важен настрой и отношение с которым ты идешь к горе.
Ты должен идти к горе с лёгким сердцем, не должно быть никакого страха, сомнения, это всё должно остаться позади. Именно с таким лёгким сердцем ты и можешь добиться успеха, потому что физические силы очень ограничены, они рано или поздно заканчиваются (в зависимости от натренированности). И всегда включается уже моральная составляющая, и здесь ты должен найти тот стимул, тот резон, который заставит тебя сделать один шаг… потом еще один, потом постоять отдохнуть, собраться с силами сделать еще несколько шагов и так постепенно - постепенно дойти к вершине

Можете вкратце рассказать, как вообще готовятся к восхождениям на восьмитысячники?

С точки зрения построения плана тренировок или чего-то еще такого подобного, я не специалист в этом. Тут я сам хочу воспользоваться помощью Никиты Балабанова, нашего гида в “Кулуар” и руководителя по восхождениям. У него в этом плане намного больше опыта.
Со своего личного опыта могу сказать, что в первую очередь очень важна выносливость и именно её нужно развивать: это пробежки на длительные дистанции 3-4 раза в неделю, обязательно один раз в неделю пробегать не менее 20 километров (остальные разы по 10-15 километров) в зоне низкого, спокойного пульса (130-140-150 ударов в минуту, не выше).
Кроме этого отлично работает плавание, которое нагружает мышцы, но не нагружает суставы, что позволяет их уберечь. Ну и очень классная тема это кроссфит, который дает хорошую нагрузку и постоянно заставляет организм адаптироваться к этим нагрузкам, потому что схема тренировок меняется постоянно, какие то элементы добавляются, какие то меняются; а это именно тренирует способность организма адаптированию к меняющимся нагрузкам, что нам и надо, это помогает привыкнуть к высоте, быстрее и лучше получать акклиматизацию.
Просто бегать марафонские дистанции по 4 часа раз в неделю это не та подготовка, что нам нужна.


Что лично Вас тянет на восьмитысячники?

Это сложный вопрос. Ответ на который можно давать, философствуя, очень долго, и даже не найти на него ответ.
После Эвереста несколько месяцев мне вообще не хотелось в горы, а потом опять появилось желание вернуться обратно, даже на тот-же Эверест, несмотря на обморожения пальцев, снежную слепоту; хотелось просто очутиться в этой обстановке.
Сейчас, перед Макалу у меня тоже начался небольшой “зуд”: хочется на высоту, хочется опять увидеть эти красивейшие пейзажи, которых внизу ну никак не увидишь; хочется делать один шаг и стоять и делать пару вдохов, пытаясь отдышаться; хочется тяжести, испытания для себя; хочется опять почувствовать всю атмосферу базового лагеря, пообщаться с теми людьми, которые идут на вершину, а это всегда очень интересные люди с какими то своими историями, часто со многим большим опытом, чем у тебя

Тарас Поздний
Тарас Поздний


В одном из Ваших интервью Вы упоминали, что хотите пройти все восьмитысячники планеты, так ли это? Если да, то сколько, по Вашему мнению, займет прохождение этой задачи?

Да, кроме всего прочего я, в первом приближении, обозначил себе цель сходить на все 14 восьмитысячников
. Планирую подниматься по одному за сезон, посмотрим вообще, как у меня пойдёт этот план. Может я по пути еще и передумаю, а может и нет. Но в мыслях такая цель уже есть, поэтому хочется и её закрыть. Это очень крутой вызов для самого себя.
Ну и кроме того, есть еще один аспект всей этой цели - каждое восхождение на восьмитысячник прибавляет и мне и “Кулуару” известности, а это собственно напрямую влияет на количество участников наших походов, позволяя тем самым раскрывать больше горизонтов и нам и нашим гидам и позволяет ходить на новые горы. Получается такой замкнутый круг. Чем больше ходишь в горы, тем больше появляется возможностей бывать в горах. По крайней мере, в моём понимании всё так и должно работать.
Ну и лично для себя: восхождения на восьмитысячники это всё-таки дорогие экспедиции и каждый следующий пройденный восьмитысячник будет увеличивать шансы для нахождения спонсоров, которые хотя бы частично помогут покрыть экспедиционные расходы.

О сроках сказать очень сложно, но буду стараться, или по крайней мере ориентироваться на прохождение 2-3 восьмитысячников в год. С такой скоростью прохождение займет минимум лет 7 или около того. Конечно это при учёте, что всё будет удачно и все восьмитысячники будут проходиться с первого раза; а вероятность этого не очень велика.

На этот год в планах думал идти летом в Пакистан, но пока что нужно пройти весенний восьмитысячник Макалу и обязательно сходить на восьмитысячник осенью, поэтому Пакистан пока что отложил, ведь нужно еще побыть дома, побольше поработать, ведь кроме гор у меня есть еще масса дел, которые я, с таким плотным графиком не успеваю решать

Долгий ли путь нужно пройти начинающему альпинисту, чтобы подняться на восьмитысячник?

Моё мнение,что сходить на 8000 метров с кислородными баллонами и помощью шерп не является сверхсложной задачей. Да, это не просто, но это вполне реально и вполне возможно. Очень много времени на подготовку к первому восьмитысячнику на самом деле и не надо, конечно я говорю о десятках лет; достаточно года или даже 6 месяцев. Весной сходить, допустим на вершину Мера-пик (6476 метров) или Айленд-Пик (6189 метров), если есть уже первичный опыт треккинга. Летом сходить на Эльбрус, но лучше на Пик Ленина (7134 метров), впрочем, я считаю, что пик Ленина может быть и тяжелее чем Манаслу, потому что на пике Ленина всю работу выполняешь сам а на Манаслу тебе помогают шерпы.
А осенью уже можно пробовать идти на восьмитысячник Манаслу с использованием кислородных баллонов и с помощью шерп.
Если хорошо подготовиться физически, то всё должно получиться!

Каждому ли это под силу?

Под силу каждому, кто этого хочет! Но не просто хочет, а и делает что -то для этого! То есть, если ты очень хочешь подняться на вершину, то будешь тренироваться для этого. Есть люди, которым не под силу подняться даже на Эльбрус, потому что они весят 130 килограмм; но мы не будем говорить о крайних случаях и возьмем среднестатистического человека. Для него за полгода упорных тренировок по 5-6 раз в неделю, даже с учетом того, что ранее он не тренировался настолько сильно, вполне под силу натренировать организм в достаточной мере для того чтобы подняться на 8000 метров, конечно сходив перед этим на вершины пониже и имея опыт хотя бы шеститысячников

Тарас Поздний
Тарас Поздний


Можно ли научится технике альпинизма самому (по видео из Youtube, статьям в соцсетях, самостоятельной практике), без посещения альпсекций и клубов? (имеется ввиду как прохождения техничных маршрутов в Альпах, к примеру так и для высотного восхождения в Гималаях)

Моё мнение, что научится по ютубу, статьям и советам в сети альпинизму невозможно! Да, конечно, какую то часть теории оттуда можно почерпнуть, этого хватит на то, чтобы сидеть в соцсетях, писать “умные” посты и комментарии, троллить кого нибудь; но это всё-таки “диванные философы”. Настоящие знания приходят с опытом и лучше всего, когда тебя обучает намного более опытный инструктор и передает свой личный опыт тебе: это бесценно.
Дело в том, что в горах на самом деле всё не так, как в ютубе и соцсетях, всё совсем по-другому. А те, кто считают, что они посмотрели видео в ютубе и могут других учить потому что всё понял, то по моему мнению это все до поры до времени, пока такому “учителю” сопутствует удача; но она сопутствует не всё время...

В то же время для высотных восхождениях в Гималаях никакой особой альпинистской техники не надо.
Достаточно пару раз сходить на скалодром, поработать с веревками, научиться жумарить и пользоваться спусковыми устройствами, это в идеале.
Я видел как приезжают люди, на тот-же восьмитысячник Манаслу, которые в принципе никогда в руках не держали ни веревку ни жумар. Они на месте проходят “экспересс-курс молодого бойца” и как-то идут на гору. Конечно, на каких-то более сложных участках, где есть трещины, пусть даже и с проложенными лестницами, или трещины метровой ширины, которые необходимо перешагнуть; такие люди зачастую мешкаются, создают пробки. Но в большинстве, тем не менее, они проходят на вершину.

А вот технические маршруты в Альпах это совершенно отличное от хождения в Гималаях. Это совершенно другой опыт. Лично я считаю, что тут обязательно нужно проходить хорошую школу у опытных инструкторов, которые тебя многому научат.
Но вот лично у меня, на данный момент, нет необходимых знаний для прохождения технически сложных альпийских маршрутов. Пока что я прохожу классику, там где надо жумарить, дюльферять и это собственно говоря всё. Остальному я когда-то потом научусь у того же Никиты или может быть у кого то еще

Расскажите о Вашей альпинистской мечте

Прежде всего я бы заменил слово “мечта” на “цель”. И если говорить о большой цели, то это 14 восьмитысячников. Вот проект “7 Вершин” меня не сильно привлекает, а пройти все восьмитысячники это было бы круто! Но это большая, далекая цель.
На самом деле меня больше всего “зажигают” какие то ближние вершины, горы, и в данном случае сегодня это Макалу.
Экспедиция стартует уже через неделю, мне очень хочется туда подняться и спуститься, максимально целым, без обморожений; хочу также снять красивое видео, чтобы потом Вы все смогли посмотреть как проходило восхождение.
Конечно в голове “сидят” такие вершины как К2, Аннапурна, Канченджанга, которые более серьезные, грозные и будоражащие. Но они будут позже, а сейчас есть Макалу и не стоит распыляться мыслями на другие цели, когда одновременно хочется и на ту вершину, и на эту, и сходить всё за год.

И напоследок:

Больше спасибо за интервью, за интересные вопросы. Пожелаю всем ходить в горы, это очень здорово! В горах Вы находите себя, там друга жизнь.
Я вообще не представляю как можно прожить всю жизнь в городе и не побывать в горах. Обязательно нужно всем ходить в горы, тогда мир станет лучше. Это не обязательно должны быть восьмитысячники, но и к ним можно постепенно придти


Теги: Тарас Поздний, альпинизм, Макалу, украинские альпинисты, альпинисты Украины
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ