Темба Тшери Шерпа: "Я не покорял Эверест, это Эверест позволил мне подняться на вершину"

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa)

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) впервые достиг вершины Эвереста когда ему было 16 лет и 14 дней!

В то время, непальский школьник из долины Ролвалинг нанялся высотным носильщиком в французскую экспедицию, которая поднималась на вершину мира с Северной, Непальской стороны горы. И в мае 2001 года Темба стал самым молодым альпинистом в мире кто поднялся на вершину Эвереста!
Только лишь 9 лет спустя, американец Джордан Ромеро (Jordan Romero) превзошел достижение Пембы, взойдя на Эверест в 13 лет!

Но еще весной 2000 года, в свои 15 лет, Темба пытался взойти на Эверест, тогда это была экспедиция с южной стороны, однако чуть ниже вершины, не дойдя до нее нескольких сот метров, Темба вынужден был вернуться вниз из-за того что потерял слишком много времени в очереди на прохождение Ступени Хиллари.

В последствии Темба потерял пять пальцев из-за обморожений при работе на Эвересте.

Затем, немного повзрослев, Темба поступил на учебу в университет в Ухане в Китае, после окончания которого он открыл свой собственный бизнес по организации высокогорных экспедиций.

Во время ужасного землетрясения в Непале, 25 апреля 2015 года, Темба был управляющим директором туркомпании “Dreamers Destination”, которая организовала и отправила на Эверест большую группу альпинистов.
Во время землетрясения и сошедших лавин в Базовый лагерь Эвереста в группе “Dreamers Destination” погибли три иностранных клиента и два непальских шерпа.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa)

В этой статье Темба рассказывает о своей альпинистской жизни:

Я родился на востоке Непала, в Долакхе, в 300 км от столицы Непала. Не смотря на то, что это относительно небольшое расстояние, но для Непала его довольно трудно преодолеть: что бы добраться до столицы, мне нужно было сперва идти пешком двое суток, а затем ехать на попутном транспорте.

Моя семья состоит из пяти человек: моего отца, матери и троих братьев. Что бы прокормить такую ораву, мой отец работал гидом для иностранных туристов и занимался фермерством, сейчас он на пенсии. Моя мать была домохозяйкой, и ее работа заключалась в постоянном присмотре за нами и нашем воспитании.
В скоро времени семья продала весь свой домашний скот, и на вырученные деньги переехала жить в Катманду.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) с матерью и братом

Я родился шерпой, мой отец, дядя и двоюродные братья - альпинисты, поэтому с самого раннего возраста меня приучали к горам и учили альпинизму. Мой дядя работал в туристической компании, и когда я брал отпуск или в школе случались каникулы - я приходил к дяде и мы вместе ходили в горы большой и дружной компанией.

В 1999 году я совершил свой первый треккинговый поход с элементами альпинизма на вершины высотой до 6000 метров. В то время мне было лишь 13 лет, и я был самым молодым участником походов в туркомпании своего дяди.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) в 1999 году

В 2000 году я впервые поднялся на вершину Эвереста, тогда мне было лишь 14 лет, меня сопровождали мой отец, брат и несколько дальних родственников, причем мой отец работал в экспедиции в качестве шеф-повара.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) в 2000 году. с участниками восхождения на Эверест

Перед началом экспедиции 2000 года, король Непала Бирендра, во время встречи  с нашей командой, сказал мне что бы я был крайне внимателен и осторожен в восхождении
Перед началом экспедиции 2000 года, король Непала Бирендра, во время встречи с нашей командой, сказал мне что бы я был крайне внимателен и осторожен в восхождении

Мое первое восхождение в 2000 году

Мы заранее тренировались что бы в экспедиции провести максимально быстрое восхождение из базового в первый, второй и третий лагеря.
Основная проблема была в прохождении ледника Кхумбу, через все эти трещины я лез очень медленно и осторожно, но мои успехи удивили всех, кто был со мной рядом.

Мой отец в это время оставался поваром во втором высотном лагере, а я с братьями и несколькими другими шерпами пошли дальше на восхождение. В отсутствии спонсоров, мое снаряжение конечно выглядело очень печально на фоне снаряжения западных альпинистов.

Как и планировалось, мы прибыли в лагерь 4, всего лишь за несколько часов после короткого перерыва с второго высотного лагеря. В наши планы не входила ночевка в этом лагере, однако, в эту ночь была ужасная погода: снежные бури и сильные ветра. Поэтому нам пришлось остаться в четвертом лагере.
На этой высоте воздух уже очень сильно разряжен, и нам приходилось пользоваться кислородными баллонами, но только ночью, когда мы спали, днем мы поднимались без них.
На высоте выше 8000 метров, где кислорода очень мало, дышать полноценно практически невозможно.
С этого момента я уже не помню всех деталей восхождения, поскольку я был сильно уставшим и чувствовал небольшие признаки высотной болезни.

На следующий день в четвертом лагере, я натянул на себя всю возможную одежду и начал подниматься на верх. Погода конечно была все еще ужасная, но мы надеялись что она успокоится и продолжали подъем

Выйдя на отметку 8826 метров, стоя всего лишь за сотню метров от вершины Эвереста, я мог чувствовать его дыхание... видеть мир его глазами.... Но посмотрев на часы я видел что было уже поздно, 14:00 дня.
Мой ум и мое тело были крайне истощены, я был голоден и хотел пить, даже хуже, я обморозил свои пальцы.
Но нужно было, не смотря на все проблемы, спускаться вниз.

Я до сих пор помню ту ночь, когда был шторм. Мы планировали вернуться с вершины в четвертый лагерь и переночевать в нем, однако из-за шторма перед восхождением, в четвертом лагере уже не оставалось ни воды ни еды.

Только на третий день нашего восхождения, мой отец поднялся в третий высотный лагерь, куда мы благополучно спустились, что бы принести мне еду и воду. Я даже представить себе не могу, в каком состоянии увидел меня мой отец и как он переживал.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) с обмороженными пальцами, после возвращения с Эвереста

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) с матерью после восхождения на Эвересте

После возвращения с Эвереста в Катманду, меня узнавал буквально каждый человек. Многие журналисты пришли ко мне за интервью, и задавали много вопросов. Лучшие школы Непала приглашали меня стать их студентом, я выбрал среди них как мне показалось лучшую.
Эта кола мне и помогла в дальнейшей жизни, став прекрасной опорой как для меня так и для моей семьи.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) в школе в Катманду

После того, как я спустился с гор мне пришлось очень много наверстывать в школе, у меня были плохие отметки, но я старался, а преподаватели и друзья помогали мне в стремлении выучится.

Не смотря на травмы, полученные в первом восхождении на Эверест, уже весной следующего года, я снова вернулся к вершине мира.

Для меня Эверест не просто гора, это моя мечта, и что бы реализовать эту мечту я не боюсь ни трудностей ни рисков.

2001 год, мое второе восхожденеи на Эверест

В 2001 году я начал свою вторую экспедицию на Эверест, но на этот раз на Северном склоне (Со стороны Тибета). Уже после первого восхождения я получил огромный опыт, а моя школа и туркомпания дяди выступили спонсорами, дав мне огромную поддержку.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) в 2001 году во время второй экспедиции на Эверест

23 мая 2001 года был незабываемый день моей жизни. в 7:00 утра я стоял на вершине Эвереста. В этот раз, стоя на вершине мира, мой отец звонил мне из базового лагеря, что бы поздравить меня с тем, что я стал самым молодым альпинистом в истории, который поднялся на вершину Эвереста.

И уже спустя 10 минут, сделав несколько фотоснимков, мы начали спуск вниз, мы спустились в штурмовой лагерь и уже на следующий день были в базовом.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa)  - самый молодой альпинист, покоривший Эверест
Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) - самый молодой альпинист, покоривший Эверест

Но на самом деле я не покорял Эверест, это Эверест позволил мне подняться на вершину

По прибытии в Катманду меня встречала огромная толпа людей...

Я вернулся домой, как настоящая звезда, мне предложили провести лекции в школах Непала, я также начал путешествовать по другим странам, рассказывая историю своего рекордного восхождения. Моя жизнь изменилась после этого.

В 2005 году, когда я закончил школу, я получил шанс поехать в Китай и продолжать учится в университете в Ухане и получать полную стипендию.

Темба Тшери Шерпа (Temba Tsheri Sherpa) - студент университета в Ухане

В 2010 году я вернулся в Непал. В 2015 году я основал свою собственную туркомпанию “Dreamers Destination”, которая занимается организацией турпоходов и альпинистских восхождений как в Непале так и в Тибете