История альпинизма в лицах: Антонио Димаи (Antonio Dimai)

Мы продолжаем публикацию статей История альпинизма в лицах >>>> , в этой статье мы расскажем о:

Антонио Димаи (Antonio Dimai)
Антонио Димаи (Antonio Dimai)


Антонио Димаи (Antonio Dimai)

1866, Кортина-д’Ампеццо, Италия - 1948, Кортина-д’Ампеццо, Италия



Говоря о «Великом поперечном ходе» на классической южной стене Тофана, каждый с почтением вспоминает о первопроходцах в 1901 году. Ими были горные проводники из Ампеццо Димаи, Сиорпэс и Верци с баронессой Илоной и бароном Роландом Эетвес из Будапешта. Во главе этого похода стоял Антонио Димаи.

В конце 19 - начале 20 века Антонио был лучшим альпинистом в Итальянских Доломитах, совершив около 50 первовпрохождений !

Его отец Анджело в 1865 году вместе с Паулем Громанном покорил Монте Кристальо, а годом позже на свет появился Антонио Димаи, которому суждено было стать одним из великих проводников по Доломитам. Он был не только отчаянным скалолазом, но и, прежде всего, мастером по обнаружению маршрутов по, казалось бы, непроходимым стенам.


Здесь приведен лишь краткий список избранных «маршрутов Димаи»: северная стена Айнзер (1898), 1200-метровая южная стена Антелао (1898),южная стена Помаганьон («Виа классика», 1899), южная стена Фиаме (1901), южная стена Кампелине-Димаи (1905; на ней до сих пор 70 м отмечены пятым уровнем сложности!).

Долгие годы Антонио был проводником короля Бельгии Альберта I. Между ними вскоре завязались дружеские отношения. И только когда королю однажды захотелось пройти без веревки/страховки, его проводник пришел в бешенство: «В долине вы король, а здесь, в горах, командую я!» (во время одиночного прохода по канатной трассе Маас в 1934 король сорвался и погиб).

После того как австрийцы во время Первой Мировой войны оставили Кортину из тактических соображений, местное население было настроено враждебно против итальянцев. Они потребовали от Димаи, чтобы он провел штурмовую группу через южную стену Тофана, чтобы насести удал австрийским войскам с тыла.

Димаи отказался. За это его сперва хотели расстрелять. И только после протестов жителей Кортины было принято решение сослать Димаи во Флоренцию.

Там он случайно встретил секретаря бельгийского короля. После того как король узнал о судьбе своего горного друга, он заставил итальянцев принять Димаи обратно в Кортину с тысячей извинений.

Антонио Димаи и король Бельгии Альберт I. На южной стене Пунта Фиаме, группа гор Помаганьон (севернее Кортины д’Ампеццо). Так впервые был осуществлен подъем на стену, в которую сегодня вбито десять скальных крючьев.
Антонио Димаи и король Бельгии Альберт I. На южной стене Пунта Фиаме, группа гор Помаганьон (севернее Кортины д’Ампеццо). Так впервые был осуществлен подъем на стену, в которую сегодня вбито десять скальных крючьев.


В доме Димаи в пригороде Кортина, Чиаве, до сих пор живет его пожилая сестра. В удивительной комнате, обшитой деревянными панелями, она рассказывала нам о своем брате. На скалах он носил Scarpe da gatto («кошачьи ботинки»); верхняя их часть состояла из кожи, подошвы были из совершенно обычного материала из старых вещей. Димаи использовал 3-4 пары из них в сезон; изготовлены эти ботинки скалолаза каменного века были детьми. Свои пеньковые тросы он использовал в среднем 10-12 лет! Крючья же он не брал ни в один из своих туров. «Если они однажды были использованы, то со скалолазанием покончено!», - не уставал он повторять.

Антонио Димаи умер в возрасте 83 лет.

Анджело и Джузеппе Димаи

Они тоже стали горными проводниками, как и их отец. Но они уже жили в другое время. Уже в 1933 году они хотели подняться по северной стене Гроссе Цинне.

Все предыдущие попытки, предпринимаемые Комичи, Штегером и Дзанутти, проваливались еще у подножья стены. Джузеппе Димаи (* 4 августа 1903 года) во время своих первых попыток (в них также принимали участие горные проводники Игнацио Дибона, Джузеппе Гедина и Анджело Верци) поднимался все выше и выше своих предшественников. Тогда появился Эмилио Комичи и предложил свою помощь. Это предложение было с радостью принято. Джузеппе Димаи говорил: «Чем больше рук можно задействовать против стены, тем больше вероятность успешного исхода!»

Во время первого восхождения на стену братьями Димаи и Комичи Джузеппе Димаи, на правах идущего впереди, справился с решающими участками, и покорение стены стало его личной победой, не умаляя при этом заслуг Комичи. Но из-за известности Комичи, как горного проводника, слава покорителя маршрута северной стены закрепилась именно за ним.

<br>Джузеппе Димаи, первый горовосходитель (вместе с братом и Комичи) на северную стену Гроссе Цинне. <br><br>  Южная стена Пунта-Фиаме. 1 = путь Димаи, 2 = ребро Фиаме, 3 = через Димаи, Дибона, Дегаспер.

Джузеппе Димаи, первый горовосходитель (вместе с братом и Комичи) на северную стену Гроссе Цинне.

Южная стена Пунта-Фиаме. 1 = путь Димаи, 2 = ребро Фиаме, 3 = через Димаи, Дибона, Дегаспер.


Джузеппе Димаи тяжело это воспринял. Возможно, это тот случай, когда обида может привести к заболеванию; так, Димаи вскоре заболел, а 1 марта 1946 года его не стало. Говорят, он погиб не на северной стене Гроссе Цинне, а от нее. Его брат Анджело (*14 января 1900 года) до сих пор проживает (как директор сберкассы на пенсии) в Кортине. В доме Димаи в Чиаве также висит большой портрет Джузеппе Димаи. При взгляде на этого альпиниста, типичного для «героического периода» альпинизма, с горящими, фанатичными глазами, верится в то, что он умер от «своей стены»...

Джузеппе Димаи с первой экстремально длинной веревкой на северной стене Гроссе Цинне.  Эти восхитительные фотографии были сделаны Б. Гедина во время первых попыток  подъема на стену.
Джузеппе Димаи с первой экстремально длинной веревкой на северной стене Гроссе Цинне. Эти восхитительные фотографии были сделаны Б. Гедина во время первых попыток подъема на стену.


Юдита Димаи и ее дочери

В 1920 году дочь Антонио Димаи, Юдита, хранила огромную тайну: по ночам, когда все спали, она шила себе брюки ... Юдита хотела отправиться вместе со своим братом Анджело на покорение высокой и отвесной южной стены Фиаме, которая уходила в небо, возвышаясь над домом Димаи. Ее отец был первым, кто покорил эту стену, она тоже хотела проделать этот путь. Разумеется, отец никогда и ни за что не должен был узнать об этом.

Но каким-то образом ему все же стало об этом известно и, конечно же, на брата с сестрой обрушился град негодований. Больше всего Димаи-старшего разозлило то, что оба «провинившихся» хотели немного отклониться от маршрута, от «его маршрута». Юдита Димаи была первой жительницей Ампеццо, надевшей брюки (ладины по-прежнему живут в патриархальном строе), и после этого случая она больше никогда не поднималась в горы.

Дочь Юдиты, Ада, в 1978 году поведала нам следующее: «На протяжении всей своей жизни я день за днем смотрю на стену Фиаме. У меня уже двое детей, а я по-прежнему не поднялась на ее. Мне хотелось бы однажды познакомиться со стеной деда. Возьмете меня с собой?»

Мы взяли Аду с собой на стену ее деда, и она справилась великолепно. В течение всего маршрута (внизу, рядом или между могучими скальными крышами) мы постоянно слышали хвалебные слова Ады о своем дедушке ... о том, как же здорово ему удавалось находить самые легкие пути для подъема.

Фото (слева): Антонио Димаи и его семья. Деревянная комната в доме в Чиаве №104 существует до сих пор. Эти снимки принадлежат королю Бельгии Альберту I.
Фото (слева): Антонио Димаи и его семья. Деревянная комната в доме в Чиаве №104 существует до сих пор. Эти снимки принадлежат королю Бельгии Альберту I.


На выходе со стены Ада достала маленькое карманное зеркальце из своего анорака и хотела отправить «зайчика» в долину. Она сказала своей матери, что сегодня она поднимется на Фиаме и теперь хотела подать сигнал о том, что благополучно добралась до вершины. Пускание солнечных зайчиков с вершины горы или со стены в долину – это старый сигнальный способ фамилии Димаи... еще прадед (первым покоривший вершину Монте Кристальо) таким образом сигнализировал своей жене в Кортине, что у него все в порядке, тем самым успокаивая ее. В этот раз затея не удалась. Туман застилал нам все и вся. Я сказал Аде: «Пять минут назад могло бы еще получиться!».

Ада ужаснулась этому: «Но пять минут назад – мы же были еще на стене! А моя мама не должна узнать, что мы поднялись на Фиаме через южную стену!». Но мать все же узнала об этом, и в семье Димаи вновь разразился гром. То, что она, мать, однажды прошла по стене Фиаме, г-жа Юдита объяснила следующим образом: «Нас тогда было восьмеро детей, и было бы не так страшно, потеряй наши родители двоих из нас. Но у меня вас всего четверо, и каждый мне вдвойне дороже...».

Но, несмотря ни на что, вечером она приготовила (в честь этого события) для нас всех Fartaies, блюдо, которым традиционно после очередного тура любил полакомиться сначала дед, а потом и отец рода Димаи...




Теги: Alpine guide Antonio Dimai, история альпинизма, история альпинизма в лицах
Автор: Григорий Лучанский, статья из журнала "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1979 г. www.geolmarshrut.ru/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ