История противолавинных рюкзаков




Главная опасность, поджидающая любителей внетрассового катания – это лавины. Лавинные щупы, лопаты, маячки-биперы являются обязательными элементами экипировки любой выходящей на лавиноопасный склон группы. Но этот комплект является лишь средством обнаружения уже погребенного под снегом человека. Современные системы активного спасения из лавин препятствуют затягиванию человека в глубину лавинной массы.

Отправной точкой создания таких систем считается первый документированный случай чудесного спасения, произошедший с баварским охотником Йозефом Хохенестером (Josef Hohenester). Дважды возвращаясь с охоты и перенося на своих плечах тушу убитого оленя, он попадал в лавину и оставался жив. Каждый раз туша оленя создавала большой дополнительный объем, обеспечивающий плавучесть в массе снега. Вероятно, опираясь на этот опыт, некоторые альпийские лесничие выходили на лавиноопасные склоны с большими жесткими пустотелыми баллонами.

Зная об этом, в начале 1980-х гг. немецкий изобретатель Петер Аушер (Peter Aschauer) создает первый прототип надувного баллона, предназначенного для спасения в лавине. Он патентует свою разработку и основывает компанию ABS Peter Aschauer GmbH. Система представляла собой небольшой рюкзачок (в который входили исключительно баллон и надувной мешок и ничего больше), который весил 3,8 кг. Всего один нейлоновый мешок объемом 150 литров надувался с помощью баллона со сжатым азотом.

В 1985 году система ABS представляется на выставке ISPO, однако реакция публики на нее была неоднозначной – в тот момент, как это ни парадоксально, предотвращение погребения жертвы под снежной массой еще не считалось самым важным фактором спасения из лавины. Гораздо больше внимания уделялось средствам маркирования местоположения пострадавшего. Последующие 10 лет систему использовали как дополнение к туристическим рюкзакам весьма ограниченное число энтузиастов. О мировой известности говорить не приходилось.

Оригинальный рюкзак ABS образца 1985 года
Оригинальный рюкзак ABS образца 1985 года



Все изменилось в 1995 году – на фоне растущего интереса к внетрассовому катанию, известный Швейцарский федеральный институт изучения снега и лавин, согласился протестировать партию рюкзаков, оснащенных системой ABS. На базе отчетов, составленных по результатам тестов, система была полностью переработана.
В 1996 году появляется узнаваемая всеми конструкция ABS TwinBag – один баллон на 150 литров был заменен на два баллона объемом 85 литров каждый.
В том же году появляется пусковая ручка с пиропатроном, которая активировала всю систему – она заменила подверженный ошибкам в работе механический боуден-трос. Вес всей системы был снижен до 1 кг. Первыми рюкзаками, оснащенными обновленной системой становятся Spindrift и Glissade от VauDe.

Петер Аушер со своим рюкзаком. Отлично видно кольцо боуден-троса
Петер Аушер со своим рюкзаком. Отлично видно кольцо боуден-троса


 Надутые мешки рюкзака ABS c системой Twin Bag
Надутые мешки рюкзака ABS c системой Twin Bag


С 1996 года заметных конструктивных изменений собственно система ABS не претерпевала. Удобнее и функциональнее становились сами рюкзаки. В 2008 году появилась система ABS Vario – пусковой механизм и мешки были помещены в отдельный блок, который мог состегиваться с рюкзаками различного объема. С появлением линейки Vario, ABS начали экспорт своей системы другим производителям – The North Face (модель PATROL), Salewa (модель MOUNTAIN GUIDE), Bergans (модель HODLEKVE), Dakine (модель SIGNAL) и др. Кроме того, ряд производителей, таких как Dakine, Evoc и Arva добавили в свои коллекции рюкзаки, в которых заложена возможность состегивания с блоком ABS. Это может изменить саму индустрию в будущем – райдер сможет пользоваться системой, взяв её напрокат на курорте.

Последние изменения, связанные с конструкцией ABS-системы относятся к совсем недавнему времени. Система беспроводной активации была презентована в 2009 году. Суть её в следующем – обычная ручка активации заменяется ручкой с радиоуправлением (приемник-передатчик + аккумулятор), которую, в зависимости от настройки может активировать как любой участник группы, так и только один человек (подразумевается гид). В 2010 году к штатным стальным баллонам были добавлены облегченные карбоновые, призванные снизить общий вес системы.

Сравнительная схема погребения жертвы лавины без рюкзака ABS и с ним
Сравнительная схема погребения жертвы лавины без рюкзака ABS и с ним


Главным конкурентом ABS на данный момент является швейцарская компания Snowpulse, которая была основана в 2006 году со штаб-квартирой в долине Вербье – европейской Мекке фрирайда (один из этапов Freeride World Tour проходит именно здесь). Успех рюкзакам Snowpulse приходит незамедлительно – их конструкция и нюансы обслуживания учитывали все слабые стороны ABS.

Конструкция рюкзака Snowpulse с системой Life Bag
Конструкция рюкзака Snowpulse с системой Life Bag


Во-первых, это патентованная конструкция Life Bag – надувная подушка одна, но она встраивается не только в спину, но и в лямки рюкзака, формируя при надувании своеобразный спасательный жилет, который призван снизить шансы нанесения тяжелых травм райдеру, попавшему в лавину. Кроме того рюкзаки Snowpulse работают по принципу Head-on-Top (H.O.T.) – подушка удерживает голову райдера на поверхности снежной массы. Система ABS же лишь старается удержать пострадавшего как можно выше в лавине, не гарантируя при этом, что голова пострадавшего будет оставаться на поверхности.

Схема принципа работы системы Snowpulse H.O.T.
Схема принципа работы системы Snowpulse H.O.T.


Во-вторых, это система перезаправки баллонов. После активации системы ABS баллон необходимо отправить на перезаправку (согласно правилам эксплуатации) производителю, в то время как конструкция системы Snowpulse позволяет перезаправку баллонов в дайв-центрах, или пожарных частях. Кроме того, при соблюдении четких инструкций производителя у баллонов Snowpulse есть возможность перезаправки в полевых условиях, что практикуется у любителей катания на снегоходах по целинным склонам.
В-третьих, если райдер все же оказался погребен в лавине, мешки Snowpulse будут постепенно сдуваться, оставляя жизненное пространство, призванное спасти от удушья – основной причины смерти жертв лавины. Надувные мешки ABS спускаются вручную с помощью клапанов.

На российских и зарубежных интернет-площадках, посвященных катанию вне трасс ведутся ожесточенные споры – какая система предпочтительнее? Однозначного ответа пока нет. В любом случае появление конкурента у ABS должно положительно сказаться на рынке систем активного спасения в лавинах. По крайней мере, в конкурентной гонке Snowpulse уже выпустил «экспортную» систему R.A.S.C., которую уже начали внедрять в свои рюкзаки Mammut, а ABS в 2012 году начал выпускать для своих рюкзаков защиту спины, борясь с риском возникновения травм у попавших в лавину.

К тому же этот рынок вот-вот встряхнет появление принципиально новой системы. В октябрьском выпуске Popular Science было опубликовано описание новейшей технологии от компании Black Diamond. Рюкзакам с системой Jet Force Technology уже сейчас можно прочить маленькую революцию в средствах активного спасения в лавинах. В отличие от рюкзаков ABS и их аналогов, рюкзак BD Halo 28 будет накачивать 200-литровый мешок не с помощью баллончика со сжатым воздухом, а с помощью очень мощного вентилятора вращающегося со скоростью 60.000 оборотов в минуту. Первые образцы можно будет увидеть лишь дилерам на зимнем Outdoor Retailer Show.

Страница из журнала Popular Science с изображением рюкзака Black Diamond Halo
Страница из журнала Popular Science с изображением рюкзака Black Diamond Halo


Плюсы новой технологии очевидны - на одном заряде аккумулятора рюкзак сможет 4 раза пройти цикл накачивание/откачивание мешка, а также это избавит фрирайдеров от проблем с транспортировкой баллонов со сжатым воздухом или азотом в самолетах. Примерный вес - около 3,3 кг, вероятная стоимость в США - 960$.

Однако не только известная всем компания Black Diamond начала работать над конструкцией лавинного рюкзака с мощным вентилятором. Ресурс Skintrack.com в марте 2012 обнародовал данные об аналогичном патенте, принадлежащем не менее известному производителю одежды и снаряжения – компании Arc’teryx.

Рисунок-схема к патенту лавинного рюкзака Arc
Рисунок-схема к патенту лавинного рюкзака Arc'teryx


И это еще не самый большой сюрприз. Специалисты из Канады решили внедрить новую систему активного спасения из лавин в куртку! Логика этого шага такова – рюкзак вы можете снять, остановившись на привале, а вот с курткой вы не расстанетесь в течение всего дня катания. До этого единственным примером внедрения такой системы в одежду был жилет The North Face ABS Powder Guide, который за свою инновационность получил премию Gear of the Year от журнала Outside в 2012 году. Какой будет куртка от Arc’teryx и появится ли она вообще пока не ясно – сама компания упорно не комментирует слухи, вызванные публикацией их патента.

Жилет The North Face Powder ABS Guide
Жилет The North Face Powder ABS Guide


Предполагаемая конструкция куртки Arc
Предполагаемая конструкция куртки Arc'teryx Adrenaline Butterfly Jacket


Таким образом, за четверть века своей истории рюкзаки с системами активного спасения в лавинах, по всей видимости, только подошли к кульминации своего развития. А это значит, что все самое интересное в области повышения безопасности катания вне трасс еще впереди!




Теги: противолавинные рюкзаки, лавинные рюкзаки, avalanche, лавины
Автор: http://sport-marafon.ru/
Опубліковано в Екстремальний спорт

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ