Эверест: дойти до мечты

24 мая 2014 года группа альпинистов, в составе которой был украинский альпинист Владимир Воронин, достигла высочайшей точки планеты — Эвереста.
Длительность экспедиции составила 47 суток.

Ниже - статья и фильм Владислава Лачкарева, иркутского альпиниста, также участвовавшего в этом восхождении.

Что такое для меня покорение Эвереста? В двух словах не описать. Но чтобы было понятно, насколько тяжело мне это далось, я расскажу по порядку.

Подготовка к восхождению была самым сложным этапом. Я прочел много книг, пересмотрел все фильмы об альпинистах, изучил истории экспедиций, встречался с восходителями из разных стран — все это, несомненно, помогло. Понимая, что пора собираться на встречу с мечтой, пришлось оставить работу, должность, что тоже далось нелегко. Близкие не поддерживают такого рода увлечение, но относятся с пониманием. Считаю, что для моих детей и внуков это восхождение станет предметом гордости.

Физической подготовкой я начал заниматься около 6 лет назад. Обязательное посещение спортзала 5—6 раз в неделю: силовые тренировки, анаэробные упражнения, кросс с утяжелителями на ногах. Для выработки быстрой реакции организма на гипоксию и для получения минимальных технических навыков ходил и на тренировочные восхождения. За годы подготовки сходил на Орисабу (5700 метров — высочайший вулкан Северной Америки), Мера Пик (6476 метров — Гималаи со стороны Непала), Мунку-Сардык (3491 метр, Саяны), «Крест» Эльбруса (5641 и 5621 метров — Кавказ), Аконкагуа (6962 метра — высочайшая точка Южной Америки), Монблан (4810 метров — Альпы со стороны Франции), вулкан Сан-Франциско (6016 метров, Аргентина), Охос дель Саладо (6893 метра — Чили, высочайший вулкан на Земле). Участвовал в лыжном переходе с полярной базы Барнео на Северный Полюс («последний градус»).

Так как в условиях высокогорья могут вылезти «скрытые болячки», заранее прошел медицинское обследование. Сдал все анализы, посетил узких специалистов. Это один из важнейших этапов подготовки. Несколько участников нашей команды отсеялись именно из-за того, что не прошли этот этап у себя дома.

Что касается стоимости экспедиции, то без учета тренировочных поездок сумма составила приблизительно 2,5 миллиона рублей. Основные статьи расходов: непосредственно участие, авиаперелеты и транзитные гостиницы, недостающее снаряжение, разные страховки, дополнительные расходы (чаевые, сувениры, дополнительное питание и прочее).

Нашу поездку организовывал клуб «7 Вершин». Руководитель экспедиции — Александр Абрамов. Кроме русских альпинистов, в составе команды были ирландцы, поляки, украинец, канадец, житель Шанхая (русский). Все участники (15 человек и 4 гида) достаточно сильные, хорошо подготовлены, в прекрасной форме. Наше общение было достаточно комфортным, интересным и познавательным.

Базовый лагерь находится на высоте 5200 метров. Это крайняя точка, до которой добирается автотранспорт. Здесь достаточно комфортные условия: работает GSM-связь, бывает интернет, есть теннисный и бильярдный столы, иногда организовывают «баню». Следующий лагерь — «средний», находится на высоте примерно 5800 метров. Здесь условия попроще, но не об удобствах мы думали.

Еще один хорошо устроенный лагерь — передовой базовый, находится на высоте 6400 метров. Тут индивидуальные палатки, туалет, медицинский работник, кухня, спутниковая связь. Только мы успели акклиматизироваться здесь, как уже наступила пора выходить в лагерь «Северное седло» на высоту 7000 метров. Путь до него гораздо сложнее предыдущих, суровые погодные условия, порывистый ветер, какого я не видел даже в Арктике. В этом лагере мы заменили обувь на ботинки с трехслойным пластиком, надели комбинезоны и кислородные маски. До отметки в 7700 метров добрались быстро. Здесь ночью даже не спали, а просто сидели, согнувшись в полудреме, пили кипяток, ждали утра. Спать в кислородной маске крайне неудобно. Тяжело дышать, скапливается конденсат и стекает холодным ручейком под воротник внутрь термобелья. В 5 утра у меня закончился кислород.

Заменив баллон, мы отправились к предпоследней точке, в лагерь № 3 (8300 метров). Подъем достаточно сложный, местами опасный. Дошли за 4 часа. Расползлись по палаткам отдыхать — спать и есть на этой высоте уже невозможно. На самую вершину взяли необходимый минимум: кислород, варежки, носки, запасной фонарик, медикаменты, запасные маски. Последний рывок к вершине был назначен на 23:30.

Первые 3 часа наша группа шла без остановок. После смены баллона на отметке 8600 метров я уже не шел, а еле тащился, силы покидали. Насколько возможно, я пытался проанализировать свое состояние: печень нестерпимо жгло, сердце билось в бешеном ритме, зеленая пелена смыкала глаза, ноги стали ватные. А дальше я стал жертвой галлюцинации. Увидел на тропе… младшую дочь, которая пела, смеялась и что-то напевала. На гребне, где сидят мертвые замороженные альпинисты, эта картина производит жуткое давление на психику. Я решил сойти с тропы.
Выбрав место, снял рюкзак и стал проверять все кислородное оборудование. Осмотр маски выявил сантиметровую корку льда на клапане атмосферного воздуха. Какая злость охватила меня в тот момент! Я был в бешенстве от того, что уже несколько часов иду фактически без кислорода. И никто ведь не помог бы мне. Сколько сил потратил зря, сколько характера и злости сжег, стремясь не отставать от товарищей! Складным ножичком я почистил клапан от ледовой корки, снова надел маску, подал кислород и увидел мир в новом цвете. Как будто у меня выросли крылья, буквально открылось второе дыхание, и я резко прибавил скорость. Дальше старался нагнать отставание, но на опасных участках не рисковал, взвешивал каждый шаг.

Первые участники команды зашли на вершину примерно в 6:00 по непальскому времени. Я в это время уже был на подходе. И тут я впервые за всю экспедицию начал осторожно надеяться: «Неужели у меня получится? Неужели я дойду до своей мечты?» И вот примерно в 6:20 я заползаю на площадку, фотографируюсь с флагами. А потом на несколько секунд выпрямляюсь в полный рост, чтобы постоять на максимальной точке в своей жизни — на высоте 8848 метров.

Удовлетворения я не получил, не было осознания совершенного восхождения. И тут гид дает новую установку: «Кто спустится до отметки 8300, тот останется живой». Шатает от усталости, уже вышло слепящее солнце, попадаются навстречу участники других групп, а мы изо всех сил бежим вниз. При свете дня идти страшнее — видны все опасные места. Об осторожности напоминают замерзшие альпинисты. Много чего философского приходит в голову, когда идешь выше неба, почти в космосе.

На спуске было решено не останавливаться на отметке 8300 и дойти до передового базового лагеря на 6400 метров. Через 12 часов я занес свои остатки в лагерь. Я не мог ходить: одновременно обморозил, стер и побил ноги на спуске. В это время пришел муссон и завалил наши палатки метровым слоем снега. Я откапывался только, чтобы попить, так как вставать на распухшие коричнево-желто-белые ноги было мучительно больно.

Лечились все: кто-то капал глаза от снежной слепоты, кто-то лечил ноги, кто-то не останавливаясь надрывал легкие. Это сейчас я осознаю, что одна пропущенная пробежка могла стоить мне жизни.

Спустя сутки мы спустились до отметки 5200 метров. Там еще 2—3 дня лежали под снегом. Из-за погодных условий машины не могли к нам проехать. Мы, собрав волю в кулак, дошли до какой-то деревушки, а там уже ждал транспорт. Через несколько дней добрались до Катманду, там нам оказали медицинскую помощь. А дальше была радость получения сертификатов и грусть расставания с участниками.

Да, я потратил много времени, сил и средств на подготовку к восхождению. Я на 2 месяца оставил дела, заставил переживать своих близких, потерял 15 килограммов мышечной массы и кучу здоровья. Но я добился того, о чем мечтал много лет, что было для меня наваждением, навязчивой маниакальной идеей. Я вернулся окрыленным свободным человеком с огромной внутренней силой, страстно жаждущий полной насыщенной жизни.

Восхождение на Эверест, безусловно, серьезное испытание на прочность и яркое достижение, которое не может пройти бесследно. В чем именно проявятся последствия — сейчас сложно сказать. Но одно я могу сказать с уверенностью — я счастлив, что смог дойти и вернуться домой.