Дорога на Олимп

Развитие порой непредсказуемо, словно путь ветра в горах. Куда повернет он за этой стеной? Станет ураганом или утихнет? Разрушит что-то на своем пути или поможет создать новое?

Семнадцать лет назад я случайно заглянула в потрепанный временем большой спортивный зал в соседнем парке. Облезлая краска на полу, покосившиеся огромные окна, потеки от дождя на потолке… и странная конструкция от пола до потолка. Десятки метров фанерных листов выстроились в высокую стену с правильными линиями и цветными «камешками» по всей поверхности. Рядом играли в футбол, а «стена» стояла пустая.




Вернуться в этот зал мне довелось только через несколько лет. Тогда конструкцию уже перенесли в соседнее помещение, достроили и украсили яркими рельефами, мягкими матами и надежными точками страховки. Несколько энтузиастов безудержно лезли по стене вверх, срывались и снова лезли. Они были первооткрывателями скалолазания в столице. В то же время украинцы из других городов уже становились чемпионами мира в этом спорте.

Сегодня почти любой развлекательный центр строит у себя подобие скалолазной стенки, делая ее развлечением для детей и скучающих посетителей. Спорт стали узнавать даже работники библиотек, а каждый н-ный девелопер обязательно хоть немножко скалолаз. Выросла и обзавелась детьми первая плеяда скалолазов-спортсменов, разведаны и подготовлены многие подходящие для лазания «живые» скалы, построенные новые искусственные стены, количество любителей увеличилось в разы. Чемпионаты мира теперь транслируют онлайн, у международной скалолазной организации есть страничка в фейсбук и десятки тысяч «лайков»… нет только места на Олимпиаде.

И чтобы заполучить это место, суть скалолазания готовы исказить до неузнаваемости. Как? Любой скалолаз знает, что этот спорт очень многогранен: можно медленно лазить с веревкой длинные сложные трассы на скалах или искусственном рельефе – это называется «сложность».




Можно быстро «бегать» вверх по более простым трассам – это «скорость». Можно пробовать залазить на большие валуны в лесу и в горах (или их подобие - в залах), без веревки, подстелив толстый мат и попросив друга ловить машущее руками и ногами тело при срыве – это «болдринг».







Можно получать удовольствие от процесса, выбирая каждый раз новую трассу или работать неделями над одной сложной, стирая ладони до дыр. Нельзя только делать из скалолазов роботов, которые заучили один набор движений и повторяют его из года в год, словно заводные.

Именно заводных солдатиков хотят сделать из скалолазов взамен на шанс попасть на Олимпиаду.




Пройти дали шанс только «скорости», вогнав ее при этом в рамки для общих рекордов, исключив момент новизны, нивелировав значение мгновенной реакции, возможности выбора. Чтобы угодить Международному олимпийскому комитету была создана эталонная трасса, наклон и высота которой, количество и расположение зацепок – все стало неизменным. И пошли рекорды… 8, 7, 6 секунд на 15 метрах! Зрелищно, красиво, динамично… искусственно. Парни и девушки стали послушно бегать вверх, двигаясь практически одинаково, заученно, эталонно. Было забыто самое важное в скалолазании – неповторимость каждого движения, каждой трассы. Кто подумает установить раз и навсегда единое расположение вешек в слаломе? Или ограничить в спринте обязательную длину и количество шагов бегуна? Абсурд. Ветру приказали дуть только в одном направлении.

Несмотря на все усилия, надежды скалолазов на включение спорта в Олимпиаду 2020 года угасли: решение было принято в пользу других видов. Потому что скалолазание не очень популярно? Но ведь площади Европы во время международных соревнований по скалолазанию переполнены: тысячи и тысячи спортсменов, любителей, любопытных приходят посмотреть, поболеть и удивиться способностям человека. Но посмотреть не только эталонный «бег», а то, как лучшие будут преодолевать созданные в единственном экземпляре трассы: и «скорость», и«сложность», и «болдринг». Каждая такая трасса до последнего момента остается для спортсмена загадкой, задачкой, которую ему нужно решить в первую очередь головой, а потом уже мышцами. И зрители, не отрывая глаз, следят за изобретательностью, гибкостью, мощными прыжками и нечеловеческой выносливостью чемпионов. Трассы меняются, никогда не повторяясь, оставляя после себя только яркий след в памяти, толчок для воображения, звон медалей и путь к дальнейшему развитию.

Маленькие детские пальчики тянутся к скале, с любопытством касаются ее гладкой поверхности. Много детских глаз смотрят вверх, хотят первыми забраться вооон на ту трассу... или попробовать соседнюю, ведь они такие интересные, разные.




Если дети выберут этот спорт, будут ли они вынуждены забыть о разнообразии и повторять заученные, но «олимпийские» движения? Надеюсь, что нет.

Высота притягивает и пугает, и даже падение может быть началом полета. Скалолазание остается очень молодым спортом с надеждой на олимпийское будущее, нераскрытым потенциалом, неожиданными возможностями. Тут маленькие девочки могут на равных соревноваться с опытными мужчинами, а ветераны находить в себе силы для удивительных, недоступных большинству достижений. Тут можно быть не только спортсменом, но и сливаться с природой, дышать воздухом гор, сидеть у костра на закате и улыбаться проходящему мимо времени, потому что завтра можешь стать еще сильней. Может и не нужен тот олимп? Неизвестно, куда повернет ветер за следующей скалой, но выбор впереди и дорога остается открытой.

Теги: скалолазание
Автор: Елена Зайцева, http://extremeua.com/
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ