Я с уверенностью назвал бы эту статью «Клуб кому за 100 кг» и был прав. Количество необходимого снаряжения для зимней мультигонки просто пугает и веселит. Вещей для комфортного биваука еще больше. 5-6 пар обуви на гонку ( включая коньки :)
Когда наблюдаешь за гонками длительностью в 4 – 5 суток (будь то просто гонка или Чемпионат Мира в Коста-Рике, длиною в 10 суток), поражаешься выдержке и хладнокровности разума этих людей. Что их преодолеть сложно, понимается само собой, но можно ли обдумать весь план действий и этот холодный расчет раскидывания по заброскам определенных вещей? Я собирал группу в пещеру пятой категории сложности с двумя подземными лагерями и более 1 км веревки.
Понимаю, где нужны лишние 30 карабинов, а где может не хватить кружки (это космически важно). И конечно, кто бегал похожие гонки, тот понимает, о чем говорю. Подбор снаряжения, одежды и экипировки - основной аспект после психологической и физической подготовки. 5 страниц списка снаряжения и это только в общих чертах! Так идет подготовка: железо, аптечка, рем набор, лыжи, коньки, велосипед… одежда, в конце концов.
Смотришь на участников экспедиционных гонок и задумываешься, сколько у него пар носков, и как часто он их меняет, или какие кроссовки он использует. Рюкзак, мембрана, термобелье - сколько комплектов на таких гонках? Как по мне, ответ один: «Все что имеется в наличии» ;) Но это все лирика.
Основным средством передвижением на гонке является велосипед. Зимой это самые сложные и холодные этапы. Так как тело движется очень мало, тепла вырабатывается немного и конечности начинают быстро замерзать. Три основных проблемы: кисти рук, пальцы ног и глаза+лицо.
Руки.
На велосипеде кисти рук всегда мало двигаются и часто немеют («У меня отмерзают мизинцы!» - Марина), количество одетых перчаток меня поражает. Желательно иметь теплые с WindLoker, еще лучше с «откидывающимся верхом» (для удобного нажатия кнопочек на разных девайсах или почухивания носа ;)
Часто этого оказывается мало, и начинаешь придумывать. Поддеваешь термо-перчатки или сверху еще одни огромные варежки (неопреновые или дутые, в идеале). С такими вот ластами управляешь алюминиевым конем.
Ноги.
Без зимней контактной обуви не обойтись. Очень мерзнут пальцы от контактного шипа на обуви, ниже -5 в летних туфлях я находиться больше часа не могу. Единственно возможный вариант греться в таком виде – бежать рядом с велосипедом. Но это грустно. Так же обязательным являются велосипедные бахилы (Windstop, Waterstop, Neoprene).
Они повышают температурный градиент на 5-7⁰. Зимняя обувь обычно на 1,5-2 размера больше обычной, т.к. подразумевается ношение толстого носка (а может и не одного). Главное, чтобы оставалось небольшое пространство для свободного движения пальчиков. (Иногда выручает теплая стелька).
Глаза и лицо.
Привык ездить в очках, зимой этого тоже мало; после тех же -5 жидкость, смачивающая глаза, начинает густеть и замерзать, так после часа в очках при таких температурах становится больно моргать.
К тому же невозможно высоко натянуть намордник (потеют очки), нос и часть лица остается открытой морозу и ветру, что потом сказывается на чувствительности кожи. Дальше не экспериментировал. Одевал лыжную маску с двойным стеклом и мир приобретал позитивные краски.
Внутри тепло, снаружи холодно - как зимним утром под одеялом. Защита лица жизненно необходима: балаклава, при экстренных температурах сочетается с неопреновым намордником, и спасает от непогоды на «отлично».
Одежда.
Здесь все по-старому :). Первый слой - термобелье влагоотводящее. Второй слой для ног (выбирается по желанию и морозоустойчивости бойца) – теплые термоштаны, нам подходят!)
На корпусе вторым-третьим слоем одеваем полар с Windstoр , третьим-четвертым – мембранную куртку с хорошими параметрами непроницаемости и дышащих свойств. Идеальным вариантом третьего (второго) слоя для ног будут эластичные штаны с Windstop и памперсом в придачу (попе должно быть комфортно даже зимою).
Когда гонка нон-стоп, стараешься минимизировать количество одежды, просто чтобы немного мерзнуть и от этого двигаться быстрее. Когда слоев слишком много, чувствуешь себя пухленьким прямоугольным бисквитом. Сейчас все немного сложнее. Если на длинном холодном этапе (в 80-100 км) будет мало одежды, то до Пункта смены снаряжения можно просто не дожить). Это теплые пункты, где можно и нужно будет менять обувь и одежду. Мы ждем схемы дистанции с большим нетерпением, именно от нее начинаешь просчитывать весь план соревнования. А товарищи организаторы не торопятся, ух… Но есть и радостные известия с линии фронта: в Польше, как и у нас, укрепился мороз и выпало несколько сантиметров снега. Байдарку пока не покупаем).
Так вот бегло прошлись по снаряжению, далее опишем все по пунктам, чтоб ощутить масштаб мероприятия ;)
Фотографии: Евгений Хиль (с).
Список необходимого снаряжения (для каждого участника)
1. Велосипед:
2. Коньки:
3. Беговые лыжи:
4. Ориентирование/треккинг:
5. Собаки:
6. Работа с веревками:
Список необходимого снаряжения (для всей команды)
Снаряжение на гонку:
Заброска на Пункты смены снаряжения:
Командный ремнабор на гонку:
Общественный ремнабор до и после гонки:
Прочее/ для базового лагеря
Командная аптечка на гонку:
Общественная аптечка до, и после гонки:
Так же прилагается список содержимого косметички на 5 листов, но он не помещается в статью.(Марина рыдает). Возможно, мы что-то упустили, забыли… что-то важное и необходимое. Это выяснится через 15 минут после старта. А пока мы радостно бегаем по городу в последних поисках необходимого, моем велосипеды, смазываем цепи, натираем каски, клянчим у друзей недостающее снаряжение, изучаем польские речевые обороты (Tak, poważnie! zaufaj nam !), зашиваем дырочки на любимых кроссовках и ждём.
Макс Краснопольский, Марина Бурчак, http://alp.dp.ua/
Когда наблюдаешь за гонками длительностью в 4 – 5 суток (будь то просто гонка или Чемпионат Мира в Коста-Рике, длиною в 10 суток), поражаешься выдержке и хладнокровности разума этих людей. Что их преодолеть сложно, понимается само собой, но можно ли обдумать весь план действий и этот холодный расчет раскидывания по заброскам определенных вещей? Я собирал группу в пещеру пятой категории сложности с двумя подземными лагерями и более 1 км веревки.
Понимаю, где нужны лишние 30 карабинов, а где может не хватить кружки (это космически важно). И конечно, кто бегал похожие гонки, тот понимает, о чем говорю. Подбор снаряжения, одежды и экипировки - основной аспект после психологической и физической подготовки. 5 страниц списка снаряжения и это только в общих чертах! Так идет подготовка: железо, аптечка, рем набор, лыжи, коньки, велосипед… одежда, в конце концов.
Смотришь на участников экспедиционных гонок и задумываешься, сколько у него пар носков, и как часто он их меняет, или какие кроссовки он использует. Рюкзак, мембрана, термобелье - сколько комплектов на таких гонках? Как по мне, ответ один: «Все что имеется в наличии» ;) Но это все лирика.
Основным средством передвижением на гонке является велосипед. Зимой это самые сложные и холодные этапы. Так как тело движется очень мало, тепла вырабатывается немного и конечности начинают быстро замерзать. Три основных проблемы: кисти рук, пальцы ног и глаза+лицо.
Руки.
На велосипеде кисти рук всегда мало двигаются и часто немеют («У меня отмерзают мизинцы!» - Марина), количество одетых перчаток меня поражает. Желательно иметь теплые с WindLoker, еще лучше с «откидывающимся верхом» (для удобного нажатия кнопочек на разных девайсах или почухивания носа ;)
Часто этого оказывается мало, и начинаешь придумывать. Поддеваешь термо-перчатки или сверху еще одни огромные варежки (неопреновые или дутые, в идеале). С такими вот ластами управляешь алюминиевым конем.
Ноги.
Без зимней контактной обуви не обойтись. Очень мерзнут пальцы от контактного шипа на обуви, ниже -5 в летних туфлях я находиться больше часа не могу. Единственно возможный вариант греться в таком виде – бежать рядом с велосипедом. Но это грустно. Так же обязательным являются велосипедные бахилы (Windstop, Waterstop, Neoprene).
Они повышают температурный градиент на 5-7⁰. Зимняя обувь обычно на 1,5-2 размера больше обычной, т.к. подразумевается ношение толстого носка (а может и не одного). Главное, чтобы оставалось небольшое пространство для свободного движения пальчиков. (Иногда выручает теплая стелька).
Глаза и лицо.
Привык ездить в очках, зимой этого тоже мало; после тех же -5 жидкость, смачивающая глаза, начинает густеть и замерзать, так после часа в очках при таких температурах становится больно моргать.
К тому же невозможно высоко натянуть намордник (потеют очки), нос и часть лица остается открытой морозу и ветру, что потом сказывается на чувствительности кожи. Дальше не экспериментировал. Одевал лыжную маску с двойным стеклом и мир приобретал позитивные краски.
Внутри тепло, снаружи холодно - как зимним утром под одеялом. Защита лица жизненно необходима: балаклава, при экстренных температурах сочетается с неопреновым намордником, и спасает от непогоды на «отлично».
Одежда.
Здесь все по-старому :). Первый слой - термобелье влагоотводящее. Второй слой для ног (выбирается по желанию и морозоустойчивости бойца) – теплые термоштаны, нам подходят!)
На корпусе вторым-третьим слоем одеваем полар с Windstoр , третьим-четвертым – мембранную куртку с хорошими параметрами непроницаемости и дышащих свойств. Идеальным вариантом третьего (второго) слоя для ног будут эластичные штаны с Windstop и памперсом в придачу (попе должно быть комфортно даже зимою).
Когда гонка нон-стоп, стараешься минимизировать количество одежды, просто чтобы немного мерзнуть и от этого двигаться быстрее. Когда слоев слишком много, чувствуешь себя пухленьким прямоугольным бисквитом. Сейчас все немного сложнее. Если на длинном холодном этапе (в 80-100 км) будет мало одежды, то до Пункта смены снаряжения можно просто не дожить). Это теплые пункты, где можно и нужно будет менять обувь и одежду. Мы ждем схемы дистанции с большим нетерпением, именно от нее начинаешь просчитывать весь план соревнования. А товарищи организаторы не торопятся, ух… Но есть и радостные известия с линии фронта: в Польше, как и у нас, укрепился мороз и выпало несколько сантиметров снега. Байдарку пока не покупаем).
Так вот бегло прошлись по снаряжению, далее опишем все по пунктам, чтоб ощутить масштаб мероприятия ;)
Фотографии: Евгений Хиль (с).
- Нож перочинный 1 шт.
- Изо-фольга (мин. 200 х 150 см) 1 шт.
- Свисток 1 шт.
- Паспорт 1 шт.
- Деньги
1. Велосипед:
- Шлем
- Фонарь на руль +аккумуляторы/батарейки
- Мигалка задняя
- Велокомпьютер/одометр
- Покрышка шипованная зимняя 2 шт.
- Фонарь налобный +аккумуляторы/батарейки
- Рюкзак 15/30 литров
- Бахилы (виндстоп/неопрен)
- Носки 4 пары (чем больше тем лучше)
- Перчатки/варежки виндстоп 4 пары (чем больше тем лучше)
- Тонкие перчатки 1 пара
- Подшлемник + намордник (виндстоп/неопрен)
- Бафф теплый/флисовая шапочка
- Велопамперс
- Штаны виндстоп
- Термобелье (2 комплекта)
- Полар/курточка виндстоп (2 шт.)
- Мембранная куртка
- Вело-боты зимние
- Маска лыжная
- Утепление для коленей (наколенники/компрессионные бандажи)
2. Коньки:
- Носки толстые высокие
- Наколенники
- Треккинговые палки
3. Беговые лыжи:
- Носки лыжные высокие 2 пары
- Палки лыжные
- Перчатки лыжные/варежки
- Штаны ветрозащитные/утепленные
- Бахилы влагозащитные
4. Ориентирование/треккинг:
- Беговые кроссовки 2 пары
- Треккинговые ботинки?
- Бахилы высокие снежные/бахилы низкие беговые
- Носки для бега 2 пары
- Треккинговые палки
5. Собаки:
- Теплая обувь (ботинки/сапоги)
- Спальник/пуховик
6. Работа с веревками:
- Нижняя обвязка 1 шт.
- Два уса самостраховки разной длины 1 шт.
- Карабин с муфтой 4 шт.
- Спусковое утройство (не восьмерка!!) 1 шт.
- Подъемное устройство (жумар/бейсик+кроль) 2 шт.
- Шант 1 шт.
- Перчатки рабочие
Снаряжение на гонку:
- Спички/зажигалка 2 шт.
- Водозащитный пакет для документов 1 шт.
- Вело-планшет для карты 2 шт.
- Лыжный планшет для карты 2 шт.
- Часы/пульсометр 2 шт.
- Компас на руку 2 шт.
- Маркер флуоресцентный 1 шт.
- Мобильный телефон 2шт.
- Фото-видео камера 1 шт.+ аккумуляторы
- Аптечка 1 шт.
- Сумка подседельная 2 шт.
- Ремнабор 1 шт.
- Велофляги 4-8 шт.
- Средства против намерзания льда на велосипед
Заброска на Пункты смены снаряжения:
- Коробка для заброски (максимальный размер 150 литров) 4 шт.
- Снегоступы 2 пары
- Термос 4 шт.
- Спальники 4 шт.
- Коврики 4 шт.
- Скотч широкий/узкий 2 шт.
- Смазка лыжная
- Общественный ремнабор.
Командный ремнабор на гонку:
- Насос-мини 1 шт.
- Мультитул 1 шт.
- Латки-мини самоклеющиеся 1 набор
- Латки-макси + клей + наждачная бумага 1 набор
- Запасная камера-преста 2 шт.
- Замочек цепи на 8-рик и на 10-рик 2 шт.
- Выжимка для цепи 1 шт.
- ЗАПАСНОЙ ВЕЛОСИПЕД 4 шт. ;)
- ЗАПАСНОЙ ЧЛЕН КОМАНДЫ 1 шт.
Общественный ремнабор до и после гонки:
- Покрышка фолдинговая запасная 1 шт
- Запасная камера-преста 6 шт.
- Комплект раздельных шестигранников
- Ключ для спиц - 1 шт.
- Мультитул - 1 шт.
- Тросик тормоза - 1 шт.
- Тросик переключателя - 1 шт. .
- Густая смазка
- Нитки толстые и игла - 1 компл. .
- Болты и гайки 10 шт
- Эксцентрики пер. и зад. по 1 шт.
- Насос высокого давления для вилки 1 шт.
- Тряпка для протирання цепи 1 шт.
- Спицы с ниппелями 4 шт.
- Жидкая смазка для цепи
- Силиконовая смазка для вилки
- Тормозные колодки
- Изолента 2 шт.
- Плоскогубцы 1 шт.
Прочее/ для базового лагеря
- Посуда (кружка, ложка, миска, нож, котелки) 4 комплекта
- Балон 500 мл 3-4 шт.
- Горелка 2 шт.
- Спальник зимний 4 шт.
- Пеноковрик 4 шт.
- Рюкзак 70-90 л 6-8 шт.
- Вело-чехол 4 шт.
- Лыжный чехол 4 шт.
- Косметичка 4 шт.
- Средства по уходу за одеждой NikWax
Командная аптечка на гонку:
- Бинт эластичный 2 шт.
- Бинт стерильный 2 шт.
- Неприлипающая марли 2 шт.
- Обезболивающие средства 8 шт.
- Антисептик 50 мл.
- Лейкопластырь 10 шт.
- Ножницы
- Йод в стике
- Сорбекс
- Левомецетин
- Финалгон
- Парацетамол
- Но-шпа
- Фервекс
- Леденцы от кашля
- Личные мед.средства
- Презервативы 4 шт.
Общественная аптечка до, и после гонки:
- Кетанов
- Цитрамон
- Флюколд
- Диазолин
- Пантенол
- Фестал
- Лоперамид
- Бисакодил
- Нитроглицерин
- Ауридексан
- Нафтизин
- Траумель/Индовазин
- Термометр (электронный)
- Ножницы
Так же прилагается список содержимого косметички на 5 листов, но он не помещается в статью.(Марина рыдает). Возможно, мы что-то упустили, забыли… что-то важное и необходимое. Это выяснится через 15 минут после старта. А пока мы радостно бегаем по городу в последних поисках необходимого, моем велосипеды, смазываем цепи, натираем каски, клянчим у друзей недостающее снаряжение, изучаем польские речевые обороты (Tak, poważnie! zaufaj nam !), зашиваем дырочки на любимых кроссовках и ждём.
Макс Краснопольский, Марина Бурчак, http://alp.dp.ua/