Горные гиды и клиенты на Эвересте. Как уберечься от негативного "человеческого фактора"?




Ради Эвереста Вы потратили десятки тысяч долларов, и теперь ваша мечта - Эверест находится не только в ваших руках, но и в руках горного гида, с которым вы и ваша команда поднимаетесь к вершине.

Но уже в середине вашей экспедиции вы понимаете, что совершили ужасную ошибку и ваш гид, как кажется, хочет вашей смерти..

Да, это высказывание немного резкое, я это понимаю, но некоторые клиенты коммерческих экспедиций именно так себя и чувствуют. Слишком быстрое восхождение, мало акклиматизации и отдыха, отсутствие информации и бессонные ночи, а в конце - восхождение в одиночку. Именно из-за этого клиенты чувствуют себя брошенными на погибель.

А что до горных гидов, то они зачастую смотрят на тебя с удивлением: "Кто же посоветовал тебе подниматься на Эверест? Вы когда нибудь вообще поднимались в горы, или ничего круче лестницы на чердак Вы не знаете? Вы вообще понимаете что находитесь на самой высокой горе в мире а не у пригородного холма?

Давайте проанализируем эту проблему с двух сторон: со стороны клиента и со стороны гида, и попытаемся понять, что может пойти не так как надо и как вообще не попасть в подобную ситуацию.

восхождение на Эверест
восхождение на Эверест



Взгляд со стороны горного гида: ужасный клиент

Я сам был в более чем 35-и экспедициях и собственными глазами видел как хороших, плохих так и неадекватных клиентов... И они встречаются в любых экспедициях.

Клиенты идут в коммерческую экспедицию по одной причине: достичь цели и вернуться домой живыми. Но их ожидания от самой экспедиции довольно далеки от реальности... Для многих клиентов коммерческая экспедиция означает что они будут полностью обеспечены всем чем захотят и все будут подниматься в их темпе, и есть то, что они захотят; такие клиенты ни на шаг не отходят от гида.

Но это ожидание достаточно широк. Для некоторых клиентов это означает говорят, что должно быть в их упаковке, как быстро ходить, какую пищу есть, и они следуют за каждым шагом своего руководства.

Таких клиентов гиды называют клингерами.

Другие же клиенты хотят быть чем-то полезными в группе: подсобить на маршруте, в лагерях, даже не смотря на плохую погоду. Такие клиенты ищут независимости. В некоторых случаях они даже могут иметь больше опыта чем горный гид, но у них отсутствует навык логистики экспедиций.

Это - независимые клиенты.

И это два очень разных типа альпинистов в коммерческой группе и в условиях небольшой команды в экстремальных ситуациях на Эвересте эти психотипы будут непременно конфликтовать друг с другом и для гида, который ведет всю эту группу такой конфликт будет дополнительным стрессом.

Однако, для горного гида, перевес независимых клиентов в группе гораздо лучше чем клингеров. Они всегда будут вставать вовремя, они будут знать что делать со снаряжением, не задавать глупых вопросов, а иногда они даже могут помогать клингерам.
Но и независимые клиенты могут стать реальной проблемой для гида. Если они посчитают что в каком либо вопросе гид не прав, они могут отказаться выполнять ту или иную команду или не прислушиваться к советам гида.
В этом случае горный гид должен уметь реализовывать стратегию: "доверяй но проверяй"

Работа с клингерами требует другого подхода: Все, абсолютно все должно быть проверено и перепроверено еще раз. Восхождение с клингерами отнимает у гидов в разы больше времени чем с независимыми клиентами, и что более важно - работа с ними это сильная психологическая нагрузка.
Гиды очень часто уделяют много времени для обеспечения безопасности нескольких клингеров в группе, в то время, как остальным участникам восхождения также нужна помощь или совет.

Хороший горный гид должен уметь постоянно держать всю группу во внимании и не дожидаясь непредвиденных ситуаций постоянно "сканировать" своих клиентов в поисках "зарождающихся неприятностей", что бы можно было бы их легко исправить на начальной стадии: этими факторами может быть все что угодно: от еды, гигиенических привычек до оптимизации усилий и времени чтобы обеспечить необходимую безопасность и увеличить скорость группы.

Кроме того горный гид должен помочь каждому клиенту в группе, показать что его опыт необходим им для достижения цели, поскольку если кроме горного гида в группе будет один или больше неформальных лидера - это может стать бедой для всей группы.

Однако, самый ужасный клиент для горного гида - это замкнутый и молчаливый клиент: он не заметен при восхождении, не участвует в обсуждениях и разговорах, не принимает участия в командной работе.

Этого клиента называют - спальный мешок.

Горный гид в таком случае понятия не имеет что у такого человека на уме, и что он может сделать в любой момент времени или как повести себя в критической ситуации....
Ведь, по крайней мере, с клингерами и независимыми клиентами более-менее понятна ситуация: хорошая она или плохая уже не важно, главное что она понятная... Но "спальный мешок" остается загадкой и за частую они требуют от гида особого внимания, что бы защитить их от самих себя.


восхождение на Эверест
восхождение на Эверест



Взгляд со стороны клиента: ужасный гид


На отметке 7000 метров я слышу как мой горный гид ругается со своим же товарищем, другим горным гидом. Я лежу в палатке и думаю: а будет ли продолжена экспедиция? На отметках выше 7000 метров я начинаю идти очень медленно, мне не хватает кислорода и мои мышцы ноют от усталости; однако горный гид не станет на меня кричать и подгонять двигаться быстрей, нет... он просто будет продолжать идти в своем темпе и никогда не задаст вопрос: "Что случилось?"

Гиды тоже люди :). Есть хорошие, есть плохие, есть неадекватные. Они часто ставят клиентов перед разнообразными сложными ситуациями, а еще бывает, что их отвлекают от клиентов свои личные незавершенные домашние проблемы.

Но с другой стороны они специалисты в своем деле, которые за деньги делают свою работу. И для большинства гидов выживане клиента стоит гораздо выше чем возможность забраться на вершину. Да, если клиент дошел до вершины - это бонус для гида, но если клиента сняли с восхождения и он вернулся домой живым, он может придти еще раз что бы повторить свою попытку.

Но плохие горные гиды могут развалить всю экспедицию или даже навсегда отвернуть клиентов от альпинизма как вида спорта.

Лично для меня "плохой горный гид" - это тот, кто не общается со своими клиентами. Это тип гидов, которых я называю "Сильный и тихий": он имеет богатый опыт и навыки альпинизма и демонстрирует определенный уровень знаний в безопасности экспедиции.
Лучшие гиды среди них - это те, которые могут постоянно делиться своим опытом и знаниями с клиентами. Но они очень редко встречаются.

Когда горный гид необщителен или замкнут, это очень сильно влияет на всю команду. Некоторые клиенты при таком гиде даже не задумываются о недосказанности ситуаций ,что может привести к трагедии.

С другой стороны, слишком самоуверенные горные гиды. хвастающиеся своими подвигами тоже не на руку своим клиентам.
Этих горных гидов я называю "Громкие и хвастливые". Они постоянно будут рассказывать как быстро они могут подняться по маршруту, добавляя слова о том, что вы, клиент, никогда не достигнете его уровня. Команда сперва восхищается его словам, а затем в тайне начинает ненавидеть своего гида.


И хотя у каждого действительного горного гида есть сертификат о прохождении обучения и получения квалификации , любой альпинист может написать на своем сайте или блоге что он горный гид. Да, возможно они поднимались на эту вершину (а может и нет), но эти гиды могут лишь рассказывать клиентам о своих высоких достижениях но при этом они не имеют опыта подготовки и ведения группы к вершине. Эти горные гиды: "Позеры", и их также нужно остерегаться в экспедициях.

Как и в большинстве вещей в жизни, в горах в экспедиции важен баланс. Клиентам нужен опытный горный гид, который поднимался на вершину как в хорошую так и в плохую погоду и имел дело с трудными клиентами. Они платят немалые деньги за это. Но с другой стороны, гиды хотят провести экспедицию в позитивной среде, где никто не будет задавать глупых вопросов, где не будут оспаривать решения и советы гида и где не будет конфликтов в группе.
Это идеальный тип горного гида

восхождение на Эверест
восхождение на Эверест



Обоюдная ответственность

Ключ к избеганию проблем сводится к ожиданию и подготовке.

Каждый клиент должен взять на себя личную ответственность за собственное обучение и подготовку еще до приезда в горы. Что бы присоединиться к альпинистам зачастую уместно заранее получить хоть какие-то навыки. Именно поэтому многие туроператоры на Эвересте открывают свои программы обучения именно по этой причине.

Восхождение на Эверест да и на любой восьмитысячник мира без базовых навыков альпинизма это безответственность клиента, которая может стоить ему жизни. Прибыв совершенно неподготовленным в Базовый лагерь вы оскверняете дух альпинизма и являетесь "смертным грехом" для горного гида. который берет на себя ответственность за вашу жизнь.

Каждый горный гид должны сами получить соответствующий опыт общения с клиентами и постоянно их практиковать в дополнение к альпинистским практикам.

Лучшие, опытнейшие горные гиды, сами открывают программы обучения для новичков - гидов, где они учатся не только техническому мастерству а и представлению своей компании, своей профессии горного гида в глазах клиентов.

Маленькие компании - туроператоры, когда в ее составе всего один горный гид - совсем другое дело. Собственник такой компании является единственным лицом, с которым может общаться клиент, обращаясь за услугами в компанию. И если у клиента возникает проблема. а собственник компании или горный гид отказываются ее решить, клиент зачастую остается со своей проблемой наедине. В случае работы с такими компаниями, вы должны проанализировать отзывы о ней и не стесняться ставить перед ее руководителем жесткие вопросы: лучше решить все спорные моменты в кабинете чем на восхождении.

При поиске оптимального решения вы должны быть прежде всего честными перед самим собой.
Когда я организовывал экспедицию на Броуд Пик и К2 в 2006 году, я был потрясен тем, насколько люди врут. Я понимаю, что угадать с клиентом в экспедиции это как выиграть в казино, но все же, для меня было шоком узнать что способны выдумать клиенты, лишь бы пойти в экспедицию.

Большинство опытных гидов знают об этом и поэтому задают своим потенциальным клиентам трудные вопросы. Если же при наборе группы гид не интересуется своими клиентами, нужно искать другого гида.

Но кроме клиентов, гиды также могут врать. Они также хотят подняться на вершину, и они должны привлечь достаточно людей в экспедицию, что бы как минимум окупилась, а в лучшем случае - принесла прибыль.
Конечно, каждый человек в не зависимости от своей квалификации имеет право быть зачисленным в экспедицию, но в таком случае на плечи горного гида ложиться тяжесть работы с неподготовленной командой, что может привести к трагедии.
Поэтому опытные гиды, даже рассматривая состав экспедиции сквозь призму финансов, могут отказать клиенту.




Вывод

Давайте подытожим. Некоторые люди скажут, что никогда ненужно подниматься в горы в компании с гидом, только со своими хорошими и проверенными друзьями. Если у вас есть навыки, опыт и такие друзья - это действительно лучший вариант для вас.
Но на самом деле в альпинистском мире это редкость.

Многие клиенты, возвращаясь с успешных коммерческих экспедиций на всю жизнь становятся друзьями со своими горными гидами. Они герои. И многие гиды ищут клиентов что бы вернуться в горы не только ради бизнеса, но и ради признательности и уважения.

Как клиент экспедиции, сперва получите хотя бы минимальный опыт в альпинизме, осознайте свои возможности и затем уж выбирайте себе гида. Это часто более важное решение, чем решение взойти на вершину. И во время восхождения помните - в экспедиции участвуете не только вы

Для горных гидов речь идет о выражениях "и" / "или". Вы, как горный гид, для клиентов - великий альпинист, но вы также должны быть и великим лидером. Практикуйте коммуникативные навыки, будьте всегда открыты и доступны для клиентов. Уделяйте всем внимание и во время восхождения помните - в экспедиции участвуете не только вы.

И еще одно обращение для всех участников экспедиции - используйте свой опыт и навыки и возвращайтесь домой живыми

по материалам http://www.alanarnette.com/

Теги: Everest, Everest summit, восхождения на Эверест, коммерческие экспедиции на Эверест, участи е в экспедиции на Эверест, Эверест, горные гиды на Эвересте, клиенты на Эвересте.
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ