"В альпинизме всегда есть немного безумства" - интервью с альпинистом Рафаэлем Славински

 Рафаэль Славински (Raphael Slawinski)
Рафаэль Славински (Raphael Slawinski)


С Рафаэлем Славински (Raphael Slawinski) - выдающимся канадским альпинистом польского происхождения, скалолазом и путешественником мы встретились на Краковском фестивале горных фильмов.... И наш разговор начался довольно весело...

Рафаэль Славински: На выставке подошел ко мне журналист польского радио. Я, конечно не стремился к особой публичности, но чувствовал что сейчас речь пойдет обо мне. Но вопрос который я услышал: "Не видел ли пан пана Адама Белецкого?" (смеется)


Каролина Шиманска: Кинофестиваль горных фильмов в Кракове в этом году прошел под большой тяжестью потерь польских альпинистов на зимнем восхождении на восьмитысячник Броуд Пик, с критикой Польской национальной программы "Polski Himalaizm Zimowy" в течении уже многих месяцев эта тема остается одной из самых обсуждаемых в польском альпинизме.

СМИ всегда появляются тогда когда речь заходит о трагедиях и смертях

Да, это так. Любой успех освещается в СМИ в гораздо более короткое время... если вообще освещается. Как со СМИ обстоят дела в Канаде? Я подозреваю, что вы боретесь с подобными проблемами.

Польша очень хорошо осведомлена в альпинизме. Если взять среднестатистического поляка то можно с уверенностью сказать что он будет знать кто такие Ежи Кукучка и Ванда Руткевич, а сейчас в Польше очень сильно возрос интерес к ситуации которая была на Броуд Пик.
В то же время в Канаде большинство людей вообще не знают ничего о альпинизме.... ноль. В Северной Америке этот вид спорта функционирует где-то на "обочине".
А восхождения в альпийском стиле для широкой общественности вообще не существует.
Единственное что "альпинизм" включается в воображении людей тогда, когда говоришь о Эвересте.

 Рафаэль Славински (Raphael Slawinski) и Каролина Шиманска на Краковском фестивале горных фильмов
Рафаэль Славински (Raphael Slawinski) и Каролина Шиманска на Краковском фестивале горных фильмов



Попытки заинтересовать людей не привели ни к какому эффекту даже любопытства не вызвали? .

За свое с Яном Вельстедом первопрохождение семитысячника K6 West мы были номинированы на престижную премию National Geographic 2013 года: "Adventurers of the Year" . Во время одного из интервью на радио по этому поводу, в конце интервью журналист спросил меня: "Так что, теперь Вы пойдете на Эверест?". Каково же было его удивление, когда я сказал, что я совсем не собираюсь подниматься на Эверест, и более того, я считаю что мы совершили гораздо более интересное восхождение. (Смеется).

В Польше, альпинизм, скалолазание, особенно спортивные, становятся модным видом спорта и постепенно перестают быть элитными. Все чаще мы видим альпинистов и скалолазов в рекламе и сериалах. А как с этим делом в Канаде?

Спортивное скалолазание это очень популярный вид спорта, но большинство людей занимаются лишь в спортзалах. Есть даже такие, которые так ни разу не выезжали на природные скалы. Кроме того, сегодня существует также довольно экспансивная мода на боулдеринг.
Я должен признать, что лично для меня это может быть средством для развития альпинизма, но сами по себе, такие занятия не очень привлекательны. Я постоянно занимаюсь в зале, но у меня есть много друзей, которые едут в Южную Африку, Францию, Швейцарию, и мы даже не берем с собой веревку... Это трудно понять. (Смеется)

Занятия боулдерингом вас не интересуют?

Мы тренируемся во всех видах, но я должен признать, что я слаб в боулдеринге. Но мне очень нравится спортивное скалолазание.
В течение летних месяцев я, случается, практикую такие тренировки. У меня есть свои проекты, на которых прохождение ключей дается только после упорных тренировок месяц за месяцем....

Вы поднимаетесь по маршрутам в основном в Скалистых горах. Вы живете рядом с ними?

На машине 40 минут... Это конечно не то что рядом с домом, до достаточно близко к нему.

Ваши родители - поляки, но Вы постоянно проживаешь в Канаде. А часто ли посещаете Польшу?

В последний раз я был здесь по случаю приглашения на Краковский фестиваль горных фильмов в 2009 году. А до этого в 1991 году.

Рафаэль Славински (Raphael Slawinski)
Рафаэль Славински (Raphael Slawinski)


Вы имели возможность заниматься альпинизмом в Пальше? Я слышала что Вам нравятся Татры

К сожалению, у меня не было времени для серьезного лазания. Но у меня такое впечатление, что флора Татр по-своему уникальна, и я хотел бы еще раз прийти к этим горам.

Я заметила что Вы часто вспоминаете старших за Вас альпинистов. Они знают вас... это старые друзья и родители?

Перед моим отъездом в Канаду мои родители активно занимались альпинизмом. К сожалению моей мамы уже нет в живых, но мой отец до сих пор поднимается в горы.

Сколько ему лет?

76

Поднимитесь вместе?

Да, он даже научился драйтулингу. Мы готовимся к совместному прохождению классического маршрута на Polar Circus.

В таком случае мы ждем от вас хороших известий, потому что это будет фантастическое и уникальное восхождение. Горы огромная часть вашей жизни, они с вами с раннего детства. Считаете ли Вы, что пришлось пожертвовать чем-то ради любви к горам?

Многие мои решения, которые я принимал в жизни, зависели от гор. Я живу там где я живу именно из-за их близости. Я понял как много они значат в моей жизни, но понял это только когда писал докторскую: в то время я жил в течении нескольких лет в Чикаго и был за тысячи километров от своих гор. Только тогда я понял как за ними скучаю. Теперь я каждый день провожу в горах, и когда я выезжаю за пределы Канады, я скучаю за ними, даже если моя поездка связана с восхождением на другие вершины.
После долгого отсутствия, по возвращению домой, я приезжаю в горы со своими коллегами в надежде на то что было дождливое лето. (Смеется). В английском языке есть такой термин как "FOMO" - страх упустить что-то важное, страх того, что что-то проходит мимо тебя.

Однако, несмотря на эти проблемы преодоления FOMO Вы все же отправились далеко за пределы родных мест ...

Меня периодически тянет к высоким горам. Для меня Яном K6 West принесла огромное удовлетворение, потому что мы смогли в полной мере воспользоваться всеми теми навыками, которые приобрели ранее в горах. Маршрут подошел нам прекрасно, и не смотря на высокогорный его характер, я чувствовал себя прекрасно. Я и раньше делал подобные восхождения, но все же мне было интересно и прохождение этой стены было для нас обоих кульминацией нашего альпинизма.

Вы занимаетесь альпинизмом около двадцати лет. У Вас есть страх перед началом восхождения на большие стены?

Да, даже очень. Перед началом восхождения на K6 West я очень боялся этой стены. До того боялся, что за день до нашего отъезда я составил список своих страхов... для того что бы всегда видеть перед собой свои проблемы

Видимо для Вас самым тяжелым был подход к этой стене...

Самым тяжелым был первый день. Я был уверен в своих силах, и был уверен в Яне, что он справится с задачей. Но я боялся прохождения ледопада. Он расположен в узкой долине, окруженной с трех сторон высокими стенами, на которых были частые лавины.Я знал что это будет игра в "русскую рулетку". Но когда мы добрались до основания стены я перестал боятся. Но страх появился снова, когда мы вынуждены были вернуться назад и подождать до вечера, пока стихнут лавины.

А что насчет самой стены? Маршрут подходит под вас, но во время первопрохода не всегда все идет как было запланировано

На ключевых участках маршрута были такие ситуации, когда мы ступали на тонкий лед, а последняя база маячила гдето далеко-далеко внизу. Это был момент сомнений. Я собираюсь продолжать восхождение или нет? При таком восхождении Вы иногда встаете перед дилеммой: продолжить восхождение, отказавшись частично от безопасного прохождения или отказаться и вернуться назад?

А тебе приходилось пересекать эту границу, когда ваш внутренний голос говорил вам что Вы зашли слишком далеко?

У меня в жизни было несколько таких моментов, в которых я испытал на себе серьезные падения. Тогда я перешагнул через этот барьер, но тем не менее у меня было немного удачи.

Однако в такой ситуации что-то может пойти не так ...

Это всего лишь вопрос принятия решения. Вы можете задать его самому себе в любой момент времени.
В альпинизме всегда есть немного безумства, но несмотря на моменты риска, достижение вершины из-за этого не становится нецелесообразным. Это альпинизм...

Что-нибудь еще?

Альпинизм это так сказать интеллектуальный вид спорта. Логистика экспедиции, само восхождение, как его провести, сколько взять снаряжения, продуктов..... Для нас это был целый экзамен на K6 West. Мы должны были взять огромные рюкзаки, мы даже хотели их взять, но не могли... В конце концов их вес остановился на 20 кг.
Кроме того я думаю что этот спорт для сутулящихся спортсменов... для тех кто слаб в других дисциплинах... например в футболе.
И мы не хотим участвовать ни в одном командном виде спорта, поэтому мы идем в горы. (Смеется)

В своем блоге Вы написали статью под названием "Сбор вершин". Вы занимаетесь коллекционированием гор?

Нет, определенно нет. До своей поездки на K6 West я имел в своей жизни прохождение нескольких шеститысячников и пятитысячников. Но они были пройдены больше с целью для акклиматизации, чем с целью обычного восхождения, и это название для меня было больше юморным. Для меня была лишь одна цель - а все остальное средства для ее достижения.

Как финансируются Ваши экспедиции?

В Канаде нет национальных экспедиций, и поэтому невозможно получить государственную поддержку своих проектов. Поэтому я коплю деньги и участвую в грантах. Например, для восхождения на К6 West мне очень помогла помощь грантов и премий: GORE-TEX Shipton/Tilman Grant, Lyman Spitzer Cutting Edge Climbing Award и Mugs Stump Award, что в сумме дали мне помощь в размере 12 000 долларов США, которая частично помогла в финансировании поездки в Пакистан.

Как твоя жена относится к экспедициям? Для семейных альпинистов, их "хобби" обычно являются камнем преткновения и стоят очень многих нервов

Для жены особенно напряженной была моя последняя поездка. Прежде всего потому, что у Нангапарбат расстреляли альпинистов. Но даже обычные" ежедневные" восхождения это стресс для нее... большие стены, камнепады, лавины...Альпинизм это опасное хобби.

Как Вы поднимаетесь в Скалистых горах? Вы занимаетесь разведкой? Планируете ли Вы какие либо новые маршруты?

В Скалистых горах есть еще очень много возможностей для новых альпинистских или драйтулинговых маршрутов. Даже уже существующие альпийские маршруты зачастую не имеют повторений или имеют но крайне мало. А вот в Гималаях нельзя придти дважды к одному и тому же маршруту. Приключение может быть и идентичное, но при этом вы получаете меньше удовлетворения, и отсутствие публичности и славы. Однако я уверен, что восхождение по многим маршрутам в Скалистых горах, даже если они были ранее повторены, принесет лишь радость.

И много ли альпинистов приходят к этим маршрутам? Татры например зачастую пустуют, хотя эти вершины и не такие уж и большие

У нас тоже самое. Микстовые и драйтулинговые маршруты, особенно в конце сезона выходят на пик популярности. В летний период маршруты пустуют. Но именно тогда на них вы встречаете альпинистов, хотя таких настоящих альпинистов очень немного... пожалуй с десяток.

В Польше, спортивные скальные маршруты переполнены , на как только эти маршруты перерастают в настоящее "приключение" они начинают терять посетителей

В общем это не сюрприз. Я большую часть времени поднимаюсь по спортивным маршрутам. И как только меня что-то вдохновляет в стороне от этого маршрута я сразу же переключаюсь.
Хочу сказать, что я не выкладываюсь по полной программе каждые выходные, потому что это для меня несколько обременительно и умственно, и физически.

Какие восхождения наиболее запомнились Вам, какие были уникальными?

Петр Дрозд из польского журнала «Горы» попросил меня написать статью "10 моих самых запоминающихся восхождений ". Но знаете, я не хочу ее писать и составлять такой рейтинг. Я не могу оценить критерии отбора в такой рейтинг, как оценить красоту, сложность, удовольствие? Каждый раз восхождение отличается. Кроме того в разные периоды жизни мы находим что то новое и привлекательное для себя. И если и оценивать восхождение, то нужно его повторять несколько лет. Для меня таким маршрутом было второе прохождение семиверевочного микста, которое я проходил два года. Тогда я прочитал о этом маршруте в гайдбуке, а много позже узнал что этот маршрут был повторен много раз...

Иногда кажется что лучше меньше знать, прежде чем ...

Это факт. (Смеется). Но я думаю, что, когда я это понял, я уже преуспел в драйтулинге и у меня были хорошие навыки прохождения похожих маршрутов. Я видел что многие проблемы, которые я считал раньше непроходимыми, стали реальными.

В таком случае как Вы выбираете свои следующие цели? Есть ли маршруты на которые Вы бы хотели подняться уже давно?

Я их выбираю очень быстро, для меня они не откладываются в долгосрочную перспективу. В прошлые выходные я со своим товарищем прошел новый ледовый маршрут длинной 300 метров, он нависал над долиной, к которой я приходил 20 лет назад... Мы должны были его пройти очень быстро, и так оно и случилось.
И для меня если есть возможность подняться по маршруту я ее использую.

И также было и с K6 West?

Моя первая поездка в Пакистан была в долине Чаракуза (Charakusa). Тогда мы приходили к пикам высотой до 6500 метров, ведь для восхождения на них по законам Пакистана не нужны были пермиты - это были так называемые треккинговые вершины. В этой номенклатуре Башни Транго как раз под них и попадали.
Поэтому в дополнение к отсутствию пермитов мы получили огромный опыт. Тогда в Пакистане я искал возможности... я знал что то, что я хочу пройти находится где то здесь. Я видел эту вершину и для меня эта непокоренная стена была очень интересна, тем более что ее уже неоднократно пытались пройти другие экспедиции, и в то же время я чувствовал что K6 West находится на пределах моих возможностей.

Вы не поднимаетесь если решение выходит за пределы разумного риска?

Да, и потому что для меня цель, которую я не могу достичь не интересна.

Всегда ли у Вас есть мотивация для восхождений?

Я занимаюсь альпинизмом в Скалистых горах достаточно долгое время: я встаю ранним утром и по холоду поднимаюсь в горы.
Недавно друзья пытались пригласить меня в восхождение, но я не хотел снова вставать в 3 или 4 часа утра что бы сделать еще одно восхождение, которое делал уже десятки раз до этого. Я не хотел идти из-за отсутствия мотивации? может быть.
С другой стороны, когда у меня есть цель, для меня это становится автоматической мотивацией. Тогда с этим у меня нет проблем.

Аппетит растет ...

Или я со временем стал более переборчивым ....

по материалам www.outdoormagazyn.pl

Теги: Рафаэль Славински, Raphael Slawinski, K6 West
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ